Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация нетарифных мер



2020-02-04 470 Обсуждений (0)
Классификация нетарифных мер 0.00 из 5.00 0 оценок




нетарифный регулирование экспорт таможенный

Для регулирования международной торговли особое значение приобретают классификации нетарифных мер, разработанные международными экономическими организациями, такими как ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, ЕЭК ООН, МБРР, Международная торговая палата и др. Указанные организации выполняют, помимо прочего, учетную функцию: они регистрируют каждую новую форму нетарифных ограничений, сведения о которой должны сообщать как страны, применяющие такие меры, так и страны, от них пострадавшие. Формирование такого банка данных нетарифных мер позволяет не только совершенствовать классификацию нетарифных мер, но и проводить мониторинг всех принимаемых мер внешнеторгового регулирования.

Наиболее авторитетными являются классификации ГАТТ/ВТО и ЮНКТАД.

Классификация нетарифных мер, разработанная в секретариате ГАТТ, объединяет пять основных категорий:

)   ограничения, связанные с участием государства во внешнеторговых операциях на различных этапах - производство товаров, сбыт, транспортировка и т.д. (субсидии и дотации экспортерам, порядок размещения государственных заказов, ограничения в отношении перевозки иностранных товаров и иностранных перевозчиков и т.д.);

)   таможенные процедуры, экспортно-импортные формальности административного характера (особые требования к оформлению внешнеторговой документации, процедура таможенной оценки, определение страны происхождения товара, установление дополнительных требований при прохождении таможенного оформления и т.д.);

)   технические ограничения, используемые в целях регулирования международной торговли (санитарные, фитосанитарные, ветеринарные, экологические нормы, порядок сертификации импортных товаров, требования к упаковке, маркировке и т.д.);

)   количественные ограничения и сходные с ними административные меры (квоты, лицензирование, запреты, "добровольные" ограничения экспорта, различного рода валютные ограничения и т.д.);

)   ограничения, связанные с уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей (пограничное налогообложение, импортные депозиты, иные способы обеспечения уплаты таможенных платежей, антидемпинговые, компенсационные, специальные пошлины и т.д.).

Классификационная схема, подготовленная ГАТТ, стала основой для формирования информационного банка данных по нетарифному регулированию и оказала влияние на формирование другими международными экономическими организациями собственных классификационных схем.

Большое внимание систематизации мер нетарифного регулирования уделялось в исследованиях, проводимых в рамках ЮНКТАД. В применяемой в настоящее время классификации нетарифных мер, разработанной ЮНКТАД, все меры регулирования международной торговли объединены в восемь категорий, одну их которых составляют таможенно-тарифные меры, а семь остальных - меры нетарифного регулирования:

)   паратарифные меры;

)   меры контроля над ценами;

)   финансовые;

)   меры автоматического лицензирования;

)   меры количественного контроля;

)   монополистические меры;

)   технические меры.

Данная классификационная схема используется многими государствами для систематизации нетарифных мер, устанавливаемых национальным законодательством и используемых в административной практике таможенных и иных органов, участвующих в государственном регулировании внешней торговли.

Классификационные схемы ЮНКТАД, ГАТТ/ВТО и других международных экономических организаций легли в основу многочисленных авторских классификаций, разрабатываемых российскими и зарубежными учеными.

Для уяснения сущности нетарифного регулирования особое значение имеет деление нетарифных мер на экономические и административные.

Экономические нетарифные меры воздействуют на объем внешнеторговых поставок опосредованно, через рыночные механизмы, приводя к удорожанию импортных и экспортных товаров. Среди нетарифных мер экономическую природу имеют особые пошлины - антидемпинговые, компенсационные, специальные, а также налоги, которыми облагается ввоз товаров на таможенную территорию, меры валютного регулирования и т.д.

Нетарифные меры административной природы значительно более разнообразны и многочисленны. Это лицензирование и квотирование внешнеторговой деятельности, эмбарго, государственная монополия на внешнюю торговлю, широкий спектр мер технического регулирования, ветеринарного, фитосанитарного контроля, различного рода таможенные процедуры и формальности и т.д. При этом в каждом сегменте нетарифных мер имеются как средства, выполняющие фактически запретительную функцию (например, эмбарго среди административных мер), так и меры, которые осуществляют в большей степени учетную и контрольную функции, при этом практически не влияющие на стоимость внешнеторговых поставок (например, автоматическое предоставление лицензий, без каких-либо ограничений). Очевидно, что основная масса нетарифных мер расположена между этими двумя крайностями.

При использовании экономических нетарифных мер последнее слово на рынке остается за потребителем: он сохраняет свободу выбора и сам решает приобрести более дорогой импортный товар или аналогичный более дешевый отечественный товар. При применении нетарифных мер административной природы государство напрямую воздействует на товарную структуру импорта, а покупатель в ряде случаев вообще лишается возможности приобретения иностранного товара.


ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

 

2.1 Эффективность нетарифного регулирования внешней торговли

 

Протекционистская внешнеторговая политика предполагает защиту отечественного производства, и для регулирования в сфере внешнеторговых операций государство использует тарифные и нетарифные инструменты.

Когда же тарифные методы регулирования внешней торговли становятся неэффективными в силу своей «открытости», государство использует нетарифные методы, степень воздействия которых на внешнюю торговлю возросла в последние годы. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население.

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование, государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензионную торговлю. У квот есть свои преимущества и недостатки. Во-первых, квота гарантирует ограничение импорта до определенной величины. Во-вторых, она является более гибким инструментом внешнеторговой политики. В-третьих, с помощью выборочного распределения квот государство оказывает адресную поддержку определенным предприятиям. К негативным эффектам можно отнести повышение монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции (поскольку местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цену), а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение лицензий на коррупционной основе. Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые требуют рассмотрения в парламенте. В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта только в случае резкого неравновесия платежного баланса.

В случае добровольных экспортных ограничений страны-экспортеры сами берут ограничить экспорт в какую-либо страну. По сути, ДЭО представляют собой ту же квоту, но устанавливаемую экспортером, а не импортером. Последствия такой меры более отрицательны, чем при использовании тарифа или импортной квоты. Негативным эффектом становится потеря фискальных доходов от таможенных пошлин и импортных лицензий - государство отдает эти деньги зарубежным экспортерам.

Общий экономический эффект для импортера от использования «добровольных» ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших «добровольные» ограничения на их экспорт.

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Для этого используются экспортные субсидии - льготы, предоставляемые экспортерам для расширения вывоза товаров. Благодаря этому экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем, по сниженным ценам, что способствует росту объема экспорта.

Производителям, получающим субсидию, становится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутреннем рынке. Но, чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается. Рост цены обусловливает увеличение предложения и сокращение спроса. В результате потребители несут потери, а производители получают дополнительный выигрыш.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путём взимания компенсационных импортных пошлин - пошлины, устанавливаемые страной-импортером с целью нейтрализации действия субсидии или льготы, предоставляемой страной-экспортером своим производителям.

Экономические санкции являются наиболее жесткой и считаются самой эффективной с точки зрения силы воздействия формой ограничения внешней торговли. Примером может служить торговое эмбарго, то есть запрещение ввоза в страну или вывоза из нее каких-то товаров. Но эмбарго оправдывает себя в случае, если страна, вводящая его, может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта, а страна, против которой оно вводится, сильно зависит от импорта. При этом санкции должны быть неожиданными и масштабными.

Несмотря на то, что как тарифные, так и нетарифные методы ограничения внешней торговли всегда приводят к чистым потерям благосостояния, они широко используются практически всеми странами мира. Это объясняется, во-первых, наличием эффекта перераспределения дохода и, следовательно, значительных групп населения, для которых политика протекционизма выгодна, да и государству такие меры протекционизма приносят доход в бюджет. С другой стороны, в силу того, что действие нетарифных барьеров измерить сложнее, чем аналогичное действие тарифов, можно сказать, что первые, в некоторой степени, более эффективны: правительства соглашаются снизить тарифы (переговоры в рамках ГАТТ/ВТО), потому что знают - они всегда могут заменить их нетарифными барьерами.

2.2 Проблемы системы нетарифного регулирования

 

В последнее время в системе нетарифного регулирования происходят существенные изменения, связанные с созданием таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Объединение трех государств определило создание единой таможенной территории, отсутствие внутри данной территории таможенных границ, единообразное таможенное регулирование.

Не смотря на то, что образование ТС является очевидным шагом вперед, следует отметить различные проблемы, которые возникли с корректировкой национальных законодательств стран-участниц и согласованием их экономических подходов к общим проблемам, в том числе к нетарифному регулированию. Дело в том, что до возникновения ТС правовая база по этим вопросам на национальном уровне была уже отработана на практике (и по большинству разделов достаточно эффективно) с учетом особенностей каждой из стран- участниц. К сожалению, принятый ТК ТС не учитывает многие частные вопросы нетарифной политики, которые регулируются в каждом их участников ТС, ограничиваясь общими установками. Это, в свою очередь, порождает разногласия внутри самого ТС. Наиболее известными являются разночтения по вопросам лицензирования медицинского оборудования, а также продукции военного и двойного назначения. В последнем случае следует отметить, что на национальном уровне разработанная правовая база подтвердила свою эффективность, а на уровне законодательства ТС она остаётся белым пятном.

В области нетарифного регулирования в ТС следует также отметить общие проблемы, связанные с коррупционной составляющей и избирательные, зачастую политически мотивированные подходы к запретам на импорт из соседних стран под прикрытием санитарных требований.

Среди недостатков нетарифного регулирования следует выделить следующие:

)   Лицензирование импорта лекарственных средств. Мера регулирования в отношении такого социально значимого товара, как лекарственные средства, является избыточной.

)   Единый перечень товаров не структурирован на разделы, которыми определялись бы товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза по основаниям экономического и неэкономического характера. Этот решают на национальном уровне. Однако проблема заключается в отсутствии единого понимания этого вопроса в государствах - членах Таможенного союза, что находит непосредственное отражение на правоприменительной практике в этих государствах.

)   Отдельные Положения о применении ограничений предусматривают отсылочные нормы к национальному законодательству государств-членов. Особенно чувствительным является вопрос, когда эти нормы касаются терминологии. Например, Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза опасных отходов определено, что отходы - это вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с экологическим законодательством государств - членов Таможенного союза. Но из-за разницы экологического законодательства государств - членов Таможенного союза одни и те же виды товаров в одном государстве относятся к отходам, а в другом - нет.

)   Негативным фактором является то, что законодательством Таможенного союза не предусмотрена возможность внесения изменений в лицензии, в том числе и по техническим основаниями. Так, если таможенным органом обнаружена ошибка в лицензии (например, если количество товара, указанное в лицензии, не соответствует количеству, указанному в контракте) и в ходе разбирательства установлено, что ошибка произошла по вине лицензирующего органа, такая лицензия аннулируется и выдается взамен новая. Однако в этом случае в действиях декларанта образуются признаки административного правонарушения в связи с безлицензионным ввозом товара.

)   Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза гражданского и служебного оружия, его основных частей и патронов к нему предусматривает выдачу двух разрешительных документов (лицензии и разрешения) одновременно, что очевидно является избыточным.

)   Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии, не структурирован на разделы, поэтому для того, чтобы определить, какое из перечисленных в нем веществ является наркотическим средством, психотропным веществом или их прекурсором, необходимо обращаться к национальному законодательству.

Для нормального функционирования союза необходимо в первую очередь адекватное правовое обеспечение. Важно не усложнить таможенное законодательство, не перегрузить его отсылочными нормами, не допустить коллизий с положениями других отраслей права, не ущемить права и интересы субъектов внешнеторговой деятельности. При формировании новой системы нетарифного регулирования необходимо основываться на основополагающих нормах и принципах международного права, применяющихся в области таможенного дела, рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли, принятых Всемирной таможенной организацией.

В ближайшей перспективе предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения позиции России в Таможенном союзе, усилить обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в Таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить ясность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

Повышение отдачи от участия России в Таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией к новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ТС.

Важнейшим направлением, снижающим риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки других стран Таможенного союза, должно стать создание в России конкурентоспособного механизма применения нетарифного регулирования и таможенного администрирования, позволяющего госструктурам, участникам внешнеэкономической деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с перемещение товаров через таможенную границу ТС.

Новые задачи российской экономики вызывают необходимость более тесно интегрировать политику нетарифных мер таможенного союза в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей функций нетарифных мер и таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики.

С ростом инвестиционной активности в российской экономике должна усилиться стимулирующая функция нетарифных мер и таможенно-тарифной политики таможенного союза, направленная на создание условий для переноса высокотехнологичных производств на территорию России, развитие производственно-технологической кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым технологиям, машинам, оборудованию для крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек, возникающих по причине обременительных таможенных и административных процедур, при получении международных инвестиционных товарных кредитов и прямых вложений капитала.

С учетом задачи ускорения перехода к инновационной экономике нужно повыситься роль нетарифных и таможенно-тарифных мер в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в целях сохранения конкурентной среды.

Основополагающее значение здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.


ГЛАВА 3. ЕДИНЫЕ МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ТРЕТЬИХ СТРАН

 

3.1 Принятие решений о введении, применении и отмене единых мер нетарифного регулирования

 

Решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК).

Комиссия рассматривает предложение о введении мер нетарифного регулирования в отношении отдельного вида товара на основании документов, которые содержат наименование товара и его код в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утверждаемой высшим органом таможенного союза;

Предлагаемые меры нетарифного регулирования:

·   запрет экспорта;

·   количественное ограничение экспорта и (или) импорта;

·   предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт;

·   лицензирование в сфере внешней торговли;

·   наблюдение за экспортом и (или) импортом;

·   срок действия предлагаемых мер нетарифного регулирования (даты начала и окончания действия мер);

·   обоснование необходимости введения мер нетарифного регулирования.

Предложение может быть представлено как по инициативе государства-члена ТС, так и Комиссии.

Решение о введении мер нетарифного регулирования принимается Комиссией не позднее 30 дней с даты представления предложения Стороны (Сторон).

Решения Комиссии о введении, применении и отмене мер нетарифного регулирования публикуются в соответствии c Правилами процедуры ЕЭК и вступают в силу не позднее 45 дней с даты публикации.

 



2020-02-04 470 Обсуждений (0)
Классификация нетарифных мер 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация нетарифных мер

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (470)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)