ТЕМА 9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (6 часов)
Семинар № 16 (2 часа) Цель семинара: научить студентов свободно выступать в обсуждаемой теме занятия, используя свой план выступления по учебному вопросу. Научить при ответе на поставленный вопрос использовать первоисточники, законодательную базу, учебную и научную литературу. Задачи семинара: изучение понятия и форм государственного устройства, рассмотрение конституционного статуса Российской Федерации и компетенции Российской Федерации, совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также полномочий субъектов Российской Федерации. Умения и навыки, приобретённые студентами в результате семинарского занятия: формирование у студентов комплексного представления о государственном устройстве Российской Федерации. План семинарского занятия. (1 час 30 мин.) 1. Субъекты Российской Федерации: конституционно-правовой статус 2. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации. 3. Россия в составе Содружества Независимых Государств. Темы докладов и рефератов: 1. Становление и развитие Российской Федерации. 2. Правовой статус национальных меньшинств в Российской Федерации. 3 .Федеративная ответственность субъектов РФ. Список рекомендуемой литературы Основная литература. Учебная литература: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., с изм. И доп. М., 2001. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право России: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России, 3-е изд. М., 2003. Комментарий к Конституции Российской Федерации/ Под. ред. Л.А. Окунькова. М, 2002. Конституционное право России: Лекции / Отв. Ред. В.Т. Кабышев, Е.В. Колесников. Саратов, 1995. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.И. Кокотов, М.И. Кукушкин. М., 2003. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 1999. Конституция Российской федерации. Научно-практический комментарий. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Б.Н. Топорнина. М, 2002. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Отв. ред., В.А. Четвернин. М., 1997. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. 2-е изд. / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 1997. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Дополнительная литература. Научная литература: Барков А.В. Правовой статус Евразийского экономического сообщества // Журнал российского права. 2003. № 4. С. 127-135. Варламова И.В., Скурко Е.В. Российская Федерация и ее субъекты: проблема укрепления государственности // Государство и право. 2001. № 7. С 88-107. Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования //Журнал российского права. 2002. № 7. Доровских К.М. Правовые проблемы защиты русского языка // Государство и право. 2003. № 2. Заметина Т.В. Конституционные принципы российского федерализма: понятие, содержание, специфика функционирования // Конституционное развитие России: Межвуз. сб. науч. ст. Саратов, 2003. Вып.4. Златопольский Д.Л. Процесс развития федеративных отношений // Вестник Московского ун-та. Сер. 1К Право. 1998. № 6. Золотарева М.В., Хабриева Т.Я. Правовые основы изменения состава субъектов Российской Федерации// Государство и право. 2001. № 1. Иванов В.В. «Сложнопостроенные» субъекты РФ: конституционная реальность и проблемы регулирования //Журнал российского права. 1998. № 12. Иванов В.В. Автономные округа в составе края, области - феномен сложно-составных субъектов Российской Федерации» (конституционно-правовое исследование). М., 2002. Иванов В.В. Новые подходы к теории территориального устройства и федеративная система России // Правоведение. 2002. № 3. Кабышев В.Т. Федерализм и конституционная система власти в России //Материалы круглого стола «5 лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению». М., 1999. Карапетян Л.М. Федерализм и права народов. М, 1999. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства М., 2001. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2002. № 5. Комарова В.В. Некоторые проблемы правового реагирования административно-территориального устройства (вопросы теории и практики) // Право и власть. 2002. № 2. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и проблемы реализации // Журнал российского права. 2000. № 2. Кремянская Е.А. Развитие федерализма на современном этапе: опыт Канады и Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. № 4. Крылов В. С. Федерализм и его будущее // Журнал российского права. 1999. № 1. Лебедев А.И. Статус субъекта Российской Федерации (Основы компетенции, конституционная модель, практика). М., 1999. Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. СПб., 2002. Михалева И.А. Правовые проблемы создания Союзного государства России и Беларуси // Государство и право. 2002. № 6. С. 14-21. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. Умнова И.А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции // Государство и право. 1999. №11. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / Отв. ред. Б.Н.Топорнин. М, 2001. Филиппов И.К. Конституционное развитие республик - субъектов Российской Федерации. Чебоксары, 1999. Хабриева Т.Я. Правовые и организационные основы национально-культурной автономии в Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. №7. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997. Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. 2002. №5. С 5-12. Чиркин В.Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии // Государство и право. 2003. №7. Шинкарецкая Г.Г. Союзное государство Белоруссии и России // Государство и право. 2001. №6. С 50-56. Юрьев С.С. Правовой статус национальных меньшинств. 2-е изд., испр. и доп. М, 2000. Нормативно-правовые акты Конституция Российской Федерации. М., 1993. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР . 1990. № 2. Ст. 22. Закон РСФСР от 25 декабря 1991 г. «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 2. Ст. 62. Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О денонсации Договора об образовании СССР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 51. Ст. 1799. Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. // Российская газета. 1993. 12 февраля. Договор от 8 декабря 1999 г. о создании Союзного государства Беларуси и России // Российская газета. 2000. 29 января. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта» (в ред. от 31.10.2005 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4919; СЗ РФ. 07.11.2005, № 45, ст. 4581. Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // СПС «Консультант Плюс» (по состоянию на февраль 2007 г.) Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» // Российская газета. 2005. 19 октября. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010 г.) // СПС «Консультант Плюс» Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР» (с изм. и доп. от 24 июля 1998 г. и 11 декабря 2002 г.) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740; СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3804; 2002. № 50. Ст. 4926. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге Российской Федерации» (в ред. от 7 марта 2005 г.) // СЗ РФ. 2000. № 52. Ст. 5020; 2002. № 28. Ст. 2781, 2782; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2697; 2005. № 10. Ст. 753. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гербе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 9 июля 2002 г. и 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 2000. № 52. Ст. 502; 2002. № 28. Ст. 2780; 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2696. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О Государственном гимне Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 марта 2001 г.) // СЗ РФ. 2000. № 52. Ст. 5022; 2001. № 13. Ст. 1139. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации» (в ред. от 22 августа 2004 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 683; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2863; 2004. № 35. Ст. 3607. Задания студентам на самостоятельную работу: 1. Изучение вопросов семинара и подготовка конспектов. 2. Решение задач.
Практические задания 1. Законодательный орган государственной власти территориального Правомерно ли в данном случае решение субъекта РФ? Какие правовые последствия следуют после этого? Необходимы ли соответствующие конституционные изменения? Дайте правовой анализ предлагаемого варианта. См.: Конституция РФ; Устав (Основной Закон) субъекта РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации //СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 676. 2. Согласно части 2 статьи 10 Конституции Республики Алтай от Соответствует ли данное положение конституционным основам разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Феде рацией и ее субъектами (статьям 71, 72 и 73 Конституции РФ)? См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай //СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728; Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. 3. 10 апреля 1997 г. был подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало- Допускает ли факт вхождения автономных округов в состав области распространение на них полномочий органов государственной власти области? Участвует ли население автономных округов наравне с населением других районов (частей) области в выборах в органы законодательной и исполнительной власти области? См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области // СЗ РФ. 1997. №29. Ст. 3581. 4. Гражданин РФ подал жалобу в администрацию г. Тамбова на аварском языке. Ответ на его жалобу был дан на русском языке. Правомерно ли был дан ответ? См.: Конституция РФ; Конституции республик в составе Российской Федерации; Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР» с // Ведомости ВС РФ. 1991. №50. Ст. 1740. 5. В соответствии со ст. 329 Уголовного кодекса РФ за надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ установлена уголовная ответственность. Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге Российской Федерации» определяется описание и порядок его официального использования. Допускается ли вывешивание Государственного флага Российской Федерации на жилых домах граждан? См.: ФКЗ от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге Российской Федерации» //СЗ РФ. 2000. № 52. Ст. 5020. 6. Пункт «в» ст. 72 Конституции РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами к сфере совместного ведения Российской Федерации и 17 ноября 1997 г. в Саратовской области был принят закон «О земле». Аналогичные законы были приняты в Самарской, Калининградской областях, Республике Татарстан и других субъектах РФ. Правомерно ли опережающее нормотворчество субъектов Федерации? Каковы нормативные основы права субъектов РФ осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ до принятия федеральных законов? См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» //СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. 7. 11 декабря 1996 г. Министерством юстиции Саратовской области Какой порядок образования, регистрации, реорганизации и ликвидации национально-культурных автономий? Как учреждаются региональные национально-культурные автономии? См.: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 2965. 8. Региональное общественное объединение, зарегистрированное Какое решение должен принять суд? См.: Конституция РФ 1993 г.; Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. 9. Глава администрации Хабаровского края направил в Конституционный Суд РФ запрос о проверке конституционности положений ст. 11 (1) Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О государственной Оспариваемая статья вводила сбор за пограничное оформление при осуществлении пограничного контроля, определяла его размеры, взимаемые с лиц, следующих через государственную границу, с владельцев транспортных средств и грузов за досмотр автомобильного, воздушного, морского и железнодорожного транспорта. Как полагает заявитель, введение сбора за пограничное оформление является недопустимым ограничением конституционных прав каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию, не соответствует нормам международного права и ряду международных договоров Российской Федерации, нарушает гарантии свободы экономической деятельности. В чьем ведении находится определение статуса и защиты Государ ственной границы? В каких целях осуществляется защита Государст венной границы? Противоречил ли с точки зрения принципа разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ введенный сбор за пограничное оформление Конституции РФ? Какое решение по данному вопросу принял Конституционный Суд РФ? См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. по делу о проверке конституционности ст. 11 (1) Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» в ред. от 19 июля 1997 г. 10. Граждане Сафина Г.А., Акимова Л.А., Акимов И.С. обратились в По мнению заявителей, Правительство РФ этим распоряжением фактически изменило границы субъектов РФ, что согласно ст. 27, 67, 105 и 131 Конституции РФ не вправе было делать. В результате исследования в судебном заседании документов выяснилось, что городок Сергиев Посад объективно расположен на территории Александровского района Владимирской области, поэтому обжалуемым распоряжением Правительства РФ границы субъектов не изменялись. Каков порядок изменения границ между субъектами РФ? В чьем ве дении находятся вопросы создания, преобразования и упразднения закрытых административно-территориальных образований? См.: Конституция РФ 1993г.; Закон РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1915.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |