Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ



2020-02-04 205 Обсуждений (0)
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 0.00 из 5.00 0 оценок




                   РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ                       

Особенно важное место в социальной политике государства занимает выработка и

применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения.

Одним из главных ее аспектов является создание благоприятных условий,

позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства,

величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от

владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и

некоторых других.

Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные

/ отношения между работниками и работодателями, систему

налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы.

Проведение активной государственной политики в области доходов населения

должно отвечать следующим принципам:

•повышение роли оплаты труда в доходах населения как условия роста его

производительности в реальном секторе экономики;

•создание условий для самообеспечения благосостояния и достойного уровня

жизни трудоспособного населения;

•адресная социальная поддержка нетрудоспособных и бедных граждан.

Стратегическими целями заработной платы выступают:

•превращение заработной платы в надежный источник средств, обеспечивающий

достойное существование работнику и его семье и позволяющий создать

накопление;

•создание социально справедливых условий и гарантий оплаты труда,

обеспечивающих повышение мотивационного потенциала заработной платы.

Важнейшими вопросами социальной политики в трансформационном периоде развития

экономики являются создание эффективной системы

                                                                         31

социальной защиты, повышение уровня жизни, недопущение эрозии жизненных

стандартов. В конечном итоге об успехах или провале переходного процесса

будут судить по тому, насколько улучшилась жизнь людей, повысился их

жизненный уровень. Производительность труда, имеющая первостепенное значение

для экономического роста, во многом зависит от знаний, квалификации,

мотивации и состояния здоровья работников. Поэтому борьба с бедностью,

сохранение человеческого капитала и приспособление его к нуждам рыночной

экономики способствуют также и экономическому росту.

В настоящее время система социальной защиты в республике в основном состоит

из двух видов программ. Программы социального страхования частично возмещают

потери заработков, связанные с уходом на пенсию, временной

нетрудоспособностью и безработицей. Эти программы финансируются за счет

страховых взносов. Существуют также программы государственной социальной

помощи тем, кто не может заработать сам, является нетрудоспособным или имеет

детей на своем иждивении. Эти программы финансируются из общих налоговых

поступлений.

Социальная защита граждан включает оказание материальной и другой поддержки

социально уязвимым группам населения (пенсионерам, инвалидам, безработным,

многодетным семьям и др.). Важное место в сфере социальной защиты граждан

отводится обеспечению занятости населения.

Систему социальной защиты следует рассматривать как механизм долговременного

действия, который регулирует в республике оплату труда, пенсионное и

социальное обеспечение, услуги из общественных фондов потребления (ОФП) и

который реализуется через социальные гарантии.

К числу социальных гарантий относятся: прожиточный минимум, минимальный

потребительский бюджет, минимальная заработная плата, пенсии, стипендии,

пособия, право на труд, право на бесплатное образование, право на жилье,

отдых, медицинское обслуживание, механизм поддержания

    

    

32

номинальных доходов населения (индексация), право на собственность и доходы

от нее и другие.

      В системе социальной защиты можно выделить три подсистемы:          

•защиты всех социально-демографических групп населения;

•социальные гарантии трудоспособным членам общества;

•меры социальной зашиты нетрудоспособного населения республики. Дальнейшее

совершенствование социальной защиты населения предполагает повышение

эффективности социальных программ и целенаправленное использование средств,

выделяемых на удовлетворение социальных нужд. В этом направлении

предусматривается:

•усиление адресности социальной защиты посредством четкой ориентации

социальных программ на определенные группы населения и увязка социальной

помощи с материальным положением получателей;

совершенствование структуры и порядка формирования бюджетных расходов на

социальные нужды на основе использования системы государственных стандартов;

•организация действующей системы социальных пособий и выплат на базе

разработки единых принципов и критериев предоставления.

Социальная политика в области здравоохранения, образования, культуры, спорта

обеспечения товарами, услугами, условиями проживания включает перечень

различных мер по их дальнейшему развитию, максимальной доступности и охвату

населения, в том числе:

здравоохранение — гарантированное обеспечение установленного объема

медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения^

использования дополнительных источников финансирования по мере

экономического развития первичной медицинской помощи, укрепление

материально-технической базы медицинских учреждений, улучшение

обеспечения лекарствами;

образование - формирование интеллектуального потенциала нации, способно

активно влиять на развитие экономики, науки и культуры, создание

    

    

33

рациональной сети учебно-воспитательных учреждений, обновление и расширение

материально-технической базы, развитие многовариантной системы

профессионального образования и др.;

культура - повышение уровня и качества услуг, предоставляемых

учреждениями культуры и искусства, обеспечение их доступности для широких масс

населения, укрепление и обновление материально-технической базы и др.

Соответствующие мероприятия предусматриваются в сферах торговли, жилищного

строительства, транспорта, связи, бытового обслуживания, экологии и других

направлениях, связанных с условиями проживания населения.

Молодежная политика включает вопросы образования, /

профессиональной подготовки, воспитания, занятости, улучшения

жилищных условий, поддержки учащихся и студентов, талантливой молодежи,

адаптации вхождения в трудовую деятельность юношей и девушек в возрасте до 30

лет.

Основные направления и задачи социального развития находят отражение в

социальной политике Республике Беларусь, которая предполагает как минимум

сохранение ныне действующих социальных гарантий в сфере доходов населения,

занятости, социальных услуг;

закрепление наметившихся тенденций стабилизации уровня жизни населения,

сокращение масштабов бедности; оптимизацию ситуации на рынке труда.

Обоснованные в НСУР-97 социально-экономические задачи полностью

корреспондируются с разделом «Социальные и социально-экономические аспекты»

«Повестки дня на XXI век» и выделенными в нем проблемами - борьба с нищетой,

изменение структур производства и потребления, динамику населения и

устойчивое развитие, охрана и укрепление здоровья населения, содействие

устойчивому развитию населенных пунктов. Конкретные механизмы решения этих

задач предусматривались в Основных направлениях социально-экономического

развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. а также в ежегодных прогнозах

социально-экономического развития страны. За прошедший период в основном все

макроэкономические параметры, предусмотренные НСУР и ОНСЭР на 1996 - 2000 гг.

были выполнены. Остановлены спад производства и снижение уровня жизни

населения, обеспечены ежегодные приросты ВВП, производства промышленной

продукции и потребительских товаров.

В стране за последние годы много сделано по укреплению материальной базы

отраслей социальной сферы, повышению эффективности учреждений науки и

образования. Это находит свое отражение в индексе человеческого потенциала, по

которому Беларусь в 2000 г. занимала 5б-е место среди 173 стран мира и

опережала все страны СНГ. Во многом реализация социальной политики зависит от

уровня развития социальной инфраструктуры. На современном этапе основным

направлением ее развития должно быть недопущение снижения существующих

государственных социальных гарантий в здравоохранении, образовании, культуре, в

приобретении жилья, потреблении бытовых услуг.

На современном этапе основной целью государственного

регулирования отраслей социальной сферы является сохранение существующих

социальных гарантий и стандартов в здравоохранении, образовании, культуре, в

обеспечении жильем и коммунальными услугами и недопущение их снижения;

сокращение масштабов социального расслоения общества в потреблении социальных

услуг на основе стабилизации уровня жизни населения, роста его доходов. Именно

эти направления социальной политики представляются наиболее важными. Основная

проблема в переходный период состоит в том, чтобы найти средства для поддержки

тех отраслей, без которых невозможно будущее любого государства:

образование, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное хозяйство.

Наиболее важными направлениями развития отраслей социальной сферы в

ближайшие годы должны стать поддержка и сохранение систем

    

    

35

образования, здравоохранения, культуры, обеспечения доступности их услуг

населению. Государственная поддержка этих важнейших сфер

жизнедеятельности общества должна обеспечиваться введением принятых

государственных минимальных социальных стандартов в области образования

культуры, здравоохранения, предоставляющих собой тот минимальный уровень

государственных гарантий, который оно может обеспечить для удовлетворения

потребностей населения в услугах этих отраслей на определенном этапе своего

экономического развития.

В области образования за государством должны быть сохранены и усилены

функции регулирования в обеспечении доступности получения образования всеми

гражданами страны и бесплатности обучения в

государственных учреждениях образования; частичным или полным

,' покрытием расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной

помощи, в период их обучения; оказании содействия в получении образования;

развития сети коммерческих учебных заведений и контроля за ценой

образовательных услуг; обеспечения минимума образовательных услуг, которые

должны предоставляться населению бесплатно за счет средств госбюджета,

формировании и повышении качества человеческого потенциала. Главной задачей в

области образования является обеспечение непрерывного образования населения в

соответствии с потребностями государства. Для этого необходимо осуществить

последовательное решение следующих задач:

•обеспечить обновление содержания и повышения качества, системность и

непрерывность образования;

•построить все уровни образования в соответствии с государственными

образовательными стандартами;

•организовать воспитательную работу в учреждениях образования, нацелить ее на

формирование гражданственности, патриотизма, гуманизма;

•всемерно содействовать организации работы детских и юношеских самодеятельных

организаций;

    

    

\                   36

V

•повысить уровень трудового обучения и воспитания, профессиональной

ориентации учащихся;

•улучшить социальное положение, совершенствовать оплату труда

педагогических работников.

В области культуры важными направлениями государственного регулирования

должны быть бюджетное финансирование и государственный протекционизм; изменение

форм и источников ее финансирования. Кроме того, государство обязано

поддерживать творческую интеллигенцию, создающие духовные ценности, без которых

невозможно формирование демократического общества, создавать реальные условия

для свободной творческой деятельности и вхождения в культуры мировой процесс,

обеспечить охрану общественной нравственности, духовного здоровья

/ нации. Культура будет играть всевозрастающую роль в укреплении

интеллектуального потенциала страны. Для этого предусматривается всемерно

поддерживать, сохранять, укреплять и развивать сферу национальной культуры в

интересах общества и формирования духовных потребностей населения.

Развитие здравоохранения должно исходить из принципов

ответственности государства, всех субъектов хозяйствования за состояние

здоровья граждан; равных возможностей развития всех учреждений здравоохранения

независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. При этом

государство должно играть роль гаранта удовлетворения общественно необходимых

потребностей граждан в медицинском обслуживании вне зависимости от доходов.

Основным направлением развития отрасли должна быть профилактика заболеваний и

развитие социально страховой медицины, а источниками финансирования

-государственный бюджет и негосударственные инвестиции при постепенном

увеличении последних.

Переход к устойчивому развитию нельзя обеспечить без улучшения здоровья

людей, создания благоприятных условий их жизнедеятельности. В

    

    

37

последнее десятилетие в РБ продолжается рост заболеваемости во всех

возрастных группах населения и общей смертности, снижения

продолжительности жизни. Особую тревогу вызывают прогрессирующая тенденция

роста и омоложения социально опасных заболеваний, таких как наркомания,

эпидемиологическое неблагополучие по ВИЧ-инфекции, туберкулеза. На состояние

здоровья людей отрицательное воздействие оказывает также растущая

алкоголизация населения. Остается сложной проблема обеспечения лечебно-

профилактических учреждений медицинской техникой и оборудованием,

лекарственными средствами и медикаментами.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь (у^Л на

2001 - 2005 гг. развитие системы здравоохранения определено

приоритетными направлениями государственной политики. Правительство

предполагает увеличить к 2005 г. уровень финансирования системы

здравоохранения до 7,5 % ВВП.

В республике для определения национальной политики развития здравоохранения

на перспективу разработан проект государственной программы «Здоровье нации»

на 1999 - 2005 гг., где в качестве главных целей определены стабилизация и

снижение заболеваемости, улучшение качества окружающей среды и условий труда,

а также демографической ситуации.

Для реализации целей и задач в области здравоохранения приоритетным

направлением государственной политики будет обеспечение прав граждан на

получение медицинской помощи при сохранении основного принципа бесплатности

медицинского обслуживания. Вместе с тем предполагается принять закон о

здоровье народа, введя в него положения об ответственности самих граждан за

состояние здоровья.

Укреплению здоровья нации следует подчинить развитие массовой физкультуры и

спорта, туризма. Приоритетными в этой сфере должны стать активизация

физкультурно-оздоровительной работы среди дошкольников, учащейся и студенческой

молодежи, по месту жительства, на производстве,

    

    

38

физическая реабилитация лиц с отклонениями в развитии и инвалидов. В этой

связи предполагается создание соответствующей физкультурно-оздоровительной и

спортивной инфраструктуры.

Одним из главных условий перехода к устойчивому развитию является сокращение

бедности путем предоставления бедным более широкого доступа к ресурсам,

необходимых для нормальных условий жизни.

Основные меры по борьбе с бедностью в РБ включает: содействие росту занятости

и создание условий для трудовой деятельности, предоставление всем

трудоспособным гражданам возможности для обеспечения достаточного уровня

дохода через заработную плату, проведение активной социальной политики от

риска (болезнь, инвалидность,

уход на пенсию, безработица и т. д.) через систему социальных программ;

^ обеспечение социальной защиты малоимущих, улучшение условий

жизнедеятельности семьи.

Для решения в РБ проблем бедности приняты законы о «Социальной защите инвалидов

в РБ», «О ветеранах», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы

на ЧАЭС», «О социальном обслуживании», «О государственном обслуживании», «О

государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Разработаны и

реализуются программы поддержки и развития предпринимательства, Концепция

совершенствования оплаты труда, Президентская программа «дети Беларуси»,

Комплексная система мер по социальной защите населения РБ на 2000 -

2005 гг., Основные направления государственной семейной политики,

Государственная программа «Жилье», Программа по проблемам пожилых людей и др.

Поддержка малообеспеченных слоев населения осуществляется в различных формах:

государственные пособия семьям, воспитывающих детей, безвозмездные жилищные

субсидии, льготы, предоставляемые различным категориям населения, денежные

компенсации, адресная социальная помощь, материальная помощь, социальные

услуги в учреждениях социальной защиты.

    

    

39

Вместе с тем, ситуация с бедностью в Беларуси остается сложной. Согласно

официальной статистике, количество жителей с уровнем располагаемых ресурсов

ниже прожиточного минимума составило в 2000 г. 4192,1 тыс. чел. против 3956,6

тыс. чел. в 1996 г., т. е. количество бедных в Беларуси не сократилось, а

увеличилось на 6 %. Однако необходимо иметь в виду, что часть доходов

население укрывает, поэтому говорить о том, насколько эти цифры соответствуют

действительности, достаточно сложно. ^2. вТ

С целью оказания помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц,

относящимся к социально уязвимым группам населения и имеющим ограниченные

возможности для обеспечения своей жизнедеятельности на достойном уровне, с 1

января 2001 г. в РБ реализуется система адресной социальной помощи.

Таким образом, для решения в Республике Беларусь проблем, связанных с

бедностью, необходимо:

•поэтапное увеличение размеров социальных пособий (в том числе по

безработице) до уровня черты бедности;

•формирование стабильной и эффективной системы социального страхования.

Решать задачи социальной защиты пожилых, недееспособных граждан

предусматривается путем совершенствования пенсионной системы. Развитие

пенсионного обеспечения будет осуществляться на базе Концепции реформы

пенсионного обеспечения, принятой правительством Республики Беларусь,

основная задача которой - рационализация и оптимизация условий предоставления

и норм пенсионного обеспечения.

Приоритетным направлением социальной экономической политики государства является

семья. Главными задачами государственной политики в отношении социальной

защиты семьи, женщин и детей определены:

обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической

воспроизводственной, воспитательной и культурной функций; повышение уровня и

качества жизни семей; обеспечение прав детей и молодежи на

    

    

40

полноценное физическое, интеллектуальное и нравственное развитие;

создание условий для безопасного материнства.

Актуальной проблемой в Республике Беларусь является совершенствование

демографической политики. Для ее решения намечается реализация системы

упреждающих государственных мер по стабилизации и повышению рождаемости,

укреплению здоровья населения, снижению уровня смертности и увеличению средней

продолжительности жизни;

преодолению негативных последствий катастрофа на ЧАЭС; осуществление

миграционной политики, направленной на позитивные территориальные перемещения

населения. Осуществление этих мер позволит в значительной степени

предотвратить негативные демографические тенденции.

Для решения демографических проблем первостепенное значение / имеет

обеспечение потребности в жилье. Национальная жилищная

стратегия предусматривает реализацию права на жилье для всех групп и

слоев населения при обеспечении социальных гарантий для

малообеспеченных граждан. Долгосрочной целью жилищной политики Республики

Беларусь должно стать улучшение жилищных условий граждан:

преодоление дефицита жилья, улучшение качества жилых помещений, создание

оптимальной инфраструктуры жилых массивов с соблюдением физических,

эстетических, экологических параметров окружающей среды, с учетом местных

условий и приближением в перспективе по этим показателям к уровню

экономически развитых стран.

Основные принципы жилищной политики таковы:

•предоставление бесплатного (социального) жилья гражданам, пользующимися

предусмотренными законодательством льготами;

•государственная поддержка граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных

условий;

•свободный доступ к удовлетворению жилищных потребностей для всех

граждан за счет собственных средств.

                                                                         41

Особое внимание будет уделяться обеспечению жильем молодых семей и строительству

жилья на селе. Предполагается, что в 2005 г. ввод жилья составит 6,3 млн. м.

2 общей площади, а средняя обеспеченность достигнет 23,8 м2 в

расчете на душу населения, а в 2015 г. - 29 - 30 м2 против 20,0 м

2 в 1997 г. В городах будет отдано предпочтение строительству малых и

среднеэтажных (2-5-этажных) жилых домов и индивидуальных домов для одной семьи.

[^2. 5 3

В Республике Беларусь также большое внимание уделяется структурным

преобразованиям экономики, направленным на уменьшение потребления сырьевых и

топливно-энергетических ресурсов, эффективное использование созданного

научно-технического и производственного потенциала и местных ресурсов.

Сбалансированность структур потребления и производства предусматривается

путем формирования разумных потребностей человека, в частности, разработкой и

широким использованием научно обоснованных норм и нормативов потребления благ

и услуг.

Таким образом, в РБ разработан и действует достаточно сложный и

взаимоувязанный комплекс мер по проведению социальной политики в стране.

Однако проведению эффективной социальной политики препятствует множество

различных внутренних и внешних проблем. Практически исчерпаны экстенсивные

источники и факторы долговременного экономического роста. Многие проблемы

связаны с чрезмерной открытостью экономики РБ, экономической зависимостью ее

от других стран. Переход на интенсивный путь сдерживается медленным процессом

разработки и внедрения высоких ресурсосберегающих технологий из-за нехватки

инвестиций, несовершенства инновационных систем, отсутствия

эффективной конкурентной среды и рыночной инфраструктуры, стимулирующих

спрос на новые знания, нововведения, обновления производства и продукции.

Сложные задачи предстоит решать в процессе формирования активной социальной

политики, повышения эффективности

    

    

42

ее, в том числе в области доходов и оплаты труда, в развитии

здравоохранения, при решении демографических проблем.

Сложившаяся ситуация, вызванная целым комплексом внутренних и внешних проблем

,не может быть решена одномоментно. Требуются значительные усилия со стороны

руководителей органов государственного управления для реализации

разработанной стратегии. В силу инерционной природы экономических процессов

требуется время для нормализации многих социально-экономических аспектов

хозяйствования, в том числе активного проведения кредитно-денежной,

бюджетно-налоговой, финансовой, инвестиционной, инновационной политики и др.,

так как социальная политика не может быть реализована без учета

взаимосвязанности и взаимозависимости вышеперечисленного комплекса мер.

Для устойчивого развития страны в условиях реформирования экономики

государству отводится роль по проведению сильной социальной политики, которая

призвана реализовать гарантии граждан на медицинскую помощь, социальную

защиту, образование, полноценное питание, удовлетворение материальных и

духовных потребностей человека.



2020-02-04 205 Обсуждений (0)
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)