Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная защита населения



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Социальная защита населения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из основополагающих документов, регулирующих общие принципы социальной политики РФ и устанавливающих систему социальных гарантий, является Конституция РФ. Так, в статье 7 Конституции отмечается: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В пункте 2 говорится: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

В статье 37, пункте 3 Конституции РФ отмечается: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за свой труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы». В статье 39, пункте 1 говорится: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаев, установленных законом». В статье 41, пункте 1 записано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».

Основные принципы социальной защиты:

• гуманность;

• адресность;

• комплексность;

• обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защиты включает в себя:

.   Социальное обеспечение;

.   Социальные гарантии;

.   Социальное страхование;

.   Социальную поддержку.

Социальное обеспечение включает в себя такие предметы помощи населению как пенсии (по старости, инвалидности), различные пособия, помощь в содержании семьям, льготы.

Социальные гарантии в РФ это гарантированное бесплатное медицинское обслуживание, общедоступность и бесплатность образования, социальная пенсия и прочее.

В современных условиях наблюдается рост качества социальной помощи населению, и если сравнить статистику 2009 и 2013 года, то можно заметить, рост уровня жизни, хоть и небольшой.


Глава 2. Особенности современной социальной политики в РФ

 

Развитие и реализация социальной политики РФ в современных условиях

 

В 2008 году была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Основными целевыми ориентирами социальной политики из этой Концепции являются:

·   снижение уровня абсолютной бедности с 13,4 процента в 2007 году до 6 - 7 процентов в 2020 году и относительной бедности (или малообеспеченной части населения) с 22 процентов в 2007 году до 15 процентов в 2020 году, увеличение среднего класса к 2020 году до более половины населения;

·   снижение дифференциации населения по уровню доходов (соотношение доходов 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных) с 16,8 раза в 2007 году до 12 раз в 2020 году;

·   доведение размеров денежного довольствия и пенсий военнослужащих до уровня, отвечающего важности данного вида деятельности в области обеспечения обороноспособности страны;

·   доведение адресности выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения (объем средств, поступающий реально нуждающимся семьям), к 2012 году в среднем по стране до 70 - 80 процентов (в 2007 году, по экспертным оценкам, - 40 - 50 процентов), а охвата бедного населения государственными социальными программами к 2020 году - до 100 процентов (в 2007 году, по экспертным оценкам, - 60 процентов);

·   рост удельного веса детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов в 2010 году до 42 - 45 процентов против 31 - 40,3 процента в 2006 - 2007 годах, а к 2020 году - до 50 - 60 процентов;

·   решение в 2012 - 2015 годах проблемы беспризорности;

·   решение к 2012 году проблемы обеспечения детей дошкольного возраста услугами дошкольного содержания и воспитания;

·   решение к 2020 году одной из самых острых проблем пожилого населения - полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе;

·   преобладание к 2020 году семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

·   достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 процентов от общего числа инвалидов;

·   увеличение уровня охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования с 46 - 46,5 процента в 2006 - 2007 годах до 70 и более процентов в 2010 - 2015 годах;

·   формирование эффективной системы институтов, обеспечивающих поддержку и содействие социальной адаптации граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении.

·   Долгосрочная политика социальной поддержки населения включает следующие приоритетные направления.

·   Первое направление - улучшение социального климата в обществе, снижение бедности и уменьшение дифференциации населения по уровню доходов.

·   Основными факторами борьбы с бедностью и улучшения благосостояния населения являются высокие темпы экономического роста, и прежде всего создание эффективных рабочих мест и рост заработной платы. Огромное влияние на улучшение социальной ситуации окажут позитивные изменения в системах образования и здравоохранения как за счет повышения доступности и качества их услуг, снижения неформальных соплатежей (что освободит бюджеты домохозяйств от значительных дополнительных расходов), так и за счет позитивного воздействия обновленной системы образования на возможности успешной экономической деятельности населения.

·   Однако экономический рост не ведет автоматически к преодолению бедности и может сопровождаться увеличением неравенства и социальной нестабильности. Для снижения бедности и дифференциации населения по доходам должен быть осуществлен комплекс мер социальной политики, направленных на:

·   повышение минимального размера оплаты труда и оплаты труда работников бюджетных организаций, что позволит снизить бедность среди работающего населения;

·   повышение среднего размера трудовой пенсии по старости до уровня, обеспечивающего минимальный воспроизводственный потребительский бюджет;

·   повышение эффективности социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе путем усиления адресности региональных программ государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, внедрения современных социальных технологий оказания помощи, в том числе системы социальных контрактов;

·   повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов путем расширения использования налоговых вычетов, введения налога на недвижимость, зависящего от ее рыночной стоимости, что позволит более справедливо распределить нагрузку между группами населения с разным уровнем дохода.

·   Второе направление - повышение эффективности государственной поддержки семьи, в том числе:

·   развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей;

·   усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, включая расширение рынка образовательных услуг для детей и масштабов строительства доступного жилья для семей с детьми;

·   создание механизмов оказания дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;

·   развитие программ социального сопровождения и помощи семье в воспитании малолетних детей путем развития детских дошкольных учреждений, профилактики семейного неблагополучия;

·   укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности, консолидация действий федеральных, региональных и местных социальных институтов, направленных на решение данной проблемы;

·   повышение эффективности и доступности сети социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической поддержки детям из семей, находящихся в социально опасном положении, и дезадаптированным детям;

·   полное завершение к 2020 году процесса модернизации и развития системы социального обслуживания семей и детей в соответствии с международными стандартами социального обслуживания семей и детей в развитых европейских странах;

·   совершенствование порядка и процедуры усыновления детей, приема детей в замещающие семьи;

·   создание системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания.

·   Третье направление - реабилитация и социальная интеграция инвалидов, в том числе:

·   организационное и институциональное совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

Еще больше положений указано на сайте концепции.

 


Глава 3. Анализ реальной ситуации

 

В нынешнее время государство проводит множество мер по улучшению уровня жизни населения, но происходит это крайне медленно. На это есть ряд причин.

Государственная политика РФ направлена большей частью на внешнюю политику, нежели на внутреннюю. По статистике число граждан, получающих денежные выплаты с 2009 до 2013 г., увеличилось примерно на 3%. Это маленькая цифра, несмотря на то, что государство старается уделять время социальной политике. В итоге, различные проблемы населения, такие как бедность, безработица, образование, медицинская помощь развиваются неравномерно и неэффективно.

Несмотря на бурное развитие экономики, прожиточный минимум по РФ с 2011 по 2013 годы незначительно изменился, а в некоторых показателях даже снизился (см. прил. 1).

Концепция социально-экономического развития содержит большие перспективы развития, но она не соответствует новым экономическим отношениям. Вместо постоянного формирования среднего класса, который является залогом политической и социальной стабильности, гармонизации рыночных отношений, происходит расширение социальных низов населения, что является крайне опасным в политическом отношении.

Действующая система льгот и компенсаций крайне неэффективна. Значительная часть социальных средств используется на поддержку тех групп населения, доходы которых выше прожиточного минимума. В нуждающиеся слои населения попадает менее 20% средств, направленных на финансирование социальных выплат. Поэтому при значительных бюджетных средствах, направляемых на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до конкретного человека, очень мала.


3.1 Пути улучшения социальной политики

 

Социальную политику необходимо направлять на решение приоритетных проблем, выработку механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласование обязательств государства с реальными возможностями их финансирования. Решать эти задачи необходимо на основе государственных стандартов, развития самофинансирования и страховых принципов, укрепления финансовой базы социальной сферы.

Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих трех блоках проблем.

Общеметодологические подходы к формированию социального государства;

Регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;

Социальная защита населения, регулирование отношений в социальной сфере.

Коренное изменение экономических основ жизни общества, переход от административно-командных к рыночным экономическим моделям требует радикального изменения принципов социальной политики, подходов к их реализации.

Российское государство может стать действительно социальным, только если три его элемента - эффективная экономика, сильная власть (законодательная, исполнительная, судебная) и общественные институты (система социального партнерства, согласование интересов главных субъектов трудовых отношений) - будут постоянно и эффективно взаимодействовать.

Коренная перестройка всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократического социального государства:

приоритете прав человека и его основных свобод в сочетании с принципом индивидуальной ответственности гражданина за свое материальное благосостояние;

солидарности, обусловленной взаимосвязанностью и взаимоответственностью общества и его членов;

оптимальной поддержки как непосредственно со стороны самого государства, так и со стороны свободных ассоциаций людей, способных во все большей степени брать на себя решение многих социальных задач.

При разработке государственных социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально ориентированный подход.

Как показывает мировой опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.

Центр корректировки реформ должен сместиться не только на структурные преобразования в сфере труда и социально-трудовых отношений, так и на обеспечение отраслей социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры).

Представляется целесообразной дифференциация функционально ориентированных, взаимодополняющих институтов социальной зашиты, которые обеспечивают:

социальные гарантии, основанные на принципах равенства возможностей, всеобщей доступности общенациональных систем образования, здравоохранения и социального страхования;

социальную помощь наиболее уязвимым и, в первую очередь нетрудоспособным категориям населения.

социальное страхование: обязательное - всего активного населения страны за счет взносов работодателей и работников, добровольное - части трудозанятого населения в порядке личной инициативы работников и работодателей.

В то время как социальные гарантии и социальное страхование не связаны со степенью нуждаемости, социальная помощь должна носить адресный характер, для чего требуется:

Строгий учет уровня материальной обеспеченности каждого гражданина;

Переход к адресной помощи, как отдельному гражданину, так и семье;

Четкая дифференциация причин нуждаемости, отказ от государственной помощи трудоспособным гражданам, имеющим возможность работать, но не желающим делать это;

Перенос центра тяжести по оказанию адресной помощи на уровень органов местного самоуправления при передаче последним соответствующих функций и средств на их реализацию.

При этом государственная социальная помощь нуждающимся будет иметь смысл только в том случае, если она удовлетворят базовые потребности человека. Отсюда вытекает необходимость отказаться от использования минимальной оплаты труда в качестве регулятора уровня социальных выплат, заменив его прожиточным минимумом с учетом региональных различий.

Также следует принять следующие меры:

Четко определить границы социальных гарантий, которыми обеспечивает государство;

Продумать конкретные механизмы смягчения противоречий между социальным и правовым принципом российской государственности, достижения баланса между централизацией, правами и интересами субъектов Федерации и местного самоуправления;

За государством должно остаться право устанавливать пределы, как социализации, так и открытости экономики на каком-либо этапе развития.


Заключение

 

В заключение можно сказать, что социальная политика - важнейший экономический инструмент, без которого невозможно создать гармоничную экономическую систему государства.

Таким образом, социальная политика контролирует социальную структуру общества. Несмотря на неактуальность социальной политики для государства, для достижения равновесия в обществе России стоит обратить внимание на это направление. Несмотря на множество отрицательных моментов социальной политики, имеются и положительные стороны. Необходимо учесть, что экономические ресурсы в ближайшие десятилетия могут сильно возрасти и достижение целей социальной политики будет более эффективным.

В современном мире, где царит полная свобода выбора, далеко не каждому доступны экономические блага. Поэтому, социальная политика может быть современной и эффективной только тогда, когда она сочетает в себе интересы классов и социальных групп, обеспечивая тем самым равновесие и стабильность общества и даря людям уверенность в завтрашнем дне.

социальный политика правовой труд


Список использованных источников

 

1. Апостолова, Т.М. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации: учебник для вузов. М.: - ВЛАДОС, 2008

.   Волгин Н.А. Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций: учебное пособие / коллектив авторов. - М.: КНОРУС, 2011. - 1016 с.

.   Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.- М.: КНОРУС, 2008. -608 С.

.   Федеральный Закон Российской Федерации "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (с изменениями от 8 декабря 2010 г.)

.   Конституция Российской Федерации 1993 г

.   Волгин Н.А. Социальная политика. - М.: Экзамен, 2003.

.   Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями)

 


Приложение

 

Таблица 1. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц

  Все население

из него по социально-демографическим группам населения

Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов
    трудоспособное население пенсионеры дети  
2009 5153 5572 4100 4930 327,9
I квартал 5083 5497 4044 4857 276,7
II квартал 5187 5607 4129 4963 327,1
III квартал 5198 5620 4134 4978 321,9
IV квартал 5144 5562 4091 4922 385,6
2010 5688 6138 4521 5489 333,3
I квартал 5518 5956 4395 5312 292,6
II квартал 5625 6070 4475 5423 332,3
III квартал 5707 6159 4532 5510 325,0
IV квартал 5902 6367 4683 5709 380,5
2011  6369  6878  5032  6157  326,3
I квартал 6473 6986 5122 6265 273,6
II квартал 6505 7023 5141 6294 313,9
III квартал  6287  6792  4961  6076 326,3
IV квартал  6209  6710  4902  5993  395,2
2012 6510 7049 5123 6259  356,7
I квартал 6307 6827 4963 6070 300,8
II квартал 6385 6913 5020 6146 351,3
III квартал 6643 7191 5229 6387 348,0
IV квартал 6705 7263 5281 6432 414,8
2013 7306 7871 5998 7022 351,0
I квартал 7095 7633 5828 6859 306,6
II квартал 7372 7941 6043 7104 339,2
III квартал 7429 8014 6097 7105 342,2
IV квартал 7326 7896 6023 7021 416,5
2014          
I квартал 7688 8283 6308 7452 295,0
II квартал 8192 8834 6717 7920 333,6

1) За I-IV кварталы приведены данные о величине прожиточного минимума, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"; за год - оценка на основе указанных данных. С 2005 г. изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума. С 2013 г. изменен порядок расчета величины прожиточного минимума на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

 



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
Социальная защита населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная защита населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)