Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные институты и нормы системы конституционного права России



2020-02-04 227 Обсуждений (0)
Основные институты и нормы системы конституционного права России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие: основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство государства; систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.

Все эти особенности регулируемых нормами общественных отношений предопределяют систему отрасли, но не являются ее основой.

Критерием же систематизации конституционно-правовых норм могут быть лишь факторы, свойственные самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям. Эти факторы вытекают из содержания самих регулируемых данными нормами общественных отношений, предопределяющих особенности правового воздействия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров. Поэтому каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:

по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений - такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения;

по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации - действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;

по характеру направленности конституционно-правового регулирования - нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения;

по субъективному составу - нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других - всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;

по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов - в одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действия;

по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм - в одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;

по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института - в одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия;

по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм - нормы некоторых конституционно-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;

по целенаправленности правового регулирования - в рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;

по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институты - они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;

по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов - т.е. по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.

Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из института конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Нормы этого института:

воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства;

как правило, не порождают конкретных правоотношений;

определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;

адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;

имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;

устанавливаются преимущественно в конституционной форме;

являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;

предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей «включение» всех отраслей права;

призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.

Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.

Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:

воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;

реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;

входят в сферу взаимоотношений государства и личности;

включают в качестве субъекта права человека, как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;

предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;

предполагают, подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений.

Институт, объединяющий нормы, регулирующие государственно устройство России, т.е. ее федеративное устройство, отличается специфическим кругом субъектов, возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, их особой правоспособностью. Имеются характерные черты и в составе норм данного института. В соответствии с ч.3 ст.11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным и иными договорами.

Некоторые особенности присущи соотношению федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов Федерации по юридической силе. В предусмотренных Конституцией РФ случаях последние имеют приоритет перед федеральными законами. Для норм данного института предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, - путем согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд РФ.

Нормы института, которые определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:

это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;

в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;

преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции РФ в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;

для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

Таким образом, совокупность юридических особенностей, указанных выше, и придает определенной группе конституционно-правовых норм качество элемента отрасли, занимающего относительно самостоятельное положение в ее системе. Причем исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются составляющими эти элементы нормами, т.е. предмет правового регулирования.

Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление ее составных частей, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.

В основе такого подхода к системе отрасли лежит реальное соотношение тех сфер общественных отношений, которые являются предметом регулирования нормами конституционно-правовых институтов. Однако это соотношение может рассматриваться лишь как первичная, исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу. Правовая основа заключается в том, что между конституционно-правовыми институтами существует такая правовая норма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные и политико-территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства.

Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой Конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы - о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

 


Заключение

 

В соответствии с выше изложенным, можно сделать вывод о том, что система отрасли конституционного права, «наводя своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права», в то же время является основой всей правовой системы страны, дающей начало, жизнь всем другим отраслям права, где Конституция РФ занимает место своеобразного ядра.

Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами - напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования.

Имея ведущий характер в системе права Российской Федерации, система отрасли конституционного права не совпадает с системой Конституции Российской Федерации, но при этом нормы Конституции объединяются и структурируются в правовые институты системы конституционного права. Но первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Ее разделы - это первооснова для создания системы конституционного права.

Конституционное право - основополагающая отрасль права, регулирующая наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство, т.е. территориальная организация государства; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в государстве.

Таким образом, система конституционного права России является основой всей правовой системы страны, дающей начало, жизнь всем другим отраслям права.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формулируется путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов.

Система конституции - категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли, хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции - лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового регулирования.

Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а, следовательно, и своеобразного круга субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.

Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по Конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.

И система отрасли конституционного права, и система конституции не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они развиваются, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.

На каком-то этапе Конституция и отрасль конституционного права могут отставать от объективно меняющихся потребностей. При создании необходимых условий происходит существенная перестройка систем отрасли и конституции. Это находит свое выражение в принятии новой Конституции, изменении ее системы, претерпевает изменения и система отрасли.

Такой процесс произошел на данном этапе развития конституционного права России с принятием Конституции 1993 г. Она определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это, естественно, отразилось и на системе конституционного права как отрасли в целом и, особенно, на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Принята на Всенародном референдуме (поправки от 30.12.2008) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - 2011. - 15 июня.

2. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (в ред. от 09.02.2009 N 14-ФЗ <http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=84592;dst=100009>) // Справочно-правовая система Консультант плюс. - 2011. - 20 мая.

3. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина" // Справочно-правовая система «Консультант плюс». - 2011. - 15 июня.

. Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. - 2007. - №11.

. Воеводин Л.Д. Конституция РФ и правовые отрасли: проблемы соотношения. Вестник Моск. ун-та. Сер 11, Право. - М., 2003. - №5.

. Кистяковский Б.А., Дмитриев Ю.А. К вопросу об определении предмета отрасли конституционного права // Государство и право. - 2002. - № 7.

. Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, изучение и структура // Правоведение. - М., 1998. - № 1.

. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. - М, 2002. - №7.

. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ: курс лекций. Ч.1. Основы теории конституционного права. - М.: ПолиграфОпт, 2004. - 336 с.

. Авакьян С.А. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2007. - 784 с.

. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. - 548 с.

. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. - М.: НОРМА, 2007. - 784 с.

. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России в таблицах и схемах. - М.: ЭКСМО, 2008. - 208 с.

. Дайси А.В. Основы государственного права Англии: пер. с англ. // под ред. П.Г.Виноградова. - СПб., 2007. - С. 1.

. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: учебное пособие / отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. - М.: Юриспруденция, 2009. - 288 с.

. Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. - М., 2008. - 560 с.

. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. - 608 с.

. Конституционное право России: учебник / А.Е. Постников, В.Д. Мазаев, Е.Е. Никитина. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. - 507 с.

. Конституционное право России: учебник / отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И.Кукушкин. - М.: НОРМА, 2008. - 544 с.

. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М.: Юристъ, 2006. - 444 с.

. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2007. - 350 с.

. Никулин В.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. пособие / В.В.Никулин. - Тамбов: изд-во ТГТУ, 2006. - 92 с.

. Прело М. «Конституционное право Франции». - М.: Юристъ, 2010. - 436 с.

. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России: учебник. - М.: МарТ, 2008. - 224 с.



2020-02-04 227 Обсуждений (0)
Основные институты и нормы системы конституционного права России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные институты и нормы системы конституционного права России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)