Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гражданское и смешанные с ним отрасли права.



2020-02-04 262 Обсуждений (0)
Гражданское и смешанные с ним отрасли права. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение.

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему - совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в "правовые семьи" (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Система как философское понятие - это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы.

Система права формируется и функционирует на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни.

Правовая система — это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

· собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках

· правовая идеология

· активная сторона правосознания

· судебная (юридическая) практика.

Одна из самых популярных -классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.

        Р.Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англосаксонской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название "религиозные и традиционные системы".

       Другая классификация была предложена К.Цвайгертом и Г.Котцем в книге "Введение в правовые сравнения в частном праве", вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий "правового стиля".

       "Стиль права"по мнению авторов, складывается из пяти факторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы.

      На основе этого различаются следующие "правовые круги": романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р.Давида.

      При этом, во всех случаях, не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право). А.Х.Саидов полагает, что только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем, дает возможность составить целостное представление о правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латино-американскую, правовую семью "общего права", и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. Таким образом, существует несколько точек на классификацию правовых систем.

 

Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии или, например, ЮАР, которой и посвящена моя работа.                            

          

 

 

История развития.

Южно-Африканская Республика имеет типичную смешанную правовую систему. В ЮАР сосуществуют рядом африканское обычное право и нормы романо-голландского и английского общего права.

Колонизация Южной Африки была начата в 1652 г. голландцами, основавшими Капскую колонию. В тот период действовало право метрополии, а точнее – римское право провинции Голландия, наиболее влиятельной провинции Республики Нидерланды, наряду со староголландским обычным правом. Римское право было реципировано в форме, которую ему придали глоссаторы и комментаторы. Это римско-голландское право осталось в колонии в силе даже после ее английского завоевания, т.е. после провозглашения ее в 1806 г. собственностью британской короны.

Симптоматично то, что в Голландии в тот же самый период после захвата ее Наполеоном римско-голландское право было отменено и заменено в 1809 г. Гражданским кодексом Франции, а в 1838 г. – национальным Гражданским кодексом, разработанным на основе французского гражданского права.

Интересно отметить, что римско-голландское право выжило лишь в тех регионах, которые еще до вступления в силу национального ГК, ориентированного на французский образец, были отторгнуты Голландской колониальной империей и перешли под английское владычество. Кроме Южной Африки к таким регионам еще относятся лишь Шри-Ланка (Цейлон) – с 1799 г. и часть Гвианы – с 1803 г.

После образования в 1910 г. Южно-Африканского Союза процесс усиления влияния английского права прекратился. С тех пор прослеживается тенденция усиления внимания южноафриканских судов к работам старых голландских юристов (это Гуго Гроций (1583– 1645 гг.), Арнольд Ванпий (1588-1657 гг.), Иоганн Вёт (1647-1713 гг.), Корнилий ван Бинкерсхек (1673–1743 гг.), Дионисий Вандер Кессель (1738–1816 гг.) и к правовым нормам, для которых они послужили источником. Эти тексты обрабатывались и применялись к современным условиям.

Весьма симптоматичным является тот факт, что в решениях южноафриканских судов преемственность римского права в его эволюционном развитии – от классических римских юристов через Юстиниана, глоссаторов, Вёта и Винния до современности – прослеживается гораздо явственнее, чем на Европейском континенте, где эта преемственность благодаря посредничеству миссий гражданских кодексов романо-германской правовой семьи если и не прервана, то в значительной мере исчезла из правосознания юристов.

 

Распространение христианства и исламизация Африки способствовали снижению роли и авторитета обычая, лишения их сверхъе­стественного основания.

В XIX в. в результате колониза­ции Африки и Мадагаскара евро­пейские системы права заполнили отношения, не регулируемые обы­чаями. Это прежде всего новые сферы (трудовое право, акционер­ное право, патентное и морское право, нормы о ценных бумагах), а также сфера отношений европей­цев с туземцами и отношения между туземцами, входящими в общества с различными обычаями. Да­лее, обычное право было преобразовано и в областях, где оно давало полную регламентацию. Во всех странах Африки и на Мадагаскаре были созданы суды европейского типа, разбирающие споры, в кото­рых одной из сторон являются не­африканцы, затрагиваю­щие новые типы отношений.

Была создана новая администра­ция, местные ассамблеи, финансо­вые, полицейские, иные службы.

 

 

Источники права

Африка к югу от Сахары и Мадагаскар в течение многих веков жила по нормам добровольно соблюдаемых обычаев. Системы обычного права регулируют организацию племени, небольших сельских обществ. Повиновение обычаю означает уважение предков, останки которых слились с почвой, а дух витает над живыми. Каждая из многочисленных общин имела свои нравы и обычаи. Различия между обычаями одного района или одной этнической группы были ничтожными, однако они могли стать значительными вне этих границ.

В качестве субъекта во внешних отношениях признается группа (триба, каста, деревня), а не индивид и семья. Упор сделан не на субъективных правах, а на обязанностях, при этом юридические обязанности не отличают от моральных. Наука права и юристы отсутствуют. Деление права на публичное и частное, гражданское и уголовное не прак­тикуется. Имущественное право и обязательственное право при­вязаны к статусу, т.е. неотделимы от личных прав.

Справедливо прежде всего то, что обеспечивает сплоченность группы и восстанавливает согласие между ее членами. В случае конф­ликта задача видится в большей мере в примирении заинтересо­ванных сторон, чем в установле­нии прав. Правосудие — скорее институт примирения, чем применения строгого права. Поскольку действенный механизм исполнения решений отсутствует, значимость достижения согласия возрастает.                    

Трудность изучения обычаев для иностранцев отчасти обусловлена непригодностью использования европейского словаря применительно к местным обычаям. В африканской семье по-иному построены отношения родства, институты приданого и наследования определяются весьма экзотично. Собственность индивида на землю отрицается. Отсутствие письмен­ных памятников-обычаев не по­зволяет сформулировать общие правовые принципы.

Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.

Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Суд, призванный (с точки зрения европейской правовой традиции) решать споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы, клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или другого лица, а путем их примирения. Таким образом, современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.

Население Африки в течение многих веков жило по нормам обычая. Каждый считал себя обязанным жить так, как жили его предки; чаще всего было достаточно боязни сверхъестественных сил, чтобы заставить уважать традиционный образ жизни.

Признавая крайнее обилие обычаев на континенте все исследователи признают, что имеется нечто общее, отличающее африканское право от европейского.

С началом колонизации в Африке широкое распространение получает христианство и ислам. Ни одна из этих религий не одержала полной победы, но обе они оказали значительное влияние на население большей части Африки. Обычаи, даже если им и продолжали следовать, потеряли в глазах населения былую связь со сверхъестественными силами. Люди продолжали жить так же, как и ранее; у них не хватало мужества для перестройки, но они знали отныне, что живут не по божьим законам.

Идея права проложила себе путь в Африке, как и в Европе: христианизация и исламизация лишили обычаи их сверхъестественного и магического основания, они открыли путь к их упадку.

В XIX веке вся Африка подпала под господство европейцев. Позиция англичан, с одной стороны, и латинских народов — с другой, была, в принципе, различной.

В период британского колониального правления гражданский и уголовный процесс, доказательственное право были преобразованы по образцу английского общего права. Английский язык стал единственным языком судебного рассмотрения. В результате развития экономических связей между Южной Африкой и Великобританией многие английские законы, регулирующие оборот ценных бумаг, банкротства, морскую торговлю, страхование и правовое положение торговых товариществ, были реципированы в Южной Африке практически без изменений.

 

 

Гражданское и смешанные с ним отрасли права.

Частное право ЮАР, как и правовая система страны в целом, имеет гибридный характер. В семейном, наследственном и вещном праве по-прежнему доминируют концепции римско-голландского права, а влияние английского права незначительно. Сильнее оно в общем договорном и деликатном праве, хотя и здесь в целом сохранен понятийный аппарат римского права. В то же время большинство специальных институтов торгового права имеют уже чисто английское происхождение.

Как и в романо-германской правовой системе, частное право ЮАР традиционно подразделяется на право лиц, семейное право, право собственности, обязательственное (договоры, деликты, неосновательное обогащение) и наследственное право.

Праву лиц известен институт эмансипации. Усыновление регулируется Актом о детях (1960), заключение брака – Актом о браке (1961). Брак заключается в присутствии 2 свидетелей перед гражданским чиновником или служителем церкви, который наделен соответствующими функциями министром внутренних дел. Акт о брачных отношениях (1953) расширил права замужних женщин, позволив им самостоятельно распоряжаться собственными доходами и сбережениями, открывать счета в банках и т.д. Акт о собственности супругов (1984) отменил семейную власть мужа над личностью и собственностью его жены, что означало ликвидацию всех существовавших до этого ограничений гражданской дееспособности последней. Если супруги подчиняют свой брак законному режиму общности имущества, они обладают равными правами по распоряжению общей собственностью.

Расторжение брака допускается по двум основаниям: непоправимый распад брака и душевная болезнь или длительное бессознательное состояние супруга (Акт о разводе 1979 г.).

В вещном праве решающая роль римского права неоспорима. Примером этого может служить понятие единства собственности, которое отличают от ограниченных вещных прав и от владения. Столь резкое разграничение этих понятий неизвестно общему праву. Институт доверительной собственности англо-американского права не был воспринят в Южной Африке.

Основными правами на чужую вещь признаются сервитуты, залоговые (на движимую или бестелесную вещь) и ипотечные права.

Нынешнее деликатное право ЮАР уходит своими корнями в римские Законы XII таблиц и Закон Аквилия конца II – начала III в. до н.э. Правила распределения ответственности при наличии встречной вины истца установлены Актом о распределении убытков (1956). Тот же акт регулирует распределение ответственности сопричинителей вреда. Деликтное право восприняло английскую доктрину субститутивной (субсидиарной) ответственности. Общие принципы такой ответственности применяются и к государству (Акт об ответственности государства 1957 г.).

Основным источником наследственного права является Акт о завещаниях (1953).

Организационно-правовые формы ведения хозяйственной деятельности взяты из английского права и оформлены Актом о компаниях (1973). Публичные компании (с правом выпуска акций для открытой продажи) должны иметь не менее 7 акционеров, а частные компании могут иметь и одного акционера, но не более 50. В партнерствах (товариществах) не должно быть более 20 членов.

Основными законами в области торгового права являются акты о неплатежеспособности (1936), о купле-продаже в рассрочку (1942), об отчуждении земли (1981), о страховании (1943), о векселях (1964), основанный на английских актах о векселях 1882 г. и о чеках 1957 г.; Акт о банках (1965), Акт о финансовых институтах (инвестиционных фондах) (1984).

Хотя в ЮАР традиционно существует свободная рыночная экономика, южноафриканскому государству принадлежит исключительно важная роль в регулировании всех сфер хозяйственной деятельности. Корпорация индустриального развития, учрежденная согласно Акту об индустриальном развитии (1940), поощряет и финансово поддерживает развитие новых секторов промышленности. Акт о контроле за ценами (1964) учредил должность контролера, уполномоченного устанавливать максимальные цены на широкий спектр товаров и услуг. Согласно Акту о маркетинге (1968) Национальный совет маркетинга при поддержке комитетов производителей и потребителей осуществляет надзор за процессом упаковки, хранения, маркировки и рекламы пищевых и иных продуктов. Вся эта деятельность осуществляется под общим контролем Министерства экономики.

Акт о регулировании монопольных условий (1955) установил механизм расследования Советом по торговле и промышленности случаев монополистической деятельности. На основе доклада Совета по торговле и промышленности министр экономики может прекратить конкретную деятельность и расторгнуть конкретные соглашения, признанные монополистическими и не оправданными с точки зрения общественных интересов.

В области горнодобывающей промышленности наиболее важными законами являются Акт о горных правах (1967) и Акт о драгоценных камнях (1964). Обычно права на недра отделены от прав на соответствующий земельный участок. Государство имеет право добычи и распоряжения драгоценными металлами, минералами и камнями, которое оно осуществляет, предоставляя участки недр в аренду. Право добычи обычных металлов принадлежит владельцу земли, где они были обнаружены. В области энергетики приняты Акт об атомной энергии (1967) и Акт об обогащении урана (1970).

Значительное развитие в ЮАР получило экологическое право. Наиболее важными из многочисленных законодательных актов в этой сфере являются акты о предотвращении загрязнения атмосферы (1965), о сохранении почв (1969), о национальных парках (1976), о контроле за загрязнением моря (1980), о сохранении окружающей среды (1982) и о сохранении агрикультурных ресурсов (1983).

Законодательство об интеллектуальной собственности в ЮАР основано на Акте о патентах (1978), Акте об авторских правах (1978), Акте о торговых марках (1963) и Акте о промышленных образцах (1967). Все они следуют принципам английского права.

Гражданский процесс также построен по английскому образцу. Основными его источниками являются Акт о Верховном суде (1959), дополненный Едиными правилами суда (Government Notice R 48 of 1965) и Правилами апелляционного отдела (Government Notice R 1207 of 1961 с последующими изменениями), и Акт о судах магистратов (1944, с последующими изменениями). Процедуры в гражданских и торговых делах не различаются. Третейское разбирательство регулируется Актом об арбитраже (1965).



2020-02-04 262 Обсуждений (0)
Гражданское и смешанные с ним отрасли права. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гражданское и смешанные с ним отрасли права.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)