Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международно-правовые нормы, регулирующие статус несовершеннолетних в сфере трудовой деятельности



2020-02-04 471 Обсуждений (0)
Международно-правовые нормы, регулирующие статус несовершеннолетних в сфере трудовой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

Рецензенты:

Павлов В.Г. – заслуженный юрист РФ,

доктор юридических наук, профессор;

Лукичев О.В. – заслуженный юрист РФ,

кандидат юридических наук, профессор.

Автор - Комарницкий Анатолий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права РГПУ им. А.И. ГЕРЦЕНА

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2009

 


Введение

Современные социально-экономические условия — многообразие форм собственности, рыночные отношения, внедрение новых методов хозяйствования, свобода предпринимательской деятельности, формирование рынка труда — неизбежно вносят коррективы в содержание трудовых отношений, в правовое положение ее субъектов, в том числе несовершеннолетних, а также в содержание категории «право на труд».

По данным Федеральной службы по труду и занятости, на конец 2008 года количество безработных в России составило около 1,5 миллиона человек, или примерно 2% от численности экономически активного населения. По прогнозу Минздравсоцразвития России, в 2009 году количество безработных может достигнуть 2,2 миллиона человек. Такая статистика, на первый взгляд, внушает оптимизм: в большинстве развитых стран уровень безработицы значительно выше[1]. Вместе с тем, этот оптимизм заканчивается там, где в обществе начинаются социальные проблемы: голод, нищета, жестокость, рабство и насилие.

Принятие и введение в действие с 1 февраля 2002 г. нового Трудового кодекса Российской Федерации способствовало упорядочению правового регулирования труда несовершеннолетних работников, однако не решило всех проблем.

Так, нуждаются в дальнейшем уточнении юридические нормы о наделении особым трудоправовым статусом молодежи, окончившей различные формы профессионального ученичества, а также не имеющей профессиональной подготовки.

В современных условиях на рынке труда даже квалифицированным, опытным специалистам не всегда удается реализовать свое право на труд в соответствии с квалификацией и имеющимися знаниями. При таких обстоятельствах трудоустройство молодежи, особенно не достигшей возраста восемнадцати лет, представляет собой весьма острую проблему. Ее решение требует развития системы гарантий обеспечения трудовых прав несовершеннолетних, совершенствования законодательного регулирования вопросов квотирования для них рабочих мест.

В юридической литературе вопросам, напрямую связанным с правовым регулированием труда несовершеннолетних работников в свете нового Трудового кодекса Российской Федерации и современной правоприменительной практики, не уделяется еще должного внимания. Проблемы, с которыми сталкивается юридическая практика, не всегда становятся предметом соответствующего научного исследования и не находят должного разрешения в законотворчестве[2]. Теоретические и практические вопросы, связанные с правовым регулированием труда несовершеннолетних, должны базироваться на глубоко научной основе, ибо речь в данном случае идет о судьбе будущих поколений людей труда.

Имеющиеся недостатки и пробелы в трудовом законодательстве, факты злоупотребления властью работодателями снижают эффективность применения правовых норм по защите трудовых прав несовершеннолетних. В силу особенностей физического, интеллектуального и эмоционально-волевого развития они нуждаются сейчас в дополнительных гарантиях соблюдения своих прав и законных интересов.

Вот почему разработка предложений по укреплению и развитию нормативных положений, регулирующих трудовые отношения с участием работников, не достигших возраста восемнадцати лет, является актуальной задачей науки трудового права.


Международно-правовые нормы, регулирующие статус несовершеннолетних в сфере трудовой деятельности

Во всем мире миллионы несовершеннолетних заняты трудом, который препятствует их образованию и развитию. Многие из них вовлечены в наихудшие формы детского труда, который причиняет необратимый физический или психологический вред, иногда угрожает их жизни. Такая ситуация ведет к нарушению прав детей, порождает нищету и препятствует нормальному экономическому, социальному и законодательному закреплению особого отношения общества к подрастающему поколению. Эта тенденция в условиях глобализации характеризует многие страны мира.

Проблемы законодательной регламентации детского труда всегда были в центре внимания различных международных организаций.

К наихудшим формам детского труда Международной организацией труда (МОТ) отнесены: рабство, принудительный труд; принуждение и вербовка детей для использования в вооруженных конфликтах; использование, вербовка или предложение детей для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или представлений; для противоправных действий; работа, которая по своему характеру или условиям выполнения может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей[3].

Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда включена в число восьми основополагающих конвенций МОТ. Её положения в определенной мере нашли свое отражение и в российском трудовом законодательстве. Российская Федерация в конечном итоге ратифицировала названную Конвенцию в феврале 2003 г.[4].

Одной из важнейших проблем современного общества, имеющей глубокие социальные корни, является использование труда несовершеннолетних. Законодательное закрепление особого отношения общества к подрастающему поколению - это тенденция, характеризующая многие страны мира. Среди других прав несовершеннолетних право на труд и его безопасные условия находит юридическое закрепление в правовых актах международного законодательства.

Несмотря на вполне естественное стремление законодателей многих государств ограничить использование труда несовершеннолетних, это не всегда согласуется с реальными условиями жизни общества. Прежде всего, использование труда несовершеннолетних привлекает работодателей, т.к. труд этой категории работников, как правило, малооплачиваемый, малолетние работники не в состоянии отстоять свои трудовые права. Однако существует и обратная сторона этой проблемы. Труд является формой индивидуализации личности, и многие подростки стремятся самоутвердиться посредством работы. Кроме того, это позволяет заработать карманные деньги и тратить их без разрешения родителей, что повышает мотивацию детского труда. По данным Международного бюро труда, большинство из работающих детей трудится в сельском хозяйстве - 75-80%, около 10% работают в обрабатывающей промышленности, остальные - в ресторанах, магазинах, кафе и других точках бытового обслуживания населения[5].

Во многих странах детский труд рассматривается в качестве средства профессиональной подготовки, познания жизни и становления личности.

Например, в Германии в свободное от учебы время трудятся примерно 45% школьников старших классов, хотя сам по себе детский труд строго регламентирован национальным законодательством[6].

Тенденция ограничения детского труда нашла отражение в международной инициативе, именуемой Программой искоренения детского труда, к которой присоединяется все больше и больше государств.

Основные проблемы, подлежащие разрешению, как в национальном законодательстве, так и на международном уровне, сводятся к установлению предельного возраста, с которого возможен труд несовершеннолетних, запрещению использования их труда на тяжелых, вредных работах, установлению гарантий при приеме на работу и увольнении с нее подростков.

Так, 19 сентября 1946 г. под эгидой Международной организации труда (МОТ) в Монреале была принята Конвенция № 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах. В соответствии со ст. 1 Конвенции ее нормы применяются к детям и подросткам, работающим за заработную плату или работающим непосредственно или косвенно за вознаграждение на непромышленных работах. Государства, подписавшие Конвенцию, исходят из того, что дети и подростки моложе 18 лет не будут приниматься на работу или работать на непромышленных предприятиях, если в результате тщательного медицинского освидетельствования не будет установлено, что они пригодны для такой работы.

Эффективное искоренение детского труда составляет одну из основных целей Международной организации труда (далее МОТ).

Включение задачи искоренения детского труда в Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, которая была принята в 1998 году, отражает единодушие во всем мире относительно того, что детский труд представляет серьезную угрозу устойчивому экономическому и социальному развитию. Беспрецедентные темпы ратификации принятой в 1999 году Конвенции о наихудших формах детского труда свидетельствуют о политической воле государств-членов МОТ, организаций работодателей и трудящихся, а также всех партнеров по гражданскому обществу, стремящихся разрешить проблему, связанную с наихудшими формами детского труда в самом срочном порядке. Эта Конвенция предусматривает и меры по упразднению и предупреждению всего детского труда в более долгосрочном плане.

Одним из важнейших средств, доступных МОТ в борьбе против детского труда, является принятие Международных Трудовых Конвенций и Рекомендаций. МОТ приняла свою первую конвенцию по детскому труду в 1919 году, в год своего основания. Через несколько лет, был принят целый ряд конвенций, устанавливающих минимальный возраст для приема детей на работу в различных отраслях, в том числе в сельском хозяйстве и рыболовстве.

Одними из последних и наиболее полных норм МОТ по детскому труду стали Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу, 1973 г. (№ 138) и соответствующая ей Рекомендация (№ 146), а также Конвенция о наихудших формах детского труда 1999 г. (№ 182) и Рекомендация (№ 190)[7].

Существует значительное количество международных соглашений, имеющих отношение к вопросам детского труда. Наиболее значимая из них это Конвенция ООН по правам ребенка 1989 г. Она добивается защиты широкого спектра прав детей, включая право на образование и право на защиту от экономической эксплуатации. Эта Конвенция самая ратифицируемая за всю историю, но несколько стран еще только должны принять ее[8].

Вопросам ограничения ночного труда подростков посвящены: Конвенция № 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах, принятая в Женеве 9 октября 1946 г., и Конвенция N 90 о ночном труде подростков в промышленности, принятая в Сан-Франциско 17 июня 1948 г[9].

Конвенция № 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах распространялась только на «непромышленные работы», под которыми понимались все работы, за исключением таких, какие рассматриваются компетентными властями как промышленные, сельскохозяйственные и морские работы.

В то же время допускалось, что на основании национальных законов или правил, Конвенция могла не распространяться на работу домашней прислуги в частных домах и работы, которые не считаются вредными, наносящими ущерб или опасными для детей или подростков на семейных предприятиях, на которых заняты лишь родители и их дети или опекаемые ими лица.

Субъектами, на которых распространялись нормы Конвенции, являлись несовершеннолетние, причем включая детей, не достигших 14-летнего возраста.

Так, в соответствии со ст. 2 Конвенции дети в возрасте до 14 лет, которые могут использоваться на работе в течение полного или неполного рабочего дня, и дети старше 14 лет, которые все еще обязаны посещать школу полное учебное время, не используются на работах в ночное время в течение периода продолжительностью, по крайней мере, в 14 последовательных часов, включая промежуток времени между 8 часами вечера и 8 часами утра.

Как следует из текста Конвенции, дифференциация условий труда несовершеннолетних проводилась в зависимости от факта посещения школы. Дети старше 14 лет, которые больше не обязаны посещать школу полное учебное время, и подростки в возрасте до 18 лет не используются на работах в ночное время в течение периода продолжительностью, по крайней мере, в 12 последовательных часов, включая промежуток времени между 10 часами вечера и 6 часами утра.

Из этого правила делалось исключение, предусмотренное ст. 3 Конвенции, где декларировалось, что при наличии особых обстоятельств, отражающихся на определенной отрасли деятельности или определенном районе, компетентные власти могут после проведения консультаций с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся установить в отношении детей и подростков, занятых в этой отрасли деятельности или районе, промежуток времени между 11 часами вечера и 7 часами утра вместо промежутка времени между 10 часами вечера и 6 часами утра.

Наряду с этим ночной труд мог быть допустим в силу климатических условий, а также в силу чрезвычайных обстоятельств, что закреплялось в ст. 4 Конвенции.

Конвенция МОТ № 90 о ночном труде подростков в промышленности (пересмотренная в 1948 г.), стала еще одним шагом на пути укрепления международных гарантий в отношении труда подростков[10].

Конвенция МОТ № 90 устанавливала ограничения ночного труда несовершеннолетних на промышленных предприятиях, под которыми понимались, в частности:

а) шахты, карьеры и другие предприятия по добыче полезных ископаемых из земли;

б) предприятия, на которых предметы производятся, изменяются, очищаются, ремонтируются, украшаются, отделываются, подготавливаются к продаже, разрушаются или уничтожаются или на которых материалы трансформируются, включая судостроительные предприятия и предприятия по производству, трансформации и передаче электроэнергии или двигательной силы любого вида;

в) предприятия, занятые строительством и гражданскими инженерными работами, включая работы по строительству, ремонту, содержанию, перестройке и демонтажу;

г) предприятия, занятые перевозкой лиц или товаров по шоссейным или железным дорогам, включая обработку грузов в доках, на причалах, пристанях, складах или аэропортах.

Термин «ночь» трактовался как «период продолжительностью по крайней мере в двенадцать последовательных часов» (ст. 2 Конвенции). Его начало и окончание, т.е. с 22 часов вечера до 6 часов утра, соответствуют нормам Трудового кодекса РФ[11].

В отношении подростков, достигших возраста 16 лет, но не достигших 18-летнего возраста, этот период включает промежуток времени, установленный компетентным органом власти, продолжительностью по крайней мере в 7 последовательных часов между 10 часами вечера и 7 часами утра; компетентный орган власти может устанавливать различные промежутки времени для различных районов, отраслей промышленности, предприятий или их филиалов, но он обязан консультироваться с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, прежде чем установить промежуток времени после 11 часов вечера.

В соответствии со ст. 3 Конвенции подростки, не достигшие 18-летнего возраста, не используются на работах в ночное время на государственных и частных промышленных предприятиях или в каких-либо филиалах этих предприятий, за исключением случаев, предусмотренных далее.

В целях обучения учеников или профессионального обучения в определенных отраслях промышленности или в определенных профессиях, которые должны работать круглосуточно, или на определенных работах непрерывного характера компетентные органы власти могут после проведения консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся разрешить использовать на ночных работах подростков, достигших 16-летнего возраста, но не достигших возраста 18 лет.

В этих случаях подросткам, используемым на ночных работах, предоставляется отдых продолжительностью по крайней мере в 13 последовательных часов между окончанием работы и новым заступлением на работу.

Так же, как и Конвенция 1946 г., рассматриваемый документ допускает ночную работу подростков в связи с климатическими условиями и при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Вопросам ограничения минимального возраста, с которого возможен прием на работу, посвящены несколько международных документов, среди которых важное место занимают:

- Конвенция МОТ № 7 об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море (Генуя, 15 июня 1920 г.);

- Конвенция МОТ № 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (Женева, 25 октября 1921 г.);

- Конвенция МОТ № 33 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 12 апреля 1932 г.);

- Конвенция МОТ № 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы (Женева, 3 июня 1937 г.);

- Конвенция МОТ № 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках (Женева, 2 июня 1965 г.)[12].

Каждый из перечисленных документов устанавливает минимальный возраст в определенной сфере производства.

Определяющим фактором начала трудовой деятельности, по общему правилу, выступает завершение обязательного школьного образования. Общим является минимальный возраст в 14 лет, хотя из этого правила допускаются исключения.

Например, Конвенция МОТ № 33 о возрасте приема детей на непромышленные работы предусматривает, что несовершеннолетние старше 12-летнего возраста могут вне времени, отведенного для посещения школы, использоваться на легких работах при условии, что эти работы:

а) не вредны для здоровья или для их нормального развития;

б) не наносят по своему характеру ущерба их прилежным занятиям в школе или их способности воспринимать то, что им преподается в школе;

в) не длятся более двух часов в день, как в дни посещения школы, так и в свободные дни при условии, что общее ежедневное число часов, посвященных школе и легким работам, ни в коем случае не превышает семи часов.

Вполне естественным является минимальный возраст – 16 лет, установленный Конвенцией МОТ № 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках.

Особое место среди других занимает Конвенция МОТ № 138 о минимальном возрасте для приема на работу[13].

Документ носит объединительный характер. В нем был обобщен опыт действия принятых ранее международных актов и указывалось, что настало время для разработки общего акта по этому вопросу, который постепенно заменил бы существующие акты, применимые к ограниченным экономическим секторам, с целью достижения полного упразднения детского труда. Основная цель Конвенции № 138 это действенное устранение детского труда; она является ключевым инструментом последовательной стратегии борьбы с ним, в то время как Рекомендация № 146 предусматривает широкие рамки и необходимые политические меры как для предотвращения, так и для устранения проблемы.

Конвенции № 138 обязывает государства, ратифицировавшие ее, проводить национальную политику, направленную на эффективное искоренение детского труда и постепенно повышать минимальный возраст для приема на работу. Эта Конвенция - гибкий и динамичный инструмент, устанавливающий минимальный возраст для приема на работу в зависимости от вида работы и уровня развития страны.

Поскольку Конвенция распространяется на все отрасли экономики и все виды занятости и работ существуют несколько положений, допускающих определенную гибкость, например: возможность исключения из сферы применения Конвенции работы на семейных предприятиях или некоторых видов работ в рамках обучения или образовательного процесса.

Конвенция устанавливает принцип, согласно которому минимальный возраст должен быть не менее возраста окончания обязательного школьного образования, и не в коем случае не менее 15 лет, и что минимальный возраст должен быть постепенно доведен до уровня, совпадающего с возрастом достижения молодыми людьми полного физического и умственного развития.

Наряду с этим предусматривалось, что государство, чьи экономика и система образования недостаточно развиты, может, после консультации с заинтересованными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, первоначально установить возраст в 14 лет как минимальный.

К сожалению, Россия является в настоящее время одной из тех стран, в которых допускается прием на работу с 14 лет[14]. Это объясняется установившейся в международной практике правовой традицией, в соответствии с которой начало трудовой деятельности совпадает с окончанием обязательного школьного образования.

Снижение минимального возраста в России было связано с введением в действие Закона РФ «Об образовании», принятого 10 июля 1992 г., в котором в качестве обязательного вводилось неполное среднее девятилетнее обучение. В связи с этим появилась правовая возможность отчислять из школы подростков после окончания 9 классов, т.е. достигших 14-летнего возраста.

Таким образом, введение в действие Закона «Об образовании» косвенным образом повлияло на увеличение армии безработных за счет отчисляемых из школ подростков. В свою очередь, эта причина побудила законодателя снизить возраст приема на самостоятельную работу.

Международные принципы, направленные на укрепление правового статуса несовершеннолетних, нашли отражение в Конвенции о правах ребенка, принятой в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г.

В соответствии со ст. 32 данной Конвенции, государства-участники признают право несовершеннолетнего на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования с тем, чтобы обеспечить исполнение требований указанной статьи.

В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями других международных документов, государства-участники, в частности:

a) устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на работу;

б) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях труда;

в) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления требований указанной статьи.

Названные нормы-принципы реализованы в законодательных системах многих стран. Так, в документах ФРГ, касающихся применения и охраны труда несовершеннолетних, определены виды труда, к которым не допускаются подростки; в Норвегии до 18-летнего возраста ограничиваются погрузочно-разгрузочные работы на водном транспорте и др.[15].

В июне 1999 года Международная конференция труда единогласно приняла новую Конвенцию по вопросам детского труда.

Конвенция о наихудших формах детского труда (№ 182) отражает всеобщее единодушие в том, что наихудшим формам детского труда немедленно должен быть положен конец[16]. За всю историю МОТ эта конвенция имеет самый высокий темп ратификации. К марту 2002 года она была ратифицирована 117 странами.

Конвенция № 182 распространяется на всех несовершеннолетних, девочек и мальчиков, в возрасте до 18 лет и не предусматривает исключений для каких-либо отраслей экономики или категорий работников. Она призывает «принять немедленные и эффективные меры по запрещению и искоренению наихудших форм детского труда».

Конвенция № 182 определяет как наихудшие такие формы детского труда как: рабство и принудительный труд, включая торговлю детьми и принудительную вербовку для участия в вооруженных конфликтах; детскую проституцию и порнографию; производство и продажу наркотиков и работу, которая может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

Конвенция оставляет за национальными правительствами право на определение существующих опасных видов работ, это должно быть сделано после консультаций с организациями работодателей и трудящихся, с учетом существующих международных норм.

Страны, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны разрабатывать и осуществлять программы действий по искоренению существующего детского труда и предотвращению его новых форм. Такие меры должны включать реабилитацию детей и предоставление доступа к бесплатному образованию или профессионально-технической подготовке.

Конвенция № 182 не пересматривает и не заменяет Конвенцию № 138, которая остается в основе национальной и международной работы по полному искоренению детского труда. Они дополняют друг друга: Конвенция № 182 фокусируется на наихудших формах детского труда как на приоритетной цели, в то время как Конвенция № 138 ставит своей основной задачей действенное устранение детского труда, а так же разъясняет, что должно быть сделано для установления стандартов о минимальном возрасте[17].

Статья 16 Конвенции о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве (№ 184) отражает положения Конвенций № 138 и № 182 в отношении опасных видов работы; она устанавливает 18 лет минимальным возрастом для доступа к опасным работам в сельском хозяйстве. Этот пример иллюстрирует ту твердость и последовательность, с которой МОТ подходит к этому вопросу и отражает всеобщее растущее осознание проблем детского труда.

Отсутствие информации о масштабах и характере детского труда в течение многих лет служило серьезным препятствием для принятия эффективных мер противодействия этому негативному явлению. В новых условиях большей открытости многие страны проводят всеобъемлющие исследования проблемы детского труда.

Огромное значение в этом направлении имеет Глобальный доклад от 06.05.2002 года Генерального директора МОТ Хуана Сомавиа «Будущее без детского труда», представленный в соответствии с реализацией Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, в котором искоренение детского труда провозглашается важнейшим делом нового тысячелетия. В нем исследуются масштабы проблемы детского труда и причины ее возникновения. Приводятся различные действия, предпринимаемые МОТ и ее трехсторонними участниками (правительствами и организациями работодателей и трудящихся), а также другими структурами на международном, национальном и местном уровнях.

В докладе говорится, что примерно 180 млн. детей в возрасте от 5 до 17 лет (или 73% работающих детей) занято в настоящее время опасными видами работ и наихудшими видами детского труда. То есть каждый восьмой ребенок в мире. Из примерно 171 млн. детей, занятых на опасных работах, почти две трети не достигли 15-летнего возраста и поэтому должны быть немедленно сняты и направлены на реабилитацию[18].

67 млн. детей в возрасте от 5 до 14 лет заняты такими видами детского труда, которыми они не должны были бы заниматься в силу своего возраста. 111 млн. детей заняты трудом, который фактически ставит под угрозу их благополучие. Среди детей в возрасте от 15 до 17 лет (т.е. старше минимального возраста приема на работу), 59 млн. человек заняты на опасных работах, что составляет 42% от всех работающих детей этой возрастной группы.

Более 8 млн. детей во всем мире заняты наихудшими формами детского труда. Вместе с тем в докладе говорится о том, что к этой цифре следует подходить очень осторожно, учитывая исключительно сложный характер сбора данных об этих, в основном, нелегальных формах деятельности[19].

Несмотря на растущие усилия правительств, гражданского общества, детский труд все еще имеет массовый характер. Растущая трудовая миграция, торговля детьми приводят к тому, что все страны - развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой - в той или иной степени затронуты проблемой детского труда. В докладе говорится, что настало время считать одним из ключевых показателей экономического и социального развития долю работающих детей в общем количестве детей страны, и в особенности занятых наихудшими формами детского труда.

В каком бы секторе экономики ни осуществлялся детский труд, он практически всегда тесно связан с нерегулируемой неформальной экономикой, которая действует главным образом за пределами досягаемости официальных институтов, включая службы инспекции труда. Это затрудняет как оценку, так и меры воздействия.

Доклад «Будущее без детского труда» содержит обзор детского труда в различных секторах экономики: в сельском хозяйстве, где занято 70% детей, в рыболовном хозяйстве, обрабатывающей промышленности, в секторе туризма, сфере услуг, строительстве, на шахтах и в каменоломнях, а также в городской неформальной экономике.

В докладе серьезно освещаются наихудшие формы детского труда, которые, в любом случае, грубо нарушают права детей. Невозможно достоверно узнать о масштабах этого труда, однако разрушающие последствия для детей, ставших его жертвами, очевидны, и к ним все больше привлекается внимание мировой общественности.

В докладе показано, как финансовые кризисы, стихийные бедствия, вооруженные конфликты, пандемия ВИЧ/СПИДа, а также последствия экономических и социальных преобразований разрушают жизнь детей и как в результате этих событий они становятся жертвами трудовой эксплуатации.

Часть доклада была посвящена обзору мер, принимаемых на местном, национальном и международном уровнях под руководством МОТ[20].

Нет сомнений в том, что национальные правительства являются основными участниками борьбы за искоренение детского труда. Помимо обеспечения правовых рамок, правительства могут формировать и другие факторы в виде стратегий по сокращению уровня бедности, включая инвестиции в сферу социальной защиты, социальных услуг и образования, а также в виде целевых программ по искоренению детского труда.

С правительствами тесно взаимодействуют социальные структуры работодателей и трудящихся. В докладе иллюстрируется ряд инициатив, предпринятых этими организациями в последние годы.

Расширяется международное сотрудничество в области защиты прав ребенка, обеспечения образования и снижения уровня бедности. Возникает региональное сотрудничество в целях борьбы с торговлей людьми и другими трансграничными явлениями, затрагивающими несовершеннолетних. В последнее время были заключены соглашения по ликвидации детского труда в целых секторах экономической деятельности между международными организациями работодателей и трудящихся. Такие совместные усилия достигают цели.

В настоящем докладе подчеркивается необходимость: в исследовании проблемы за счет проведения тщательной исследовательской работы и консультаций с широким кругом участников, включая детей; в комплексном подходе, который сочетает профилактику со спасением и реабилитацией; в жизненно важных экономических альтернативах для семей, которые позволили бы им забрать ребенка с работы; в осуществлении всех проектных мероприятий местными силами; в развитии образования как важнейшего звена в любой стратегии борьбы с детским трудом; в том, что усилия по борьбе с детским трудом должны строго опираться на общенациональный фундамент экономической и социальной политики.

Доклад «Будущее без детского труда» демонстрирует, что многое уже сделано, но многое еще предстоит сделать в области искоренения детского труда. МОТ обращается с призывом ко всем умножить свои усилия, дать всем детям повсюду в мире то детство и то будущее, которого они заслуживают.

В рамках МОТ действует Международная Программа по искоренению детского труда – (далее ИПЕК) (IPEC, International Programme on the Elimination of Child Labour) основана в 1992 году с целью координации деятельности МОТ по противодействию детскому труду. Правительство Германии стало первым спонсором этой программы, в которой сначала участвовали шесть государств.

Сегодня ИПЕК оказывает поддержку по осуществлению программы в более чем 80 странах, и работает в нескольких направлениях, а именно:

- внедряет в различных странах программы, направленные на осуществление реформ и принятие конкретных мер по искоренению детского труда;

- проводит международные и национальные кампании, направленные на изменение общественного мнения и на убеждение в необходимости ратификации и выполнения Конвенций МОТ;

- проводит углубленные исследования, правовые экспертизы, разработку стратегий и оценку программ, проводящихся в данной сфере на региональном и международном уровнях[21].

С 2005 года Международная Организация Труда (МОТ) и ее международная программа по искоренению детского труда (ИПЕК) внедряют в четырех странах Центральной Азии (Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане) проект по поддержке стран Центральной Азии в борьбе с наихудшими формами детского труда (сокращенно – PROACT CAR). ИПЕК стимулирует и облегчает практическую деятельность на местах, проводимую многими национальными организациями[22].

Ограниченные по срокам программы представляют собой последний шаг в развитии деятельности ИПЕК. Они направлены на ликвидацию наихудших форм детского труда в стране в конкретно установленные и относительно непродолжительные сроки (5-10 лет). Благодаря этому почти 100 тысяч детей включены в целевые программы в трех странах их осуществляющих, — в Сальвадоре, Непале и Объединенной Республике Танзании.

Международная программа МОТ по искоренению детского труда (МОТ-ИПЕК) действует в почти 90 странах мира. Она оказывает содействие на политическом уровне и в законотворческой деятельности в области детского труда. Кроме того, МОТ-ИПЕК осуществляет программы, направленные на предотвращение детского труда и освобождение из него детей. МОТ-ИПЕК разработала Глобальный план действий по искоренению детского труда, включая опасный труд, использование детей в целях коммерческой сексуальной эксплуатации, торговлю детьми, а также другие формы рабства, к 2016 году[23].

Основные выводы международной практики:

- детский труд всегда был скрытым явлением, теперь же, благодаря МОТ, правительства осознают, что детский труд существует и что его нужно искоренить;

- детский труд продолжает существовать в очень больших масштабах. В среднем, каждый шестой ребенок в возрасте от 5 до 17 лет работает (246 миллионов детей);

- детский труд не является явлением, присущим только развивающимся странам, — он обнаружен во всех странах; по крайней мере, 180 миллионов детей трудятся в условиях настолько опасных, что это вредит их нормальному физическому, моральному и эмоциональному развитию;

- детский труд носит динамичный характер. Дети меняют виды работы, нанимаются и увольняются в зависимости от возраста, времени года, даже времени дня, наличия в семье денежных средств, собственных желаний, нужд и возможностей. Часто нет противопоставления «школа или работа» — дети совмещают различными путями и то и другое.

- только 5% из числа работающих детей заняты в формальном секторе экономики, то есть на них распространяются механизмы системы социальной защиты;

- уязвимость бедных семей возрастает при кризисах, природных катастрофах, вооруженных конфликтах, заболеваниях ВИЧ/СПИДом и в переходный период. Эти ситуации оказывают негативное влияние на детей и заставляют их заниматься трудом;

- детский труд означает нетерпимое нарушение основных прав детей;

- детский труд преобладает в неформальном секторе экономики. Принципиальной задачей является его полное уничтожение[24].

Причины детского труда: бедность (низкий доход в семье); отсутствие достойной работы для взрослых; социальное исключение; неадекватная социальная защита; бедные школы и отсутствие образования; дискриминация; неправильное толкование культурных традиций; отсутствие законодательства.

МОТ в решении вопросов детского труда.

Программа ИПЕК действует в течение 10 лет, имеет свыше 1000 проектов в 80 странах и финансируется 26 странами. В их числе США (196 миллионов долл.), Германия (50 миллионов долл.), Великобритания (22 миллиона долл.), Австралия, Бельгия, Япония и т.д.

* Инвестиции в предотвращение детского труда яв



2020-02-04 471 Обсуждений (0)
Международно-правовые нормы, регулирующие статус несовершеннолетних в сфере трудовой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Международно-правовые нормы, регулирующие статус несовершеннолетних в сфере трудовой деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)