Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АНТИФЕОДАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В XVI — НАЧАЛЕ XVII в.



2020-02-04 196 Обсуждений (0)
АНТИФЕОДАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В XVI — НАЧАЛЕ XVII в. 0.00 из 5.00 0 оценок




Реферат

ТУРЦИЯ (ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ) В XVI — XVII в. АНТИФЕОДАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. ОСЛАБЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ. РЕФОРМЫ КЕПРЮЛЮ

Калининград 2010


План:

 

1. АНТИФЕОДАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В XVI — НАЧАЛЕ XVII в.

2. ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В БАЛКАНСКИХ СТРАНАХ ПРОТИВ ОСМАНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА В XVI — НАЧАЛЕ XVII в.

3. ОСЛАБЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И УСИЛЕНИЕ СЕПАРАТИЗМА В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

4. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСМАНСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в. РЕФОРМЫ КЕПРЮЛЮ

5. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В XVI—XVII вв.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


АНТИФЕОДАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В XVI — НАЧАЛЕ XVII в.

 

Первые вспышки антифеодальной борьбы в XVI в. еще имели немало общих черт с народным выступлением под руководством шейха Бедреддина Симави в 1416 г. В них ощущалось сильное влияние «еретических» религиозных идей, распространявшихся приверженцами крайних шиитских сект. Предводители повстанцев часто обращались к лозунгам социального и имущественного равенства, широко пропагандировали тезис о грядущем явлении «спасителя» — Махди. Нередко они выдавали себя за Махди, чтобы быстрее завоевать доверие угнетенного народа. Широкий отклик получила шиитская пропаганда среди туркменских кочевников. Поэтому многие народные выступления первой половины XVI в. известны как восстания кызылбашей, т. е. сторонников Сефевидов.

Одно из крупных восстаний кызылбашей происходило в 1510— 1511 гг. Во главе его стоял шиитский проповедник (баба) называвший себя Шах-кулу и известный среди местных феодалов как Шайтан-кулу. В начале восстания у Шах-кулу было около 10 тыс. сторонников. Основными лозунгами восставших были освобождение от обременительных налогов и прекращение произвола местных властей. К восстанию примкнули многие сипахи, лишившиеся своих тимаров и недовольные политикой султана. Известно также, что Шах-кулу направил несколько своих учеников (мюридов) в различные районы Румелии для пропаганды идей восстания. Отряды Шах-кулу взяли город Анталья и осадили провинциальный центр Кютахью. Отдельные группы восставших доходили до Бурсы и побережья Мраморного моря. С большим трудом султанским войскам удалось оттеснить Шах-кулу к Сивасу, где и произошло решающее сражение. Силы восставших уступали в боеспособности правительственным войскам. Шах-кулу пал на поле боя. Повстанцы были разбиты, остатки разгромленных отрядов отступили на территорию Ирана.

Новое восстание вспыхнуло в сельских районах между Йозгатом и Сивасом в 1520 г. Во главе движения встал шейх Шах Вели, сын известного в тех местах шейха Джеляли. Объявив себя Махди, он собрал около 20 тыс. сторонников из различных районов Анатолии от Киликии до Черноморского побережья и во главе их осадил Токат, угрожая нападениям на Сивас. После напряженной борьбы отряды шейха были разбиты султанскими войсками. Шах Вели и другие руководители восстания попали в плен и были казнены. Хотя это восстание, как и другие, потерпело неудачу, оно настолько напугало османские власти, что в официальных отчетах народных повстанцев стали называть «джеляли».

В 1526 — 1529 гг. произошли восстания, в которых наряду с крестьянами участвовали туркменские и курдские кочевые племена, а также мелкие военные ленники. Наиболее мощное выступление произошло в районе Малатьи. Во главе недовольных встал новый «спаситель» — Календер. Восставшие, общая численность которых доходила до 30 тыс., требовали отмены тяжелых налогов, наделения неимущих сельских жителей пахотной землей и пастбищами. Среди тех, кто примкнул к Календеру, было много мелких сипахи, права которых были ущемлены в результате проведенной перерегистрации тимаров. Быстрые успехи восставших наводили страх на крупных землевладельцев и султанское правительство. Лишь после того как удалось отколоть от восставшего народа знать кочевых племен и мелких феодалов, которым правительство обещало вернуть тимары, в лагере восставших возникли разногласия. Этим воспользовались султанские войска и нанесли Календеру решительное поражение.

Во второй половине XVI в. число антиправительственных выступлений значительно возросло, одновременно стал более сложным состав их участников. Вся Анатолия оказалась охвачена серией крупных восстаний, получивших в официальных документах название «джелялийской смуты».

Положение народных масс в анатолийских провинциях значительно осложнялось военными действиями на турецко-иранской границе, которые почти не прекращались. В годы войны на плечи райятов ложились дополнительные повинности, связанные с обеспечением действующей армии провиантом и снаряжением. Для покрытия расходов правительство стало регулярно собирать чрезвычайные военные налоги. Войска, непрерывным потоком шедшие на восточные границы, забира-ли последнее, что оставалось у крестьян. Не случайно разорившиеся и безземельные крестьяне составляли наиболее активную часть повстанцев.

Ко второй половине XVI в. стало ясно, что османские города оказались не в состоянии принять все «избыточное» сельское население. В силу ограниченности сырьевой базы, незначительности спроса, господства ручного труда ремесленное производство не могло поспеть за темпами роста городских жителей. Поэтому крестьянская молодежь заполнила религиозные училища — медресе, начала вливаться в ряды янычар, искать места среди челяди провинциальных феодалов. Специфической чертой жизни городов того времени стало умножение численности городского плебса, состоявшего из значительной массы покидавших деревни крестьян и обширного слоя лиц без определенных занятий в городах («лишние люди»).

Проблема «лишних людей», получивших в османских документах название левендов, решалась Портой путем их привлечения к участию в завоевательных войнах в качестве стрельцов — тюфенкчи. Со временем отряды левендов превратились в грозную мятежную силу, угро- жавшую порядку в Османской империи. Отказываясь сдавать оружие по возвращении из походов, левенды большими и малыми группами расходились по анатолийским и балканским провинциям в надежде найти место в военной свите того или иного крупного феодала или губернатора. Те, кто не смогли обрести себе такое пристанище, легко превращались в разбойников. В конце XVI в. число последних выросло настолько, что слово «левенд» обрело значение мятежного человека, разбойника.

Действия отрядов левендов переплетались с волнениями крестьян, протестовавших против феодального гнета и вымогательств местных феодалов и султанских чиновников. Борьба сельского населения дополнялась выступлениями софт — учащихся медресе и других представителей городского плебса, очень чутко реагировавших на рост цен на продукты питания и предметы первой необходимости, выпуск испорченных денег, введение новых поборов.

Руководителями восстаний были, как правило, мелкие феодалы — сипахи, недовольные действиями центрального правительства и пытавшиеся использовать народное возмущение, чтобы силой вернуть отобранные у них земли. Принимали участие в антиправительственных выступлениях также и отдельные провинциальные наместники — бейлербеи и санджакбеи, но их своекорыстные замыслы не имели ничего общего с целями народного движения.

Особенно острая ситуация сложилась к 1596 г., когда недовольство действиями султанских властей охватило значительную часть Малой Азии, Северный Ирак и Сирию. Толчком к перерастанию недовольства в открытое восстание послужила очередная проверка сипахийского ополчения, когда 30 тыс. тимариотов были лишены своих кормлений по обвинению в дезертирстве. Среди пострадавших были два брата — Абдулхалим по прозвищу Кара Языджи и Дели Хасан, ставшие руководителями восстания. Отряды повстанцев установили свой контроль в Восточной Анатолии. Кара Языджи стал рассылать свои указы, назначать на административные и духовные посты своих ставленников, собирать налоги и контрибуции на содержание своего войска. Многие феодалы перешли на его сторону, надеясь сохранить свои посты и имущество.

После смерти Кара Языджи в 1602 г. руководство восстанием перешло к Дели Хасану, которому удалось объединиться с другими повстанческим вождями. 30-тысячное войско вооруженных крестьян и воинов Дели Хасана овладело Токатом и осадило Кайсери. Суровая зима 1602/1603 г. затруднила положение восставших, но все же они представляли грозную силу для султанских войск. Однако переход мелких и средних феодалов на сторону противника внес дезорганизацию в ряды восставших. Сам Дели Хасан, прельщенный обещанием правительства дать ему должность паши Боснии, прекратил борьбу и сложил оружие. Воспользовавшись разбродом в лагере восставших, султанские войска сумели разгромить джеляли. В 1605 г. Дели Хасан был казнен.

Несмотря на жестокие репрессии, народное движение в Анатолии не было подавлено. Почти во всех районах Малой Азии действовали отряды повстанцев, насчитывавшие от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Наиболее опасным для султанского правительства было восстание во главе с Календер-оглу. Он начал действовать еще в 1592 г. во главе группы в 80 человек, а в 1607 г., когда его отрядам удалось захватить Бурсу, в них действовало 30 тыс. человек. Сторонники Календер-оглу контролировали большую территорию от Анкары до побережья Эгейского и Мраморного морей. Лишь в 1608 г. опытному военачальнику Мурад-паше удалось нанести поражение восставшим. Календер-оглу вместе с остатками своих войск вынужден был уйти в Иран.

После разгрома восстания Календер-оглу Мурад-паше понадобилось еще около двух лет, чтобы ликвидировать повстанческое движение в Анатолии. Для устрашения крестьян было приказано выкладывать пирамиды из отрезанных голов и тел повстанцев. Жестокие каратели не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. По разным сведениям, за три года было казнено от 65 до 100 тыс. человек. Однако и эти кровавые меры не принесли полного успокоения.

Напуганная огромным размахом выступлений джеляли, правящая верхушка Турции вынуждена была пойти на некоторые уступки. В октябре 1610 г. султан издал специальный фермам, получивший название «Указ справедливости». В нем султанское правительство обращало внимание местных властей на чрезвычайно тяжелое положение райи и требовало смягчения феодального гнета и ограничения произвола ростовщиков.


2. ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В БАЛКАНСКИХ СТРАНАХ ПРОТИВ ОСМАНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА В XVI — НАЧАЛЕ XVII в.

 

Население балканских стран, завоеванных турками и вошедших в состав Османской империи, не склонилось перед захватчиками и не примирилось с чужеземным господством. На протяжении ряда столетий болгары, сербы, греки и другие народы Балканского полуострова вели тяжелую неравную борьбу за свое освобождение. Это движение одновременно имело и ярко выраженный антифеодальный характер.

В зависимости от конкретных условий сопротивление народных масс принимало разные формы, приобретало различный размах и остроту. Наряду с такими формами протеста, как массовое бегство крестьян, жители Балкан широко прибегали и к открытому неповиновению, отказываясь платить налоги, уничтожая налоговые реестры, убивая султанских чиновников. Однако наиболее распространенной формой борьбы в XVI в. было гайдуцкое движение.

По формальным критериям гайдучество было близко выступлениям разбойников - левендов в Анатолии. Однако его реальное содержание было иным, оно представляло собой ответ не только на феодальную эксплуатацию, но и на жестокий национально-религиозный гнет. Население видело в гайдуках народных мстителей и своих защитников, поэтому активно поддерживало их, снабжая продовольствием и укрывая в минуту опасности.

Крупные поражения турецких войск во второй половине XVI в. свидетельствовавшие об ослаблении военной мощи Османской державы, усилили надежды балканских народов на освобождение. В 90-х годах в различных районах Балканского полуострова вспыхнул ряд организованных восстаний, участники которых ставили своей задачей свержение османского господства. В 1594 г. вслед за восстанием сербов в Банате последовало выступление валашского господаря Михая Храброго, нанесшего ряд поражений туркам. Под влиянием побед Михая Храброго невиданных размеров достигло гайдуцкое движение. Особенно прославились своими действиями отряды Дели Марко и Баба Новака. Нередко эти отряды проникали в глубь Балканского полуострова, нападали на крупные города. В 1598 г., после вступления отрядов Михая Храброго в Болгарию, вспыхнули восстания в Тырново и ряде других болгарских городов. Однако вскоре под сильным натиском султанских войск Михай Храбрый был вынужден отступить в Валахию. Тырновское восстание не получило дальнейшего развития и было жестоко подавлено турками.

В это же время освободительное движение усилилось в южной Сербии, Далмации, Черногории, Герцеговине, Морее, Албании. Эти разрозненные локальные выступления, не получившие обещанной поддержки европейских держав, также были подавлены. В 1601 г. преданный своими боярами Михай Храбрый был разбит и вскоре убит. В дальнейшем из-за неблагоприятных внешнеполитических обстоятельств освободительное движение на Балканах стало ослабевать.

Несмотря на неудачу попыток сбросить османское владычество, борьба балканских народов имела важные исторические последствия. Нанося непрерывные удары по военно-феодальной системе, она расшатывала и подрывала могущество империи.



2020-02-04 196 Обсуждений (0)
АНТИФЕОДАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В XVI — НАЧАЛЕ XVII в. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АНТИФЕОДАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В XVI — НАЧАЛЕ XVII в.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)