Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Источники коммерческого (торгового) права в РФ



2020-02-03 291 Обсуждений (0)
Источники коммерческого (торгового) права в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

В настоящее время в Российской Федерации оптовая и розничная торговля являются достаточно популярным видом деятельности в разных хозяйствующих субъектах. Вклад торговли во внутренний валовой продукт России значителен – только налоговые поступления от торговой деятельности в бюджет Российской Федерации за первое полугодие 2009 года составили более 316 млрд. рублей. При этом структура розничной торговли характеризуется большой долей как индивидуального предпринимательства, так и малых и средних предприятий.

Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, регулируется государством. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли. На фоне активного развития торговли особую актуальность приобретает вопрос её правового регулирования.

Объектом исследования данной работы является регулирование торговой деятельности в Российской Федерации. Предмет исследования: нормативно-правовая база торговой деятельности.

Цель исследования: провести анализ изменений в правовом обеспечении торговой деятельности в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Задачи исследования:

1. Изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую торговую деятельность в Российской Федерации;

2. проанализировать основные изменения в правовом обеспечении торговой деятельности в Российской Федерации;

3. выявить положительные и отрицательные аспекты правового регулирования торговой деятельности в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

 


Нормативно-правовое регулирование торговой деятельности в Российской Федерации

Источники коммерческого (торгового) права в РФ

 

Под источниками права в формально-юридическом смысле понимают внешние формы выражения и существования норм права.

Источниками права являются исходящее от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления правовых норм для придания им юридического общеобязательного значения.

Без объективизации права в соответствующих внешних формах социальные нормы не могут приобрести качество правовых. Государство, устанавливая или признавая уже имеющиеся формы права, наделяет их качествами функциональности, обязательности, гарантированности государством.

Источниками коммерческого права признаются нормативные правовые акты, судебная практика и обычаи делового оборота, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие коммерческие отношения.

Нормативные правовые акты являются традиционными и главными источниками коммерческого права для всех субъектов континентального права. Собственно из них складывается так называемое «коммерческое законодательство».

Следует подчеркнуть различие между понятиями «коммерческое право» и «коммерческое законодательство». Последнее представляет собой совокупность комплексных нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права, регулирующих коммерческую деятельность.

В нормативных актах прежде всего выражены особенности правового регулирования отношений, возникающих с участием предпринимателей и в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности.

Нормативные правовые акты коммерческого законодательства по их юридической силе могут быть классифицированы на законы и подзаконные нормативные акты. Это разделение имеет важное практическое значение, так как в случае расхождения закона и подзаконного акта, действует закон.

Законы принимаются исключительно органами законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ) и наделены высшей юридической силой.

Признание верховенства законов означает не только их формальное превалирование над другими нормативными актами, но и их определяющую роль в системе источников коммерческого права, как преобладающей формы выражения права, с помощью которой государство регулирует коммерческие отношения.

Реальное верховенство законов находит выражение и в самом их содержании. В принимаемых в последние годы федеральных законах в области коммерческой деятельности, преобладают нормы прямого действия, законы непосредственно регулируют коммерческие отношения, чтобы избежать неверного толкования или даже противоречий в подзаконных нормативных актах.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и другие федеральные законы (ст. 76 Конституции РФ).

Концепция федерального конституционного законодательства используется в Конституции 1993 года впервые, в ранее действовавших Конституциях России этот термин не применялся. Федеральные конституционные законы применяются в особом порядке (ст. 107 Конституции РФ), касаются наиболее важных вопросов государственного строительства и по объему просто не могут быть включены в текст Конституции.

Во многих статьях Конституции РФ указаны конкретные случаи, когда должны приниматься конституционные федеральные законы (ст. 29, ст. 36).

При этом отдельные части и статьи закона могут вступать в силу в разное время, о чем также имеется указание в самом федеральном законе.

К законам относятся также и законы субъектов Федерации, которые они принимают как по предметам совместного ведения при наличии соответствующих федеральных законов, так и вне этих пределов в рамках своих законодательных полномочий, установленных Конституцией РФ, т.е. осуществляют собственное правовое регулирование.

Собственное правовое регулирование означает, что субъекты Федерации по вопросам, отнесенным к предметам их ведения, издают свои законы и иные нормативные правовые акты, регулируют по своему усмотрению отношения, вытекающие из предметов их ведения, а не только отдельно в развитии (с учетом местных условий) федеральных законов, когда это имеет место, когда субъекты также принимают «собственные» (т.е. местные) законы по вопросам совместного ведения.

Законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии со статьей 71 (исключительные полномочия Федерации), а также федеральным законом, принятым в соответствии со статьей 72 (совместная компетенция). В случае такого противоречия действует федеральный закон, а закон субъекта Федерации не должен применяться.

Если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации принят по вопросам, отнесенным к его ведению (по остаточным полномочиям), и если такой акт противоречит федеральным законам, то действует акт субъекта Федерации. В данном случае принцип верховенства федерального закона не действует, поскольку эта сфера общественных отношений резервирована для собственного правового регулирования субъекта Федерации.

При наличии пробелов в федеральном правовом регулировании коммерческой деятельности проблема собственного правового регулирования приобрела особую актуальность. До принятия Федерального закона от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», субъекты Федерации прнимали собственные законы о торговой деятельности на их территории.

В ряде субъектов РФ, таких как Москва, Санкт-Петербург, Амурская область, Владимирская область и др. приняты законы, достаточно подробно регулирующие общественные отношения в сфере торговой деятельности.

В преамбуле законов установлено, что они приняты в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», но при этом они противоречат Конституции РФ. По Конституции РФ (ст. 71) гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, а административное законодательство в совместном ведении Федерации и ее субъектов (п. «к» ст. 72).

Подобные законы, как и вообще законодательные акты комплексного регулирования торговой деятельности в регионе или касающиеся деятельности определенных видов торговых предприятий, действующих на территории субъекта Федерации, должны приниматься только при наличии соответствующих федеральных законов и в строгом соответствии с ними.

Среди Федеральных конституционных законов высшей юридической силой обладает Конституция РФ (ст. 15 Конституции РФ), которая содержит нормы различных отраслей права, в том числе и коммерческого (ст. 8, 34).

Источниками коммерческого права являются отраслевые кодифицированные нормативно-правовые акты – кодексы. Кодекс содержит нормы одной отрасли права в систематизированном виде. Все кодексы являются федеральными законами.

Важнейшим федеральным законом, регулирующим предпринимательскую деятельность, является Гражданский кодекс РФ, он занимает центральное место среди источников коммерческого права, как нормативный акт, гарантирующий предпринимателю наиболее стабильные условия деятельности.

На базе ГК РФ приняты специальные законы и подзаконные акты, содержащие нормы гражданского права и регулирующие коммерческую деятельность. Согласно п. 2 ст. 3 ГК РФ, «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».

Специальные законы, регулирующие коммерческую деятельность, разнообразны по сфере правового регулирования и содержат нормы как публичного, так и частного права.

Так законы о государственном регулировании торговой и внешнеторговой деятельности, о защите конкуренции, об инвестициях, о государственной регистрации предпринимательской деятельности и другие содержат нормы публичного и частного права, т.е. носят комплексный характер. Это можно сказать и о транспортных уставах и кодексах.

Во многих специальных законах преобладают нормы частного права. Это касается тех законов, которые группируются вокруг Гражданского кодекса РФ и принимаются для более дельного регулирования некоторых положений кодекса. К ним относятся законы об акционерных обществах и других коммерческих юридических лицах.

Для коммерческого права важны и те специальные законы, которые содержат только или по преимуществу нормы публичного права. К ним относятся Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, закон о валютном регулировании и валютном контроле и др.

Следует сказать, что даже в ГК РФ – нормативном акте, относящемся к одной отрасли законодательства – гражданскому законодательству, можно обнаружить ряд норм публичного права, предписывающих субъектам частного права учитывать общественные интересы. Например, в п. 1 ст. 49 ГК прямо указывается, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Следовательно, даже ГК, являющийся главным частноправовым нормативным актом, не лишен элементов комплексности.

Примером взаимодействия норм частного и публичного права может служить специальный нормативный акт, посвященный регулированию предпринимательской деятельности, – Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», где содержатся не только нормы, регулирующие отношения коммерческих банков с клиентами (нормы частного права), но и нормы публичного права, регламентирующие отношения коммерческих банков с органами государства, прежде всего с Центральным банком РФ.

Нормативные правовые акты, не относящиеся к законам, являются подзаконными. Это нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, местных органов власти и управления. Многие из них содержат нормы коммерческого права.

Нормы коммерческого права могут содержаться в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти – ведомственных нормативных актах. Многие федеральные министерства издают приказы нормативного характера для детализации и реализации положений законов, постановлений Правительства и указов Президента РФ.

Так Министерство экономического развития РФ, которое ранее осуществляло функции нормативно-правового регулирования в сфере внутренней и внешней торговли, издало Приказ от 30 апреля 2009 г. №141 «О реализации положений федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»».

Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней и внешней торговли в настоящее время возложены на Министерство промышленности и торговли РФ. В Положении о министерстве определены вопросы и сфера правового регулирования и компетенция министерства в этой области.

Среди ведомственных нормативных актов важную роль играют акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в структуре которого действует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека. Руководитель этой службы является главным государственным санитарным врачом.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 января 2005 г. №34 утверждено Положение о территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, которая осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в Омском регионе (п. 6 Положения), составляет протоколы об административных правонарушениях при нарушения правил торговли.

Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 января 2007 г. №62 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства.

Следует иметь в виду, что федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты, содержащие нормы коммерческого права лишь в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК РФ), т.е. сфера их нормотворческой деятельности существенно ограничена.

В настоящее время наметилась тенденция к увеличению количества и роли законов среди источников права, и коммерческого права в частности.

Государство стремится определить статус участников экономических отношений и правила поведения на рынке непосредственно в законе.

Предприниматель должен ориентироваться, прежде всего, не на ведомственные нормативные акты, а на закон, в котором прямо и определенно должно содержаться все необходимое: порядок приобретения статуса предпринимателя, условия и правила ведения предпринимательской деятельности.

По мнению многих исследователей (Рассолов М.Н., Леонов Г.Б. и др.), переход от подзаконного регулирования к преимущественному регулированию непосредственно законом – одна из главных тенденций развития современного российского законодательства.

В идеале законы должны иметь прямое действие лишь при необходимости отсылать к подзаконным актам. Пока, к сожалению, этого в достаточной мере не достигнуто. Существует немало новых законов, применение которых по-прежнему обусловлено подзаконными правовыми актами (положениями, инструкциями, приказами).

В сфере предпринимательства необходимо широкое законодательное, а не подзаконное и, тем более, ведомственное регулирование, а также саморегулирование в рамках, определенных законом, основанное на непреходящей ценности инициативы предпринимателя. Соответственно, должна быть сужена сфера административного нормотворчества.

По масштабу действия нормативные акты коммерческого законодательства могут быть подразделены на нормативные акты центрального регулирования, принятые государственными органами или органами местного самоуправления, и локальные нормативные акты.

С учетом тенденции перераспределения компетенции в регулировании общественных отношений «сверху вниз», в пользу субъектов РФ и органов местного самоуправления значение локального нормотворчества возрастает.

К актам локального регулирования относятся договоры и корпоративные нормы – уставы, положения, приказы субъектов хозяйственной деятельности, из которых складывается так называемое «корпоративное право».

Органы управления коммерческой организации относительно свободны в определении содержания локальных актов, но они должны учитывать императивные требования нормативных актов централизованного регулирования, которые действуют независимо от того, включены они в тексты локальных актов или нет. В уставе организации или в положениях об органах управления организацией могут быть распределены нормотворческие компетенции между органами управления коммерческой организации, если их несколько (например, в акционерном обществе – общее собрание, наблюдательный совет, дирекция).

Для коммерческих организаций границы локального регулирования определяются нормативными актами централизованного регулирования.



2020-02-03 291 Обсуждений (0)
Источники коммерческого (торгового) права в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Источники коммерческого (торгового) права в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)