Основы национальной безопасности государства
Безопасность в буквальном смысле слова означает отсутствие опасности. Именно этот аспект прежде всего отмечали в своих словарях известные авторы-составители В.И. Даль и С.И. Ожегов. Согласно В.И. Далю, безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность, надежность». По мнению С.И. Ожегова, «безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому- чему-нибудь». Однако такое состояние, когда отсутствуют какие-либо угрозы, является идеальным. В реальности же всегда существует определённая опасность или возможность её возникновения. Поэтому в понятие безопасности включают возможность системы противостоять возможным угрозам. Согласно официально принятым в России взглядам (Федеральный Закон «О безопасности», 1992г.), под безопасностью понимается состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства. Справочно: Сравнительно недавно по историческим меркам в политическом лексиконе появилось понятие «национальная безопасность». Впервые этот термин был применён в 1904 году в послании президента США Теодора Рузвельта Конгрессу. В этом послании Т. Рузвельт обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности» США. В последующем эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политологов. В 1947г. Конгресс США принял закон «О национальной безопасности», согласно которому был создан существующий до настоящего времени Совет Национальной Безопасности. В Совете разрабатывается система целей, интересов, угроз и приоритетов национальной политики США. В целях повышения качества аналитического обеспечения с 1971г. в Совете национальной безопасности действует подкомитет (на уровне заместителей министров), который устанавливает приоритеты Соединённых Штатов Америки. В СССР проблема национальной безопасности отдельно не разрабатывалась. Она как бы включалась в привычную для советского времени категорию «обороноспособность». В Российской Федерации определение национальной безопасности впервые появилось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 1996г. В этом документе подчёркивалось: «Национальная безопасность понимается как защищённость национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая прогрессивное развитие личности, общества и государства». В общем случае под национальной безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества, государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, экономических, военных, экологических и др.). При этом под национальными ценностями подразумевают принадлежащую стране материальную, интеллектуальную и духовную собственность как основу её существования и развития.
Принято считать, что сердцевину национальной безопасности составляют физическое выживание общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности государства, обеспечение его дееспособности перед лицом угрозы применения вооруженной силы со стороны других субъектов международных отношений. Но безопасность государства - это не только сведение к минимуму угрозы военного нападения, захвата территории, уничтожения населения. В широком смысле понятие безопасности включает обеспечение гражданам данного общества необходимых условий для нормальной цивилизованной жизни, свободного развития и самовыражения. Поэтому политический, экономический, военный, социальный, экологический и иные внутренние и внешние аспекты национальной безопасности, поддержание оптимальных условий, обеспечивающих полнокровное развитие общества, составляют важнейшие и неотъемлемые её компоненты. В национальной безопасности различают три уровня: безопасность личности, общества и государства. Их место и роль динамичны и определяются характером общественных отношений, политическим устройством, степенью внутренних и внешних угроз. В критические для нации периоды может доминировать безопасность общества или государства. Как правило, авторитарные и тоталитарные режимы, постоянно создающие такие критические условия, выдвигают на первый план безопасность государства за счет безопасности личности. А для демократической страны безопасность государства и общества является не самоцелью, а функцией обеспечения свободы и безопасности личности. Безопасность государства достигается при наличии эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты. Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания, позволяющих реализовать права и свободы всех групп населения и противоборствовать с действиями, ведущими к расколу общества (в частности, с действиями со стороны государства). Безопасность личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволяли бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия от государства и общества. Национальная безопасность зиждется на трех базовых элементах: интересы, угрозы, защита. Её первооснову составляют интересы отдельных граждан, из которых вытекают интересы общества и государства в целом. Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экономической и других сферах. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции РФ и законодательства России общественными организациями. Национальные интересы имеют весьма сложную структуру и могут классифицироваться по различным признакам. Так, по степени социальной значимости эти интересы подразделяются на жизненно важные и второстепенные, а по продолжительности действия - на долго-, средне- и краткосрочные, причем по мере удовлетворения одних интересов на смену им приходят новые. В силу многогранности социальной деятельности интересы проявляются во всех её областях: политической, экономической, военной, технологической, информационной, экологической и др. По своей направленности интересы ориентированы на обеспечение выживания, прогрессивного развития и той или иной степени лидерства граждан, общества, государства. Особое значение для человечества имеют жизненно важные интересы как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития каждого человека, общества, государства. Другие интересы, не связанные с проблемами выживания, имеют второстепенное значение. Представляется, что к кругу жизненно важных интересов России на современном этапе относятся: -обеспечение её суверенитета и территориальной целостности; -построение правового демократического государства на основе конституционного строя; -экономическое возрождение страны и улучшение благосостояния её народа; -развитие международных отношений на основе верховенства закона, демократии, прав человека. В основе этих интересов лежат жизненно важные интересы российских граждан и общества, которые также должны быть раскрыты. Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.
Структура, содержание и основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации Теоретические исследования системы национальной безопасности позволили российским ученым в середине 90-х годов прошлого века разработать категориальный аппарат и общепринятые подходы, которые легли в основу практической разработки «Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Это был первый такой документ в истории России, который сыграл важнейшую роль в становлении, развитии и защите молодого Российского государства. Концепция национальной безопасности (новая редакция) Российской Федерации утверждена Указом Президента России № 24 от 10 января 2000 года. Она является логическим продолжением Концепции национальной безопасности РФ от 17 декабря 1997 года, уточненной и конкретизированной в соответствии с реалиями современного положения России. Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой политический документ, который отражает совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз различного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Наиболее краткое и точное определение Концепции национальной безопасности РФ дано во вводной части этого документа: это «система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности». В структуре концепции национальной безопасности РФ выделяются: - Введение; -1 раздел. Россия в мировом сообществе; - II раздел. Национальные интересы России; - III раздел. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации; - IV раздел. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации; - Заключение. Рассмотрим основные принципиальные положения, вытекающие из содержания данного документа: Во-первых, Концепция национальной безопасности РФ, согласованная и утвержденная высшим руководством страны, объективно отражает сегодняшние и перспективные приоритеты безопасности, в целом позволяет обеспечивать устойчивость развития нашего общества. Она позволяет упорядочить, скоординировать деятельность всех государственных органов, и соответственно усилить государство и внутри, и вовне, исключить возможности нанесения ущерба национальной безопасности России и действием, и словом. Современная Концепция национальной безопасности является становым хребтом государственной политики, основой для формирования соответствующих ответвлений, вытекающих из нее документов - доктрин и стратегий, определяющих политику государства в отдельных областях. Это предопределяет взвешенное и рациональное распределение наших ресурсов в соответствии с приоритетами практических действий - на каких направлениях и на решении каких первоочередных задач следует сосредоточить усилия страны. Во-вторых - Концепция - это идеологическая основа всего процесса государственного строительства и политики, содержащая приоритеты национальных интересов сегодня и на перспективу. Она позволяет консолидировать общество, преодолеть существующие противоречия, сообща выработать стратегию противодействия угрозам и вызовам безопасности России во всех сферах. В-третьих, Концепция национальной безопасности РФ одновременно и политический документ, который дает возможность создать сбалансированную и отвечающую требованиям времени систему обеспечения национальной безопасности. Причем она ориентирует государственные органы и общественно-политические объединения на комплексное решение этой проблемы, с точки зрения общих и долгосрочных интересов государства, общества, личности. В ней подчеркивается, что «система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области». В данном процессе Концепция центральное место отводит Совету безопасности при Президенте Российской Федерации. В-четвертых, Концепция подчеркивает, что вопрос определения национальных интересов - ключевой для страны, поскольку именно через интересы и наличие возможностей по их обеспечению и отстаиванию оценивается уровень безопасности и защищенности, как отдельного человека, так и общества и государства в целом. Только с этой исходной позиции можно формировать долгосрочный стратегический курс государственного строительства и конкретную политику его реализации. Основы понятия «национальные интересы» закреплены в Конституции РФ. В соответствии с этим документом сердцевину национальной безопасности составляют сохранение суверенитета и целостности государства, его единого экономического и оборонного пространства. Это утверждение базируется на статье 4 Конституции РФ, в которой отмечено, что: «Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». В-пятых, Концепция национальной безопасности РФ констатирует, что современные угрозы безопасности имеют достаточно широкий спектр, носят комплексный характер, выкристаллизовываются как вне, так и внутри нашего государства. Определяя угрозы и опасности России в экономической, политической, социальной, международной, информационной и других сферах, Концепция четко формулирует тезис: «Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере». В-шестых , Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет основополагающие принципы обеспечения безопасности личности, общества и государства. В-седьмых, Концепция вполне ясно и определенно формулирует основные задачи в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В-восьмых, в Концепции национальной безопасности РФ указывается, что обеспечение ее военной безопасности является важнейшим направлением деятельности государства. Это обусловливается тем, что именно в его распоряжении находятся наиболее эффективные рычаги обеспечения военной безопасности. Определяя главную цель обеспечения военной безопасности как «обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону», данный документ подчеркивает и важнейшую задачу России в этой области. Это - «осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников». Заявляется также о возможности «применения всех имеющихся в распоряжении России сил и средств, включая и ядерное оружие, в случае необходимости отражения агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными». Кроме того, недвусмысленно подчеркивается, что интересы России предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость ее военного присутствия в некоторых стратегически важных регионах мира. В-девятых, Концепция национальной безопасности РФ требует: - определить критерии безопасности и их значения, так как, не выработав такого механизма, мы всегда будем проигрывать в текущих оценках и прогнозах, выборе адекватных мер обеспечения безопасности; - выработать комплекс мер и механизмов по выводу государства и общества из «зоны риска» в чувствительных сферах безопасности; - эффективно организовать работу органов законодательной и исполнительной власти по реализации мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам РФ; - сопряжения системы национальной безопасности России с глобальной системой безопасности, международными региональными (общеевропейской, азиатско-тихоокеанской и др.) системами безопасности и национальными системами безопасности других стран, прежде всего соседних; - вести постоянную работу государственных органов власти, направленную на разъяснение основных принципов и положений стратегии развития нашего государства, в целях сплочения всех граждан страны, объединения социальных групп, национально-этнических общностей и общественных организаций, осуществления стратегического курса по построению демократической и процветающей России. Перечисленные в Концепции национальной безопасности РФ положения в полной мере охватывают многогранные процессы принятия управленческих решений в сфере обеспечения национальной безопасности России. Они позволяют определить те базовые основы, реализуя которые Российская Федерация укрепит свое могущество и авторитет в мире, займет достойное место в современной системе международных отношений.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |