Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА



2020-02-03 1485 Обсуждений (0)
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Задание 30. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Шарль Монтескье[4]

Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. <…>

Республиканское правление – это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или части его; монархическое – при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как деспотическое вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица. <…> В монархиях политика совершает великие дела при минимальном участии добродетелей, подобно тому как самые лучшие машины совершают свою работу при помощи минимума колес и движений. Такое государство существует независимо от любви к отечеству, от стремления к истинной славе, от самоотвержения, от способности жертвовать самым дорогим и от всех героических добродетелей, которые мы находим у древних и о которых знаем только по рассказам.

Законы заменяют здесь все эти добродетели, ставшие ненужными; государство освобождает всех от них; всякое действие, не производящее шума, там в некотором смысле остается без последствий. <…>

Честь, т. е. предрассудки каждого лица и каждого положения, заменяет в нем, [монархическом правлении], политическую добродетель, о которой я говорю выше, и всюду ее представляет. Честь может там вдохновлять людей на самые прекрасные деяния и в соединении с силою законов вести их к целям правительства не хуже самой добродетели. <…>

Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна. <…>

Монтескье Ш. О духе законов. - М., 1999. С. 53-54.

Вопросы.

В чем, по мнению Ш. Монтескье, заключается отличие республиканского правления от монархического?


Задание 31. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Константин Николаевич Леонтьев[5]

Государство есть, с одной стороны, как бы дерево, которое достигает своего полного роста, цвета и плодоношения, повинуясь некоему таинственному, независящему от нас деспотическому поведению внутренней, вложенной в него идеи. С другой стороны, оно есть машина, и сделанная людьми полусознательно, и содержащая людей как части, как колеса, рычаги, винты, атомы, и, наконец, машина, вырабатывающая, образующая людей. <…>

На которое бы из государств древних и новых мы ни взглянули, у всех найдем одно и тоже общее: простоту и однообразие в начале, больше равенства и больше свободы (по крайней мере, фактической, если не юридической свободы), чем будет после. <…> Потом мы видим большее или меньшее укрепление власти, более глубокое или менее резкое (смотря по задаткам первоначального строения) разделение сословий, большее разнообразие быта и разнохарактерность областей.

Вместе с тем увеличивается, с одной стороны, богатство, с другой – бедность, с одной стороны, ресурсы наслаждения разнообразятся, с другой – разнообразие и тонкость (развитость) ощущений и потребностей порождают больше страданий, больше грусти, больше ошибок и больше великих дел…

Государственная форма у каждой нации, у каждого общества своя; она в главной основе неизменна до гроба исторического, но меняется быстрее или медленнее в частностях, от начала до конца.

Леонтьев К. Византизм и Славянство. - М., 1999. С42.

Вопросы:

1. Какую положительную закономерность в развитии государств выделил К. Н. Леонтьев?

2. Какие отрицательные тенденции в развитии государств подметил автор?

3. Согласны ли вы с его видением государства?

Задание 32. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Лев Платонович Карсавин[6]

<…> Государство не что иное как выражение и осуществление, как форма единства некоторого народного или многонародного культурного целого. Государство является необходимою формою личного бытия народа или многонародного целого; однако вторичною формою, ибо первая и истинная личная форма соборного субъекта есть Церковь. <…> Государство, оставаясь только собою, без греха обойтись не может, а если бездействует, то впадает в худший грех самоубийства. Оно не может не ловить и не наказывать преступников, не может не обороняться, когда на него нападают, не может пренебрегать заботой о своих границах, если они повреждены, и о своих подданных, если другое государство их у него отняло. Оно вынуждено воевать даже тогда, когда стремится к осуществлению самых законных и правильных целей. Все это – зная необходимость грешного бытия.

Карсавин Л. Церковь, личность и государство. - М., 1999. С. 44-45.

Вопросы:

1. Как вы понимаете мысль Л. П. Карсавина о том, что государство «является необходимою формою личного бытия народа или многонародного целого»?

2. Прав ли автор, утверждая, что государству без «греха не обойтись»? Аргументируйте свой ответ.

3. Согласны ли вы с точкой зрения Л. П. Карсавина, что церковь стоит выше государства? Почему?

Задание 33. Какое значение для современного государства имеют следующие принципы Конфуция:

«Должностным лицам надо иметь яркую прозорливость для познания дел в государстве, опытную мудрость для отличия порока от добродетели, лжи от истины, притворства от истины»?

Задание 48. В США японцы на собственные деньги строят заводы (например, заводы по сборке автомобилей «Тойота»), покупают американские предприятия, участки земли, строят на них дома престарелых и т. п.

Как вы считаете, не следует ли из этого, что границы Японии расширяются? В таком случае, является ли территория необходимым признаком государства?

Задание 34. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Бенедикт Спиноза[7]

<…> Высшая тайна монархического правления и величайший его интерес заключается в том, чтобы держать людей в обмане, а страх, которым они должны быть сдерживаемы, прикрыть громким именем религии, дабы люди сражались за свое порабощение, как за свое благополучие, и считали не постыдным, но в высшей степени почетным не щадить живота и крови ради тщеславия одного какого-нибудь человека. <…> Нам выпало на долю это редкое счастье – жить в государстве, где каждому предоставлена полная свобода суждения и каждому разрешаются поклоняться богу по своему разумению, где милее и драгоценнее свободы ничего не признают, <…> я думаю, сделаю приятное и небесполезное дело, если покажу, что эта свобода не только может быть допущена без вреда для благочестия и спокойствия государства, но что скорее ее уничтожение означало бы уничтожение самого спокойствия государства и благочестия.

Спиноза Б. Богословско-политический трактат. М., 1999. С. 53.

Вопросы.

1. В чем, по мнению Б. Спинозы, заключается суть монархического правления?

2. Как вы считаете, может ли человек быть свободным при монархическом правлении?

Задание 35-36. В чем выражаются достоинства и недостатки президентской и парламентской республики?

35) Президентская республика

достоинства недостатки
   

36) Парламентская республика

достоинства недостатки
   

Задание 37. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Иммануил Кант[8]

Совокупность законов, для которых возможно внешнее законодательство, называется учением о праве (jus). Если такое законодательство действительно существует, оно есть учение о положительном праве, а о человеке, сведущем в этом учении <…> говорят, что он знаток права <…>, когда он внешние законы знает также с их внешней стороны, т. е. с точки зрения их применения к случаям, происходящем в опыте; учение о праве может стать также юриспруденцией <…>, однако без объединения его с юриспруденцией оно остается всего лишь правоведением. <…>

Право – это совокупность условий, при которых произволение одного [лица] совместимо с произволением другого с точки зрения всеобщего закона свободы.

Кант И. Метафизика нравов. - Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. – М., 1999. С. 123.

Вопросы.

1. Как вы понимаете определение права Кантом? Согласны ли вы с таким определением? Свой ответ аргументируйте.

2. Какие правовые понятия охарактеризовал И. Кант?

Задание 38. Отметьте цифрами: 1 – признаки морали, 2 – признаки права.

1. Свод неписаных правил в виде поучений и притч.  
2. Охрана интересов личности и государства.  
3. Исполнение норм различными принудительными мерами.  
4. Наличие идеала человеческого поведения, к которому должен стремиться каждый человек.  
5. Формулирование требований в абстрактной форме.  
6. Предъявление требований не только к поступкам, но и к мыслям и чувствам.  
7. Признание формального равенства между людьми.  
8. Формулирование норм государственными органами.  
9. Обеспечение исполнения норм посредством давления общественного мнения.  
10. Регулирование поступков и действий людей без вмешательства в сферу мыслей и чувств.  

Задание 40. Сотрудниками УСБ в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий была задокументирована и разоблачена деятельность организованной преступной группы, в состав которой входили начальник Внуковской таможни, заместитель начальника таможни по экономике, а также должностные лица ЗАО «Скай-экспресс». В результате преступной деятельности указанных лиц данной фирме неоднократно предоставлялось освобождение от уплаты таможенных платежей в значительных размерах, всего на сумму свыше 25 млн. рублей. Кроме того, указанные руководители таможенного органа неоднократно оказывали содействие ООО «Аэротехсервис» в незаконном таможенном оформлении летательных аппаратов малой авиации.

Дайте моральную оценку это правонарушения.

41. Начальник таможенного поста «Торфяновка» Б. разрешил предпринимателю В. провезти через таможенную границу без досмотра фуру с товарами, содержащими культурные ценности.

Дайте морально-психологическую и правовую оценку деяния начальника таможенного поста Б. и предпринимателя В. В чем заключается их социальная опасность?

42. Актер Зеев, находясь в зале самообслуживания супермаркета, набирал в корзину различные продукты, обращая внимание на пониженное содержание килокалорий в каждом из продуктов. Продавец Ильина, выразив удивление, сказала, что изящному от природы Зеву не следует так заботиться о собственной фигуре. Зеев, возмутившись высказываниями по поводу его внешности, отказался от совершения покупок, покинул торговый зал и предъявил к магазину иск о компенсации морального вреда.

При рассмотрении дела юрист магазина заявил, что никакого договора купли-продажи с гражданином Зеевым магазин не заключал, а следовательно, правоотношений между ними не возникло. Кроме того, правила торговли магазином не были нарушены. В отношении претензий к продавцу актер может обратиться непосредственно к Ильиной.

Дайте моральную и культурно-правовую оценку данного юридического факта.

43. Гражданин Гринев передал свою обширную библиотеку в дар благотворительному фонду «Осень». Сестра Гринева — Лопатина обратилась в суд с иском о признании сделки недействительной, указав, что ее брат долгое время страдает тяжелым психическим заболеванием.

На официальный запрос судьи пришел ответ, подтверждающий факт психического заболевания Гринева.

Дайте культурно-правовую оценку данному юридическому факту?

46. Супруги Семеновы, имеющие общую семнадцатилетнюю дочь, по взаимному согласию решили расторгнуть брак. Семенов признан судом недееспособным. Дайте культурно-правовую оценку данному событию.

47. Снеткова, выйдя замуж за Пятина, всю жизнь не работала, а вела домашнее хозяйство и воспитывала детей, родившихся в этом браке. Через три года после достижения ею пенсионного возраста ее муж умер. В нотариальной конторе она узнала, что все свое имущество он завещал приятелю Метлину.

Дайте культурно-правовую оценку данному событию.

48. Скорова была принята на работу кладовщицей. В трудовом договоре был установлен восьмичасовой рабочий день. Через год она обратилась к администрации с просьбой установить для нее пятичасовой рабочий день, так как она вынуждена ухаживать за тяжело больной матерью. Администрация отказала Скоровой, предложив ей уволиться по собственному желанию. Законны ли доводы администрации? Разрешите данный конфликт.

49. Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (Ч. 2 ст. 109 УК РФ). Дайте культурно-правовую оценку данной норме.

50. За дачу взятки сотруднику одного из федеральных органов исполнительной власти Дмитрий Калинин был осужден к лишению свободы на срок два года. Определите категорию совершенного Дмитрием деяния. Дайте ему культурно-правовую оценку.


[1] Боден Жан (1530-1596) – французский политический мыслитель и философ. Выступал за прекращение религиозных войн во Франции. Был одним из руководителей партии французской буржуазии, добивавшейся единства страны путем укрепления королевской власти и установления религиозной веротерпимости в стране.

 

[2] Иларион (род. примерно в конце Х в.) – митрополит, один из наиболее ярких представителей русской национальной культуры своего времени. Ближайший сподвижник Ярослава Мудрого. Стоял у истоков отечественной письменности.

[3] Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) – революционер, теоретик и деятель народничества, позже марксизма. Один из организаторов газеты «Искра». После II съезда РСДРП отошел от большевиков, встав на позиции меньшевизма. Не поддержал Октябрьскую революцию.

[4] Монтескье Шарль Луи (1689-1775) – французский философ-просветитель, политический мыслитель, историк и правовед, писатель. Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей.

[5] Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891) – русский философ, публицист, писатель. Его называли «прорицателем грядущей России», «русским Ницше», «консерватором и охранителем». Главный вопрос жизни Леонтьева – судьба любимой России.

[6] Карсавин Лев Платонович (1882-1952) – русский мыслитель, философ.

[7] Спиноза Бенедикт (1632-1677) – нидерландский философ, атеист.

[8] Кант Иммануил (1724-1804) – основоположник немецкой классической философии.



2020-02-03 1485 Обсуждений (0)
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1485)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)