Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ                                                        ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В ХОДЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ



2020-02-03 265 Обсуждений (0)
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ                                                        ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В ХОДЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственное казенное образовательное учреждение

Высшего образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра теории и истории государства и права

УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры                               12 ноября 2015 г., протокол №3. Заведующий кафедрой Н.Н. Димитров

СБОРНИК ЗАДАЧ И ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»

МОСКВА

2015


ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ                                                        ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В ХОДЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Задание 1-5. Определите, о каких теориях происхождения государства идет речь в следующих отрывках:

1) Основатели Церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. При этом процесс сотворения государства подобен процессу сотворения Богом мира.

2) Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство.

3) Человеческие расы физически и психически неравноценны. Есть расы высшие и низшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помощью государства и законов.

4) Войны, грубая сила – вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддержать господство над побежденными.

5) Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно – высшая форма человеческого общения. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, власти главы семьи.

Задание 6. Известно, что первые государства возникли в долинах крупных рек – Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы.

Назовите основные причины этого явления.

Задание 7. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Жан Боден[1]

«Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву. <…> Но и те и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем, чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях. Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды для подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите. Это – первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве».

Боден Ж. Шесть книг о государстве. М., 1999. С.39

Вопросы:

1. Какие признаки государства выделил Ж. Боден?

2. Разделяете ли вы точку зрения Ж. Бодена на признаки государства? Объясните свое суждение.

Задание 8. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Иларион Киевский[2]

<…> Кто еще велик так, как наш бог? Он один, творящий чудеса, установил закон, предваряющий истину и благодать, чтобы в нем обвыкло человеческое естество, от многобожия языческого отходящее к вере в единого бога, чтобы человечество, как сосуд скверный, но омытый, словно водою, законом и обрезанием, восприняло бы млеко благодати и крещения. Ибо закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать – слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни.

<…> Чего достиг закон и чего благодать? Прежде закон, потом – благодать, прежде – подобие, потом – истина.

Цит. по: Политика. Право. Граждановедение.– М., 1999. С.110

Вопросы:

1. Кому, по мнению Илариона, принадлежит право устанавливать законы?

2. Что типичного для взглядов идеолога теологической теории происхождения государства и права вы нашли в высказываниях Илариона?

Задание 9. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Георгий Валентинович Плеханов[3]

<…> Говоря вообще, всякий социальный союз стремится выработать такую систему права, которая бы наилучше удовлетворяла его нуждам, которая была бы наиболее полезна для него в данное время. То обстоятельство, что данная совокупность правовых учреждений полезна или вредна для общества, никоим образом не может зависеть от свойств какой бы то ни было или чьей бы то ни было «идеи»: оно зависит, как мы видели, от способов производства и от тех взаимных отношений между людьми, которые создаются этими способами. В этом смысле у права нет и не может быть идеальной основы, так как основа его всегда реальна. Но реальная основа всякой данной системы права не исключает идеального отношения к ней со стороны членов данного общества. Взятое в целом, общество только выигрывает от такого отношения к ней его членов. Наоборот, в переходные его эпохи, когда существующая в обществе система права уже не удовлетворяет его нуждам, выросшим вследствие дальнейшего развития производительных сил, передовая часть населения может и должна идеализировать новую систему учреждений, более соответствующую «духу времени».

<…> Происхождение права из «нужды» исключает «идеальную» основу права только в представлении тех людей, которые привыкли относить нужды к области грубой материи и противопоставлять эту область «чистому», чуждому всяких нужд «духу». В действительности «идеально» только то, что полезно людям, и всякое общество при выработке своих идеалов руководствуется только своими нуждами.

Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. М., 1999. С. 128-129.

Вопросы:

1. Как вы думаете, судя по прочитанному фрагменту, сторонником какой теории происхождения государства и права был Г. В. Плеханов?

2. Что подразумевал автор под реальной основой всякой данной системы права?

Задания 10-21. Вашему вниманию предлагаются выдержки из законов, принятых в различных государствах в разное время. Определите, творением какого государства (древнего, средневекового, нового или современного) является та или иная норма права.

10) если суд лишает кого-либо водительских прав, то он одновременно постановляет, что в течение срока от шести месяцев до пяти лет новые водительские права не могут быть выданы.

11) Если кто лишит жизни свободного франка или варвара и будет уличен, то присуждается к уплате 200 солидов.

12) Если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе, или же свободную женщину, присуждается к уплате 600 солидов.

13) Если продавец вещи окажется вором, то его должно убить, хозяин пропавшей вещи должен получить свою пропавшую вещь обратно, покупатель должен взять отвешенное им серебро из дома продавца.

14) Никто не может быть принуждаем к исповедованию государственной религии путем наказаний или иным способом, но должны быть приложены старания привлечь граждан надлежащим наставлением и примером хорошего поведения.

15) Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины, и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины.

16) Ни один приговор не может быть приведен в исполнение в дни национальных или религиозных праздников и воскресные дни.

17) Если хозяин пропавшей вещи не приведет свидетелей, знающих его пропавшую вещь, - он лжец, его должно убить.

18) Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

19) Каждому пусть впредь будет позволено выезжать из королевства и возвращаться в полной безопасности по суше и по воде, лишь сохраняя верность Нам; исключение делается только для сидящих в заключении и поставленных согласно закону королевства вне закона.

20) Кто злую песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого, сложит или распевает, того должно убить.

21) Суд может самостоятельно распорядиться о помещении лица в психиатрическую больницу или терапевтическое учреждение для алкоголиков или наркоманов, если вследствие невменяемости или недееспособности лица судебное разбирательство проведено быть не может.



2020-02-03 265 Обсуждений (0)
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ                                                        ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В ХОДЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ                                                        ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В ХОДЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)