Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль участкового уполномоченного милиции в уголовном процессе



2020-02-04 211 Обсуждений (0)
Роль участкового уполномоченного милиции в уголовном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок




План

Введение

1. Роль участкового уполномоченного милиции в уголовном процессе

2. Административные полномочия участкового уполномоченного милиции

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Уголовное судопроизводство, как известно, начинается со стадии возбуждения уголовного дела. Мы знаем, что для возбуждения уголовного дела необходимы два условия: повод и основание. При этом поводы и перечислены в ст.140 УПК РФ, а основаниями УПК называет достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Однако, если в заявлении или в сообщении не содержится оснований для принятия процессуального решения, то возникает необходимость в проведении предварительной проверки - сборе дополнительных данных. Следует заметить, что такая проверка проводиться довольно часто, поскольку поступающее в городские и районные отделы внутренних дел заявления и сообщение о преступлениях содержат недостаточные сведения для принятия объективного процессуального решения. А незаконное и несвоевременное возбуждение дела влечет ряд неблагоприятных последствий, в том числе нарушение конституционных прав граждан.

При проведении предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях осуществляется сбор, изучение и оценка первичного и дополнительно собранного материала, характеризующего проверяемое событие, осуществляются оперативные и некоторые следственные действия. Следует отметить, что Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации уделил мало внимания предварительной проверке по заявлениям и сообщениям о преступлении. Отсюда как теоретикам уголовного процесса, так и практическим работникам приходиться сталкиваться со сложными процессуальными, тактическими и методическими вопросами.

Проверкой сообщений и заявлений граждан на ряду с другими субъектами уголовного судопроизводства занимаются и участковые уполномоченные милиции.

Законодатель не регламентировал персонально для участкового ни каких специальных полномочий по принятию решений, и не установил особенностей его деятельности в уголовно-процессуальной сфере. В теории же этот вопрос освещен мало, поэтому мне придется в своей работе предпринять попытку наиболее полного рассмотрения вопросов участия участкового уполномоченного милиции (далее УУМ) в стадии возбуждения уголовного дела. Я постараюсь осветить деятельность участкового как с позиций процесса, так и с позиций административного законодательства.


Роль участкового уполномоченного милиции в уголовном процессе

 

Согласно инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции Участковый уполномоченный является представителем милиции общественной безопасности, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел.

УПК РФ закрепил в ст.40, что к органам дознания относятся органы внутренних дел. Под органами внутренних дел в качестве органа дознания прежде всего подразумевается милиция, являющаяся составной частью МВД РФ. Милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В Законе РФ от 18 апреля 1991 г. (в последующих редакциях)"О милиции" прямо предусматривается, что криминальная милиция и милиция общественной безопасности являются самостоятельными органами дознания.

Совместным письмом Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 9 сентября 1993 г. N 1/3986 и N 25/15-1-1993 "О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел" обладателями полномочий органа дознания в органах внутренних дел были признаны только начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители. Прямое упоминание в статье 40 УПК собственно органов внутренних дел в числе органов дознания позволяет в настоящее время отнести к субъектам прав и обязанностей органа дознания наряду с начальниками милиции также и руководителей органов внутренних дел различного уровня и их заместителей.

Также УПК определяет дознавателя. Дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания (п.7 ст.5 УПК РФ). Работники или служащие органа дознания уполномочиваются производить дознание в связи с решением руководителя органа дознания о назначении их дознавателями.

Дознание проводится под постоянным контролем руководителя органа дознания, который вправе требовать от дознавателя отчета о проделанной им по уголовному делу работе. Начальник органа дознания оценивает итоги дознания и утверждает обвинительный акт, составляемый дознавателем по окончании дознания (ст.225 УПК РФ).

Дознаватель не обладает процессуальной самостоятельностью, характерной для следователя, и обязан неукоснительно выполнять все данные ему в письменной форме указания начальника органа дознания и прокурора по уголовному делу, находящемуся в его производстве. Однако он вправе обжаловать эти указания в соответствии с ч.4 ст.41 УПК РФ.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что УУМ может являться дознавателем в уголовном процессе, а следовательно выполнять определенные дознавателю в УПК функции.

Органы дознания полностью производят расследование в форме дознания, когда по уголовному делу не требуется проведение предварительного следствия. (ст.151 УПК РФ).

Все органы дознания уполномочены производить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым предварительное следствие законом признано обязательным, с условием безотлагательной передачи уголовного дела после выполнения неотложных следственных действий соответствующему следователю. Неотложные следственные действия - действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (п. 19 ст.5 УПК РФ). Орган дознания, то есть начальник МОБ или КМ несет ответственность за действия и решения дознавателя. Но нас больше интересует что же делает УУМ на стадии возбуждения уголовного дела.

Стадия возбуждения уголовного дела начинается с момента принятия заявления, сообщения о преступлении и простановки регистрационного штампа на нем в дежурной части. Этот момент определен наиболее точно. В соответствии с п.9. Инструкции Участковый уполномоченный в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений должен принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, незамедлительно сообщать о ее получении дежурному по органу внутренних дел и в пределах своих полномочий принимать по ним своевременные меры, предусмотренные законодательством.

Но я могу добавить, что учитывая п.3 ч.1 ст.140 УПК РФ УУМ может сам обнаружить признаки совершенного, совершаемого или готовящегося поступления о чем докладывает рапортом. То есть рапорт тоже может быть поводом для возбуждения уголовного дела. И, наверное, рапорт УУМ должен быть наиболее часто используемым поводом для возбуждения уголовного дела, так как если на территории УУМ совершается преступление (особенно с явными признаками длительной подготовки), то он первым должен об этом знать, потому что он может быть подвержен дисциплинарной ответственности за то, что "недосмотрел".

В целях рационального использования служебного времени, более четкой организации работы, повышения ее эффективности УУМ должен постоянно изучать, анализировать криминогенную обстановку на обслуживаемом участке. Для этого ему необходимо хорошо знать территорию участка, его особенности, дороги, линии связи, расположение и режим работы акционерных обществ, организаций, банков, почтовых отделений, баз, складов, иных мест хранения материальных ценностей (независимо от форм собственности), а также объектов разрешительной системы, порядок и состояние их охраны, места стоянки автотранспорта, а в сельской местности, кроме того - все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, места произрастания наркосодержащих растений.

Помимо этого, он должен знать характер занятости населения, его этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру и, как правило, национальный язык большинства населения на обслуживаемом участке.

Изучая и оценивая криминогенную обстановку УУМ, в первую очередь, должен обращать внимание на ее системность, а не проводить аналитическую работу от случая к случаю.

При этом ему необходимо: отражать в паспорте на административный участок как количество, так и характер раскрытых и нераскрытых преступлений; анализировать обстоятельства, способствующие их совершению; сведения о лицах, поведение которых контролируется милицией; знать приметы лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и разыскиваемых преступников, сведения о потерпевших и похищенных вещах, места концентрации антиобщественных элементов и места, где чаще всего совершаются нарушения общественного порядка и преступления, а также силы и средства, которые должны использоваться для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, укрепления либо усиления правопорядка.

Указанные сведения о деятельности участкового уполномоченного милиции не ограничиваются лишь названными, их круг значительно шире.

При обнаружении на обслуживаемом участке преступления, по делу о котором производство предварительного следствия не обязательно, участковый уполномоченный самостоятельно проводит комплекс предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

Обнаружив на участке преступление, по делу о котором производство предварительного следствия обязательно, участковый уполномоченный обязан:

) принять меры к охране места происшествия (п.14.2 Инструкции) (УУМ должен организовать всеми возможными способами ограничение входа и выхода с места происшествия лиц, присутствующих там, принять меры по охране следов оставленных преступником, вещественных доказательств, в общем сохранить первоначальное состояние места происшествия до прибытия следственно-оперативной группы);

) выявить свидетелей (до прибытия СОГ УУМ должен опросить лиц, находящихся на месте происшествия на предмет того, кто и что видел или мог видеть, а после прибытия СОГ передать собранные сведения оперативному работнику и вместе с ним провести "беглый" подворный, поквартирный обход);

) оказать помощь потерпевшим (если такие имеются, это должно быть на первом месте, но в этом случае он должен оценивать реально ситуацию, может ли он чем-либо помочь пострадавшему, если нет, то необходимо сообщить в дежурную часть о наличии пострадавших и организовав охрану МП приступить к задержанию преступника по горячим следам);

) установить и задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления (это возможно при наличии свидетелей очевидцев, потерпевшего, которые покажут куда скрылся подозреваемый, либо если УУМ сам стал свидетелем преступления и преступник предпринимает попытку скрыться с МП. Здесь также нужно определить, что на данный момент важней - оказание помощи, либо задержание преступника. Если УУМ реально может помочь потерпевшему, он должен сделать это, а дежурную часть ориентировать о преступнике.);

) обнаружить и изъять похищенное имущество, орудия преступления и другие вещественные доказательства (действия по обнаружению он должен провести сразу же, как только прибыл на МП, а что же касается изъятия, то если у УУМ нет достаточных возможностей для правильной фиксации вещественных доказательств, то лучше всего принять меры к охране этих объектов до прибытия СОГ).

В случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы или сотрудников криминальной милиции участковый уполномоченный самостоятельно проводит предусмотренные законом следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по установлению и закреплению следов преступления.

Знание участковым уполномоченным особенностей участка и проживающего в нем населения существенно повышает эффективность работы следственно-оперативной группы, поэтому выход участкового уполномоченного для работы по горячим следам на место совершения на участке преступления в практике работы ОВД вменяется ему в обязанность. Основные методы работы, используемые при этом: проверка на причастность к преступлению ранее судимых и других профилактируемых лиц, из числа жителей участка; осуществление поквартирного (подворного) обхода.

Поэтому, если на обслуживаемой территории УУМ произошло преступление, то он должен сразу же, исходя из оперативной обстановки, довести до оперативного работника или следователя всю информацию о том, кто из проживающих на его территории мог совершить подобное преступление, местах обычного скопления криминальных элементов, если таковые имеются и другую информацию, которая могла бы помочь при расследовании дела и раскрытию по горячим следам.

При выполнении функций по отработке жилого сектора участковый уполномоченный имеет возможность для выявления лиц, содержащих притоны, а также различные фирмы, якобы оказывающие услуги населению, типа "Здоровье", "Эммануэль", "Ночка", и др. На самом деле здесь нередко пребывают лица, совершившие тяжкие преступления, скрывающиеся от органов внутренних дел, следствия и являющиеся участниками организованной преступной группы либо авторитетами преступного мира.

Имеются примеры, когда участковые уполномоченные в процессе отработки жилого сектора обнаруживали огнестрельное оружие и взрывные устройства, используемые организованными преступными группами во время разборок, либо лиц, занимающихся незаконным оборотом оружия.

Практика показывает, что при проверке паспортного режима и правил временной регистрации граждан из ближнего и дальнего зарубежья УУМ выявляют не только лиц, уклоняющихся от регистрации, но и обнаруживают целые группы, особенно из южных регионов (азербайджанцы, грузины, чеченцы), причастные к ОПГ различной направленности, совершению террористических актов, разделу сфер преступного влияния в различных городах Российской Федерации.

При осуществлении контроля за объектами разрешительной системы участковый уполномоченный милиции, изучая и зная криминогенную обстановку, состояния охраны этих объектов, имеет возможность выявлять те факторы, которые способствуют хищению оружия, боеприпасов, а также лиц, способствующих незаконному обороту оружия или причастных к совершению организованных преступлений с применением оружия, либо совершающих хищения и реализацию радиоактивных средств.

Учет и отчетность в работе участкового уполномоченного милиции - это два слагаемых, которые существенно помогают ему организовать работу, увидеть пробелы, а также совершенствовать свою деятельность.

В этих целях УУМ ведет обязательную документацию. Ее перечень, содержание и методика ведения устанавливаются соответствующими нормативными актами.

К сожалению, пока в практике работы не изжиты случаи формализма, бумаготворчества. МВД России взяло курс на решительное их искоренение. В настоящее время ведение иной, не предусмотренной МВД РФ документации (журналы отработки жилого массива, фотоальбомы подучетных лиц и т.п.) допускается лишь тогда, когда сам УУМ считает это необходимым. Ему предоставлено право самостоятельно (а не за подписью руководства горрайоргана) направлять запросы в учреждения, предприятия, организации и давать ответы по существу обращений.

Инструкция закрепила обязанности УУМ по рассмотрению обращений и заявлений граждан в п.17. Так он должен:

Осуществлять прием и регистрацию в журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным милиции (приложение N 2 Приказа № 900) поступивших от населения сообщений о совершенных на административном участке правонарушениях с последующей обязательной регистрацией в установленном порядке обращений о совершенных или готовящихся преступлениях в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.

Рассматривать поступившие письма и заявления граждан, не содержащие признаки состава преступления, в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней. При необходимости проведения специальной проверки, истребования дополнительных документов либо принятия иных мер сроки рассмотрения заявлений и обращений могут быть в порядке исключения продлены руководством органа внутренних дел, но не более чем на один месяц с обязательным сообщением об этом заявителю. Обращение гражданина считается разрешенным и списывается в дело, если рассмотрены все затронутые в нем вопросы, в пределах компетенции приняты необходимые меры к устранению нарушений законности, прав и законных интересов граждан, заявителю дан ответ.

Выявлять при рассмотрении письменных обращений граждан факты и обстоятельства, требующие проверки, а также круг лиц, от которых необходимо получить объяснения, ответы на другие вопросы, подлежащие разрешению.

 



2020-02-04 211 Обсуждений (0)
Роль участкового уполномоченного милиции в уголовном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль участкового уполномоченного милиции в уголовном процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)