Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предпосылки великих географических открытий.



2020-02-04 266 Обсуждений (0)
Предпосылки великих географических открытий. 0.00 из 5.00 0 оценок




Огромную роль в экономическом развитии Западной Европы сыг­рали географические открытия конца XV-середины XVII в.

Экономические причины великих географических открытий:

§ кризис левантийской торговли итальянских городов;

§ турецкие завоевания в Малой Азии и на Балканах, завершившиеся разгромом Византийской империи;

§ нехватка драгоценных металлов для экономической и политиче­ской деятельности развитых государств, получившая форму пресловутой
"жажды золота";

§ поиск новых рынков сбыта для расширяющегося производства.

Положительно повлияли на великие географические открытия и те важные усовершенствования, которые были сделаны в то время в море­плавании и военном деле: создание каравелл, усовершенствование ком­паса и морских карт, приборов и приспособлений, огнестрельного ору­жия.

В конце XV и на протяжении XVI вв. европейцы открыли неизвестные им до тех пор континенты земного шара, расположенные в них страны и проложили к этим странам новые, пересекающие океаны, торговые пути. Эти открытия были названы великими, потому что они в корне изменили хозяйственную жизнь того времени, послужили возникновению мирового хозяйства, зарождению новых капиталистических форм производства и обращения. Географические открытия стали в конце XV в. необходимыми для Европы, были подготовлены всем ходом ее внутреннего хозяйственного развития, состоянием ее внешнеэкономических связей. 

Экономическая необходимость Великих географических открытий была порождена ростом товарно-денежных отношений, формированием национальных рынков, расширением межстрановой торговли. Между тем денежных средств для обслуживания растущего товарооборота в Европе явно недоставало. Широко были распространены всякого рода бартерные сделки, в каждой стране обращалось множество разных монет, чеканившихся из малоценных сортов металла, да и они часто заменялись такими натуральными средствами платежа, как куски металла, звериные шкурки и т. п. Чертой времени было отсутствие всеобщего денежного эквивалента, и нарастало понимание, что таким эквивалентом могут быть только драгоценные металлы – золото и серебро. Из экономического развития Европы вырастала такая важнейшая предпосылка Великих географических открытий, как жажда золота, и в XV в. она охватила самые различные круги общества. В самой Европе, за исключением небольших рудников юной Германии и Австрии, добычи драгоценных металлов почти не было, и удовлетворить выше указанную потребность можно было только за счет стран Востока, главным образом Индии. О золотых богатствах этой сказочной страны ходили настоящие легенды.

Преградой на пути к золоту стал глубокий кризис Левантийской (средиземноморской) торговли.

Странами Леванта назывались тогда ближневосточные территории – Палестина, Ливан, Сирия, Иордания, через которые шел основной поток торговых грузов из Азии в Европу, сосредоточиваясь в бассейне Средиземного моря. Старинная монополия на эту торговлю принадлежала итальянским купцам, венецианцам и генуэзцам. Ими был внесен большой вклад в организацию и технику торгового дела. Именно здесь, на севере Италии, впервые появились товарные биржи, был создан первый в Европе банк (банк Святого Георгия в Генуе), выработана техника банковского дела и коммерческого учета, разработана теория и практика бухгалтерии. Исходным моментом становления банковского дела стал меняльный промысел. Сначала он состоял только в обмене различных денежных знаков, а затем расширился до переводных операций, производства платежей, принятия денег на хранение. В результате менялы превращались в банкиров. Новый термин произошел от слова «banco», обозначавшего стол, за которым банкиры производили свои операции.

Северо-итальянские купцы получали восточные товары от арабов, державших в своих руках южные торговые пути в Индию через Египет и Красное море, по Тигру и Евфрату. Это двойное посредничество итальянских и арабских купцов приводило к двойному удорожанию восточных товаров и к их реализации на европейских рынках по баснословным ценам. Торговля со странами Востока становилась очень невыгодной для европейцев, начинается ее упадок. В XV в. он перерос в настоящий кризис. Виной тому стали завоевания и грабежи турок-османов, захвативших огромные территории в Передней Азии и на Балканах. Турецкий султан изгнал большую часть европейских купцов из своих владений, его беи (местные феодалы) обременяли их немыслимыми пошлинами и чинили всяческий произвол.

Но кризис средиземноморской торговли имел и более глубокую причину – экономическую. Она заключалась в хроническом пассиве торгового баланса Европы с Азией. Европа в ту пору значительно больше нуждалась в азиатских товарах, чем Азия – в европейских. Их Азии на Европейский континент поступали пряности, ювелирные изделия, фарфор, шелковые ткани, которые стали неотъемлемой частью «потребительской корзины» верхних слоев общества. Азия же, не нуждаясь в европейских сельскохозяйственных продуктах, ввозила в небольших количествах лен, пеньку, лесные материалы и очень немного изделий европейских ремесленников, которые лишь в редких случаях превосходили азиатские качеством или не имели аналогов на Востоке (ломбардское сукно, венецианские зеркала). В основном же азиатские торговцы приобретали в Европе в обмен на свои товары не изделия местного производства, а непосредственно денежную наличность - золотую и серебряную монету. Такое положение сохранялось на протяжении столетий, и европейские рудники драгоценных металлов в XV в. стали оскудевать.

Все это толкало европейцев на поиск прямых путей в богатые страны Азии, минуя каких-либо посредников. Возможность эта созрела к концу XV в. и состояла в следующем.

Во–первых, для того чтобы пересечь океан и достичь вожделенных берегов, надо было построить подходящие суда. Отправляясь в далекие плавания, следовало точно определять направление движения и точное расстояние, повысить быстроходность и маневренность судов, и, наконец, снабдить их экипажами, состоящими из опытных и мужественных людей, готовых к борьбе и со стихиями, и с неожиданными трудностями. Решение этих задач потребовало сил и работы нескольких поколений исследователей и первопроходцев. Мы отметим лишь самые важные достижения.

С точки зрения прогресса кораблестроения наибольшее значение имело создание португальцами в XV в. каравеллы. Гребные и двухмачтовые парусные суда, применявшиеся в бассейнах Средиземного, Северного и Балтийского морей, были малопригодны для океанских просторов. Они требовали больших экипажей, обладали слишком глубокой осадкой, что не позволяло им заходить во многие удобные гавани, и передвигались с достаточно высокой скоростью только тогда, когда ветер дул сзади. В отличие от прежних судов каравелла имела три рабочие мачты, высокие бота и четырехугольные паруса, расположенные в несколько ярусов. Это увеличивало скорость судна и его надежность при шторме, позволяло идти нужным курсом при любом направлении ветра и вделало возможным сокращение численности команды.

Второе условие для проложения новых торговых путей было создано успехами в развитии точных наук и естествознания. Успехи навигационной науки были связаны в основном с изобретением и усовершенствованием следующих инструментов: магнитного компаса, позволявшего определять направление движения, лага для измерения скорости хода корабля, астролябии и гродштока (секстанта) для установления широты и, наконец, хронометра для измерения долготы его местоположения.

Компас, видимо, был известен на европейском Западе уже с X в. Но долгое время он был весьма примитивен, представлял собой простой сосуд с водой, в которую опускалась деревяшка с прикрепленным к ней магнитом, дал возможность лишь приблизительно определять направление движения, и был неприменим во время качки. Кроме того, использование магнитных стрелок, упорно указывавших на север, ассоциировалось в то время с колдовством, и капитаны поначалу вынуждены были скрывать от команды наличие на борту такого «подозрительного» прибора. В XIII – XIV вв. компас значительно усовершенствовался. В начале стрелка закреплялась на острие и помещалась под стеклянный колпак. Затем кто-то додумался прикрепить к ней бумажный полукруг, разделенный на направления сторон света и на румбы. Так возник прибор, в общем, оставшийся неизменным вплоть до нашего времени. С его помощью можно было точно определять направление корабля во время его хода.

Одновременно с магнитной стрелкой в европейское морское дело «проникла» астролябия, позволявшая рассчитать широту местонахождения судна через замеры высоты небесных светил над горизонтом. Этот прибор, известный еще древним грекам, был перенят от арабов. Но в отличие от компаса более сложные навигационные приборы совершенствовались довольно медленно.

Большие успехи были достигнуты в географии. Произошло расширение и уточнение географических знаний, более правильными стали представления о земной поверхности, приобретало все больше сторонников учение о шарообразности земли, были устранены ошибки и внесено много исправлений в географические карты.

Огромное значение имели новшества в промышленном развитии Европы, достигнутое ею военно-техническое опережение других континентов земного шара. В конце XIV – XV вв. здесь было освоено доменное и литейное производство, в результате чего Европа стала единственным в мире обладателем огнестрельного оружия, артиллерии. В ходе Великих географических открытий это дало ей неоспоримые преимущества в подчинении открываемых земель, в покорении населявших их народов, послужило началу эпохи колониализма.

Наряду с возможностями, созданными для Великих географических открытий наукой и техникой, большое значение имели и новые политические условия, сложившиеся в Европе в XIV – XV вв. Главным из них было образование абсолютистских монархий. Организация далеких океанских экспедиций требовала больших средств. Однако риск подобных экспедиций заставлял частных Лиц воздерживаться от их финансирования. Другое дело - государство. Его доходы, поступавшие в государственную казну в виде налогов с населения, были теми «чужими» деньгами, которыми королевская власть считала себя праве свободно и безбоязненно распоряжаться. И она была кровно заинтересована в снаряжении экспедиций, ибо содержание наемной армии и многочисленной бюрократии, роскошь королевского двора и постоянные раздачи наград и привилегий означали непрерывное увеличение казенных расходов. Централизация государственной власти обостряла «жажду золота» в Европе.

Пионерами Великих географических открытий явились Испания и Португалия.

Непосредственным результатом великих географических открытий было освоение Нового Света, а также пути в Индию и Китай. К концу XVI в. известная европейцам часть земной поверхности увеличилась в шесть раз. Однако последствия этих открытий имеют гораздо большее значение, которое проявилось в развитии торговой революции и рево­люции цен.

 



2020-02-04 266 Обсуждений (0)
Предпосылки великих географических открытий. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предпосылки великих географических открытий.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)