Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пробелы в нормативно-правовом регулировании торговли и направления его совершенствования



2020-02-03 314 Обсуждений (0)
Пробелы в нормативно-правовом регулировании торговли и направления его совершенствования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В отличие от экономически развитых стран с дуалистической системой частного права, где уже столетие существует мощное правовое обеспечение торгового оборота в виде торговых кодексов или хорошо разработанного торгового законодательства, в России правовая база в сфере торговли еще только складывается. Хотя торговое законодательство в России и существует, оно неустойчиво и имеет значительные пробелы в правовом регулировании внутренней торговли.

Правовой статус многих субъектов оптовой торговли, реально существующих на рынке, вообще ничем не урегулирован. Это касается дилеров, дистрибьюторов, торговых домов, оптовых, оптово-промышленных, оптово-розничных объединений и других новых форм объединений субъектов оптовой торговли в рамках интеграции и кооперации производства.

На федеральном уровне не урегулирован правовой статус и таких особых субъектов, как оптовые ярмарки, промышленно-торговые выставки, оптовые продовольственные рынки, которые считаются организаторами оптового оборота.

Необходим специальный федеральный закон, который ограничил бы торговлю некоторыми видами товаров, например, запретил торговлю в киосках алкогольной продукцией и табачными изделиями, установил перечень товаров для внемагазинной торговли, предусмотрел государственное регулирование цен на хлеб, товары массового спроса, соль, детское питание. Необходим закон об оптовой торговле.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» во многом носит рамочный характер, прямо регулирует деятельность торговых сетей и не позволяет устранить все существующие пробелы нормативно-правового регулирования торговой деятельности, но, наряду с Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «О защите прав потребителей», он станет основой для развития торгового законодательства. Этот закон позволит поддержать и сегмент малого бизнеса в торговле.

За последнее десятилетие в России изданы важнейшие законы, определяющие условия коммерческой деятельности. Новые законодательные и иные нормативные акты существенно изменили регулирование коммерческой деятельности в содержательном отношении. Однако, бурное обновление законодательства привело к некоторым неблагоприятным последствиям.

Если к середине девяностых годов постоянно принимались новые законы, изменяющие ранее принятые нормативные акты, то сейчас возникла другая проблема, связанная с неполнотой правового регулирования и некоторой заторможенностью законодательного процесса в сфере торговли.

Новый закон о внутренней торговле 2009 года во многом обозначил болевые точки в правовом регулировании внутренней торговли, прямо урегулировал некоторые вопросы, создав новые правовые нормы, разграничил компетенции в нормативно-правовом регулировании торговой деятельности и уже послужил импульсом для развития регионального торгового законодательства. Также принятие Закона о госрегулировании торговли повлечет за собой как изменения в уже существующих нормативно-правовых актах, так и создание ряда новых документов.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в связи с принятием федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» потребуется внесение изменений в:

1) КоАП РФ – в части установления ответственности за совершение хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и (или) хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров, недопустимых действий при заключении и исполнении договоров поставки продовольственных товаров;

2) Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» – в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и определения порядка финансирования указанных полномочий;

3) Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» – в части уточнения регулирования порядка организации ярмарок и осуществления торговой деятельности на них.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. №ВЗ-П13–219 Минпромторгу России, федеральным органам исполнительной власти поручено до 15 февраля 2010 года внести в Правительство Российской Федерации согласованный перечень мероприятий необходимых для реализации положений Федерального закона.

В связи с вышеизложенным планируется в установленные сроки разработать следующие документы.

1) Проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»:

1. №184-ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

2. №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

3. №271-ФЗ от 30 декабря 2006 г. «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

4. №195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

2) Проекты постановлений Правительства Российской Федерации, утверждающие:

1. Методику расчета и порядок установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадями торговых объектов.

2. Порядок включения в схему размещения нестационарных объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности.

3. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них.

4. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, по которым не допускается выплата вознаграждения в связи с их приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

5. Порядок создания системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности и обеспечения ее функционирования.

6. Методику расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за предыдущий финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за предыдущий финансовый год.

3) Приказы Минпромторга России, утверждающие:

1. Методические рекомендации по разработке программ регионального развития торговой деятельности.

2. Перечень информации, подлежащей обязательному размещению и обновлению на официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в области торговой деятельности.

3. Единую форму торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, и состояние торговли на территории субъекта Российской Федерации, порядок его формирования и порядок предоставления информации, содержащейся в торговом реестре.


Заключение

 

Документ определяет права и обязанности торговых сетей при заключении договоров поставки продовольственных товаров, перечисляет недопустимые действия по отношению к поставщикам, оговаривает возможность регулирования торговых наценок и цен.

Законом устанавливаются барьеры для применения разнообразных негативных практик во взаимоотношениях между торговлей и поставщиками. Также закон упорядочивает сроки расчетов за поставленный товар.

Подводя итоги, следует отметить, что закон о регулировании торговой деятельности в РФ является лишь первой ступенью на пути создания единой нормативно-правовой базы для регулирования стремительно развивающейся торговой деятельности в России и оставляет возможность для его дальнейшего совершенствования.

 


Литература

 

1. КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 9 февраля 2010 года.

2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. №381-ФЗ.

3. Трацевская В.А. Вступил в законную силу закон о регулировании торговой деятельности // Список статей, раздел «Юридическая практика». [Электронный ресурс]. URL: http://lawfirm.ru/article/index.php? id=666 (дата обращения: 5.03.10)

4. Тезисы выступления директора Департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга России Олега Сазанова на XV Международном саммите продовольственного бизнеса в России (Food Business Russia2010) // Новости [Электронный ресурс]. URL: http://www.minprom.gov.ru/activity/trade/news/48 (дата обращения: 5.03.10)

5. Госдума все-таки одобрила скандальный закон о торговле // Новости РБК, рубрика «Экономика» [Электронный ресурс]. URL:

http://top.rbc.ru/economics/18/12/2009/355380.shtml (дата обращения: 5.03.10)

6. Наталья Барановская. Регуляторы споткнулись о порог // Российская Бизнес-газета 2009, №726 (42), С 14–15

7. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (постатейный) // [Электронный ресурс]. URL: http://gov.cap.ru/home/24/sait/potrebrynok/komment.doc

8. Черепанова И.В. Инновационные подходы в правовом регулировании внутренней торговли в Российской Федерации // Экономические и экологические проблемы в меняющемся мире: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Омск, 2009, с. 277–279

 



2020-02-03 314 Обсуждений (0)
Пробелы в нормативно-правовом регулировании торговли и направления его совершенствования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пробелы в нормативно-правовом регулировании торговли и направления его совершенствования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)