Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные косвенные налоги в РФ



2020-02-04 231 Обсуждений (0)
Основные косвенные налоги в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1. Налог на добавленную стоимость.

 

    Налог на добавленную стоимость (НДС) – форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, где добавленная стоимость определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на расходы.

    НДС относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, НДС относится к косвенным налогам, так как конечным его плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг). Как косвенный налог, НДС влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. НДС широко применяется на практике в западных моделях экономических систем и выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Роль НДС в бюджетной системе России можно оценить по данным таблицы 1 и диаграммы 1.

Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета за 2004-2007 гг. (в % к общей сумме доходов) [8].

 

Виды поступлений в бюджет 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Налог на прибыль 7,0 7,1 6,5 6,0
НДС 31,2 35,0 26,9 29,0
НДПИ 12,4 14,4 18,3 18,0
Акцизы 6,0 2,6 1,8 2,2
Таможенные пошлины 23,2 25,3 35,7 33,8
Неналоговые доходы 5,0 2,9 2,9 3,1
ЕСН 14,1 5,2 4,7 4,4
Прочие доходы 0,8 7,2 2,9 6,6
Итого 100 100 100 100

 

        

Диаграмма 1. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе – ноябре 2009 года (в %) [15].

НДС введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом РФ от 6 декабря 1991 г. №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» и заменил собой налог с оборота и налог с продаж.

Согласно ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются:

1. организации;

2. индивидуальные предприниматели;

3. лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Не являются:

1. организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

2. организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (кроме случаев, когда они являются налоговыми агентами).

    Согласно п.1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются следующие операции:

1. реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализации предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или инновации. Следует отметить, что передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2. передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4. ввоз товаров на таможенную территорию РФ [15, с.59–61].

  Если говорить о налоговых ставках, то налогообложение по НДС производится по ставкам НК РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.05.2007 г.):

0% - для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др.;

10% - для продовольственных товаров, по перечню, установленному кодексом, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров;

18% - для остальных товаров.

    НДС, несмотря на уменьшение его величины в доходах консолидированного бюджета по сравнению с 2002 – 2003 годами (в 2002-2003 годах удельный вес НДС в доходах консолидированного бюджета составлял более 21%, в 2007 году – 17,1%), по-прежнему играет важную роль в формировании доходной части федерального бюджета: в 2007 году на долю НДС приходилось более 29% всех поступлений в федеральный бюджет, а по итогам девяти месяцев 2008 г.– около 23% [13,с.203;январь–сентябрь.–с.214].

    В то же время в последние годы наметилась вполне устойчивая тенденция, при которой темпы роста вычетов опережают темпы роста начислений и которая вызывает у специалистов вполне оправданные опасения. Кроме того, НДС остается наиболее сложным для администрирования налогом, о чем свидетельствуют значительное число налоговых споров, рассматриваемых в арбитражных судах, а также большое количество преднамеренных и непреднамеренных ошибок, совершаемых налогоплательщиками при исчислении и уплате НДС.

    Как показывает российская практика, до 2007 года особенно много проблем возникало при возмещении НДС по операциям реализации товаров (услуг, работ), облагаемым по налоговой ставке 0%, и, в частности, по экспортным операциям. При этом налогоплательщики-экспортеры нередко выражали недовольство необоснованными, по их мнению, отказами в возмещении НДС, длительными сроками возмещения, отвлекающими из оборота финансовые ресурсы, и внушительным пакетом документов, необходимых для подтверждения права на применение налоговой ставки 0%. Однако именно при возмещении НДС недобросовестные налогоплательщики имеют возможность для злоупотреблений и мошенничества, в том числе за счет фиктивного экспорта, искажения данных в документах при экспортных операциях, искусственного завышения цен при приобретении товаров.

    С 2007 года осуществлен переход от отдельной налоговой декларации по НДС по операциям по налоговой ставке 0% к единой налоговой декларации по НДС [8, с.3].

    По данным Росстата, в 2007 году индекс физического объема экспорта составил 104,5%, а индекс средних цен экспортируемых товаров – 111,9% [4, с.118]. Скорректировав сумму НДС, заявленную к возмещению в 2006 году (933,3 млрд руб.), на оба индекса, получаем, что в 2007 году при сохранении прежнего порядка возмещения НДС сумма налога, заявленная к возмещению по налоговой ставке 0%, должна была составить 1091,4 млрд руб. Таким образом, расчетная величина оказалась больше фактических значений (843,9 млрд руб.) на 29,3%.

    К сожалению, из-за отсутствия статистических данных в расчете не был учтен временной лаг между собственно экспортом и моментом признания суммы налога к возмещению.

    Полученные приблизительные оценки дают основание говорить о том, что переход к единой налоговой декларации и к общему порядку вычетов способствовал уменьшению сумм НДС, подлежащих вычету по приобретаемым товарам (работам, услугам) в отношении операций, облагаемых по налоговой ставке 0%, по сравнению с ранее действовавшим порядком предоставления только возмещения по тем же операциям, что повлияло на увеличение начисления НДС.

    Как известно, в РФ применяется «зачетная» схема взимания НДС, согласно которой в бюджет поступает разница между начислениями налога и вычетами по приобретаемым товарам (работам, услугам). В условиях развивающейся экономики начисления налога и вычеты должны расти пропорционально. Однако с 2005 года наблюдается тенденция опережения темпов роста вычетов относительно темпов роста начислений. Такое опережение составляло в 2005 году 0,6 процентных пункта, в 2006 году – 6,6 процентных пункта, в 2007 году – 5,7 процентных пункта (см. табл. 2).

Таблица 2. Соотношение темпов роста начислений и вычетов [2, с.5].

Показатели 2004г. 2005г. 2006г. 2007г.
Сумма налога, исчисленная по налогооблагаемым объектам, млрд руб. 6442,6 8755,3 12 369,8 15 621,7
в % к предыдущему году   135,9 141,6 126,0
Налоговые вычеты, млрд руб. 5410,3 7384,6 10 944,7 14 413,1
в % к предыдущему году   136,5 148,2 131,7
Опережение темпов роста вычетов относительно темпов роста начислений, процентный пункт   0,6 6,6 5,7

 

 

    Исходя из этих данных можно определить, что в 2007 году по сравнению с 2006 годом темпы роста вычетов относительно темпов роста начислений сократились на 0,9 процентных пункта.

    На сокращение суммы вычетов НДС могло повлиять введение с 1 января 2007 года Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» нового порядка предоставления вычета (возмещения) сумм налога при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований и при использовании в расчетах ценных бумаг, согласно которому обязательным стало требование оплаты НДС в денежной форме при приобретении товаров (работ, услуг).

    Однако, введение такой нормы не оказало существенного влияния на изменение величины вычетов (возмещения) НДС, поскольку, следуя из имеющихся данных (см. табл. 3), доля оплаты векселями, зачетом взаимных требований, товарообменном в общем объеме оплаченной продукции чрезвычайно мала (по крупнейшим налогоплательщикам она составляет около 1%) [8, с.3–7].

Таблица 3. Динамика расчетов оплаченной продукции, выполненных работ, оказанных услуг [4, с.236–238].

 

Объем оплаченной продукции

В том числе

Денежными средствами

Другими видами расчетов

Из них

Векселями Взаимным зачетом требований По прямому товарообмену Прочими видами расчетов
1 2 3 4 5 6 7 8
2006 г., млрд руб. 15009,0 14347,4 661,6 210,2 376,2 10,2 65,0

Продолжение таблицы 3.

1 2 3 4 5 6 7 8
В % к предыдущему году 127,4 129,4 96,1 81,2 102,2 54,4 152,2
Доля в объеме оплаченной продукции, % 100 95,6 4,4 1,4 2,5 0,1 0,4
2007 г., млрд руб. 15550,0 15366,0 184,0 18,3 134,9 4,2 26,6
В % к предыдущему году 117,6 122,0 29,6 8,6 38,2 44,3 56,2
Доля в объеме оплаченной продукции, % 100 98,8 1,2 0,1 0,9 0,0 0,2

 

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-ноябре 2009 года составили 1 086 млрд. рублей и по сравнению с январем-ноябрем 2008 года выросли на 10%. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-ноябре 2009 года 27 млрд. рублей, что на 27% меньше, чем в январе-ноябре 2008 года [17].        

 

2.2. Акцизы

 

    Акцизы – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф. В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных товаров).

    Как и НДС, акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому оплачивается потребителем. Однако если НДС облагается часть стоимости товара, то акцизом облагается вся его стоимость, включая и материальные затраты, в соответствии с Законом РФ «Об акцизах» (с учетом изменений и дополнений) и Инструкцией от 10 мая 2000 г. №61 «О порядке исчисления и уплаты акцизов».

Этим видом налога облагается довольно широкий круг товаров. Начиная с сентября 1995 г. перечень облагаемых акцизами товаров и особенно ставки этого налога подвергались наиболее частым корректировкам. Это выразилось по отношению к товарам производственно-технического назначения (нефть, включая газовый конденсат, продукты переработки углеводородного сырья и природный газ). О роли акцизов в формировании бюджетных доходов можно судить по данным из  табл. 1 и диаграммы 1 (см. выше) [17].

    Основная функция акцизов – фискальная. Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» акцизы являются одним из основных источников доходов федерального бюджета РФ, так как поступления от акцизов составляют более 10% всех доходов федерального бюджета РФ.

    Акцизы введены на территории России с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1993-1 «Об акцизах».

    На основании ст. 179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются:

1. организации;

2. индивидуальные предприниматели;

3. лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

    Объектом налогообложения акцизами на основании п.1 ст. 182 НК РФ являются следующие операции:

- реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе передача прав собственности на подакцизные товары на безвозмездной основе;

- реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

- использование нефтепродуктов для собственных нужд налогоплательщиками, имеющими свидетельство на оптовую или оптово-розничную реализацию;

- получение нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство;

- ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и др. операции в соответствии со ст.182 гл.22 НК РФ.

Исчисленная сумма налога уменьшается на установленные НК РФ налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащего вычету, должна быть выделена в расчетных документах и счетах-фактурах, предъявленных поставщиком покупателю товара.

Уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.

Необходимо отметить, что с введением в действие гл.22 НК РФ «Акцизы» вопросы правового регулирования практики применения акцизов в РФ поднялись на качественно новый уровень, что имеет большое значение для более полного использования государством фискальных возможностей этого налога.

Серьезные изменения в рамках налоговой реформы произошли по акцизам, особенно в отношении акцизов на нефтепродукты.

В связи с отменой с 1 января 2004г. налога на реализацию ГМС в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, с 1 января 2003г. - прямогонный бензин.

В течение 2001-2002гг. была произведена повышенная индексация ставок акцизов на нефтепродукты, а с 2003г. изменился порядок их уплаты, имея в виду его преимущественную уплату по месту потребления. При разработке такого механизма уплаты налога ставилась задача заинтересованность региональных органов власти за объемами нефтепродуктов, реализуемых через АЗС, учитывая, что часть данных акцизов должна поступать в территориальные дорожные фонды. Однако результаты первых двух месяцев 2003г. оказались «печальными»: продавцы нефтепродуктов не спешат брать свидетельство в налоговых органах и платить налог (это можно сделать в добровольном порядке), акциз по- прежнему поступает только от нефтеперерабатывающих заводов (производителей), расположенных лишь в нескольких регионах России. Иначе говоря, схема равномерного распределения в поступлении акцизов на нефтепродукты по территории России не работает, что приводит к серьезным трудностям большинства регионов РФ по обеспечению доходов территориальных дорожных фондов [12].

Экономический смысл взимания акциза на газ в настоящее время утрачен. Акциз уплачивают в основном производители газа по единой ставке, что фактически приравнивает его к налогу на добычу полезных ископаемых, хотя объектом налогообложения формально признается не добытый газ, а его реализация. Ставка акциза на газ установлена в виде контрольной зафиксированной законом суммы средств, взимаемой с определенного количества реализуемого товара, а в процентах от стоимости реализованного газа и не зависит от финансовых результатов деятельности компаний, поставляющих газ. Установление специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа будут способствовать упрощению налогообложения и обеспечивать предсказуемость поступлений в бюджет налога при добыче природного газа. Также предусматривается взамен действующей сегодня адвалорной ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата специфической ставки.

Поступленияпо сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-ноябре 2009 года 74 млрд. рублей и снизились относительно января-ноября 2008 года на 35%.
Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме [17].

 

 

2.3. Таможенные пошлины

 

Таможенные пошлины (англ. customs duties) – косвенный налог, который является в России обязательным платежом, взимаемым таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию страны или при вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Обложение товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, осуществляется в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе". Основой для начисления таможенной пошлины является таможенная стоимость товара.

Таможенные пошлины выполняют как фискальную (т.е. являются источником государственного бюджета, регулируют ввоз и вывоз товаров, защищая интересы внутреннего рынка, влияют на торговый и платежный балансы), так и регулирующую функции.

    Таможенная пошлина введена на территории России с 1 января 1992 г. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [15, с.143–144].

    На основании ст. 6–11 Закона о таможенном тарифе приведу в табл. 3 систему таможенных пошлин РФ.

Таблица 3. Виды таможенных пошлин.

Род пошлин Вид пошлин Порядок применения
Сезонные пошлины Сезонные пошлины При установлении этих пошлин ставки таможенных пошлин, предусмотренные ТТ РФ, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.
Особые пошлины Специальные пошлины Эти пошлины применяются: - в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; - как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.  
Род пошлин Вид пошлин Порядок применения

Особые пошлины

Антидемпинговые пошлины Эти пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.
Компенсационные пошлины Эти пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

 

При пересечении таможенной границы взимаются разнообразные таможенные платежи: таможенная пошлина; НДС; акцизы; сбор за выдачу лицензий и возобновление их действий; сбор за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление его действия;
таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование по вопросам таможенного дела;
плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.

В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к Всемирной торговой организации возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельностью. Главной особенностью таможенной политики государства является ее многофункциональность, в рамках которой рассматриваются такие основные задачи, как поддержка рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, поддержка интересов отдельных отраслей промышленности, рационализация товарной структуры ввоза, пополнение доходной части федерального бюджета, обеспечение равных условий конкуренции, защита экономической безопасности государства [18].



2020-02-04 231 Обсуждений (0)
Основные косвенные налоги в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные косвенные налоги в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)