Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (6 часов)



2020-02-04 306 Обсуждений (0)
ТЕМА 9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (6 часов) 0.00 из 5.00 0 оценок




Семинар № 16 (2 часа)

Цель семинара: научить студентов свободно выступать в обсуждаемой теме занятия, используя свой план выступления по учебному вопросу. Научить при ответе на поставленный вопрос использовать первоисточники, законодательную базу, учебную и научную литературу.

    Задачи семинара: изучение понятия и форм государственного устройства, рассмотрение конституционного статуса Российской Федерации и компетенции Российской Федерации, совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также полномочий субъектов Российской Федерации.

Умения и навыки, приобретённые студентами в результате семинарского занятия: формирование у студентов комплексного представления о государственном устройстве Российской Федерации.

План семинарского занятия. (1 час 30 мин.)

1. Субъекты Российской Федерации: конституционно-правовой статус
и административно-территориальное устройство. 

2. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Рос­сийской Федерации.

3. Россия в составе Содружества Независимых Государств.

Темы докладов и рефератов:

1. Становление и развитие Российской Федерации.

2. Правовой статус национальных меньшинств в Российской Федерации.

3 .Федеративная ответственность субъектов РФ.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература. Учебная литература:

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., с изм. И доп. М., 2001.

Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право России: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России, 3-е изд. М., 2003.

Комментарий к Конституции Российской Федерации/ Под. ред. Л.А. Окунькова. М, 2002.

Конституционное право России: Лекции / Отв. Ред. В.Т. Кабышев, Е.В. Колесников. Саратов, 1995.

Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.И. Кокотов, М.И. Кукушкин. М., 2003.

Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 1999.

Конституция Российской федерации. Научно-практический комментарий. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Б.Н. Топорнина. М, 2002.

Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Отв. ред., В.А. Четвернин. М., 1997.

Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. 2-е изд. / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 1997.

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001.

Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

Дополнительная литература.

Научная литература:

Барков А.В. Правовой статус Евразийского экономического сообщества // Журнал российского права. 2003. № 4. С. 127-135.

Варламова И.В., Скурко Е.В. Российская Федерация и ее субъекты: проблема укрепления государственности // Государство и право. 2001. № 7. С 88-107.

Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования //Журнал российского права. 2002. № 7.

Доровских К.М. Правовые проблемы защиты русского языка // Государство и право. 2003. № 2.

Заметина Т.В. Конституционные принципы российского федерализма: поня­тие, содержание, специфика функционирования // Конституционное развитие России: Межвуз. сб. науч. ст. Саратов, 2003. Вып.4.

Златопольский Д.Л. Процесс развития федеративных отношений // Вестник Московского ун-та. Сер. 1К Право. 1998. № 6.

Золотарева М.В., Хабриева Т.Я. Правовые основы изменения состава субъек­тов Российской Федерации// Государство и право. 2001. № 1.

Иванов В.В. «Сложнопостроенные» субъекты РФ: конституционная реаль­ность и проблемы регулирования //Журнал российского права. 1998. № 12.

Иванов В.В. Автономные округа в составе края, области - феномен сложно-составных субъектов Российской Федерации» (конституционно-правовое иссле­дование). М., 2002.

Иванов В.В. Новые подходы к теории территориального устройства и федера­тивная система России // Правоведение. 2002. № 3.

Кабышев В.Т. Федерализм и конституционная система власти в России //Материалы круглого стола «5 лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению». М., 1999.

Карапетян Л.М. Федерализм и права народов. М, 1999.

Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства М., 2001.

Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными орга­нами государственной власти и органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации // Журнал российского права. 2002. № 5.

Комарова В.В. Некоторые проблемы правового реагирования администра­тивно-территориального устройства (вопросы теории и практики) // Право и власть. 2002. № 2.

Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Феде­рации: вопросы теории и проблемы реализации // Журнал российского права. 2000. № 2.

Кремянская Е.А. Развитие федерализма на современном этапе: опыт Канады и Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 4.

Крылов В. С. Федерализм и его будущее // Журнал российского права. 1999. № 1.

Лебедев А.И. Статус субъекта Российской Федерации (Основы компетенции, конституционная модель, практика). М., 1999.

Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. СПб., 2002.

Михалева И.А. Правовые проблемы создания Союзного государства России и Беларуси // Государство и право. 2002. № 6. С. 14-21.

Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федера­лизма. М., 1998.

Умнова И.А. Современная конституционная модель российского федерализ­ма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции // Государство и право. 1999. №11.

Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследо­вание) / Отв. ред. Б.Н.Топорнин. М, 2001.

Филиппов И.К. Конституционное развитие республик - субъектов Российской Федерации. Чебоксары, 1999.

Хабриева Т.Я. Правовые и организационные основы национально-культурной автономии в Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. №7.

Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.

Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, со­трудничество, субсидиарность // Государство и право. 2002. №5. С 5-12.

Чиркин В.Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии // Государ­ство и право. 2003. №7.

Шинкарецкая Г.Г. Союзное государство Белоруссии и России // Государство и право. 2001. №6. С 50-56.

Юрьев С.С. Правовой статус национальных меньшинств. 2-е изд., испр. и доп. М, 2000.

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР . 1990. № 2. Ст. 22.

Закон РСФСР от 25 декабря 1991 г. «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 2. Ст. 62.

Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О денонсации Договора об образовании СССР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 51. Ст. 1799.

Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. // Российская газета. 1993. 12 февраля.

Договор от 8 декабря 1999 г. о создании Союзного государства Беларуси и России // Российская газета. 2000. 29 января.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта» (в ред. от 31.10.2005 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4919; СЗ РФ. 07.11.2005, № 45, ст. 4581.

Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // СПС «Консультант Плюс» (по состоянию на февраль 2007 г.)

Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» // Российская газета. 2005. 19 октября.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010 г.) // СПС «Консультант Плюс»

Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР» (с изм. и доп. от 24 июля 1998 г. и 11 декабря 2002 г.) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740; СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3804; 2002. № 50. Ст. 4926.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге Российской Федерации» (в ред. от 7 марта 2005 г.) // СЗ РФ. 2000. № 52. Ст. 5020; 2002. № 28. Ст. 2781, 2782; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2697; 2005. № 10. Ст. 753.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гербе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 9 июля 2002 г. и 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 2000. № 52. Ст. 502; 2002. № 28. Ст. 2780; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2696.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гимне Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 марта 2001 г.) // СЗ РФ. 2000. № 52. Ст. 5022; 2001. № 13. Ст. 1139.

Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации» (в ред. от 22 августа 2004 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 683; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2863; 2004. № 35. Ст. 3607.

Задания студентам на самостоятельную работу:

1. Изучение вопросов семинара и подготовка конспектов.

2. Решение задач.

                              

Практические задания

1.  Законодательный орган государственной власти территориального
субъекта Федерации принял решение изменить наименование данного
субъекта РФ.

Правомерно ли в данном случае решение субъекта РФ? Какие право­вые последствия следуют после этого? Необходимы ли соответствую­щие конституционные изменения? Дайте правовой анализ предлагаемого варианта.

См.: Конституция РФ; Устав (Основной Закон) субъекта РФ; Поста­новление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о тол­ковании ч. 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации //СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 676.

2.  Согласно части 2 статьи 10 Конституции Республики Алтай от
7 июня 1997 г. в Республике не допускается складирование радиоактив­ных отходов и отравляющих веществ.

Соответствует ли данное положение конституционным основам разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Феде­ рацией и ее субъектами (статьям 71, 72 и 73 Конституции РФ)? См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных по­ложений Конституции Республики Алтай //СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728;

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах орга­низации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

3.  10 апреля 1997 г. был подписан Договор о разграничении предме­тов ведения и полномочий между органами государственной власти Тю­менской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-
Ненецкого автономного округа, а также Соглашение о порядке реализации этого Договора. Вместе с тем между органами власти указанных
субъектов возник конфликт по поводу распространения юрисдикции органов государственной власти области на автономные округа и участия
населения автономных округов в выборах в законодательные (представи­тельные) и исполнительные органы власти области.

Допускает ли факт вхождения автономных округов в состав облас­ти распространение на них полномочий органов государственной власти области? Участвует ли население автономных округов наравне с населе­нием других районов (частей) области в выборах в органы законодатель­ной и исполнительной власти области?

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области // СЗ РФ. 1997. №29. Ст. 3581.

4. Гражданин РФ подал жалобу в администрацию г. Тамбова на аварском языке. Ответ на его жалобу был дан на русском языке.

Правомерно ли был дан ответ?

См.: Конституция РФ; Конституции республик в составе Российской Федерации; Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР» с // Ведомости ВС РФ. 1991. №50. Ст. 1740.

5.  В соответствии со ст. 329 Уголовного кодекса РФ за надругательст­во над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ ус­тановлена уголовная ответственность.

Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. «О Го­сударственном флаге Российской Федерации» определяется описание и порядок его официального использования.

Допускается ли вывешивание Государственного флага Российской Федерации на жилых домах граждан?

См.: ФКЗ от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге Российской Федерации» //СЗ РФ. 2000. № 52. Ст. 5020.

6.  Пункт «в» ст. 72 Конституции РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природ­ными ресурсами к сфере совместного ведения Российской Федерации и
ее субъектов.

17 ноября 1997 г. в Саратовской области был принят закон «О земле». Аналогичные законы были приняты в Самарской, Калининградской об­ластях, Республике Татарстан и других субъектах РФ.

Правомерно ли опережающее нормотворчество субъектов Федерации?

Каковы нормативные основы права субъектов РФ осуществлять соб­ственное правовое регулирование по вопросам совместного ведения Рос­сийской Федерации и субъектов РФ до принятия федеральных законов?

См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» //СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

7.  11 декабря 1996 г. Министерством юстиции Саратовской области
была зарегистрирована национально-культурная автономия российских
немцев Поволжья (Региональная общественная организация Саратовской
области).

Какой порядок образования, регистрации, реорганизации и ликвида­ции национально-культурных автономий?

Как учреждаются региональные национально-культурные автономии?

См.: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О национально-культур­ной автономии» // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 2965.

8. Региональное общественное объединение, зарегистрированное
органом юстиции Республики Саха (Якутия), обратилось в суд с требо­ванием признать незаконным бездействие Государственного Собрания (Ил Тумэн) по принятию республиканского закона «Об общественных объединениях».

Какое решение должен принять суд?

См.: Конституция РФ 1993 г.; Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

9. Глава администрации Хабаровского края направил в Конституционный Суд РФ запрос о проверке конституционности положений ст. 11 (1) Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О государственной
границе Российской Федерации».

Оспариваемая статья вводила сбор за пограничное оформление при осуществлении пограничного контроля, определяла его размеры, взимае­мые с лиц, следующих через государственную границу, с владельцев транспортных средств и грузов за досмотр автомобильного, воздушного, морского и железнодорожного транспорта.

Как полагает заявитель, введение сбора за пограничное оформление является недопустимым ограничением конституционных прав каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию, не соответствует нормам между­народного права и ряду международных договоров Российской Федера­ции, нарушает гарантии свободы экономической деятельности.

В чьем ведении находится определение статуса и защиты Государ­ ственной границы? В каких целях осуществляется защита Государст­ венной границы? Противоречил ли с точки зрения принципа разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ введенный сбор за пограничное оформление Конституции РФ? Какое решение по данному вопросу принял Конституционный Суд РФ?

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. по делу о проверке конституционности ст. 11 (1) Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» в ред. от 19 июля 1997 г.

10. Граждане Сафина Г.А., Акимова Л.А., Акимов И.С. обратились в
Верховный Суд РФ с заявлением о признании несоответствующим закону
распоряжения Правительства РФ от 2 августа 2001 г. «Изменения и дополнения, которые вносятся в перечень имеющих жилищный фонд за­крытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, По­граничной службы РФ и органов ФСБ России», в части, касающейся ис­ключения закрытого военного городка Сергиев Посад- 15 (141) из соста­ва Московской области и включения его в состав Владимирской области.

По мнению заявителей, Правительство РФ этим распоряжением фак­тически изменило границы субъектов РФ, что согласно ст. 27, 67, 105 и 131 Конституции РФ не вправе было делать.

В результате исследования в судебном заседании документов вы­яснилось, что городок Сергиев Посад объективно расположен на тер­ритории Александровского района Владимирской области, поэтому обжалуемым распоряжением Правительства РФ границы субъектов не изменялись.

Каков порядок изменения границ между субъектами РФ? В чьем ве­ дении находятся вопросы создания, преобразования и упразднения за­крытых административно-территориальных образований?

См.: Конституция РФ 1993г.; Закон РФ от 14 июля 1992 г. «О закры­том административно-территориальном образовании» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1915.



2020-02-04 306 Обсуждений (0)
ТЕМА 9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (6 часов) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (6 часов)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)