Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации для студентов



2020-02-03 261 Обсуждений (0)
Методические рекомендации для студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




Студент, приступая к изучению дисциплины «Правоведение» должен четко представлять цель и задачи данной дисциплины, ее структуру, а также место в системе профессиональной подготовки будущего субъекта экономической деятельности.

Познание правовой материи начинается с фундаментальных категорий, таких как «государство» и «право», входящих в предмет теории государства и права. Она изучает общие закономерно­сти возникновения, развития и функционирования государ­ства и права, выявляет взаимосвязь и взаимодействие госу­дарственных и правовых явлений общественной жизни, а также разрабатывает систему основных понятий юриспруден­ции.

Первый вопрос, с которым сталкивается студент при изу­чении этой темы курса, — это вопрос о происхождении госу­дарства и права. Программа исходит из того, что в школьных курсах общественных дисциплин эти проблемы рассматрива­ются. Однако на практике оказывается, что далеко не все чет­ко представляют себе этот процесс.

Что такое власть? В чем заключается отличие власти в первобытном обществе от государственной. Нужно обратить внимание на то, что коренные переме­ны в родоплеменной организации общества произошли в свя­зи с серьезными изменениями в общественном строе. Эти изменения были вызваны дальнейшим развитием произво­дительных сил, ростом производительности общественного труда вследствие приручения и одомашнивания животных, развития земледелия, совершенствования орудий труда, а глав­ное - овладение плавкой металлов.

В настоящее время известно много теорий, по-разному трактующих причины появления государства. В нашей стране семь десятилетий господствовала марксистская теория происхождения государства, согласно которой на определен­ном этапе развития общества в результате развития его про­изводительных сил появляются излишки сверх необходимо­го для личного потребления, и они накапливаются в руках отдельных лиц, т.е. возникает частная собственность. Это приводит к расколу общества на классы с противоречивыми (антагонистическими) интересами (богатые и бедные, рабы и рабовладельцы). В результате экономически господствующе­му классу (рабовладельцам) понадобилось государство как специальный аппарат, с помощью которого можно удержи­вать в повиновении угнетенный класс.

В современной теории не отрицается, что в марксист­ском учении нашли отражение процессы, в действительнос­ти происходившие на европейском континенте в I тысячеле­тии до н.э. (Древняя Греция, Древний Рим), где классовое разделение общества было основным фактором, приведшим к возникновению государства. Однако изучение историчес­ких процессов в других регионах земного шара (например, Древнем Востоке в IV—III тысячелетии до н. э.) показывает, что в марксистской теории преувеличена роль классов в обра­зовании государства. Далеко не везде оно возникало подоб­ным образом. Поэтому студентам необходимо ознакомиться с современными подходами к проблеме происхождения госу­дарства. Можно выделить некоторые общие признаки, присущие всем государствам независимо от эпохи их существования. Это такие существенные признаки, которыми государство отли­чается от родовой организации первобытного общества, а так­же от других организаций классового общества (например, от партий). При подготовке этого вопроса все признаки госу­дарства нужно рассматривать во взаимосвязи.

Вопрос о социальном назначении государства связан с его функциями, под которыми принято понимать основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Для удобства изучения этого вопроса нужно воспользоваться делением функций по видам по разным ос­нованиям:

     -по времени осуществления — функции постоянные и вре­менные;

- в зависимости от политической направленности - функции внутренние и внешние;

- по сферам общественной жизни - функции экономичес­кие, социальные, политические, в духовной сфере.
Ответ на вопрос о форме государства должен раскрыть,

как организована власть, из каких органов она состоит, каков порядок их образования, каково распределение компетенции между ними. При этом нужно иметь в виду, что вопрос о фор­ме государства рассматривается в трех аспектах: форма правления;

· форма государственного устройства;

· государственно-правовой режим, характеризующийся

· методами государственного руководства обществом.
      

 При изучении этой темы важно не упустить одну из ос­новных идей современного правосознания — идею правового государства. Она нашла свое отражение в Конституции Рос­сийской Федерации. Однако нужно иметь в виду, что идея эта не новая и родилась она не в России. Современная кон­цепция правового государства вобрала в себя ряд идей, вы­двинутых в прошлом передовыми мыслителями твоего вре­мени - немецким философом И. Кантом (1724-1804) и французским просветителем и правоведом Ш. Монтескье (1689-1755).

Право — один из регуляторов общественных отношений. Оно может включать любые из перечисленных норм. Являясь самым распространенным видом социальных норм, право в то же время отличается от всех иных социальных норм:

Нормы права исходят непосредственно от государства, его органов. Нормы права принимаются высшими предста­вительными органами государства или органами местно­го самоуправления, Президентом, правительством, ми­нистерствами, иными органами исполнительной власти и закрепляются (фиксируются ) в конкретных источни­ках права - нормативных актах.

В разных учебниках и пособиях, у разных авторов вы най­дете разные определения нормы права. Но суть их сводится к следующему: норма права — это установленное государством и охраняемое им общеобязательное, формально определенное, неперсонифицированное  правило поведения, предназначенное для многократного применения, которое предоставляет участникам обще­ственных отношений (субъектам права) юридические права и налагает на них юридические обязанности.

Какие функции выполняет право в классовом обществе и социальном государстве. Назовите общие функции права. Как соотносятся понятия «право» и «справедливость»; «право» и «закон». Может ли быть закон несправедливым или внеправовым?



2020-02-03 261 Обсуждений (0)
Методические рекомендации для студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации для студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)