Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Источники и историография отечественной науки.



2020-02-04 226 Обсуждений (0)
Источники и историография отечественной науки. 0.00 из 5.00 0 оценок




1.

Предмет и функции отечественной истории как науки.

История (рассказ о прошедшем, об узнанном) - рассматривается в двух видах:

1. Как процесс развития природы и общества.

2. Как система наук, изучающая прошлое природы и человечества.

Античность – историю воспринимали как художественный рассказ о достопамятных событиях.

Средневековье – историю определяли, как наставницу жизни. История выполняла функцию назидания и руководителя простым людям.

Новое время – с развитием западноевропейской философии история выполняет роль «прислужницы» философии.

Только в начале XIX в. история становится самостоятельной наукой и понимается как наука о законах исторической жизни человеческих обществ.

Ключевский дает определение предмета истории: с одной стороны «это выработка человека», с другой предмет истории это (законы развития человеческого общества) «природа и действие исторических сил».

Функции истории:

1. Познавательная – исходит из познания исторического процесса, как социальной отрасли научного сознания, из теоретического обобщения исторических факторов, выявления главных тенденций общественного развития.

2. Практически – политическая – состоит в том, что история, как наука, выявляя на основе теоретического осмысления факторов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

3. Мировоззренческая – история дает документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития.

4. Воспитательная – изучение ОИ воспитывает у народа нравственность,

Формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических правителей по результатам их дел.

 

Методы и принципы исторического исследования. Подходы к изучению прошлого.

Научное изучение прошлого обеспечивается общими методологическими принципами.

Принципы – как базовое знание.

Важнейшими методологическими принципами являются принцип историзма и объективности.

Принцип историзма включает в себя:

1. Исторические явления рассматриваются в процессе их эволюционного развития.

2.Этот принцип предполагает изучение конкретной эпохи.
3. Предполагает рассмотрение более общих явлений и процессов происходящих параллельно исследуемым.

Второй принцип это принцип объективности – предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанных под схемы.

Методы. К конкретным методам исторического исследования относятся общенаучные (сравнительный, статистический, логический), собственно-исторические методы (проблемно-хронологический, историко-сравнительный, историческое описание), специальные методы, заимствованные из других наук (социологический, метод математического анализа).

Подходы к изучению прошлого:

1. Формационный подход – было принято рассматривать исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический). Главное внимание уделялось классовой борьбе.

2. Цивилизационный подход – главное типологической единицей истории считается цивилизация. Это сообщество людей, общественно основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющими устойчивые особые черты в культуре, социально-экономической организации, политической сфере и т.д. При цивилизационом подходе главным звеном, явлением рассмотрением в историческом процессе является человек с его мировоззрениями, характером, менталитетом. Этот подход имеет сравнительный характер.

 

Источники и историография отечественной науки.

Исторические источники понимают совокупность объектов, отражающих исторический процесс и свидетельствующих о прошлом человеческого общества.

Классификация групп исторических источников:

1.вещественные

2. письменные                                                                       

3.устные

4. кино-фотодокументы

5. искусственные

Особенности письменных источников:

1. Письменность возникла гораздо позже, чем человек

2. Письменный источник очень субъективен (летописи, мемуары, худ. литература)

Вещественные источники:

1. Археологические находки, любой материальный предмет прошлого

2. Вещественные источники менее информативны

Устные источники: былины, сказания. Эффект «глухого телефона»

Кино-фотодокументов очень мало.

Источниковедение - вспомогательная историческая дисциплина. Наука, занимающаяся анализом, классификацией. Крупнейшая наука в ряду вспомогательных дисциплин.

Геральдика – наука о гербах.

Метрология (историческая) – наука, изучающая разные меры длин S, V, веса в истории.

Ономастика – наука, изучающая имена собственные.

Нумизматика – изучает историю денег, чеканки, денежные обращения.

Сфрагистика – изучение печатей.

Хронология (историческая) – системы летоисчисления.

Этимология – наука, изучающая происхождение слова или термина.

Историография – история исторической науки.

Задача состоит в то, что она должна описать и проанализировать взгляды, идеи, концепции историков, а так же поиск закономерностей в развитии исторической науки.

Этапы развития исторической науки:

1. Древнерусский

Провиденционализм (предвидение, предначертание)

Летопись (хронограф)

2. Среднерусский (средневековье), жизнеописание, провиденционализм.

3. XVIII-XIX в. Новое время

4. XIX-начало XX в. Многократность, полекаузальный подход (много, причина)

 



2020-02-04 226 Обсуждений (0)
Источники и историография отечественной науки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Источники и историография отечественной науки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)