Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Поддержка градообразующих предприятий



2020-02-04 273 Обсуждений (0)
Поддержка градообразующих предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для того чтобы разобраться в данной области, необходимо, прежде всего, понять, что же такое градообразующее предприятие. Под градообразующим предприятием понимается производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть работающих граждан города, посёлка, в связи с чем оно определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на инфраструктуру и социальные проблемы. Города с монопрофильной экономикой, в которых расположены градообразующие предприятия, также называется моногородами.

Традиционно экономическое и социальное развитие многих - если не большинства - российских малых и даже средних городов в существенно степени зависело от находящихся на их территории основных градообразующих предприятий. Ряд городов обязан этим предприятиям даже своим возникновением. Сегодня же зависимость городов от своих главных предприятий может не только не иметь стимулирующего характера, но экономика города и его население часто оказываются заложниками предприятий. Многие позитивно настроенные и достаточно профессиональные руководители постепенно начинают связывать будущее своих городов с развитием на их территории не только небольшого количества крупных предприятий, но и массового малого и среднего предпринимательства. В то же время проблема развития малого и среднего предпринимательства и взаимодействия малых и крупных предприятий - особенно если речь идет о малом или моногороде - выглядит по-разному в зависимости от общей социально-экономической ситуации на территории.

Стратегии экономического развития территории в этих условиях часто основываются на поиске возможностей возрождения и переориентации градообразующих и других предприятий. При наличии на территории города ресурсов - например, очень крупных (часто неиспользуемых) производственных мощностей - для него возникает потенциальная возможность создания практически новой экономической базы. К сожалению, имеется также и достаточно много примеров эгоистического, неквалифицированного и просто хищнического поведения властей и других местных групп влияния, вся деятельность которых сводится к разворовыванию ресурсов.

Возможности развития как малых и средних, так и крупных градообразующих предприятий могут зависеть от деятельности местных властей и предпринимательского сообщества. В некоторых случаях развитие ограничивается в первую очередь из-за изоляционистской политики власти. Другим аналогичным примером является распространение "силового" предпринимательства со стороны теневых силовых структур. Эти и другие аналогичные примеры показывают, что для социально-экономических ситуаций в городах (включая вопросы предпринимательства) характерно значительное разнообразие. В этой связи представляется очевидным необходимость участия государства в регулировании дел моногородов.

В качестве способов поддержки моногородов можно выделить несколько. Для начала рассмотрим механизм финансовой поддержки. Предполагается, что государственная финансовая поддержка для стабилизации ситуации в моногородах должна осуществляться по двум направлениям: поддержка градообразующего предприятия в целях развития производства, решение проблемы занятости населения и поддержка бюджетов моногородов с целью сохранения необходимого уровня бюджетных услуг.

а) Поддержка градообразующих предприятий.

К мерам государственной поддержки градообразующих предприятий в рамках действующего бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах Российской Федерации могут быть отнесены:

· предоставление предприятиям субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам;

· предоставление налоговых отсрочек и инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам предприятиям на территории моногородов;

· предоставление государственных гарантий по кредитам банков предприятиям на территории моногородов.

б) Поддержка бюджетов моногородов.

К мерам государственной поддержки бюджетов моногородов могут быть отнесены:

· учет необходимости поддержки моногородов при выделении бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета и дотаций на сбалансированность региональных бюджетов (в соответствующих методиках, исходя из удельного веса населения «проблемных» моногородов в общей численности населения);

· развитие государственно-частного партнерства, в частности реализация инвестиционных проектов регионального значения за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в форме предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации;

· предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

Необходимо обеспечить приоритетное участие муниципальных образований в региональных программах поддержки занятости населения, установление в местных бюджетах дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Не менее важными являются мероприятия по стабилизации ситуации и развитию моногородах. В перечень таких программ входят мероприятия, направленные на:

- поддержку рынка труда в моногородах (в частности переподготовка, подготовка и стажировка кадров, повышение мобильности населения для решения проблем занятости, стимулирование переселения жителей проблемных городов в случае полной ликвидации градообразующих предприятий);

- реструктуризацию, модернизацию, перепрофилирование предприятий;

- поддержку спроса на продукцию предприятий, путем установления приоритетности для градообразующих предприятий при размещении федерального, регионального и муниципального государственного заказа при прочих равных условиях;

- стимулирование развития городской инфраструктуры (осуществление мероприятий по ликвидации аварийного и ветхого жилья и капитального ремонта жилого фонда, реконструкция и модернизация инженерных сетей, водозаборных и очистных сооружений, объектов тепло- и энергоснабжения, внедрение энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном и городском хозяйстве, выкуп и модернизация объектов тепло-, энерго- и водоснабжения у градообразующих предприятий).



2020-02-04 273 Обсуждений (0)
Поддержка градообразующих предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Поддержка градообразующих предприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)