Цели Временного правительства и их осуществление
Пришедшее к власти Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым, в соответствии со своей Декларацией и опираясь на завоевания Февраля, стало проводить широкие демократические преобразования: ввело в полном объеме политические свободы, отменило смертную казнь, национальные и религиозные ограничения, объявило политическую амнистию, упразднило старые карательные органы. Вместо Департамента полиции создано Главное управление по делам милиции. Реорганизованы структуры и руководящий состав других государственных органов. Были арестованы царские министры и назначена комиссия для расследования их деятельности. По закону от 8 марта 1917 г. Совет министров и его канцелярия временно переименовывались во Временное правительство и его канцелярию. Министерство императорского дворца и уделов было упразднено, а находившиеся в его ведении кабинетские и удельные земли переданы в Министерство земледелия, промышленные предприятия — в Министерство торговли и промышленности, дворцы — в Министерство внутренних дел (МВД). Вместо Главного управления по делам печати в апреле создаются Всероссийская книжная палата и бюро по составлению обзоров печати. При МВД во второй половине марта для руководства деятельностью комиссаров Временного правительства образуется Отдел по делам местного управления. В конце марта учреждается Особое совещание по местной реформе, подготовившее ряд законодательств о комиссарах, милиции, земствах и др. При Временном правительстве в марте под председательством кадета Ф. Ф. Кокошкина было создано Юридическое совещание. На него возлагалась обязанность давать «предварительные юридические заключения» на мероприятия правительства. Все эти меры носили чисто политический характер. С другой же стороны, Временное правительство не выполнило ни одного из требований народа — оно выражало и защищало не народные, а буржуазно-помещичьи интересы. В социально-экономической сфере Временное правительство особое внимание уделяло продовольственному, аграрному и финансовому вопросам и работе промышленности. Продовольственный вопрос, резко обострившийся в годы войны и толкнувший трудовой Петроград на улицы в февральские дни, наряду с проблемами мира и земли стал главным источником социального напряжения в стране и неоднократно обсуждался в правительстве. Голод вызывал волнения в городах, дезертирство из армии, погромы в деревне. На печальном опыте царского правительства убедившись в правоте истины — кто в России владеет хлебом, тот владеет властью, — Временное правительство объявило введение хлебной монополии (25 марта), однако обеспечить ее не смогло. Это решение затрагивало интересы крупных собственников. Чтобы взять хлеб у крестьян, требовалось снабдить их промышленными товарами, повернуть промышленность «лицом к деревне». Но командование вооруженными силами, наоборот, требовало усилить милитаризацию промышленности, повернуть ее «лицом к фронту». Осенью 1917 г. при проведении хлебозаготовок правительству пришлось применить силу, что толкнуло крестьян в лагерь левой оппозиции. Продолжалось участие России в мировой войне, хотя характер ее не изменился: война оставалась империалистической, чуждой народу. В аграрной политике Временное правительство ограничилось национализацией земель, принадлежавших царской фамилии. Оно запретило самочинные захваты земли, угрожало уголовной ответственностью за участие в «аграрных беспорядках», обещало землевладельцам возместить убытки в случае «народных волнений». Аграрный вопрос выносился на рассмотрение Учредительного собрания. Для подготовки материалов по аграрному вопросу были созданы в центре и на местах земельные комитеты. Главный Земком стал ареной яростных споров демократов и либералов. Особенно непримиримыми были позиции эсеров, предусматривавших социализацию земли, и кадетов, стремившихся сохранить частную собственность на землю. С большим трудом В. Чернов смог провести через правительство декрет о запрете земельных сделок без разрешения земельных комитетов. Но в начале октября 1917 г., когда социалисты составили большинство в правительстве, новый министр земледелия С.Л. Маслов (эсер) внес на рассмотрение проект декрета о передаче земли в ведение Земкомов. Это все, что было сделано правительством для «решения» одного из острейших вопросов, определявшего судьбу и правительства, и революции, и России. Таким образом можно сказать, что аграрный вопрос не был решен. Интересы помещиков тесно переплетались с интересами представителей торгово-финансово-промышленных кругов, поэтому буржуазное Временное правительство не хотело, да и не могло передать крестьянам помещичьи земли. Временное правительство ничего не сделало и для того, чтобы облегчить положение рабочих. Оно всячески препятствовало законодательному введению 8-часового рабочего дня (хотя рабочие уже весной 1917 г. на большинстве предприятий страны явочным порядком добились этого), игнорировало требования о повышении заработной платы, улучшении условий труда. Однако в апреле были приняты законы о рабочих комитетах на промышленных предприятиях, о свободе собраний и союзов. Оно легализовало, наряду с союзами предпринимателей, возникшие в ходе революции фабрично-заводские комитеты и профсоюзы. В результате к концу 1917 г. в стране было более 2 тысяч профсоюзов, которые объединяли 3 млн. рабочих. Летом 1917 г. был сформирован профсоюзный центр — временный Всероссийский Центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС. Председатель В.П. Гриневич, меньшевик). Еще одной из проблем, на которой "поскользнулось" Временное правительство, стал национальный вопрос. 20 марта 1917 г. Временное правительство приняло закон "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений", ликвидировав наиболее унизительные законы, прежде всего — "черту оседлости" для евреев. Более сложным оказался вопрос о правах многочисленных, компактно проживающих народов, прежде всего поляков, украинцев и финнов. В национально-государственном вопросе правительство исходило из идеи "единой и неделимой России". Нерушимо на этой позиции стояли кадеты во главе с Милюковым. Министры-социалисты были готовы на уступки националам. Таким образом Временное правительство по существу продолжало колонизаторскую политику царизма, на местах сохранялся старый царский аппарат угнетения, что и привело к его кризису.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |