Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Родословие Иисуса (Мф 1:2-17).



2020-02-03 174 Обсуждений (0)
Родословие Иисуса (Мф 1:2-17). 0.00 из 5.00 0 оценок




Перед мысленным взором Матфея стояли исторические процессы, воплощающие Божественный промысл и Божественные обетования. Поэтому выглядит логичным, что генеалогию Иисуса Матфей заканчивает так сказать историческим наблюдением: Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». Вообще говоря, структурирование времени, да еще по 14, то есть по числу, кратному семи, в Писании всегда свидетельствует о разумном и планомерном движении истории. А здесь к тому же называются важные для народа Божия исторические вехи: царство Давида, Вавилонский плен, возвращение из плена, явление Мессии, Сына Давидова. С помощью родословия Матфей говорит об Истории. В Священном Писании мы находим множество примеров именно такого изображения истории. Это и список потомков Ноя от потопа до строительства Вавилонской башни (Быт 10:1-32), и список потомков Сифа вплоть до Авраама (Быт 11:10-32), и особенно целые девять глав Первой книги Паралипоменон с длинным перечнем родов в истории Израиля от Адама до Давида (1 Пар 1:1 – 9:44).

На этом фоне священной традиции мы понимаем, почему Матфей открывает своё Евангелие упорядоченной генеалогией от Авраама до Иисуса. История, которая началась с того, что Бог обещал Аврааму: «В тебе благословятся все племена земные» (Быт 12:3), эта история теперь достигла своей цели. Вот почему теперь всё, в том числе и история избранного народа, просто не может протекать по-прежнему. Всё должно измениться. И это – исходный пункт Евангелиста.

То, что это не преувеличение, Матфей доказывает следующим рассказом о более важном аспекте происхождения Иисуса Христа, о Его происхождении от Духа Святого, то есть от Бога. Но это уже далее, в 18-м стихе: « Рождество Иисуса Христа было так…». Только не «рождество», как в нашем переводе, а «происхождение». Снова появляется слово ge,nesij, которое никогда не означало «рождество», «рождение».

Теперь следует подумать над некоторыми принципиальными вещами. Вспомним, что родословие есть и в Евангелии от Луки (Лк 3:23-38). Не в начале его Евангелия и в другом порядке. Сравнение двух родословий помогает понять, чтó хотел выразить Матфей своим списком предков Иисуса Христа.

Оба родословия называют важнейших предков Иисуса: Авраама и Давида. Список между Авраамом и Давидом фактически совпадает. Но затем родословия расходятся. Было бесконечное множество попыток объяснить эти расхождения и согласовать их. Однако, руки ученых в конце концов устало опустились, и стало ясно: гармонизировать эти родословия невозможно. Эти два родословия, каждое по-своему, преследуют не столько пунктуально исторические цели, сколько цели богословские. То, что у Иисуса Христа были предки, и без того всем ясно. То, что среди Его предков были Авраам и Давид, – тоже ясно. Это и доказывать не надо. Важнее для Евангелистов была не фактография, а нечто другое. То, что это так, говорит уже тот факт, что оба родословия выстроены по искусной седмеричной схеме, имеющей явно богословский смысл: у Луки названы 7 × 11 = 77 родов, у Матфея 14 × 3 = 7 × 6 = 42 рода. Какой в этом смысл? А смысл должен быть. Об этом чуть ниже.

Далее: у Луки родословие движется к Адаму, так сказать, к «сыну Бога» (Лк 3:38). Причина в том, что Лука писал для языкохристиан, которые не сознавали себя детьми Авраама. Для них было важно, что Иисус не только Мессия иудеев, но и Спаситель всего мира. В Нём благословляются все народы земли, начиная от Адама. Таким образом Лука привёл родословную Иисуса для того, чтобы сделать наглядной важную богословскую истину. Уже перед началом публичной деятельности Иисуса всем становится ясным: Этот Иисус, о Котором здесь сообщаются такие удивительные вещи, – один из детей Адама! При всех чудесных особенностях Его зачатия и рождения (Лк 1:26-38; 2:1-20) Он связан со всем человечеством от самой истории творения. Таким образом, Евангелист Лука привёл родословие Иисуса как иллюстрацию.

Но не иначе и у Евангелиста Матфея. Ему тоже надо было проиллюстрировать некую богословскую идею. Ему важно было показать, что Иисус есть обетованный народу Божию Мессия, Христос из царского рода Давида. Давид выступает как мессианский прообраз. Присмотримся внимательнее к родословию в его, Матфея, Евангелии. Он формирует список предков Иисуса, деля этот список на три части. Объяснений такому делению было несколько. Приведем, на наш взгляд, самое правдоподобное.

Итак, от Авраама до Давида 14 родов, от Давида до Вавилонского плена 14 родов и от Вавилонского плена до Христа 14 родов (Мф 1:17). Разумеется, евангелисту было прекрасно известно, что эти эпохи в действительности были очень неравными по времени: между Давидом и пленом прошло около 400 лет, а между пленом и Иисусом около 600 лет. Но в числовой симметрии (14 – 14 – 14) выражена мысль о планомерном течении истории. Важно именно это, а не конкретное число поколений внутри каждой из эпох. И если Матфей их уравнивает по времени, то делает это с определённой целью. Цель же вот в чём. Читатель должен понять, что вся история Израиля, которая началась с Авраама, несмотря на свои светлые и темные времена, на высоты и падения, не есть бессмысленное движение случайностей, но планомерное движение к своему завершению. Мессия Иисус – вот цель истории дома Давида.

Но почему именно 14, а не какое-то другое число? Да потому, что, как предполагают многие исследователи, число 14 – гематрия, то есть численное значение имени Давид[4] (dwd: далет – 4, вав – 6, далет – 4; их сумма: 4 + 6 + 4 = 14). Так что текст Матфея, используя символический счёт, как бы трижды повторяет: Давид – Давид – Давид. Иисус Христос – Сын Давидов! Мало того. Ведь 14 – удвоенное священное число 7 – число недели, число субботы. В иудейской апокалиптике того времени было популярно воззрение, изложенное в апокрифической книге Еноха, что от сотворения мира до Судного Дня Господня должно пройти 10 так называемых космических недель. На исходе 9-ой космической недели должен явиться Мессия, Сын Давидов. Космическая неделя длится 7 космических дней. Космический день – продолжительность жизни одного поколения. От Авраама до Иисуса Христа, как написано у Матфея, прошло 14 × 3 = 42 поколения, 42 космических дня. Но всякому знатоку Писания было известно также, что от Адама до Авраама прошло 21 поколение, то есть 21 космический день. Итого получается, что от Адама до Иисуса Христа 21 + 42 = 63 космических дня, то есть 63:7=9 космических недель. Вот, согласно популярным апокалиптическим пророчествам, на исходе 9-ой космической недели и в начале 10-й космической недели и явился ожидаемый Мессия, Сын Давидов – Иисус.

Все эти числа могут запутать и сбить с толку. Но… мы должны четко уяснить себе, что дело не в точности чисел. Когда речь идет об апокалиптических шифрах и символах, их нельзя понимать буквально. На то они и символы. Здесь, как и в других случаях, мы имеем дело не с буквальными историческими описаниями, а со словесными «иконами» истории, с богословскими интерпретациями истории.

Что касается конкретных имен, перечисленных в родословии Иисуса Христа, то здесь масса проблем, которым посвящена необозримая научная литература. Нам заниматься этим нет особой необходимости, оставим эти вопросы дотошным ученым. И все же одно наблюдение над перечнем родов от Авраама до Давида мы упомянем. Речь идет о женщинах. Вообще говоря, упоминание в родословиях женщин не было принято. А здесь, у Матфея, в отличие, скажем, от Луки называются 4 женщины: Фамарь, Раав, Руфь и бывшая жена Урии, то есть Вирсавия (Мф 1:3,5,6). Но почему не называются великие женщины Израиля, например, Сарра, Ревекка, Лия или Рахиль? С какой целью? Ответ в том, что эти 4 женщины были язычницами! Раав – языческая блудница из Иерихона (Нав 2:1; 6:24), Руфь – моавитянка (Руфь 1:4, 22). Так сказано в Писании. Фамарь во времена Иисуса Христа, как ни странно, тоже считалась язычницей[5]. И если Вирсавия, жена Давида, мать Соломона, не названа по имени, а как «бывшая жена Урии», то тем самым говорится, что она, еще когда была женой Урии, хотя бы временно была язычницей. Ведь Урия был хеттеянином (ср. 2 Цар 11:3), то есть язычником, а жена должна была принимать религию мужа. Таким образом, уже в самом начале своего Евангелия Матфей склонял внимание читателей к очень важной мысли. К Церкви Иисуса Христа должны вместе примкнуть как иудеи, так и язычники. История Израиля, устремляющаяся к Иисусу, всегда была открыта для язычников. Было бы слишком ограниченным видеть в Иисусе только Мессию как царя Израиля из дома Давида. Нет, Он не только «Сын Давида», но также и «Сын Авраама», потомок того Авраама, которому Бог обещал: «В тебе благословятся все племена земные» (Быт 12:3).

И еще одна важная мысль вложена в упоминание нескольких язычниц в родословии Иисуса Христа. Мысль эта в том, что спасительный Божественный промысел не считается с человеческой генеалогической «чистотой» и «правильностью», и часто движется неожиданными путями. Ведь упомянутые женщины были не просто язычницами, но, как подчеркивал святитель Иоанн Златоуст, они были грешницами, и на примере этих грешниц становится очевидной благодать Божия, преодолевающая всякую немощь и всякий грех человеческий.



2020-02-03 174 Обсуждений (0)
Родословие Иисуса (Мф 1:2-17). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Родословие Иисуса (Мф 1:2-17).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)