Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции современного государства: понятие, классификация.



2020-02-03 217 Обсуждений (0)
Функции современного государства: понятие, классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок




Госуда́рство — это особая форма организации общества, обладающая определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливающая определённый порядок взаимоотношений между членами общества, установленная на определённой территории, и вовлекающая в свою деятельность всё население на установленной территории.

Итак, по причинам (источникам) возникновения функ­ции государства можно подразделить на: а) функции, выте­кающие из классовых противоречий (подавление сопротив­ления эксплуатируемых классов и др.); б) функции, вытека­ющие из потребностей общества в целом (обеспечение пра­вопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.). По направленности функции государства подразделя­ются на внутренние и внешние. Внутренние функции наце­лены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное об­щество, а внешние — на установление и поддержание оп­ределенных отношений с другими государствами. Внутрен­ние и внешние функции тесно связаны между собой, вза­имно дополняют друг друга. Среди внутренних можно выделить блок охранитель­ных функций — охраны существующих форм собственнос­ти, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

Охрана существующих форм собственности — функ­ция, присущая всех государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невоз­можен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и сво­бод граждан и правопорядка. Функция охраны природы и окружающей среды выд­винулась в последние десятилетия в число основных. Эколо­гически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью. Экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает про­порции между отдельными ее отраслями. Возникли государ­ственный сектор экономики, т. е. государственная собствен­ность, и государственное управление предприятиями и орга­низациями, на ней базирующимися. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны. С экономической тесно связана социальная функция го­сударства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назна­чение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социаль­ное положение людей, развивать здравоохранение, образо­вание, культуру. Для выполнения социальной функции государство со­здает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реали­зует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др. В последние десятилетия многие передовые государ­ства мира активно осуществляют функцию развития науч­но-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государ­ственной основе. Это вызвано тем, что современные масш­табы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязан­ность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоре­тическим исследованиям.

Внешними функциями государства традиционно явля­лись защита страны от нападения извне; ведение захватни­ческих войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная тор­говля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функ­ций.

 

 

Предмет ТГП

Это наука, которая изучает государственные и правовые явления общественной жизни.

Каждая наука имеет свой предмет исследования: строго определенный круг изучаемых явлений и их закономерностей.

Предметом теории государства и права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права.

Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.

Особенности предмета теории государства и права как науки выражаются в следующем:

1. Теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития.

2. Содержание предмета теории государства и права составляют не любые, а основные общие закономерности государства и права, в которых проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.

3. Предмет теории составляют государство и право в их единстве. Почему и государство, и право изучаются в рамках одной науки? Потому, что они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолированно не могут. Государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности.

Исходя из особенностей предмета данной науки можно сделать вывод о том, что теория государства и права является:

— общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право;

— юридической наукой, изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;

— общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

 

Правовая система

Правовая система — совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации.

Правовую систему не следует путать с понятием системы права, которая является лишь частью правовой системы. Понятие правовой системы часто используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов.

Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, правовые семьи. Группировка правовых систем в правовые семьи осуществляется на основе юр-ого подхода, при // за основу берутся источники права или частное, или публичное право, другие юр-ие качества.

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы гос- континентальной Европы, всю Латинскую Америку, часть Африки, страны Ближнего Востока и др. Основной источник права - нормативный акт. Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частного и публичного права. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, м/дное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, м/дное частное. В системе органов гос-ва проводится четкое различие на з-нодательные и правоприменительные органы. З-нотворческие функции составляют монополию з-нодателя. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции, характерен взгляд на право в его взаимосвязи с моралью.

Англо-саксонская правовая семья. Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т.д. Основным источником права здесь является судебный прецедент. Основные правовые принципы берутся из решений суда. Для этой семьи характерно развитие процессуальных дисциплин. Суд играет ведущую роль, по сути он творит право. В этих правовых системах отсутствует деление права на частное и публичное. Общее право - это право юристов-практиков. Нормативные акты, разумеется, также присутствуют в этой семье, однако не играют ведущей роли.

Правовые системы мусульманских стран (религиозная система) имеют определенные различия, но все они сформировались и функционируют на религиозной основе ислама. Основой мусульманского права является Коран – это первый источник правовой системы. Под мусульманским правом в широком смысле слова понимается комплекс соц-ых норм, фундаментом и главной составной частью // являются религиозные установления, предписания, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом ислама, нравственные и юр-ие нормы. Правовая система Индии (религиозная система) обладает оригинальностью, отражает масштабность истории развития страны, ее народа, а также воздействие английского права. Индусское право – это религиозная правовая система, право общины.

Идеологизированная правовая семья. Иногда ее рассматривают вместе с религиозной, т.к. в последней тоже очевидна ведущая роль идеологии, в качестве // выступает религия. В качестве ведущего источника права здесь выступает полит-ая идеология. Отличительными чертами являются принижение прав человека, декларативность управомочивающих норм, гипертрофированное количество подз-нных актов. Полит-ие нормы в этом случае ставятся выше юр-их, последние применяются только постольку, поскольку соответствуют полит-ой доктрине. Странами, положившими начало этой правовой семье, были Советский Союз и страны социалистического содружества. На сегодняшний день большинство из них отошли от социалистической идеологии. Но и сегодня в данной правовой семье можно причислить гос-а социалистической ориентации (Куба, КНДР, Китай ???).

Правовая система современного Китая является упорядочивающим и в то же время стимулирующим фактором преобразования страны. В древнекитайском обществе под влиянием конфуцианства сложилась атмосфера недоверия к праву, даже негативного отношения к з-ну. Конфуций призывал строить отношения людей на основе морали, началах добродетели, учил, что управлять должны люди, а не з-ны. Школа з-нников, легисты обосновали идею приоритетной роли з-на, гарантированного насильственными мерами гос-ва. Идеи легистов (правление з-на) оставались чуждыми сознанию большинства китайского народа.

В современных условиях Япония имеет хорошо организованную правовую систему: развитое зак-во, суды, квалифицированные кадры юристов, правовую культуру населения. Основными источниками права Японии являются з-ны. В правовой системе важную роль играет правосознание общества, отдельных граждан. Правосознание взаимодействует с нравственностью, такими стимулами поведения людей, как совесть, достоинство, честь.

 

Функции ТГП

ТГП - Это наука, которая изучает государственные и правовые явления общественной жизни.

Как и любая наука, теория государства и права выполняет определенные функции, характеризующие ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.

1. Познавательная функция выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку, но и выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.

2. Эвристическая функция. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.

3. Прогностическая функция. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой.

Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений и определяет общие закономерности их развития.

 

Унитарное гос-во

Госуда́рство — это особая форма организации общества, обладающая определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливающая определённый порядок взаимоотношений между членами общества, установленная на определённой территории, и вовлекающая в свою деятельность всё население на установленной территории.

Форма гос. устойства – это национальное и административно-территор. строение Г, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органми гос. вл.       Обычно выделяют две основные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное (федерацию). В качестве особой формы государственного устройства в настоящее время рассматривается конфедерация. Наиболее простой и наиболее распространенной формой государственного устройства сегодня является унитарное государство – это всегда единое государственное образование.

Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными не могут быть субъекты федеративного государства, так как они не имеют государственного суверенитета.

«Унитарное государство» (от лат. unitas - единство) - одна из форм территориально-политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико-правовой статус входящих в государство составляющих частей.

Основные признаки унитарного государства:

-Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

-Единые для всей страны высшие органы власти;

-Единая система законодательства;

-Единое гражданство;

-Единая денежная единица;

-Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды унитарных государств

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти; объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют:

государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),

государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Унитарными гос.-ми в настоящее время являются Англия, Голландия, Дания, Венгрия, Монголия, Япония и др.

Государственный суверените́т — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность,

 



2020-02-03 217 Обсуждений (0)
Функции современного государства: понятие, классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции современного государства: понятие, классификация.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)