Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Многообразие типов научного знания. Место юриспруденции в системе научного знания.



2020-02-04 268 Обсуждений (0)
Многообразие типов научного знания. Место юриспруденции в системе научного знания. 0.00 из 5.00 0 оценок




На современном этапе происходит новый качественный скачок в естествознании. Естествознание начинает учитывать нелинейность, историзм систем, их человеко-размерность. В.С.Степин ясно формулирует отличия классического, неклассического и постнеклассического типов рациональности, задавая науке соответствующую типологию: «Классический тип рациональности центрирует внимание только на объекте и выносит за скобки все, что относится к субъекту и
средствам деятельности. Для неклассической рациональности характерна идея относительности объекта к средствам и операциям деятельности; экспликация этих средств и операций выступает условием получения истинного знания об объекте. Наконец, постнеклассическая рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности». Данная методология глубоко эвристична. Она позволяет
соотнести развитие науки не только с внутринаучной логикой, но и с социальными
факторами. В работах Л.М.Косаревой, В.С.Степина, авто-ров этой книги прослежена связь научных революций с социальным контекстом. И если это справедливо для естествознания, можно предположить, что подобная методология еще более продуктивна для социальных наук.

Юриспруденцию мы понимаем как теоретическую и практическую деятельность в области права, а не только как юридическую науку. В качестве науки юриспруденция изучает право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства, других структурных элементов политической системы общества. Юридическая наука подразделяется на ряд
отраслей, среди которых методологическая функция принадлежит теории государства
и права. Это: нормативные науки (гражданское, административное, уголовное, муниципальное, семейное, хозяйственное, финансовое, банковское, экологическое право), прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, этика, правовая кибернетика и др.), теоретические науки (теория государства и права, история политических и правовых учений, история государства и права отечества и т. д.).

Юридическая наука изучает государство и право в их единстве с точки зрения внутренних закономерностей возникновения и развития, связи и взаимного влияния с социально-экономической структурой общества. Она изучает также специфику общественного осознания
государственно-правовых явлений, правосознание, практическое функционирование
государственно-правовых отношений и других правовых связей субъек-тов права.
Юридическая наука изучает, следовательно, государственно-правовую организацию
общества и поэтому входит в систему общественных наук.

Воздействие права на социальную среду осуществляется двумя путями: деятельностью правоохранительных и правоприменительных органов и влиянием, оказываемым на сознание личности, социальных групп, общества уже самим фактом наличия, закрепления определенного
порядка должного поведения. В настоящее время все больший вес приобретает подход, согласно которому юридическая наука — это ис-следование не только общественных институтов, но и деятельности человека в его государственно-правовых связях и отношениях. Предпосылкой эффективности исследований в области юриспруденции и эффективности правоохранительной и
правоприменительной деятельности является ориентация на реальных людей с их сложным сознанием, изучение воздействия государственно-правовых институтов на развитие их сознания. Поэтому необходим социально-психологических подход к трактовке права как основы юриспруденции.

Юридическая наука, безусловно, не может замыкаться в собственных узких рамках и не учитывать экономических, демографических, культурных, социально-психологических и других факторов при
решении проблем правоохранительной и правоприменительной деятельности. На стыках юриспруденции с указанными науками могут развиваться новые отрасли научного знания, имеющие двойственную природу и единственную цель — обеспечение правоохранительной и правоприменительной деятельности. Интеграция юриспруденции и психологии достаточно четко проявляется на трех уровнях:
применение психологического знания в юриспруденции в «чистом» виде;
непосредственное использование психологических знаний в виде метода экспертных психологических оценок.
использование в юриспруденции психологического знания путем его
«трансформации»; уточнение, расширение, совершенствование юридических понятий и институтов за счет привлечения психологических категорий и понятий, а также применения юристами психологических методов в научных исследованиях или правоприменительной, правоохранительной и другой юридической практике, использования данных психологии в организационной и процессуальной деятельности, профессиональном отборе, расследовании правонарушений, исправлении и перевоспитании осужденных.
синтез психологии и юриспруденции, собственно их стыков, и возникновение новой отрасли науки — юридической психологии. Потребности юриспруденции в психологическом знании предопределяют возникновение юридической психологии, являющейся двуединой наукой, одновременно и психологической и юридической, анализирующей психологические особенности в сфере применения права. Безусловно, возникновение такой интегративной науки одновременно стимулирует развитие и совершенствование знания как психологического, так и юридического.
Учеными-правоведами традиционно в юриспруденции выделяются следующие три
формы ее взаимодействия со смежными науками:
1. Использование данных смежных с юриспруденцией наук для решения актуальных специфических проблем правотворчества и правового регулирования.
2. Использование научных идей и принципов смежных наук для анализа системы государственно-правового регулирования.
3. Использование в социально-правовом познании конкретных приемов, методов, способов, научного исследования, заимствованных из той или иной конкретной науки.

Нам представляется, что предложенная первая модель взаимодействия юриспруденции и психологии более полно, чем вторая, традиционная, отображает объективный характер процесса, в результате которого и формируется юридическая психология.
4. Является ли научное знание единственной формой знания?
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки.
Появление научного знания не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знания.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д.
соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение реальных закономерностей. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Познание понимается как процесс постижения человеком или обществом новых ранее неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности. Принципиальную возможность познания мира отрицали агностики. Скептики, в отличие от агностиков, лишь сомневались в возможности познания мира. Большинство ученых и философов уверены в том, что мир рационально познаваем. Важной характеристикой научного знания является его универсальность. Предметом научного исследования может стать любой фрагмент действительности с точки зрения его сущностных связей и причинных зависимостей, любой феномен, будь то деятельность сознания или же человеческая психика.
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что последнее не является чьей- то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и понятийные средства. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, напри- мер, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания.

 

2.Кризис юридического образования в России: слишком много вузов

Справка:
«Ассоциация юристов России» создана на основе объединения Союза юристов России и Российского Союза юристов. 22 декабря 2005 года в Москве в Колонном зале Дома Союзов состоялся учредительный съезд «Ассоциации юристов России», ставший заключительным этапом процесса объединения региональных и федеральных союзов юристов. Ассоциация является общероссийской общественной организацией, призванной преодолеть существующую ведомственную разобщенность и консолидировать юридическую общественность страны с целью дальнейшего содействия проведению правовой реформы в России и успешной реализации приоритетных национальных проектов.

Мировую систему права нужно менять, чтобы противостоять политизированному применению международного права, считает глава Конституционного суда России Валерий Зорькин.

В мире наступил глобальный кризис права, считает председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин. «Поскольку международная правовая система тесно связана с внутренними правовыми порядками, речь идет о системном глобальном кризисе», — цитирует выступление Валерия Зорькина на мировом политическом форуме в Ярославле РИА «Новости».

По словам председателя Конституционного суда, правовая ситуация в мире требует изменений. «Надо одновременно и дыры в лодке заделать, и выстроить какой-то новый корабль международной правовой конструкции», — попытался объяснить Валерий Зорькин.

В выступлении он обратил внимание на то, что «нарастает политизированное применение международного права». Примером может быть раскол международного сообщества по вопросам признания Косово и Абхазии.

По мнению Зорькина, подобные ситуации происходят из-за того, что «нет механизмов конкретизирующих, позволяющих погасить эти противоречия». «Недостаточность прописанности конкретизирующих факторов приводит к тому, что искушение политического интереса может преобладать над юридическим правом», — предупредил он

10 вопрос. Проблемы уголовной ответственности за преступное невежество.

В российск .обществе из-за профанации общего и специального образования неуклонно падает уровень образованности, снижения требовательности к качествам специалистов, занятых управлением сложными технологическими и социальными процессами(относится и к юриспруденции). Одновременно ухудшаются и показатели здоровья населения, как соматического, так и психического.

Все это приводит к массовой гибели людей и причинению колоссальных материальных убытков (пожаров, взрывов, обрушений строительных конструкций неправильного лечения, недоброкачественного питания, замедления научно - технич. прогресса. В сфере применения уголовно-правовых норм такое невежество влечет безнаказанность наиболее умных, агрессивных, организованных преступников.

К сожалению, законодатель конструируя нормы о неосторожной форме вины, проигнорировал эти криминологические реалии, взяв за основу концепцию, разработанную в относительно благополучные 70-80 г.г Конкретно речь идет о ч. 3 ст. 29 и ч.2 ст.31 модельного УК, текст которых воспроизведен с незначительными редакционными изменениями соответственно в ч.3 ст.26 и ч.2 ст.28 действующего УК РФ.

При толковании ч.3 ст. 26 УК РФ невежды не могут нести ответственности за причиненный вред ввиду отсутствия субъективного критерия преступной небрежности. Что же касается ч.2 ст. 28 УК, то статья ограждает «невежду» от уголовной ответственности .Для ограждения общества от разрушительных действий многочисленных невежд, требуются соответствующие изменения и дополнения главы 5 УК РФ. В частности в ч.3 ст. 26 слова «при необходимой внимательности и предусмотрительности» отнести к словам «могло предвидеть эти последствия»

Эту же статью УК следует дополнить частью 4 следующего содержания: «Небрежность имеет место и в случаях, когда лицо не выполнило обязанности заблаговременно приобрести знания и навыки по предотвращению общественно опасных последствий своих действий (бездействия)».

Статью 28 УК предлагается дополнить ч. 3 такого содержания: « Действие части второй настоящей статьи не распространяется на случаи, когда несоответствие качеств лица создавшейся обстановке возникло ввиду его предшествующего осознанного поведения».

Негативным образом отразится на судебно- следственной практике и другой шаг законодателя в этой сфере. А именно введение предвидения неизбежности наступления общественно опасных последствий лишь в формулу прямого умысла.( ч.2 ст. 25) Хотя закон не исключает такого предвидения и при косвенном умысле ( ч.3 той же ст.), ясно, что законодатель согласился с точкой зрения тех ученых, которые в течении многих десятилетий настаивали на принадлежности предвидения неизбежности последствий исключительно прямому умыслу.

Современные криминалогические реалии свидетельствуют о резком увеличении числа преступлений, совершаемых при помощи взрывных устройств и других источников повышенной опасности, используя которые, преступник осознанно наносит вред совершенно посторонним лицам. Все чаще люди совершают преступления под влиянием физического или психического насилия, а так же шантажа со стороны прежде всего организованных преступников и причиняют вред вопреки своему желанию.Сказанное убеждает нас в необходимости возвращения формулировки с. 8 УК РСФСР 1060г. в том , что законодатель не должен конкретизировать характер предвидения последствий при прямом и косвенном умысле.

Вопрос 9. Проблемы правовой регламентации признаков субъекта преступлений.

до начала 90-х годов отечественное уголовное право твердо стояло на принципах личной виновной ответственности( т.е. к субъектам преступления причислялись лишь физические лица). Однако в пириод разроботки нового УКРФ небольшая группа правоведов выступила за допустимость уголовной ответственности также юридических лиц. Они добились включения соответствующего раздела в Общую часть проекта УК, вынесенного на обсуждение Государственной Думой. Однако депутаты исключили этот раздел из окончательного текста закона. Противники уголовной ответственности юридических лиц оперируют аргументом- невозможности установления в таких случаях вины как психического отношения субъекта преступления к общественно опасному деянию и его последствиям. Попытаемся расширить основание для полемики: прогрессирующее ослабление российского государства в целом происходит на фоне укрепления всевластия, бюрократии в союзе с профессиональными преступниками, объединенными теперь не только нелегальными, но и вполне легитимно, ввиду корпораций, фирм, фондов, предприятий, союзов. Привлечь к ответственности таких чиновников чрезвычайно сложно. Установление уголовной ответственности юридических лиц еще более усугубит ситуацию. Криминалистические трудности доказывания вины конкретные причинители вреда будут подталкивать правоохранительные органы к преследованию не этих субъектов, а организаций, на счетах которых, как правило не останется к моменту возбуждения уголовного дела сколько нибудь значимых средств.

    В серьезном криминалистическом обоснование нуждается и следующий обязательным признак субъекта преступления- возраст, по достижение которого возможно наступление уголовной ответственности. Так С П Минин утверждает, что в перечень состава преступления ответственность за которое, в порядке исключения, наступает не с 16-ти, а с 14-ти лет, входят только особо тяжкие преступления. Между тем большенствот преступлений, перечисленных в части 2-ой статьи 20-ой УКРФ не относятся к данной катигории, мало того с 14-ти лет наступает ответственность за ряд деяний, не являющихся даже тяжкими( ст112, ч1, ст158, ст161, ч1; ч1ст158, ч1ст161, ч1ст163, ч1ст166, ч2ст167, ст207, ч2 ст213, ч1ст267) а вандализм ст214 ответственность за который также наступает с этого возраста, отнесен законодателем к категории преступлений небольшой тяжести.

  В тоже время за ряд особо тяжких преступлений ответственность наступает лишь по достижении 16-ти лет (бандитизм, гос. измена, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов, террористический акт.).

Становится очевидным, что законодатель, устанавливая общие возрастные пределы для наступления уголовной ответственности, исходит не только из степени тяжести содеянного, сколько из распространения таких посягательств именно в подростковой среде.

Еще один признак субъекта преступления – вменяемость. Законодатель (ч.2 ст.22) говорит лишь о том, что «психические расстройства, не исключающие вменяемости, учитываются судом при назначении наказания». В чем может выражаться этот учет – в законе не расшифровывается. Законодателю следует, как представляется, более определенно высказаться по поводу уголовно-правового значения психических расстройств, не исключающих вменяемости. Ч.2 ст. 22 УКРФ в связи с этим можно изложить в следующей редакции: «психическое расстройство, не исключающее вменяемости, в зависимости от его влияния на харектер и степень общественной опасности содеянного и личности виновного, может учитываться виновным как обстоятельство, смягчающее или отягчающее наказание». Вновь образованная часть 3 этой же статьи будет при этом содержать следующую норму: «Указанное в части 1 и 2 статьи психическое расстройство может служить основанием при назначении принудительных мер медицинского характера». При принятии данного предложения законодатель должен внести соответствующее дополнение в части 1 ст. 61 и части 1 ст.63 УКРФ.

Вопрос 11: Приготовление к преступлению: несовершенство правового регулирования и пути его устранения.

При анализе главы 6 УК РФ возникает вопрос о том, насколько криминологически обоснована декриминализация приготовления к преступлениям небольшой и средней тяжести.

Большинство исследователей поддерживают это законодательное решение, ссылаясь на то, что в судебно-следственной практике и в период действия УК 1960 года дел о приготовлении к названым категориям преступлений почти не было.

Основная масса специалистов убеждена в ненаказуемости приготовления до тех пор, пока в действиях субъекта не будет признаков состава иного, оконченного преступления.

Многие также убеждены в недоказуемости приготовления, имеющего внешне легальное проявление (передвижение к месту намеченного преступления, покупка не запрещенных предметов в магазине, наблюдение за будущей жертвой и т.п.). Ясно, что в таких условиях трудно ожидать обилия уголовных дел по фактам приготовления даже к тяжким и особо тяжким преступлениям.

Пассивность правоохранительных органов в пресечении приготовительных действий многие склонны объяснять отдаленностью этих действий от непосредственного исполнения задуманного преступления, что превращает их в малозначительные, не представляющие общественной опасности. Между тем, от приготовления к преступлению до оконченного преступления нередко проходит всего несколько секунд.

Например:

извлечение оружия, досылка патрона в патронник – приготовление к преступлению; 

прицеливание и производство выстрела – покушение;

смерть потерпевшего – оконченное преступление;

На все эти действия уходит 10-15 секунд.

Частичная декриминализация приготовительных действий или бездействия открывает возможность открытой подготовки ко многим распространенным преступлениям. Например: рекламное объявление о готовности за плату совершить одну карманную кражу или мошенничество не дает основания для привлечения к уголовной ответственности (оговорка о единичном характере деяния необходима для уклонения от обвинения в приготовлении к квалифицированной краже или мошенничеству).

Вывод: ненаказуемость приготовления к совершению преступлений небольшой и средней тяжести не соответствует криминологической характеристике их общественной опасности.

Пути решения:

Рекриминализация приготовления к преступлениям средней тяжести, например умышленное причинение средней части вреда здоровью (ст.112), незаконное лишение свободы (чч. 1,2 ст. 127), кража (ч.1 ст.158), мошенничество (ч.1 ст.159) и др.

Это существенно усилит позиции лица, использующего свое право на необходимую оборону, поскольку позволит более четко определиться в наличности посягательства и степени его общественной опасности.



2020-02-04 268 Обсуждений (0)
Многообразие типов научного знания. Место юриспруденции в системе научного знания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Многообразие типов научного знания. Место юриспруденции в системе научного знания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)