Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологические аспекты исследования системы военной безопасности Республики Беларусь



2020-02-04 210 Обсуждений (0)
Методологические аспекты исследования системы военной безопасности Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




СИСТЕМА ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: МЕТОДОЛОГО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

 


Введение

беларусь военная безопасность

Военная доктрина Республики Беларусь определяет военную безопасность как «способность государства реализовывать всю совокупность имеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов с целью предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз, создания благоприятных условий для организации вооруженной защиты его интересов» [1].

Выступая 19 января 2008 года на научной конференции Академии военных наук совместно с руководящим составом Вооруженных Сил и других ведомств военной организации Российской Федерации по теме «Национальная безопасность России на современном этапе», Министр обороны Республики Беларусь Л.С.Мальцев в своем выступлении отметил, что «в современных условиях особое значение приобретает необходимость системного, комплексного подхода к решению задач военной безопасности» [2, с. 24].

Попытки решения указанных задач со всей очевидностью показывают, что военная безопасность в своей совокупности образует комплексную систему. Вполне естественно, что эта система, к какому бы государству она ни относилась, имеет достаточно сложную структуру. Поэтому познание этой структуры, места и роли каждого из элементов является важнейшим условием эффективной деятельности органов государственного управления по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь.


Методологические аспекты исследования системы военной безопасности Республики Беларусь

 

В качестве методологии исследования военной безопасности выберем системную, которая «представляет собой наиболее упорядоченную надежную основу для управления сложными сферами взаимосвязанной деятельности, позволяя вскрывать и анализировать составляющие систему компоненты и последовательно сочетать их друг с другом» [3, с. 272]. По мнению С.Н.Князева, с которым согласен автор, комплексный (системный) подход к анализу определяется сложным единством и многообразием проявлений в системе безопасности, рассматриваемой как результат реализации диалектических противоречий ее структуры и процесса [4, с. 14].

Система военной безопасности, как и другие системы в области правовой надстройки, относится к социальным, то есть к «сложно организованным, структурно упорядоченным, взаимодетерминированным в своих составных частях социальным объектам, существование, функционирование и развитие которых отличаются относительным постоянством, устойчивостью и целостностью до тех пор, пока не нарушаются их основные внешние и внутренние связи, пока кардинально не изменяются общие и частные функции и свойства» [5, с. 253].

Система военной безопасности по своей сущности относится к целостным системам, так как представляет собой «совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегративные, системные) качества, не присущие ее образующим» [6, с. 8]. В.Г.Афанасьев утверждает, что познать целое - значит раскрыть его сущность, состав, структуру, функции, интегративные и системные факторы, коммуникацию с внешней средой, его историю [7, с. 17-18].

Нельзя не согласиться с мнением В.П.Хомколова о том, что «вопрос о целях является основным при исследовании любой системы, так как они не только определяют функции, но и от правильного выбора которых зависит эффективность деятельности всей системы, независимо от того, вытекает ли цель из самой природы данной системы (социальные и биологические системы) или она ей поставлена извне (организационные и технические системы)» [8, с. 9].

Для целей характерны следующие черты и свойства [9, с. 61-62]:

четкая ориентация на определенный интервал времени;

конкретность и измеримость;

непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;

адресность и контролируемость.

Кроме того, «системный анализ есть в сущности своей метод упорядочения проблемы - выяснение целей системы, строительства дерева целей, альтернатив их достижения» [10, с. 154].

Учитывая тот факт, что дерево целей используется для анализа систем, в которых можно выделить несколько иерархических уровней [11, с. 118] (система обеспечения военной безопасности, являясь социальной, образована из целого ряда систем менее высокого уровня и сама является подсистемой более высокого уровня [12, с. 118]), а также то, что структура деятельности может быть раскрыта лишь через понятие конкретной цели, построим дерево целей этой системы.

Автор разделяет мнение В.В.Шумова о том, что цели определяются на основе сопоставления интересов страны, угроз этим интересам и имеющихся возможностей [13, с. 39].

Для того чтобы система военной безопасности могла эффективно защищать интересы страны, она должна учитывать условия, в которых ей необходимо осуществлять свое функционирование. Это справедливо отмечает В.Г.Морозов: «принципиально важной характеристикой этих условий, оказывающей непосредственное влияние на состояние безопасности, является совокупность реальных и потенциальных угроз по отношению к объекту защиты» [14, с. 89].

Основные внешние и внутренние угрозы военной безопасности достаточно полно изложены в Военной доктрине Республики Беларусь [1], являются отдельным предметом научного исследования, и поэтому автор счел возможным не рассматривать их в рамках данной работы.

Учет жизненно важных интересов Республики Беларусь в военной сфере, а также угроз ее военной безопасности позволил построить дерево целей системы военной безопасности.

Высшей целью системы военной безопасности является обеспечение надежной защиты суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь.

Вторая ступень иерархии целей постоянно конкретизируется через совокупность соответствующих задач, решаемых в определенный период времени с учетом особенностей развития военно-политической и экономической обстановки. Наиболее важные из них:

строительство адекватной существующим реальным и потенциальным угрозам системы обеспечения военной безопасности с учетом экономических возможностей страны и наличия ресурсов;

создание благоприятных условий для реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства в военной сфере;

выполнение международных обязательств Республики Беларусь;

укрепление международного военного и военно-технического сотрудничества с зарубежными странами;

комплексное противодействие информационно-психологическому воздействию отдельных государств и их коалиций на духовную составляющую военного потенциала и др.

Цели системы военной безопасности тесным образом связаны с ее структурой и функциями.

Под структурой системы военной безопасности, как и любой другой системы, будем понимать «внутреннюю организацию целостной системы, представляющую собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его компонентов» [12, с. 107]. «Специфика структуры, - как справедливо отмечает В.Г.Афанасьев, - зависит, прежде всего, от природы компонентов системы» [7, с. 24].

С.А.Трахименок указывает, что системы безопасности в качестве составных частей могут включать в себя научные идеи и взгляды (идеологическая база обеспечения безопасности), субъекты обеспечения безопасности, деятельность (функционирование субъектов с целью достижения приемлемого уровня защищенности), нормы (правовые, моральные, традиционные), угрозы безопасности конкретных объектов [15, с. 55-56].

Рассмотрим более подробно некоторые составляющие данной системы.

Идеологической базой построения системы военной безопасности являются Концепция безопасности Союза Беларуси и России, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, Военная доктрина Республики Беларусь.

На наш взгляд, систему субъектов обеспечения военной безопасности Республики Беларусь составляют объединенные по функциональному признаку следующие подсистемы: законодательная, организационно-административная, уголовно-процессуальная, оперативная. Здесь «функции выступают и как формы, способы проявления активности, жизнедеятельности системы и ее компонентов, формы поведения, способствующие сохранению компонентов и системы, как взаимосвязь, определяющая порядок включения компонентов, частей в целое» [7, с. 26].

В законодательную подсистему входят субъекты, обладающие полномочиями принятия законов и подзаконных актов, регулирующих правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь.

В организационно-административную подсистему включаются органы государственной власти и управления, непосредственно осуществляющие и контролирующие деятельность по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь.

В уголовно-процессуальную подсистему входят субъекты, которые в соответствии с законом имеют право проводить расследование преступлений и осуществлять правосудие по уголовным делам, связанным с нарушениями законодательства о военной безопасности Республики Беларусь.

Оперативную подсистему составляют субъекты, которым в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» и Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. № 116 «О вопросах внешней разведки» предоставлено право проводить негласные оперативно-розыскные и разведывательные мероприятия в целях обеспечения военной безопасности Республики Беларусь.

Особенность функционирования этих подсистем состоит в том, что «они не только в каких-то частях могут перекрещиваться во взаимном воздействии друг на друга, но взаимопроникают друг в друга, в определенных частях они даже могут совпадать» [8, с. 35]. Так, например, создание оперативно-следственных групп влечет за собой переплетение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной подсистем.

Между элементами, образующими систему субъектов обеспечения военной безопасности, устанавливаются определенные связи. Благодаря им набор элементов превращается в связное целое, где каждый элемент оказывается в конечном счете связанным со всеми другими элементами и его свойства не могут быть поняты без учета этой связи [16, с. 83].

Функции подсистем разграничены в законодательном порядке. Это приводит к некоторой автономности их существования. Однако «свойства объекта как целого определяются не только и не столько свойствами его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми интегративными связями рассматриваемого объекта» [16, с. 18-19].

Деятельность субъектов обеспечения военной безопасности предполагает три основных вектора:

во-первых, стабилизацию и укрепление системы межгосударственных отношений в военной сфере (как реагирование на доступные изменению внешние факторы, влияющие на состояние военной безопасности страны);

во-вторых, приоритетный учет в военной сфере экономического аспекта интересов развития государства (как реагирование на ведущий внутренний фактор, определяющий состояние военной безопасности государства);

в-третьих, совершенствование и развитие собственно системы обеспечения военной безопасности государства (для исключения возможности возникновения внутрисистемного кризиса).

Деятельность всех вышеназванных субъектов проходит в условиях противоборства с внешними и внутренними угрозами военной безопасности, поэтому функционирование этой системы не может быть идеальным. Вследствие этого возникает необходимость ввода в систему военной безопасности Республики Беларусь средств контроля. В.Г.Афанасьев справедливо отмечает: «выявляя отклонения и их причины, контроль определяет пути корригирования организации объекта управления, способов воздействия на субъект с целью преодоления отклонений, устранения препятствий на пути оптимального функционирования системы» [6, с. 240].

Таким образом, система военной безопасности является в целом детерминированной системой. Такое ее построение позволяет наиболее рационально, с учетом особенностей функционирования каждой подсистемы, обеспечить военную безопасность Республики Беларусь в целом.



2020-02-04 210 Обсуждений (0)
Методологические аспекты исследования системы военной безопасности Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методологические аспекты исследования системы военной безопасности Республики Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)