Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трансформация избирательной системы: преобразования внутрисистемного и переходного типов



2020-02-04 202 Обсуждений (0)
Трансформация избирательной системы: преобразования внутрисистемного и переходного типов 0.00 из 5.00 0 оценок




Контрольная работа

по дисциплине "Избирательные системы и технологии"

на тему: "Процесс трансформации избирательной системы"

 

Владимир 2012 г.


Содержание

 

Введение

. Трансформация избирательной системы: преобразования внутрисистемного и переходного типов

. Новейшие реформы избирательной системы России (с 2004 года)

. Новый порядок формирования Государственной Думы, установленный в 2005 г., не предполагает самовыдвижения кандидатов. Ряд экспертов рассматривает этот факт как нарушение принципов избирательного права. На чем основана такая позиция? Каково Ваше мнение по этому вопросу?

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Избирательная система - неотъемлемая и определяющая часть демократического политического процесса. Выборы как важнейший институт и инструмент демократизации общества, с одной стороны, призваны обеспечивать легитимность и легальность существующей власти (правящих политических сил), с другой - способствовать ее трансформации в соответствии с изменяющимися условиями развития и сменяемости (при необходимости) политической системы. Эти два важных свойства избирательной системы - изменять и закреплять (накапливать и фиксировать) изменения - нашли свое максимальное отражение в процессе трансформации российской избирательной системы в 1989-2011 гг. как на федеральном, так и на региональном уровнях.

За время своего существования избирательная система Российской Федерации претерпела существенные изменения. Главная цель реформирования состояла в необходимости восстановления властной вертикали, повышения ответственности региональных руководителей перед федеральным центром и эффективности системы государственного управления всех уровней, а также создании благоприятных условий для формирования полноценной партийной системы.

Целью настоящей работы является анализ трансформации избирательной системы России. Объектом исследования является избирательная система РФ. Предметом исследования выступает трансформационный процесс российской избирательной системы.

Трансформация социально-политической системы в России актуализировала проблему политических выборов и формирования избирательной системы, что нашло отражение в большом количестве литературы, посвященной различным аспектам политического избирательного процесса в постсоветской России. Эти материалы были использованы при написании работы.

Трансформация избирательной системы: преобразования внутрисистемного и переходного типов

 

Избирательная система России, являющаяся, как и в других странах, важнейшим инструментом строительства органов государственной и местной власти, формируется и функционирует с учетом политических и властных традиций, особенностей конкретного этапа развития общества и государства, менталитета народа, географии и определенного воздействия внешних обстоятельств, в том числе международного опыта.

Начало формированию избирательной системы в современной России было положено на рубеже 80-х-90-х годов XX столетия. И некоторые демократические нововведения были применены еще в период выборов народных депутатов СССР. Эти выборы, состоявшиеся 26 марта 1989 г., были впервые проведены на альтернативной основе. Демократической можно считать и избирательную кампанию по выборам народных депутатов РСФСР и местных Советов, проведенную в первые месяцы 1990 г. (сами выборы состоялись 4 марта того же года). Именно с выборами 1989 г. и 1990 г. связано образование первых предвыборных блоков, а также заметное расширение круга субъектов, выдвигавших кандидатов в депутаты [8, с. 36].

Однако принципиально новый шаг в развитии избирательной системы был сделан осенью 1993 г. Именно в это время начался второй этап демократизации российской избирательной системы. В начале этого этапа по Указу президента Б. Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 г. "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" был распущен действующий Верховный Совет и Съезд народных депутатов и на 12 декабря 1993 г. назначены выборы в нижнюю палату нового двухпалатного парламента - Государственную Думу Федерального Собрания. Другим указом Б. Ельцина - от 11 ноября 1993 г. - на тот же день - 12 декабря 1993 г. - были назначены выборы в верхнюю палату парламента Совет Федерации.

Фактически указом от 21 сентября в Российской Федерации было не только введено временное президентское правление, но и была завершена радикальная ломка существовавшего с 1917 г. государственно-политического и конституционного строя. После принятия 12 декабря 1993 г. на референдуме (в нем приняли участие 54,8 % зарегистрированных избирателей, из них за Конституцию высказались 58,4 %), совмещенном с выборами в Федеральное Собрание, нового Основного закона переход к президентско-парламентской республике с доминирующим положением института Президента был завершен.

В соответствии с нормами новой Конституции, выборы Президента РФ проходили в 1996 г. (во втором туре этих выборов Президентом России вновь был избран Б.Н. Ельцин) и в марте 2000 и 2004 гг. На последних двух выборах уже в первом туре Президентом РФ был избран В.В. Путин. Эти выборы проходили по новому ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", подписанному В.В. Путиным 10 января 2003 г. Новации, содержащиеся в этом законе, потребовались для того, чтобы правила выборов главы государства привести в соответствие с двумя ранее принятыми ФЗ: "О политических партиях" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

По новому закону, за который проголосовало 416 депутатов, соискателей президентского поста могут выдвигать партии и блоки как прошедшие в парламент, так и не преодолевшие 5-процентного барьера. При этом первым из них не потребуется подписи в его поддержку (для регистрации кандидата в президенты ЦИК достаточно будет решения партийного съезда), а вторым надо будет собрать не менее 2 млн. подписей избирателей. Число регионов, где они должны быть собраны, увеличено [8, с. 38].

Самовыдвижение в кандидаты на пост Президента России также возможно. Для этого претендент должен созвать инициативную группу числом не менее 500 чел. (по прежнему закону для этого требовалось не менее 100 чел.) и собрать в свою поддержку 2 млн. подписей избирателей в не менее чем 40 субъектах РФ (ранее - 1 млн. в 15 субъектах).

Новый закон учитывает и ряд новшеств, введенных другими законами о выборах. В частности, снять кандидата с регистрации теперь может только суд, а недостоверные сведения о своих доходах не могут служить поводом для снятия с регистрации.

В промежутке между двумя вехами в реформировании избирательной системы, было принято решение о начале преобразования местного самоуправления. Проводилось оно в соответствии с указом Б. Ельцина № 1617 от 9 октября 1993 г. "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации". В нем, в частности, говорилось: "Считать необходимым реформировать органы представительной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов федерального значения и органы местного самоуправления" [8, с. 38].

В конце октября 1993 г. были обнародованы еще два президентских указа, определявшие основные контуры реформы органов власти в регионах: указ № 1723 от 22 октября "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации" и указ № 1765 от 26 октября "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации", утвердивший "Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа ". Упомянутые указы давали регионам большую свободу законотворчества. А заключения ЦИК, обязанностью которого было следить за соответствием региональных законодательных актов общероссийским предписаниям, носили скорее рекомендательный характер и нередко игнорировались на местах. Только после 2000 г. с избранием Президентом РФ В.В. Путина начался процесс приведения в соответствие регионального законодательства с федеральным.

Изменения, произошедшие в организации местных органов власти, получили закрепление и дальнейшее развитие в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятом в августе 1995 г.

Важной чертой второго этапа преобразований избирательной системы было то, что эта система стала функционировать в соответствии с федеральными законами, а не на основе указов президента страны, как это было на первом этапе. Речь идет, прежде всего, о таких законах как "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", "О выборах президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", "О референдуме в Российской Федерации".

В последующие годы все названные нормативные документы, разработанные в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г. и составляющие основу избирательной системы нашей страны, не раз корректировались и дополнялись. Например, закон о выборах депутатов Государственной Думы основательно менялся трижды: летом 1999 г., осенью - зимой 2002 г. и, наконец, в мае 2005 г. Правила формирования Совета Федерации также менялись трижды. Закон "О выборах президента Российской Федерации" основательно корректировался дважды - в 1999 и 2002 гг. [8, с. 39].

Особо следует сказать о законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Весной 2002 г. в этот закон были внесены некоторые важные поправки, и 12 июня этого же года он был подписан Президентом России В.В. Путиным. Спустя три дня он был издан под заголовком "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Несмотря на столь частые изменения, в основе всех перечисленных законов и, соответственно, в основе избирательной системы РФ оставались следующие конституционные принципы:

- всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;

-  свобода предвыборной агитации;

-  равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании.

Эти же принципы сохранялись и на последующих этапах реформирования избирательной системы РФ - третьем и четвертом.

Третий этап начался вскоре после избрания Президентом страны В.В. Путина и связан он, главным образом, с реформой Совета Федерации, системы местного самоуправления и созданием Государственного Совета.

Совет Федерации, в отличие от нижней палаты парламента - Государственной Думы, прошел через более сложный процесс трансформации. Формирование Совета Федерации первого созыва осуществлялось путем прямых всеобщих выборов. Срок его полномочий, также как Госдумы первого созыва, определялся ст. 7 Конституции РФ 1993 г. - два года. В отличие от депутатов Госдумы, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, депутаты Совета Федерации делали это на непостоянной основе. Это особенно бросилось в глаза, когда в соответствии с ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", вступившим в силу в декабре 1995 г., этот орган власти стал формироваться по статусному принципу. По данному закону, каждый субъект Федерации стали представлять в верхней палате два его высших должностных лица - глава исполнительной и глава законодательной власти. Поэтому о Совете Федерации стало правильнее говорить, что он формируется, а не избирается. Срок его полномочий не был определен законом - его состав обновлялся по мере того, как сменялись главы исполнительной и представительной власти в субъектах.

По существу, в процессе трансформации механизма формирования верхней палаты парламента произошел фактический переход от прямых выборов членов Совета Федерации непосредственно населением к особой разновидности косвенных выборов, при которой членство по должности сочетается, как правило, с выборным характером той или иной должности. А унифицированный принцип формирования Совета Федерации сменился частично децентрализованным, или дисбалансированным, при котором одинаковый статус члена верхней палаты достигается различным порядком обретения соответствующего статуса в регионах.

Чтобы ликвидировать эту диспропорцию и превратить Совет Федерации в постоянно действующую верхнюю палату парламента, члены которой занимались бы законотворчеством профессионально и на постоянной основе, В. Путин выступил инициатором изменения механизма ее формирования. В соответствии с новым законом, подписанным президентом 5 августа 2000 г., Совет Федерации стал формироваться следующим образом. Как и ранее в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. По новому закону представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а представитель от исполнительного органа субъекта государственной власти назначается высшим должностным лицом субъекта на срок его полномочий. Данное назначение оформляется указом (постановлением) этого лица, и оно вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против состоявшегося назначения [8, с. 41].

Одновременно с реформой механизма формирования верхней палаты был изменен и дополнен ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 1995 г. Его новая редакция была подписана В.В. Путиным 6 октября 2003 г. Изменения и дополнения, внесенные в закон 1995 г., дали право Президенту РФ, как и руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, досрочно отрешать от должности или письменно предупреждать о возможности принятия мер глав муниципальных образований. Основанием для таких действий являются решения судов. Досрочно может быть распущен представительный орган местного самоуправления в случае, если им не отменены нормативные правовые акты или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции РФ. Главы столиц и административных центров РФ могут быть отрешены от должности лишь Президентом страны и только в случае совершения ими противоправных действий, установленных судом.

За время действия закона Президент РФ всего лишь трижды воспользовался своим правом отрешения от должности. В первый раз это случилось в 2005 г. с главой Корякского АО В. Логиновым, который довел регион до такого состояния, что его рядовые граждане разводили огонь прямо в своих домах, лишь бы согреться. В 2006 г. от должности губернатора Ненецкого АО "в связи с утратой доверия" отрешен А. Баринов, обвиняющийся в нецелевом использовании бюджетных средств и в том, что будучи главой предприятия "Архангельск-геологодобыча", похитил квартиры и машины компаний. Наконец, 10 мая 2007 г. В. Путин отстранил от должности губернатора Амурской области Л. Короткова, в отношении которого возбуждено четыре уголовных дела. Это первый губернатор, которого В. Путин назначил и которого сам и отстранил [8, с. 42].

И реформа Совета Федерации, и изменения в системе местного самоуправления, и введение 7 федеральных округов во главе с назначаемыми полномочными представителями Президента - все эти меры, как неоднократно заявляло высшее руководство страны, направлены на повышение уровня и эффективности управления страной, воссоздание в стране единого правового поля.

Чтобы губернаторы и другие руководители исполнительных органов страны участвовали в решении общегосударственных задач, указом В.В. Путина от 1 сентября 2000 г. был образован Государственный совет РФ. В ст. 1 Положения об этом органе говорится, что он является "совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти". Председателем Госсовета является Президент страны, а членами - по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ. Для решения оперативных вопросов формируется президиум Госсовета в составе 7 его членов. Персональный состав президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации один раз в полгода.

Задачи, состав, организация и порядок работы Госсовета определяется Положением об этом органе, утвержденным указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г.

Первое заседание Госсовета состоялось 29 сентября 2000 г. На нем обсуждались вопросы регламента самого Госсовета и его Президиума, Концепция бюджета на 2001 г. и принципы межбюджетной политики.

И реформа Совета Федерации, и изменения в системе местного самоуправления, и создание Госсовета - все это свидетельствовало о том, что избирательная система в современной России прошла третий этап своего реформирования, после которого, в мае 2005 г. начался четвертый этап.



2020-02-04 202 Обсуждений (0)
Трансформация избирательной системы: преобразования внутрисистемного и переходного типов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трансформация избирательной системы: преобразования внутрисистемного и переходного типов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)