Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации для студентов



2020-02-03 214 Обсуждений (0)
Методические рекомендации для студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




Какие значения имеет термин «источник права». При характеристике форм права нужно исходить из ис­торически сложившихся реалий: первой по времени возник­новения формой права было санкционирование государством некоторых обычаев, в поддержании и закреплении которых был заинтересован господствующий класс (правовой обычай); вторая форма права - придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу (прецедент); третья форма права - установление государством предписаний общего характера, то есть норма­тивного акта.

Вопрос о видах нормативных актов довольно подробно изложен во всех учебниках и пособиях.

В повседневной жизни часто встречается термин «дей­ствующее законодательство». Он означает совокупность таких законов, предписания которых, с одной стороны, явля­ются общеобязательными, а с другой — обязательными имен­но в настоящее время. Таким образом, речь идет о пределах действия законов во времени. Одни нормативные акты при­нимаются на неопределенное время (например, Конституция РФ), другие - на строго определенное время (например, Пра­вила приема в вузы в 2006 г.).

Действие законов в пространстве всегда ограничено оп­ределенными территориальными пределами. При этом про­странственное действие законов и иных нормативных актов может распространяться: на территорию всего государства; на определенную часть государства; за пределами государствен­ной территории.

Действие закона по кругу лиц также связано с определенными пределами. Иначе говоря, круг лиц, охватываемый действием нормативного акта, бывает различным. Дайте объяснение сущности этих процессов.

Правовые нормативные акты включаются в действующее законодательство в результате специальной деятельности ком­петентных органов государства — правотворчества (законо­творчества). Нужно усвоить, что правотворчество - способ упорядочивать, стабилизировать существование самого общества, формировать социально необходимые отношения между людьми и их коллективными образованиями. Такой подход к правотворчеству реализуется тогда, когда основывается на научно сформулированных началах, принципах. К ним относятся принципы демократизма, законности, научности, исполнимости.

Различают три способа правотворческой деятельности полномочных государственных органов:

а) принятие нормативных актов органами государства
либо органами местного самоуправления;

б) принятие актов в ходе референдума непосредственно
населением страны;

в) санкционирование государственными органами норм, которые стожились независимо от них в виде обычаев (дело­вого обыкновения) или выработаны негосударственными орга­низациями, например, кооперативами, общественными орга­низациями.

Следует обратить внимание на последовательность осу­ществляемых организационных действий, совокупность ко­торых настывают правотворческим (законотворческим) процес­сом. Правотворческий процесс — это технология создания нормативных правовых актов и доведение их предписаний до адресата.

Рассмотрим основные стадии законотворческого процесса.

1. Законодательная инициатива, т.е. осуществление закреп­ленного Конституцией за определенными лицами права на предложение по изданию закона и на внесение зако­нопроекта в законодательный орган. Право законодатель­ной инициативы, согласно ст. 104 Конституции РФ, при­надлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

2. Подготовка законопроекта (деятельность различных ра­бочих групп, комиссий: выработка концепции, создание текста, правовая экспертиза, пояснительная записка и т.п.).

3. Обсуждение (выступления в комиссиях и комитетах за­конодательного органа, заключения, опубликование про­екта для обсуждения и т.п.).

4. Внесение - законопроекта в законодательный орган, при­нятие его к рассмотрению, принятие в порядке первого, второго, третьего чтения.

«Чтение законов» означает обсуждение и. поэтапное при­нятие его: «первое чтение» — принятие проекта в прин­ципе, одобрение идеи либо основных контрольных цифр (например, при принятии бюджета): «второе чтение» — принятие проекта как закона; «третье чтение» — внесе­ние редакционных поправок и принятие в целом. Например, принятие обычного закона требует простого большинства голосов, т.е. 50 % + 1 голос от общего коли­чества депутатов Государственной Думы (450 депутатов). Значит, требуется не менее 226 голосов. Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов (2/3 от общего числа депутатов (Государственной Думы) и должны получить одобрение 3/4 состава Совета Федерации (в то время, как обычный закон требует одобрения более по­ловины голосов членов Совета Федерации). Подписание закона (председателем палаты, председате­лем парламента, монархом, президентом, иным главой государства - в соответствии с конституцией, регламен­том).

Опубликование (обнародование) закона в соответствии с установленным порядком, сроком и источниками опуб­ликования (например, официальная газета, ведомости).

В правотворческий (законотворческий) процесс составной частью входит и систематизация правовых актов, приведение их в согласованную, упорядоченную систему. Выделяют четыре формы систематизации: учет и регистрация принятых законов, инкорпорация, консолидация, кодификация. В правоприменительной деятельности нередко возника­ет необходимость в толковании права. Толкование права — это уяснение смысла нормы права, установление ее содержа­ния.



2020-02-03 214 Обсуждений (0)
Методические рекомендации для студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации для студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)