Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль и место специализированных учреждений ООН. Участие СССР и РФ в их работе.



2020-02-04 199 Обсуждений (0)
Роль и место специализированных учреждений ООН. Участие СССР и РФ в их работе. 0.00 из 5.00 0 оценок




На конференциях в Думбартон-Оксе (1944 г.)и Сан-Франциско (1945 г.)активно обсуждался вопрос о правовом статусе специализированных организаций, которые будут заниматься экономическими и социальными вопросами в рамках ООН. Участники конференций решили включить в состав ООН положение о статусе организаций, которые будут поставлены в связь с ООН посредством соответствующих соглашений.

Согласно ст.57 и 63 Устава ООН различные специализированные учреждения, созданные межправительственными соглашениями и облеченные широкой международной, определенной в их учредительных актах, ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях, будут поставлены в связь с Организацией посредством заключения соглашения. Таким образом, любое специализированное учреждение имеет следующие четыре признака: а)межправительственный характер учредительного акта;

б)широкая международная ответственность в рамках его компетенции;

в)осуществление деятельности в специальной области, предусмотренной положениями Устава ООН;

г)связь с ООН. Если первые три признака присущи многим другим межправительственным организациям, то последний — связь с ООН — характерен только для специализированных учреждений.[1]

(МФК,1956 г.),Международная ассоциация развития (MAP,1960 г.), Международный валютный фонд (МВФ,1944 г.). Международная организация гражданской авиации (ИКАО,1944 г.), Международная морская организация (ИМО,1959 г.), Международный союз электросвязи (МСЭ,1865 г.),Всемирный почтовый союз (ВПС,1874 г.), Всемирная метеорологическая организация (ВМО, стала специализированным учреждением в 1951 г.),Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС,1970 г.),Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД,1977 г.),Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО,1966 г.),Всемирная туристическая организация (ВТО,1974г.). К специализированным учреждениям ООН полностью применяются положения Устава ООН о суверенном равенстве государств-членов, об их главнейшей обязанности «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов » (п.2 ст.1 Устава ООН).[2]

Специализированные учреждения ООН являются субъектами международного права и обладают полномочиями публично-правового характера. Они вправе заключать соглашения, при них аккредитованы постоянные представительства государств-членов, сами организации и их должностные лица обладают привилегиями и иммунитетами. Они вправе запрашивать консультативные заключения у Международного суда ООН. Специализированные учреждения разрабатывают и заключают международные конвенции, имеют свой автономный бюджет. Они способны обеспечить международно-правовыми средствами выполнение субъектами международного права решений своих высших органов. Как справедливо отмечает Е.А. Шибаева, «будучи субъектом международного публичного права особого рода, специализированные учреждения ООН обладают международными правами и обязанностями, строго определенными соответствующими международными правовыми актами.[3]

Правосубъектность специализированных учреждений ООН определена Уставом ООН, учредительными актами самих организаций. Конвенцией о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., соглашениями этих организаций с ООН и с государствами пребывания.

Согласно ст.58 Устава ООН Организация делает рекомендации по согласованию политики и деятельности специализированных учреждений. Таким образом, взаимоотношения между ООН и специализированными учреждениями строятся на принципе координации, что подтверждает их самостоятельное бытие.

Устав ООН уполномочивает ЭКОСОС вступать с любым из специализированных учреждений в соглашения, определяющие условия, на которых соответствующие учреждения будут поставлены в связь с Организацией. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей (ст.63 Устава ООН).

    Каждое соглашение между ООН и конкретным специализированным учреждением состоит из 18 —20 статей. В принципе, эти соглашения являются идентичными и регламентируют следующие вопросы.

Правовой статус специализированного учреждения. В соглашении указывается на то, что ООН признал соответствующую организацию специализированным учреждением, ответственным за проведение таких мероприятий, которые согласно ее учредительному акту будут способствовать достижению изложенных в нем целей.

Взаимное представительство. Представители ООН приглашаются к участию, без права голоса, в прениях, происходящих на сессиях высшего и исполнительного органов специализированного учреждения. Представители ООН могут также участвовать в заседаниях технических комиссий и в иных заседаниях, созываемых таким специализированным учреждением. С другой стороны, представители специализированного учреждения приглашаются присутствовать на заседаниях ЭКОСОС, его комиссий и комитетов и принимать участие, без права голоса, в происходящих в этих органах прениях. Представители специализированного учреждения приглашаются также участвовать в заседаниях Генеральной Ассамблеи и Совета по опеке и их подразделений по пунктам повестки дня, относящимся к их компетенции.

Предложение пунктов повестки дня. В результате проведения необходимых предварительных консультаций специализированное учреждение включает в повестку дня сессий высшего и исполнительного органов вопросы, предложенные ООН. Равным образом ЭКОСОС и Совет по

опеке включают в повестку дня вопросы, предложенные специализированным учреждением ООН.

Рекомендации Организации Объединенных Наций. ЭКОСОС представляет специализированному учреждению доклады и рекомендации по

вопросам в экономической, социальной, культурной областях, образования и здравоохранения.

Обмен информацией и документами. ООН и специализированное учреждение производят возможно полный и быстрый обмен информацией

и материалами в целях удовлетворения требований обеих организаций. Специализированные учреждения представляют ООН годовые доклады о своей работе.

Взаимоотношения с Международным судом. Специализированное учреждение обязуется представлять все сведения, которые могут быть запрошены Международным судом на основании ст.34 Статута Международного суда ООН. Генеральная Ассамблея предоставляет специализированному учреждению право запрашивать консультативные заключения Международного суда по правовым вопросам, возникающим в пределах компетенции специализированного учреждения, за исключением

вопросов, касающихся связи такого специализированного учреждения с ООН и другими специализированными учреждениями.

Статистические службы. ООН и специализированное учреждение обязуются приложить все усилия к установлению возможно более тесного сотрудничества, к устранению нежелательного дублирования работы и к наиболее успешному использованию своего технического персонала при сборе, анализе, опубликовании, стандартизации, дальнейшей разработке и распространении статистических данных.

Таким образом, в соглашениях между ООН и специализированным учреждением доминирует принцип сотрудничества, координации и консультации.

Вместе с тем, в отличие от других межправительственных организаций, взаимоотношения специализированных учреждений с ООН имеют свои особенности, В частности, их взаимоотношениям присущи элементы субординации. Во-первых, согласно п.2 ст.63 Устава ООН ЭКОСОС уполномочивается согласовывать деятельность специализированных учреждений и адресовать им соответствующие рекомендации. Во-вторых, ЭКОСОС уполномочивается принимать надлежащие меры для получения от этих организаций регулярных докладов. Специализированные учреждения обязаны выполнять ли условия и представлять соответствующий отчет об этом органам ООН. Важные аспекты правового статуса специализированных учреждений отражены в соглашениях этих организаций с государствами пребывания о штаб-квартире. Для иллюстрации сказанного кратко изложим основные положения Соглашения между Швейцарией и ВМО в отношении юридического статуса Организации в Швейцарии от 10 марта 1955 г.

Согласно ст.1 этого Соглашения Швейцария гарантирует ВМО независимость и свободу действий, являющихся се правом как международной организации. Швейцария признает интернациональный характер и юридическую правоспособность ВМО на территории Швейцарии.

В ст.4 признается экстерриториальность земельной площади и построек ВМО и всех помещений, занимаемых сю.

ВМО пользуется правом иммунитета для себя, своего движимого и недвижимого имущества, в отношении всех юридических действий.

ВМО освобождается от прямых и косвенных налогов — федеральных, кантональных и коммунальных в отношении зданий, хозяином или нанимателем которых она является и которые заняты ее службами, и в отношении движимого ее имущества. ВМО имеет право получать и хранить всевозможные капиталы, валюту, наличные деньги и другие движимые ценности и свободно ими распоряжаться как на швейцарской территории, так и в сношениях с другими странами.

Все служащие ВМО, какова бы ни была их национальность, пользуются следующими преимуществами и иммунитетами:

а)изъятие из всякой подсудности в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей;

б)освобождение от всех налогов — федеральных, кантональных и коммунальных — на жалованье, оклады и вознаграждение, которые выплачивает им ВМО.

Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 179 (II)от 21 ноября 1947 г. утвердила Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. Цель этой Конвенции — установление единообразия в привилегиях и иммунитетах, которыми пользуются ООН и различные специализированные учреждения.

Согласно ст.2 специализированные учреждения имеют статус юридического лица. Они обладают правоспособностью: а)заключать контракты; б)приобретать недвижимое и движимое имущество и располагать таковым; в)возбуждать судебное преследование.

Специализированные учреждения, с имуществами и активами, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, кроме случаев, когда они определенно отказываются от иммунитета в каком-либо отдельном случае.

Помещения специализированных учреждений неприкосновенны. Имущество и акты этих организаций, где бы они ни находились, не подлежат обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации или какой-либо другой форме вмешательства путем исполнительных, административных, судебных и законодательных действий.

Специализированные учреждения могут располагать фондами, золотом или валютой любого рода и производить операции в любой валюте.

Активы, доходы и другая собственность освобождаются от всех прямых налогов, таможенных сборов, импортных и экспортных запрещений и ограничений.

Представители членов специализированных учреждений при исполнении ими своих обязанностей и при поездках к месту заседаний и обратно пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:

а)иммунитетом от личного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж, а также всякого рода судебно-процессуальным иммунитетом в отношении всего сказанного, написанного или совершенного ими в качестве должностных лиц;

б)неприкосновенностью всех бумаг и документов;

в)правом пользоваться шифром и получать бумаги или корреспонденцию посредством курьеров или вализы;

г)изъятием ограничений для них самих и их жен по иммиграции, регистрации иностранцев и государственной служебной повинности в стране, в которой они временно пребывают или через которую они проезжают при исполнении своих обязанностей;

д)теми же льготами в отношении валютных ограничений и ограничений обмена денег, какие предоставляются представителям иностранных правительств, находящимся во временных служебных командировках;

е)теми же иммунитетами и льготами в отношении их личного багажа, какие предоставляются дипломатическим представителям соответствующего ранга.

Каждое специализированное учреждение определяет категории должностных лиц, по отношению к которым должны применяться положения об иммунитетах и привилегиях. Они представляют эту информацию правительствам всех государств — участников Конвенции и Генеральному секретарю ООН.

Должностные лица специализированных учреждений не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц. Они пользуются теми изъятиями из обложения налогами окладов и вознаграждений, уплачиваемых им специализированными учреждениями, и на таких же условиях, какими пользуются должностные лица ООН. Должностные лица специализированных учреждений освобождаются вместе с женами и родственниками, находящимися на их иждивении, от ограничений по иммиграции и от регистрации иностранцев. Эти лица имеют право на репатриацию.

Привилегии и иммунитеты предоставляются должностным лицам лишь в интересах специализированных учреждений, а не для их личной выгоды.

Все разногласия, возникающие из толкования или применения Конвенции 1947 г., передаются Международному суду ООН, за исключением случаев, когда стороны соглашаются разрешать разногласия иным путем.

    Специализированные учреждения ООН заняли прочное место в международном сотрудничестве в конкретных областях своей компетенции, причем их деятельность имеет практический народнохозяйственный интерес для России. Например, информация, получаемая по линии только Международной океанографической комиссии ЮНЕСКО (организации ООН по вопросам образования, науки и культуры), помимо других направлений сотрудничества с этой организацией, оценивается специалистами в десятки миллионов долларов.

ЮНИДО. Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) - одно из ведущих специализированных учреждений ООН, осуществляющее координацию деятельности системы ООН в области международного промышленного сотрудничества и содействия промышленному развитию отдельных стран и регионов мира.

Деятельность ЮНИДО осуществляется посредством выполнения проектов технической помощи странам по трем основным направлениям: разработка промышленной политики и промышленных прогнозов; содействие промышленному развитию путем инвестиций, разработки и передачи новых технологий; консультативная помощь в выборе путей совершенствования промышленной и научно-технической инфраструктуры. Объем технической помощи, предоставленной ЮНИДО в 1992 г., составил свыше 135 млн. долл. Наряду с этим инициировано почти 2900 инвестиционных проектов на общую сумму 1,5 млрд. долл.

Деятельность ЮНИДО по целому ряду направлений представляет значительный практический интерес для России. Прежде всего, это разработка концепций промышленного развития и международного сотрудничества, передача технологий, промышленная экология, энергетика, конверсия, содействие промышленному инвестированию, свободные экономические зоны, стимулирование сотрудничества на уровне предприятий, промышленный менеджмент, приватизация, помощь малому и среднему бизнесу.

Организация обладает отлаженным механизмом изучения перспективности и детальной проработки проектов промышленного сотрудничества и технической помощи, подготовки технико-экономических обоснований, увязки своих проектов с более широкими программами многостороннего и двустороннего сотрудничества. В осуществлении программ ЮНИДО участвуют 3,5 тыс. инженерно-консультативных организаций и фирм различных стран, 1,4 тыс. фирм - производителей оборудования, 16 тыс. экспертов и консультантов.

Сотрудничество Российской Федерации с ЮНИДО в последние годы заметно активизировалось. Главной его целью стало использование потенциала ЮНИДО для содействия хозяйственным реформам в российской промышленности.

Помощь России ЮНИДО оказала в подготовке концепции свободной экономической зоны "Большой Владивосток". Подписаны соглашения об участии ЮНИДО в проектах модернизации фармацевтической промышленности Санкт-Петербурга (финансирование - за счет фирм США), производства инвалидных колясок на базе конверсии оборонных предприятий Санкт-Петербурга (финансирование - за счет Программы развития ООН), подготовки бизнес-плана модернизации Тюменского моторного завода (финансирование - из бюджета Тюменской области) и др.

Особое значение приобретает сотрудничество с ЮНИДО в области привлечения иностранных инвестиций в российскую промышленность. Организация располагает сетью центров содействия промышленному инвестированию, расположенных в ведущих западных странах, в Японии, Южной Корее и др., что позволяет прорабатывать инвестиционные предложения, опираясь на разветвленный банк данных о потенциальных инвесторах и об их запросах в отношении объектов приложения капитала.

Однако ЮНИДО занимается не только "стыковкой" инвестиционных предложении, но и поисками потенциальных источников финансирования для их реализации. В рамках этой деятельности ЮНИДО организовала в ноябре 1992 г. в Вене Инвестиционный форум для России и других стран СНГ, на который было представлено около 200 инвестиционных проектов, проработанных экспертами ЮНИДО. Намечено проведение ряда инвестиционных форумов для российских регионов.

МОТ. Международная организация труда (МОТ) является одним из крупнейших спец учреждений. Сфера компетенции - социально-трудовые взаимоотношения. Отличительной чертой МОТ является то, что в ее деятельности принимают непосредственное участие с правом голоса, наряду с правительствами стран-членов, неправительственные структуры в лице национальных профсоюзных центров и объединений предпринимателей.

Борьба МОТ против дискриминации в области труда и занятости, за ликвидацию принудительного труда тесным образом переплетается и существенно дополняет деятельность ООН в области зашиты основных прав человека. В МОТ действует эффективный механизм контроля за соблюдением международных трудовых норм, страны-члены ежегодно отчитываются о применении ими ратифицированных конвенций МОТ.

Радикальная перестройка социально-трудовых отношений в России, расширение сотрудничества с зарубежными странами обусловливают необходимость применения в российском законодательстве международных социально-трудовых стандартов, разработанных и принятых МОТ.

 

Как правопреемница СССР в МОТ Россия ратифицировала 50 конвенций (Приложение 1); как самостоятельное государство Российская Федерация ратифицировала две конвенции МОТ (в конце 1997 г. - Конвенцию № 156, в марте 1998 г. - Конвенцию № 105). Страны ближнего зарубежья проводят такую работу значительно более активно.

Правительство РФ в порядке законодательной инициативы и в соответствии со ст. 104 Конституции РФ и ст. 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" внесло в Государственную Думу на ратификацию четыре международно-правовых документа, принятых Генеральной конференцией МОТ (постановление Правительства РФ от 1 октября 1997 г: № 1270): Конвенцию 1947 г. об инспекции труда № 81) и Протокол 1995 г. к ней. Конвенцию 1978 г. о регулировании вопросов труда (№ 150) и Конвенцию 1981 г. о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№ 155).

Анализ официальных документов и позиций государственных и общественных институтов России позволяет сделать вывод о том, что с предложением ратифицировать в числе первых именно эти документы МОТ солидарны все заинтересованные субъекты: президент, парламент, правительство, профсоюзные и предпринимательские объединения, научные организации, специалисты.

Информационно-экспертный потенциал МОТ используется для создания в России современной системы трудовых отношений. В целом становление современной системы трудовых отношений и соответствующего законодательства России осуществляется при широком использовании норм, разработанных в МОТ. Например, в 1993 г. МОТ дала экспертную оценку проекта основ законодательства об охране труда и проекта основ законодательства о труде Российской Федерации с точки зрения их соответствия нормам МОТ и мировой практике. При содействии МОТ в России внедряется концепция социального партнерства. Это нашло, в частности, отражение в создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоящей из представителей правительства, профсоюзов и работодателей, целью которой является согласование социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых конфликтов.

Специалисты МОТ оказывают также помощь в проведении обзора рынка труда, совершенствовании статистики труда, разработке нового российского классификатора профессий, обновлении статистики трудовых затрат, формировании современных служб занятости.

В рамках Международного центра МОТ по подготовке кадров осуществляется обучение представителей частного сектора экономики России по следующим темам: современное управление предприятиями, содействие развитию малых предприятий, развитие предпринимательских навыков.

Также МОТ оказывает содействие в создании в России независимых и социально ответственных предпринимательских организаций, в трансформации деятельности профсоюзов применительно к условиям рыночной экономики и проводит для них соответствующие мероприятия.

ВОЗ. Участие России в деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) обеспечивает нашей стране уникальную возможность широкого использования большого научного, организационно-методологического, учебного, нормотворческого, кадрового и, частично, финансового потенциала этой международной организации. Большое практическое значение для здравоохранения России имеет ее участие в Международной программе по медицинским последствиям чернобыльской аварии, в Глобальной программе по борьбе со СПИДом, Расширенной программе иммунизации, в программе ВОЗ по гигиене окружающей среды, в программе действий по основным лекарственным средствам, в программах ВОЗ по охране здоровья и планированию семьи.

Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирный почтовый союз (ВПС), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) представляют собой, в сущности, нормотворческие механизмы регулирования многосторонних режимов телекоммуникаций, метеорологических наблюдений, защиты интеллектуальной собственности, почтовых служб, авиационных и морских перевозок, сотрудничества в сельском хозяйстве. Без этих учреждений сегодня невозможно международное сотрудничество в соответствующих областях.

Так, значительный интерес для экономики страны представляет участие в МСЭ - организации по развитию международного сотрудничества в области средств связи. Посредством международной регистрации частотных присвоении и связанных с ними позиций геостационарных спутников обеспечивается международная правовая защита частотных присвоении наземной и спутниковой радиосвязи и радиовещания от вредных помех. Путем разработки рекомендаций по техническим и эксплуатационным аспектам наземной и спутниковой радиосвязи осуществляется регламентация и международная стандартизация устройств, средств и систем электросвязи аналоговой и цифровой передачи данных, обеспечивается их совместимость и надлежащее качество соответствующих услуг в международном масштабе. Участие в работе исследовательских комиссий создает благоприятные условия для защиты интересов России при разработке норм и рекомендаций в области электросвязи, получения информации от производителей наиболее передового оборудования.

Эффективность участия в ВМО - организации по международному сотрудничеству в области гидрометеорологии - обусловливается спецификой задач, решаемых этой организацией, многие из которых вообще не могут быть решены одной или несколькими странами (исследование глобальной циркуляции атмосферы, Мирового океана, климата планеты и его изменений, истощения озонового слоя, уменьшение опасности стихийных бедствий, сбор, обработка и распространение оперативной информации о фактическом прогнозируемом состоянии природной среды и т. п.). Основная деятельность ВМО проходит в рамках научно-технических программ, результаты которых с большой эффективностью используются в национальных интересах

Значительные выгоды приносит участие России в деятельности ВОИС - организации, обеспечивающей защиту интеллектуальной собственности. Оно создает правовую основу эффективной охраны российских изобретений и товарных знаков за рубежом, содействует развитию экспорта, позволяет оказывать влияние на ход формирования и пересмотра международных соглашений в области охраны промышленной собственности, в частности в таких передовых областях, как программное обеспечение ЭВМ, интегральные схемы, генная инженерия, биотехника и др. Участие России в ряде технических программ ВОИС обеспечивает обмен опытом и международную кооперацию в вопросах хранения, обработки и поиска патентной и научно-технической информации. При активном содействии ВОИС был разработан пакет российских законов об охране промышленной собственности, что обеспечило их соответствие международным нормам.

Большие выгоды обеспечивает участие в двух международных организациях по стандартизации - Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК) (не входят в систему ООН). Око позволяет использовать в отечественной стандартизации международно признанные стандарты и тем самым сокращать затраты и время на их разработку, достигать высокого качества продукции, создавать более широкие возможности выхода отечественной продукции на международный рынок.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) занимается решением ключевых проблем агропромышленного комплекса как на национальном, так и на международном уровне. По размеру бюджета ФАО является крупнейшим специализированным учреждением ООН. Россия имеет статус наблюдателя при ФАО, что дает определенный доступ к ее информации и экспертизе. Полноправное членство в ФАО способствовало бы укреплению российского АПК за счет доступа к уникальным базам данных и международному опыту и экспертизе в сфере сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства, переводу АПК на рыночные рельсы, разработке аграрного законодательства, совершенствованию системы налогообложения

Помимо соглашений с ООН специализированные учреждения заключают соглашения между собой. Эти соглашения предусматривают сотрудничество и консультации, взаимное представительство, обмен информацией и документами, статистическое обслуживание, мероприятия по набору персонала, оплату специальных услуг.

 



2020-02-04 199 Обсуждений (0)
Роль и место специализированных учреждений ООН. Участие СССР и РФ в их работе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль и место специализированных учреждений ООН. Участие СССР и РФ в их работе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)