Методы государственного регулирования экономики
Применительно к современным российским условиям оценку роли государства в переходный период можно условно свести к двум направлениям: 1) Государственное вмешательство ограничено в основном методами финансово-кредитного регулирования. К ним относятся: использование учетной ставки процента; изменение обязательного минимального резерва, объема денежной массы в обращении; эмиссия денег; изменение валютного курса, применение налоговых ставок и др. 2) Активное государственное регулирование экономики, проведение целенаправленной структурной, инвестиционной, социальной политики, государственное регулирование цен на топливно-энергетические ресурсы, потребительские товары первой необходимости и т.д. Эта концепция, в отличие от первой, направлена на усиление регулирующих функций государства в переходной экономике. Классифицировать все методы госрегулирования довольно сложно, условно различают две основные классификации. Согласно первой из них выделяют общие, частные и специальные методы. К общим методам относят совокупность методов познания, исследования макроэкономических процессов, научные обоснования экономических законов и т.д. Частные методы находят также большое применение в государственном регулировании социально-экономического развития. К ним можно причислить экономико-математические, статистические методы. Среди статистических особое значение имеют: · Метод экстраполяции, разработка первоначальных прогнозов, направлений; · Метод экономических нагрузок, то есть разделение больших совокупностей на группы, однородные по какому-либо признаку; · Бюджетный метод, т.е. метод выборочного обследования бюджетов различных домохозяйств с целью получения статистической информации о жизненном уровне различных слоев населения. Специальные методы играют особо важную роль в госрегулировании. К ним относятся: · Программно-целевой метод, представляющий собой осуществление комплексного подхода к решению проблемы; · Нормативный метод, используется для выявления потребностей и различных балансов, определения норматива оборотных средств и др. Данный метод предполагает нахождение соотношения между различными величинами или параметрами, при которых может быть обеспечен оптимальный масштаб прогнозируемых процессов. Наиболее важными регуляторами развития экономики являются экономические, социальные и экологические нормативы. · Балансовый метод. Обоснование плановых заданий, мероприятий предполагает использование соответствующих балансов и балансовых расчетов. Балансы позволяют обеспечить соответствие между ресурсами, необходимыми для выполнения заданий, и их наличием. Балансовый метод планирования служит инструментом для планомерного (сознательного) установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций в хозяйстве страны. В практике планирования составляются и используются материальные, трудовые и финансовые балансы. С их помощью устанавливаются и поддерживаются необходимые пропорции в развитии отдельных отраслей и регионов. Вторая классификация методов строится, исходя из различных мер воздействия на социально-экономические процессы. Государство использует методы косвенного регулирования и прямого регулирования экономики. Косвенное регулирование – это регулирование без инвестиций, без государственных расходов. Это законы, указы, постановления, распоряжения и т.д. Данное регулирование осуществляется через механизм законодательной и исполнительной власти с целью создания благоприятных условий для частного предпринимательства в стране. В его арсенал можно отнести налоговую, бюджетную, денежно-кредитную, валютную политику. Основные средства денежно-кредитной политики – это 1) регулирование учетной ставки (дисконтная политик, осуществляемая ЦБ); 2)установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты обязаны хранить в ЦБ; 3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. Госрегулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот[7, 482]. Прямое регулирование – это непосредственное участие государства в экономической деятельности и социальной сфере. Оно осуществляется в результате государственных расходов с целью уменьшения неравенства в распределении доходов и создания государственного сектора в экономике, т.н. общественных благ как в экономической, так и социальной сфере [9, 88]. Отдельные формы и методы государственного экономического регулирования могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будут меняться методы их достижения в конкретный период.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |