Стенка на стенку (с чего началось вековое противостояние).
Прения о вере. Богословский диалог Руси с Западом. Приняв христианство от Византии, Киевская Русь не стремилась отгородиться от Европы и продолжала поддерживать отношения с Западом. В год крещения Руси (988) к князю Владимиру прибыли посланцы от папы римского Иоанна XV (985—996) и привезли мощи из Рима. И хотя в ту пору уже были некоторые различия в вероучении и обрядах Западной и Восточной Церквей, это не препятствовало сохранению христианского единства. Установив тесные отношения с Константинопольской Церковью, Киевская Русь тем не менее опасалась впасть в политическую зависимость от Византии. Это создавало благоприятную почву для дальнейших контактов с Западом. Еще в 959 году, уже приняв крещение в Царьграде, великая княгиня Ольга просила германского императора Оттона Великого прислать ей священников: она была тогда в неладах с византийским императором. Оттон отозвался на просьбу княгини и послал в Киев епископа Адальберта. Такие визиты случались и в дальнейшем: прибытие папских послов к великокняжескому двору отмечается в летописях под 991 и 1000 годами. Разрыв Рима с Константинополем (1054) не создал непреодолимой пропасти между Востоком и Западом. В повседневных отношениях русских христиан с западными по-прежнему проявлялись добрые чувства. В середине 1160-х годов папа Александр III (1159—1181) послал на Русь епископа, чтобы выявить разности католического и православного вероучений. Но тогдашний киевский митрополит Иоанн IV (1164—1166) не стал вести с папским посланцем «прений о вере». Раскол между Римом и Константинополем мог бы стать лишь одним из эпизодов в истории отношений двух Поместных Церквей, которые и в прежние века по разным причинам нередко прерывали связи. Но это разделение Церквей стало необратимым и переросло в раскол в начале XIII столетия. Это произошло во время IV крестового похода (1204), когда крестоносцы-католики напали на Константинополь и в пылу сражения разграбили православные храмы, в том числе и собор Св. Софии. Обострение отношений побудило русских христиан строже подходить к тем церковным традициям, которые могли быть привнесены в жизнь Русской Православной Церкви с Запада. Это наглядно проявилось в 1248 году, когда папа Иннокентий IV (1243—1254) прислал двух кардиналов к Александру Невскому. В послании, которое привезли с собой папские легаты, Иннокентий предлагал русскому князю перейти в юрисдикцию Римско-Католической Церкви. «Мы знаем истинное учение Церкви, — ответил Александр папе, — а ваше го не приемлем». Позже разногласия по поводу религии возникали только со шведами, т. к. Папа римский, убедившись в невозможности прямого воздействия, разрешил им учить католической религии русских. Именно идеологическими причинами шведы оправдывали свои вторжения на Русь. Например, С очередным усилением русско-шведского соперничества, в 1348 году шведский король Магнус Эриксон явился на Русь с очередным походом, причем, как и в прежние времена, одной из его целей было распространение католичества в русских землях.. Он предложил новгородцам богословские прения, с тем чтобы то исповедание, которое окажется истинным, было принято обеими сторонами. Получив отказ, Магнус собрал войско и летом 1348 объявился у истоков Невы. Здесь он осадил Орешек и взял его, а шведские миссионеры начали обращать православных жителей в католичество. Но вскоре новгородцы справились со шведами, и вытеснили их из Орешка. Примечательно, что военно-политическое соперничество не приводило к конфессиональной вражде, и даже в церковном облачении русские христиане охотно использовали товары, поставлявшиеся западными купцами. Стенка на стенку (с чего началось вековое противостояние). Отношения со скандинавскими соседями — одна из важнейших сторон международных связей и культурных контактов средневековых русичей. Только-только растворились в городах и при княжеских дворах, на бескрайних просторах русских земель варяжские дружины, как началась борьба между Швецией и Северной Русью, прежде всего Новгородской республикой, за финские и карельские земли. Это динамичное противостояние развернулось главным образом во второй половине XII — первой трети XIV века. В это время активные отношения — от мирного соседства до ожесточенных стычек и кровавых побоищ — между шведами, русичами и местными жителями были практически непрерывными. Швеция этих столетий, хотя и была раздираема ожесточенными династическими и земельно-областными распрями (столь характерными для европейского средневековья), все же сохранила государственное единство. Несравненно более драматическая ситуация развивалась в те же века на Руси. Древнерусское государство оказалось раздробленным на фактически самостоятельные княжества, за великокняжеский стол велась непрерывная борьба В этой непростой ситуации и происходили «северные встречи» шведов и русичей — на границах владений Великого Новгорода. Северная Русь жила во многом особой жизнью Ее этнокультурные корни в западном славянстве; само положение Новгорода как крупного балтийского порта, известного посредника в торговле между Западной и Восточной Европой и вообще одного и важнейших центров евразийского товарного и культурного обмена, а также особая форма Новгородского государства (боярско-купеческая республика) —это позволяло Великому Новгороду занимать отличное от других княжеств положение в русских землях. Отделенный сотнями километров болот и лесов от Великой Степи, Новгород не пережил ни вторжения, ни непосредственной колонизации ордынцев, хотя платил им дань. Зато Новгородское княжество приняло на себя основную тяжесть защиты русских земель от западных соседей. И одну из самых важных страниц здесь составила борьба со Швецией. О том, как развивались тогда события на Европейском Севере, можно узнать главным образом из трех исторических источников. Это Новгородская I летопись, папские буллы и рифмованный шведский рыцарский роман-летопись «Хроника Эрика». Последняя содержит наибольший объем сведений, нередко уникальных, о русско-шведской борьбе в Финляндии в XIII — начале XIV века. Объектом шведско-русских конфликтов на Севере стали земли южной и центральной части современной Финляндии, непосредственно примыкающие к Финскому заливу и на западе омываемые водами Ботнического залива. На этой территории, тогда малозаселенной, проживали финно-угорские племена с их родовым строем и языческой культурой. Они были объединены в две племенные группы, впоследствии (с XIV—XV веков) образовавшие финский народ. Центральную группу племен, с самоназванием «суоми», русские называли «сумь», а шведы — собственно финнами. Вторая племенная группа — «хяме» — была известна у русичей как «емь», шведы же называли эту область «Тавастланд», а ее жителей — тавастами (название «тав-асты» или «тав-эсты» указывает на этническое родство с жившими юго-восточнее собственно «эстами» — «чудью» русских летописей). Восточнее расселялись карелы, на Крайнем Севере кочевали со своими оленями саамы (лопари), чьи территории тогда пришельцев практически не интересовали. И шведы, и русичи уже хорошо знали земли суми, еми и карелов, особенно прибрежные, связанные с Финским заливом, богатые рыбой и драгоценными мехами, заселенные доверчивым и спокойным народом. В отношениях с сопредельными племенами новгородцы опирались на свои военные дружины, которые периодически посылались за данью, и на местную знать, часть которой вливалась в русскую элиту. Б частности, сохранились имена знатных людей из этих племен, которые переселились в Киев и Новгород и вошли в состав русского боярства: известный боярин-эст Чудин Микула в Киеве, новгородский тысяцкий Семен Емин (из еми), новгородский же боярин из карел Иван Федорович Валит и другие. Вместе с тем новгородцы действовали в Прибалтике патриархально, «по старинке»: крепостей на даннических землях не строили, своих порядков не заводили, христианскую религию не навязывали. Поэтому власть их там была достаточно поверхностной. Шведы же в это время повели себя на Севере иначе, используя опыт крестовых походов на Ближний Восток, развернувшихся в Западной Европе с конца XI века. Военные походы шведов, как и во времена викингов, именовались «ледунгами». Однако в XII веке ледунг из «самодеятельного» набега ватаги находников превратился в военно-государственное предприятие. Походы возглавлялись членами королевской семьи или высшими чинами королевства — яр-лом (герцогом), марском (маршалом), дротсом (высшим советником, судьей). В походах участвовали высшие священнослужители, и это не случайно. Северные военные экспедиции Швеции с середины XII века приняли характер крестовых походов «против язычников», каковыми автор «Хроники Эрика» именует в числе прочих и православных христиан-руси чей Северные крестовые походы энергично стимулировались папским престолом, стремившимся как можно шире распространить свое влияние на окраинах Европы. С XIII века ощутимую поддержку шведам стали оказывать и духовно-рыцарские ордена. Б частности, Тевтонский орден («Хроника Эрика» называет его членов «божьими воинами») имел в Швеции значительные владения и серьезное влияние. В него входили и рыцари-шведы. Согласно все той же «Хронике Эрика», в шведских военных отрядах во время северных походов было множество немцев — простых наемников и рыцарей, в том числе членов Ордена. Таким образом, походы шведов на север пос тепенно приняли организованную и четкую форму. Столь же организованными и весьма суровыми были методы их действий на завоевываемых территориях. Помимо получения — в качестве дани и прямым грабежом — обильной добычи (пушнины, ценной рыбы и др.), шведские отряды методично осваивали захваченные территории, прежде всего торговые пути, в том числе контролируемые новгородцами. Они колонизовали и делили местные земли, строили там крепости в качестве опорных пунктов для дальнейших походов и для господства над уже занятой территорией. Практиковалось введение шведских административных и фискальных порядков. Наконец, обязательным было крещение местного населения и устройство церковной организации. Походы на Русь. Первый документально засвидетельствованный поход шведов к Финскому заливу состоялся в 1142 году. Судя по Новгородской I летописи, он был вызван захватом на финских путях трех торговых кораблей, видимо из Швеции или с Готланда: «Б то же лето приходи Свьискеи князь съ епископом (бис-купом) въ 60 шнекъ». Б 1156—1160 годах король Эрик Святой в сопровождении английского миссионера Хенрика и воинов ходил на сумь и захватил эти земли «огнем и мечом». К последней четверти XII века шведы покорили сумь и утвердились на северо-западных берегах Финского залива. В 1170-е годы они продолжили походы — теперь уже на Тавастланд, а отдельные отряды стали нападать на торговый город Ладогу, то есть вторгаться в собственно русские земли. В 1178 году новгородцы предприняли ответный поход в шведские владения в Финляндии, а вскоре организовали поход против шведов своих союзников — карел. В 1187 году карелы сожгли Сигтуну — богатый торговый город в самом сердце Швеции — на озере Меларен, неподалеку от будущего Стокгольма, в области Уппланд, которая считалась «главной» в Швеции и откуда выходили многие шведские отряды (не случайно «Хроника Эрика» нередко называет шведов уппландцами). От пожара и разгрома Сигтуна так и не смогла оправиться, превратившись во вполне заштатный городок. Ее знаменитыми городскими воротами новгородцы украсили свой Софийский собор. Эти события, а также неурядицы в самой Швеции на короткое время прекратили военные действия в Финляндии. На новом этапе «северных встреч» объектом шведского наступления стали Центральная Финляндия, земли карел, Водская и Ижорская земли и берега Невы. Военные экспедиции возобновились с начала 1220-х годов и были отчасти приостановлены восстанием еми в 30-е годы. Но в 1237 году папа Григорий IX особой буллой призвал Швецию к крестовому походу на Тавастланд. Это вполне соответствовало планам самих шведов и в перспективе позволило бы ослабить влияние Новгорода в этой области и овладеть невскими торговыми путями. В том же 1237 году шурин короля шведов Эрика Эрикссона Шепелявого — дворянин Биргер из Бьэльбу (Гёталанд) возглавил крестовый поход шведов в Тавастланд, который продлился почти два года. После успешной битвы с тавастами шведы построили «на поле брани» крепость Тавастаборг (или Тавастхюс) и в течение ближайших лет закреплялись на этой территории. В 1240 году новый шведский отряд появился в устье Невы. Впрочем, о хрестоматийной для нас Невской битве «Хроника Эрика», как и все другие шведские источники, умалчивает. Несмотря на поражение от князя Александра, в 1249—1250 годах шведам удалось покорить Центральную Финляндию. Наконец, третий этап противоборства на Севере начался в 90-е годы XIII века. Походы готовились заблаговременно: во всяком случае, шведский король конфисковал на эти цели часть церковной десятины, В течение 1293—1300 годов шведам удалось присоединить Западную Карелию. Они, конечно, учли уроки предшествующих поражений и пришли к заключению, что дальнейшее противоборство с новгородцами требует и больших воинских сил, и иных, более основательных организационных усилий — таких, в частности, как заблаговременная подготовка похода и немедленное сооружение на карельских землях могучего замка-крепости из камня, который назвали Выборг (букв, «поселение у залива»). Выборг вырос в месте впадения реки Вуоксы в Финский залив. За лето 1293 года крепость была сооружена В 1295 году наместник повел часть гарнизона на русское укрепление Кексгольм и разграбил его. Жителей частично перебили, тех же, «кто остался живым, взяли в плен, в Выборг свезли, внутрь каменных стен». Затем часть шведских воинов направилась домой, увозя награбленное Взятие Кексгольма — важного торгового центра карельских земель на пути к Финскому заливу — позволило шведам прочнее закрепиться в Юго-Западной Финляндии и на прилегающем побережье Ботнического залива. Но русские взяли реванш и сумели отбить эту крепость. Они напали, когда шведские воины еще не пришли в себя после битв, у них не хватало ни пищи, ни воды. Вот как повествует об этом шведская летопись: Вышли, однако, наружу, чтоб драться. Дольше им было не продержаться. Сил у них было еще слишком мало. Много от голода их погибало. Много и русских погибло в той сече, Слышались раненых крики далече... Вот как русские крепость ту взяли. Сами ее с той поры укрепляли. Оставили в крепости мудрых людей,
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |