Методические рекомендации для студентов
Студент, приступая к изучению дисциплины «Правоведение» должен четко представлять цель и задачи данной дисциплины, ее структуру, а также место в системе профессиональной подготовки будущего субъекта экономической деятельности. Познание правовой материи начинается с фундаментальных категорий, таких как «государство» и «право», входящих в предмет теории государства и права. Она изучает общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, выявляет взаимосвязь и взаимодействие государственных и правовых явлений общественной жизни, а также разрабатывает систему основных понятий юриспруденции. Первый вопрос, с которым сталкивается студент при изучении этой темы курса, — это вопрос о происхождении государства и права. Программа исходит из того, что в школьных курсах общественных дисциплин эти проблемы рассматриваются. Однако на практике оказывается, что далеко не все четко представляют себе этот процесс. Что такое власть? В чем заключается отличие власти в первобытном обществе от государственной. Нужно обратить внимание на то, что коренные перемены в родоплеменной организации общества произошли в связи с серьезными изменениями в общественном строе. Эти изменения были вызваны дальнейшим развитием производительных сил, ростом производительности общественного труда вследствие приручения и одомашнивания животных, развития земледелия, совершенствования орудий труда, а главное - овладение плавкой металлов. В настоящее время известно много теорий, по-разному трактующих причины появления государства. В нашей стране семь десятилетий господствовала марксистская теория происхождения государства, согласно которой на определенном этапе развития общества в результате развития его производительных сил появляются излишки сверх необходимого для личного потребления, и они накапливаются в руках отдельных лиц, т.е. возникает частная собственность. Это приводит к расколу общества на классы с противоречивыми (антагонистическими) интересами (богатые и бедные, рабы и рабовладельцы). В результате экономически господствующему классу (рабовладельцам) понадобилось государство как специальный аппарат, с помощью которого можно удерживать в повиновении угнетенный класс. В современной теории не отрицается, что в марксистском учении нашли отражение процессы, в действительности происходившие на европейском континенте в I тысячелетии до н.э. (Древняя Греция, Древний Рим), где классовое разделение общества было основным фактором, приведшим к возникновению государства. Однако изучение исторических процессов в других регионах земного шара (например, Древнем Востоке в IV—III тысячелетии до н. э.) показывает, что в марксистской теории преувеличена роль классов в образовании государства. Далеко не везде оно возникало подобным образом. Поэтому студентам необходимо ознакомиться с современными подходами к проблеме происхождения государства. Можно выделить некоторые общие признаки, присущие всем государствам независимо от эпохи их существования. Это такие существенные признаки, которыми государство отличается от родовой организации первобытного общества, а также от других организаций классового общества (например, от партий). При подготовке этого вопроса все признаки государства нужно рассматривать во взаимосвязи. Вопрос о социальном назначении государства связан с его функциями, под которыми принято понимать основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Для удобства изучения этого вопроса нужно воспользоваться делением функций по видам по разным основаниям: -по времени осуществления — функции постоянные и временные; - в зависимости от политической направленности - функции внутренние и внешние; - по сферам общественной жизни - функции экономические, социальные, политические, в духовной сфере. как организована власть, из каких органов она состоит, каков порядок их образования, каково распределение компетенции между ними. При этом нужно иметь в виду, что вопрос о форме государства рассматривается в трех аспектах: форма правления; · форма государственного устройства; · государственно-правовой режим, характеризующийся · методами государственного руководства обществом. При изучении этой темы важно не упустить одну из основных идей современного правосознания — идею правового государства. Она нашла свое отражение в Конституции Российской Федерации. Однако нужно иметь в виду, что идея эта не новая и родилась она не в России. Современная концепция правового государства вобрала в себя ряд идей, выдвинутых в прошлом передовыми мыслителями твоего времени - немецким философом И. Кантом (1724-1804) и французским просветителем и правоведом Ш. Монтескье (1689-1755). Право — один из регуляторов общественных отношений. Оно может включать любые из перечисленных норм. Являясь самым распространенным видом социальных норм, право в то же время отличается от всех иных социальных норм: Нормы права исходят непосредственно от государства, его органов. Нормы права принимаются высшими представительными органами государства или органами местного самоуправления, Президентом, правительством, министерствами, иными органами исполнительной власти и закрепляются (фиксируются ) в конкретных источниках права - нормативных актах. В разных учебниках и пособиях, у разных авторов вы найдете разные определения нормы права. Но суть их сводится к следующему: норма права — это установленное государством и охраняемое им общеобязательное, формально определенное, неперсонифицированное правило поведения, предназначенное для многократного применения, которое предоставляет участникам общественных отношений (субъектам права) юридические права и налагает на них юридические обязанности. Какие функции выполняет право в классовом обществе и социальном государстве. Назовите общие функции права. Как соотносятся понятия «право» и «справедливость»; «право» и «закон». Может ли быть закон несправедливым или внеправовым?
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (261)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |