Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ



2020-02-04 353 Обсуждений (0)
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Платежный баланс показывает соотношение между суммой всех платежей, произведенных данной страной другим государствам, и суммой всех поступлений, полученных ею за определенный период. Превышение поступлений из-за рубежа над платежами за границу составляет положительное сальдо платежного баланса и способствует росту курса национальной валюты. Превышение платежей за рубеж над поступлениями создают дефицит платежного баланса (отрицательное сальдо) и может привести к падению курса национальной валюты.

Платежный баланс состоит из двух частей: счета текущих операций и счета финансовых операций и операций с капиталом. Дефицит баланса текущих операций означает, что поступления от экспорта товаров и услуг недостаточны для оплаты импорта. Платежное сальдо счета текущих операций может сопровождаться покупкой зарубежных материальных и финансовых активов. Несбалансированность платежного баланса по текущим операциям и движению капиталов регулируется изменением международных резервных активов страны.

В странах с активным платежным балансом методы государственного регулирования направлены на расширение импорта, сдерживание экспорта и ограничение импорта капитала. Активное сальдо используется для погашения внешней задолженности страны, предоставления кредитов и помощи иностранным государствам, увеличение золотовалютных резервов.

Политика стран с дефицитом платежного баланса направлена на стимулирование экспорта, сдерживание импорта, привлечение иностранных инвестиций и ограничение вывоза капиталов. Правительство повышает пошлины на ввоз товаров, уменьшает количество ввозимого импорта, стимулирует иностранные инвестиции, вводит льготный режим амортизации основного капитала. Для регулирования платежного баланса могут быть введены валютные ограничения: продажа всей или части валютной выручки уполномоченным банкам по официальному курсу, запрет ввоза или вывоза определенной суммы валюты без специальных разрешений, ограничение нормы вывоза валюты туристами, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, обязательное получение валютных органов для привлечения внешних займов. Главной задачей валютного регулирования является ограничение притока валюты на рынок краткосрочных капиталов и поощрение притока капиталов на рынок долгосрочных инвестиций. Для устранения платежного дефицита странам приходится занимать средства на мировом рынке ссудных капиталов и расходовать свои золотовалютные резервы. [20, с.15]

Существует ряд характеристик стран, имеющих положительное торговое сальдо. Их можно объединить в следующие группы:

· Промышленно развитые – Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Германия, Ирландия, Италия, Япония, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Швейцария. Сюда следует отнести также Корею и Сингапур, которые достигли высокого уровня развития экспортоориентированных производств, их доходы от экспорта промышленных товаров стабильно превышают спрос на импорт;

· Нефтедобывающие – Ангола, Азербайджан, Бахрейн, Индонезия, Казахстан, Кувейт, Ливия, Нигерия, Оман, Россия, Саудовская Аравия, Венесуэла, Тринидад и Табаго. К данной группе примыкают государства, имеющие другие природные ресурсы. Среди них Таиланд (вольфрам, олово, каучук), Чили ( медь, цветные металлы), Ботсвана (алмазы), Габон (нефть, уран, золото), Малайзия (нефть, олово, газ, железная руда)

· Страны с невысоким уровнем экономики – Боливия, Колумбия, Конго, Кот Д’Ивуар, Гвинея, Эквадор, Папуа Новая Гвинея, Йемен. Несмотря на то, что в некоторых из них добываются полезные ископаемые, промышленность развита слабо, в связи с чем и промышленный импорт незначителен. Доходы населения низкие, и ввоз потребительских товаров небольшой (на душу населения – 200-300 долл. США).[21, с.15]

Беларусь не имеет указанных выше преимуществ, которые могли бы создать для нее более выгодное положение во внешней торговле. Природных ископаемых практически нет, если не считать калийные соли и небольшое количество нефти. Республика находится в числе большинства стран мира, имеющих отрицательное торговое сальдо и в большей степени зависящих от импорта материальных ресурсов.

Беларусь в последние годы имела высокие темпы роста ВВП, что вызвало необходимость соответствующего увеличения импорта товаров. Поскольку экспортный комплекс республики пока не в состоянии зарабатывать столько валюты, сколько требуется для оплаты импорта, нарастало отрицательное торговое сальдо. В 2008 г. оно составило 6810 млн. долл. США, т.е. увеличилось по сравнению с 2000 г. в 5,2 раза[13]. На протяжении длительного времени РБ выступает нетто-импортером капитала. Зеркальным отражением состояния текущего сальдо фактически является сальдо движения капиталов, так как показывает финансирование потока реальных ресурсов за счет иностранных займов и ввоза капитала. При анализе баланса финансового счета важное значение имеет показатель операций данного счета по международному движению предпринимательского (прямые и портфельные инвестиции) и ссудного капитала. Поступающие в республику прямые иностранные инвестиции невелики по сравнению с поступающими в восточноевропейские страны. Портфельных инвестиций у наших предприятий практически нет. В итоге по финансовому счету остается один канал, по которому вложения могут осуществляться более или менее свободно, - это “ другие инвестиции”, или кредиты.

Приток капитала по линии “других инвестиций”, которые имеют кредитный характер, с одной стороны, помогают решить проблему финансирования импорта, но с другой увеличивают внешний долг Беларуси, который по сравнению с началом 2009 г. увеличился в 1,7 раза и составил на 1 октября 2009 г. 6191,2 млн. долл. США. [11] По классификации Мирового банка внешняя задолженность Беларуси считается небольшой. Предельно высокая возникает, когда отношение внешнего долга к ВВП превышает 80%. 

Таким образом, две трети стран имеют устойчивое отрицательное сальдо во внешней торговле. Основным побудительным мотивом к его образованию является заинтересованность стран в максимально возможном получении ресурсов из внешнего мира для развития своей экономики. Существует тесная связь между объемами ВВП и импорта. Чем выше темпы роста ВВП, тем больше требуется импортных ресурсов и тем более вероятным становится рост отрицательного сальдо. Источником финансирования последнего является приток валюты по линии прямых, портфельных и других иностранных инвестиций. Если и этих средств недостаточно, торговый дефицит должен финансироваться из валютных резервов государства, которые в свою очередь пополняются внешними займами, что ведет к увеличению внешнего государственного долга.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует отметить, что в современном мире государственный долг является закономерным явлением в функционировании любого государства, которое сталкивается с проблемой растущей задолженности.

Государственный долг, представленный долгом внутренним и внешним, обусловлен наличием ряда причин, которые могут влиять на его образование и развитие как обособленно, так и все вместе. Однако основой формирования государственного долга является наличие бюджетного дефицита: его  образование обусловлено, прежде всего, несоответствием между потребностями государства в финансировании своих расходов и ее возможностями. Бюджетный дефицит, в свою очередь, погашается с использованием механизма внутреннего и внешнего заимствования.

Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительства балансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды.

Следует отметить, что крупный государственный долг ни в коем случае не может привести государство к банкротству.

Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по управлению им. Цель управления госдолгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. К основным методам управления государственным долгом можно отнести выплату долгов за счет золотовалютных резервов, консолидацию, унификацию займов, реструктуризацию, аннулирование долга, рефинансирование долга, конверсию, обращение страны – должника к международным банкам, новацию и другие.

Управление государственным долгом Республики Беларусь осуществляется Правительством Республика Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 года, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)», и Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год».

Государственный долг Республики Беларусь полностью и безусловно обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными находящимися в собственности республики имущественными ценностями.

Размеры внутреннего и внешнего госдолга, источники привлечения, расходы по привлечению и обслуживанию долга утверждаются ежегодно в Законе о бюджете на очередной финансовый год.

Таким образом, мы видим, что внешний долг республики - явление весьма динамичное. Его размеры изменяются из года в год в зависимости от конкретного социально-экономического положения в стране в тот или иной период, за последние два года наблюдается резкое увеличение объёмов данного показателя.

В построении своей системы взаимоотношений в области регулирования и управления госдолгом, следовало бы использовать опыт зарубежных стран - как положительный, так и отрицательный (во избежание ошибок).

Таким образом, государственный долг, как и любое значимое в жизни государства явление, понятие неоднозначное. Тем не менее, оно может принести экономике весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление им.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Макроэкономика: Учебное пособие/ Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др. Под ред. М.И. Плотницкого.—М.: Новое знание, 2002.—462с.

2. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. 2005.

3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика : Учебник / под.ред А.В. Сидоровича. – М.: МГУ, Дело и сервис, 2002 – 477с.

4. Лемешевский И.М. Макроэкономика (Экономическая теория.Часть3).Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений.-Мн.:ООО “ФУ Аинформ”, 2006.576с

5. Вечканов Г.С., Экономическая безопасность.—СПб.—Вектор, 2005.—256с.

6. Матвеев Т.Ю. Курс лекций для экономистов

7. Макроэкономика: Учеб. пособие/ А.В. Бондарь, В.А Воробьев, Л.Н. Новикова и др. Мн.: БГЭУ, 2007.

8. Финансы / под.ред. Л.А. Дробозиной – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002- 527с.

9. Ханкевич Л.А. Финансы: практическое пособие – Мн.: Молодежное, 2007.

10. http://uchet.by

11.www.minfin.gov.by

12. www.nbrb.by

13. http://belstat.gov.by/

14. Грицюк Т.В. Управление государственным долгом //Дайджест-финансы, 2004 г. №10.С.25-35.

15.Теория финансов: Учеб. Пособие/Заяц Н.Е., Фисенко М.К., Сорокина Т.В. и др. Под ред. проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко.—Мн.: БГЭУ, 2005.—351с.

16.Финансовое право: Учебное пособие, П.С. Бойко, С.К. Лещенко.—Мн.: Книжный дом, 2006.—320с.

17. Государственные финансы: Учеб. пособие/ Мультан Г. К., Киреева Е. Ф., Пузанкевич О. А. и др. Под ред. Г. К. Мультана. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 166с.

18. Стахович Л. В., Шанхазарян Г. Э. Основы построения долговой политики зарубежных стран// Финансы и кредит. -2006. - №17. – С. 71-79.

19. Чернышева Т. Ю. Модели управления государственным долгом// Финансы и кредит. – 2007. - №24. – С. 39-42.

20. Попкова А. Мировой опыт регулирования платежного баланса// Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2008. - №14. – С. 14-20.

21. Дайнеко А. Е., Шведко П. В. Регулирование внешнеторгового баланса: мировая практика и ее использование в Республике Беларусь// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. -2008. - №3. – С. 14-24.

22. Раков А. Стратегии заимствования на рынке государственных ценных бумаг// Белорусский банковский бюллетень, 2000 № 9.С.34-41.

23. Петровская Л., Данильченко А. Платежный баланс: механизмы регулирования// Финансы. Учет. Аудит. – 2005.- №7. – С. 27- 30.

24. Тарасов В. Стабилизация за счет долга // Белорусский Рынок. 2007. 25 июня – 2 июля, №24

25. Воробей Г.А. Финансовое право РБ: учеб. пособие . Мн.: Амалфея, 2006. – 432с.

26. Система дистанционного обучения планирования и прогнозирования экономики. Под общей ред. Г.А. Кандауровой, изд. 2-у исправленное. – Мн: БГЭУ, 2005. – 143с.



2020-02-04 353 Обсуждений (0)
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (353)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)