Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


По налогу на прибыль организаций.



2020-02-04 197 Обсуждений (0)
По налогу на прибыль организаций. 0.00 из 5.00 0 оценок




КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

 

Проверил:                                                                                                     Выполнил:

Апевалина С.П.                                                                                           Студент группы МЭ-218

                                                                                                                         Драчева К.А.

 

 

Екатеринбург

2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Понятие, сущность и функции налогов………………………………………….6

1.2 Принципы налогообложения. Классификация налогов………………………...9

 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Принципы построения налоговой системы ……………………………………18

2.2 Порядок исчисления и уплаты основных налогов в РФ

2.2.1  Налог на прибыль организаций………………………………………………19

2.2.2  Налог на доходы физических лиц………………………………………........24

2.2.3  Налог на добавленную стоимость………………………………………..…..27

2.3  Структура и основные полномочия Федеральной налоговой службы РФ…..31

 

3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

3.1 по налогу на прибыль организаций……………………………………………39

3.2 по налогу на добавленную стоимость…………………………………………39

3.3 По ставкам акцизов……………………………………………………………..40

3.4 Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых………………40

3.5 Совершенствование специальных налоговых режимов………………………41

3.6 Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен………………………………………………42

3.7 Налоговое администрирование………………………………………………….43

3.8 Вопросы таможенно-тарифной политики……………………………………...43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………....47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………49

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы налогообложения значимы для любого государства. Налоговые поступления служат источникам формирования доходной части бюджета, они необходимы для выполнения государством оборонных, экономических, социальных, административных и других функций. В тоже время, налоговая система должна играть не только фискальную, но и стимулирующую роль. Посредством различных налоговых льгот, различий в уровне ставок, и тому подобных мерах государство может стимулировать инвестиционную активность в проблемных областях экономики, либо деятельность, направленную на решение социальных проблем.

Современное устройство большинства государств с развитой рыночной экономикой подразумевает необходимость выполнения государством оборонных (обеспечение существования нации, защита ее суверенитета, национальных границ), экономических (создание и управление государственным сектором в экономике, программирование и регулирование экономики), социальных (социальные выплаты или дотации населению, забота о малоимущих слоях общества), административных (расходы на государственный аппарат) и других функций.

Важная роль, которую играет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Именно общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Причем, в подавляющем большинстве стран основным источником доходов государства являются взимаемые с юридических и физических лиц налоги.

В России за счет налоговых доходов формируется более 80% доходов федерального бюджета, что соответствует общемировым показателям (во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США - свыше 90%,       в Японии  - 75%).

Значимость налогов для задач реализации государственного управления определяет высокую актуальность теоретических и прикладных проблем формирования налоговой системы Российской Федерации.

Целью курсовой работы является анализ состояния налоговой системы РФ и выработка предложений по ее совершенствованию в интересах всех участников налоговых отношений.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- раскрыть понятие и признаки налогов и сборов,  принципы налогообложения;

- охарактеризовать сложившуюся систему налогообложения в РФ и рассмотреть наиболее значимые налоги; 

- сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы РФ.

Предметом исследования является налоговая система РФ, а объектом исследования являются отношения, связанные с расчетами по налогам и сборам.

В отношении уровня правового регулирования рассматриваемых вопросов можно отметить, что с принятием  Налогового кодекса, налоговая система РФ была существенно реформирована, снят ряд противоречий, урегулированы наиболее сложные и спорные вопросы налогового права, расширены права налогоплательщиков, более определенно сформулированы права и обязанности налоговых органов. Однако в процессе реализации норм законодательства о налогах и сборах возникают противоречивые ситуации.

Источниками информации при подготовке курсового исследования являлись законодательные и нормативные акты, учебная и научная литература по налогам и налогообложению, публикации в научных журналах, статистическая информация, данные об исполнении бюджетов РФ и другие источники информации.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы.

Первая глава посвящена теоретическим основам налогообложения. Рассмотрены сущностные, основополагающие вопросы, понятие налога и его функции, раскрыты основные признаки налога и налоговой системы.

Вторая глава посвящена организации налоговой системы в нашей стране. Детально рассмотрены основные налоги, взимаемые на территории Российской Федерации. Отдельным вопросом рассмотрена деятельность Федеральной налоговой службы, ее структура и основные полномочия.

В третьей главе рассмотрены проблемы формирования и функционирования налоговой системы России, ее недостатки и предложены некоторые меры по пути ее дальнейшего развития.

При написании работы были использованы учебники (в частности, Д.Г.Черника, Т.Ф. Юткиной, А.В.Брызгалина, А.Ю.Казака, В.Г.Панского, М.В. Романовского и других ученых-экономистов), Налоговый кодекс РФ, нормативные акты по налогам, данные официального сайта Федеральной налоговой службы, Минфина РФ, информационно-справочные системы «Гарант», «Консультант Плюс» и другие источники информации.

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

   Налоги – одно из важных понятий экономической науки, являющееся экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений, и в силу этого в экономической теории их следует рассматривать как проблему налогообложения в целях определения их места в экономической системе. Теоретически экономическая сущность налогов характеризуется в определении источника налогообложения и того влияния, которое оказывает налог на макро- и микроэкономические процессы.

   Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Д.Рикардо, последователя А.Смита. «Налоги, - писал он, - составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны». Рассматривая современные точки зрения ученых-экономистов на экономическую сущность налога, можно отметить, что сегодня не существует единого подхода к данной проблеме.

   Например, профессор Родионова считает, что «экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с налогоплательщиками в процессе уплаты налогов». 

   По мнению Д. Г.Черника, «изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога».

   А.В. Брызгалин под финансово-экономической сущностью налогообложения понимает «прямое изъятие государством определенной части ВВП в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета)».

   Анализируя предложенные определения, можно отметить, что каждое из них в той или иной мере делает акцент на различных аспектах, и таким образом, они дополняют друг друга. Налог является комплексной категорией, имеющей как экономическое, так и юридическое значение. Поэтому важным моментом является определение налога в рамках законодательства. Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

   В этой связи для характеристики налога необходимо выделить те специфические черты и признаки, которые позволяют определить условия и порядок его существования:

1) обязательность – обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, что свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер;

2) индивидуальная безвозмездность – характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов.

    Обязательства по уплате налогов являются односторонними, и в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона – налогоплательщик. Государство, получая в бюджет налоги, не принимает каких-либо встречных обязательств перед налогоплательщиком и не должно что-либо совершить в его пользу. В то же время плательщик, уплатив налог, не приобретает каких-либо прав.

  Налоги безэквивалентны, и пользование общественными благами никак не пропорционально величине платежей, уплаченных налогоплательщиком.

   Безвозвратность налога характеризуется тем, что налог подлежит возврату только в случае законно установленной льготы или в случае переплаты его в бюджет.

3) отчуждение денежных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Иными словами, при уплате налога происходит переход части доходов налогоплательщика в собственность государству;

4) направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

      Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

   В соответствии со 2 частью НК РФ государственная пошлина приравнена к понятию сбор.

   Исходя из определения, выделяют две характерные черты сборов:

1) обязательность;

2) совершение государством в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий.

  Четкие определения понятий налога и сбора, предусмотренные Налоговым кодексом, и их отличие друг от друга имеют большое значение для регулирования порядка их взимания.

   Как финансовая категория, налоги имеют общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные черты и признаки, то есть функции. Рассмотрение вопроса о функциях налога является дискуссионным. Исследования в зарубежных развитых странах показывают, что теоретические споры ведутся в основном с той ролью, которую играют налоги в экономике их стран. Современное развитие западной экономической мысли характеризуется противостоянием кейнсианской и неоклассической школ, что определило два основных направления в теории финансов. Представители первого направления рассматривают налоги как орудие государственной экономической политики. Их противники считают, что государственное регулирование экономики должно быть ограниченным, а налоги – это только фискальный инструмент. В Российской Федерации в настоящее время ученые в числе налоговых функций выделяют:

а) фискальную;

б) распределительную;

в) перераспределительную;

г) регулирующую;

д) стимулирующую;

е) поощрительную;

ж) контрольную.

   Однако каждый автор использует отдельную компоновку из них.

   Например, профессор Н.Е. Заяц выделяет две функции налогов:

- распределительная, посредством которой осуществляется формирование денежных фондов государства, а затем направление этих средств на нужды государства;

- контрольная, с помощью которой исследуется эффективность каждого налога и налоговой системы в целом, а затем вносятся изменения в законодательство.

  По мнению В.М. Родионовой налоги выполняют следующие функции:

- фискальную, за счет которой происходит формирование бюджетного фонда;

- регулирующую или стимулирующую (она называет эти функции экономическими).

   Профессор Т.Ф. Юткина выделяет функции не налогов, а системы налогообложения, которой свойственны две функции:

- фискальная, посредством которой происходит формирование доходной базы бюджета в целях материального обеспечения деятельности государства;

- регулирующая, благодаря которой происходит перераспределение всех средств, так как налоги используются в качестве важнейшего финансового регулятора всех перераспределительных процессов, активно воздействующих на состояние экономики в целом. Эта точка зрения и является наиболее распространенной среди ученых-экономистов.

 

1.2 ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

          

    Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы налогообложения, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы.

      Впервые принципы налогообложения сформировал Адам Смит в 1776 году. Позднее эти принципы стали называть «Декларацией прав плательщика», так как они учитывали только принципы налогоплательщиков. В настоящее время эти принципы называют классическими. Он выделял четыре принципа:

1) принцип справедливости налогообложения, означающий, что каждый без каких-либо ограничений должен уплачивать налоги соразмерно своим доходам;

2) принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику;

3) принцип удобства, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

4) принцип экономности, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Принципиально новое развитие получает учение о принципах налогообложения благодаря немецкому экономисту А.Вагнеру, который формулирует уже девять принципов, деля их на четыре группы:

- финансово-политические

1) достаточность обложения;

2) подвижность обложения;

- народнохозяйственные

3) надлежащий выбор источника обложения, то есть главным образом решение вопроса о том, должен ли налог падать только на индивидуальный и национальный доход или также на индивидуальный и народный капитал;

4) правильный выбор отдельных видов налогов и комбинация их в такую систему, которая бы считалась с последствиями и с условиями переложения налогов;

- принципы справедливости

5) всеобщность обложения;

6) равномерность;

- принципы налогового управления

7) определенность обложения;

8) удобство уплаты налога;

9) дешевизна взимания;

Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом, изменения в законодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодательством. Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом.

Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков – важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика – это не только установление сроков внесения налоговых платежей, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков является целью законодательств во всех странах мира.

Принцип равенства налогоплательщиков перед законом неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.

  К числу принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. Открытость и доступность информации может ограничиваться лишь областью правил по контролю за взиманием налогов и отдельными данными о поступлениях по определенным категориям налогоплательщиков и по отдельным территориям и регионам.

Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений по отдельным налогоплательщикам и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.

   Значение принципов А.Вагнера трудно переоценить. Их всегда ставят на одну ступень с принципами А. Смита. Однако Вагнер в своих принципах не пытается найти баланс интересов государства и плательщиков. Он формулирует их в первую очередь с позиций государства (вспомним, что Смит формулировал свои принципы с позиций налогоплательщиков).

   Принципы, разработанные А.Смитом и А.Вагнером, сохранили свою актуальность и сегодня положены в основу современных систем налогообложения.

  Анализ экономической литературы за последние годы свидетельствует о том, что и сейчас нет единой точки зрения на принципы налогообложения.

В настоящее время ученые, как правило, выделяют следующие принципы:

1) экономические;

2) юридические;

3) организационные.

   В первую очередь в ряду экономических принципов необходимо выделить принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну.

Принцип множественности означает, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и облагаемых объектов должна образовывать такую систему, которая бы отвечала требованию оптимального перераспределения налогов по плательщикам.

Принцип эффективности означает, что максимальная эффективность каждого конкретного налога, выраженная в низких издержках государства и общества при сборе налогов и содержании налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Среди юридических принципов выделяют принцип законодательной формы установления налога, принцип приоритетности налогового законодательства.

К организационным принципам относят принцип удобства и времени взимания налога, принцип гласности, принцип определенности, принцип единства налоговой системы.

Приведенные принципы налогообложения представляют собой ключевые положения, которыми необходимо руководствоваться при формировании и совершенствовании налоговой системы с учетом конкретных экономических, политических и социальных условий развития общества.

Некоторые теоретики и практики налогообложения выделяют также и другие принципы. В частности, к числу таких принципов нередко относят принцип федерализма, принцип плавности, принцип единства налоговой и финансовой политики, принцип равноправия субъектов Федерации в сфере налогообложения, принцип социальной направленности. Нетрудно заметить, что указанные правила представляют собой по существу составную часть приведенных выше организационных, экономических или правовых, и поэтому придавать им статус самостоятельного принципа вряд ли целесообразно. Не случайно, поэтому экономическая наука к настоящему времени так четко и не определила принципы налогообложения.

    Классификация налогов необходима для осуществления сопоставимого анализа и организации рационального процесса управления налогообложением. Следует заметить, что классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. Классификация налогов – это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

В современной теории и практике наиболее существенное значение имеют следующие основания для классификации налогов:

- по субъекту налогообложения:

1) налоги, уплачиваемые физическими лицами;

2) налоги, уплачиваемые юридическими лицами;

3) смешанные налоги;

- по ставкам:

1) пропорциональный налог – налог, устанавливаемый в абсолютной фиксированной сумме на единицу обложения, в фиксированных процентах или в кратной сумме (минимальных размерах оплаты труда) независимо от величины объекта обложения или дохода, получаемого налогоплательщиком;

2) прогрессивный налог – ставка налога увеличивается по мере роста получаемого дохода или стоимости объекта обложения;

3) регрессивный налог – средняя ставка такого налога понижается по мере увеличения получаемого дохода.

- по способу изъятия:

1) прямые налоги – налоги, взимаемые непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. При прямом налогообложении между государством и налогоплательщиком возникают прямые денежные отношения. В качестве примера к группе прямых налогов в российской налоговой системе следует отнести такие налоги, как налог на доходы физических лиц, страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское образование, страховые взносы на обязательное социальное страхование, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, на имущество физических лиц. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные налоги, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика, и личные, которыми облагаются индивидуальные доходы или имущество налогоплательщика.

2) Косвенные налоги – налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление. Косвенные налоги наиболее желанны для фискальных целей государства, так как наиболее просты в аспекте их взимания и достаточно сложны для налогоплательщиков в плане уклонения от их уплаты. Кроме того, они обеспечивают определенную устойчивость налоговых поступлений даже в условиях экономического спада, тогда как поступления от прямых налогов на доходы более существенно зависят от уровня экономической активности. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, фискальные монополии и таможенные пошлины.

Акцизы – вид косвенных налогов на товары, включаемых в цену или тариф. Плательщиками являются производители товаров, а также предприятия оптовой и розничной торговли.

Фискальная монополия – вид косвенного налога, монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления (табак, спички, соль), в России не применяется.

Таможенная пошлина – вид косвенного налога, взимаемого государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным

 таможенным законодательством.

- по порядку уплаты:

1) на основе предоставления декларации (документ, в котором плательщик налога проводит расчет дохода или учет иного объекта налогообложения и самостоятельно исчисляет налог с него);

2) у источника (налог исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет не самим налогоплательщиком, а налоговым агентом. Перечисление налога в бюджет осуществляется до получения дохода налогоплательщиком);

3) бланковый способ (расчет налогов производится должностными лицами уполномоченных на то органов, а налогоплательщик лишь осуществляет уплату налога на основании полученного извещения от налоговых органов).

- по территории охвата:

1) федеральные – налоги и сборы, устанавливаемые федеральным законодательством и обязательные к уплате на всей территории страны. В Российской Федерации согласно ст. 13 Налогового кодекса к федеральным налогам и сборам относятся:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы;

в) налог на доходы физических лиц;

г) страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование;

д) страховые взносы на обязательное социальное страхование;

е) налог на прибыль организаций;

ж) налог на добычу полезных ископаемых;

з) водный налог;

и) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

к) государственная пошлина.  

2) региональные – налоги и сборы, устанавливаемые федеральным законодательством и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов России. В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

а) налог на имущество организаций;

б) налог на игорный бизнес;

в) транспортный налог.

3) местные – налоги, которые установлены федеральным законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К местным налогам относятся:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц.

- по порядку использования государством полученных сумм налога:

1) общие, которые вводятся государством для формирования бюджета в целом;

2) целевые, вводимые государством для финансирования конкретного направления расходов (транспортный налог).

- по порядку ведения:

1) общеобязательные, которые предусмотрены Налоговым кодексом и взимаются на всей территории независимо от бюджета, в который они поступают;

2) факультативные предусмотрены НК РФ, однако непосредственно вводиться на своей территории могут законодательными актами субъекта России.

   В Российской Федерации факультативных налогов нет, однако есть факультативный специальный налоговый режим – это система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Этот режим предусмотрен Налоговым кодексом, однако, вводиться на территории он может законодательными актами органов местного самоуправления.

- по уровню бюджета, в который зачисляется налог:

а) закрепленные, которые 100% зачисляются в конкретный бюджет;

б) регулирующие, которые одновременно поступают в бюджеты всех уровней.

    В Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ такого деления налогов не предусмотрено, однако с точки зрения теории к закрепленным налогам относятся: налог на имущество физических лиц, так как он 100 %  зачисляется в местный бюджет.

   Обобщая изложенное, необходимо подчеркнуть, что классификация налогов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как она характеризует налоговую систему в целом. С ее помощью осуществляется анализ системы налогообложения и делаются необходимые выводы для ее дальнейшего совершенствования. Особое значение имеет деление налогов на прямые и косвенные. Это говорит о показателе уровня развития той или иной страны.

 

     

2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ

 

    В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса РФ, имеют место следующие принципы построения налоговой системы:

- каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

-налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

- не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ;   

- ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом;

- при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

     Действующая в Российской Федерации налоговая система предусматривает три способа взимания налогов: на основе декларации, «у источника» и бланковый способ.

1) на основе декларации - документа, в котором плательщик налога проводит расчет дохода или учет иного объекта налогообложения и самостоятельно исчисляет налог с него. Декларация подается в налоговые органы в установленные законодательством сроки. На основе декларации осуществляются камеральные налоговые проверки;

2) «у источника». Этот налог исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет не самим налогоплательщиком, а налоговым агентом. Перечисление налога в бюджет осуществляется до получения дохода налогоплательщиком. В России таким способом взимается налог на доходы физических лиц, перечисляемый в бюджет работодателем. Такая же схема применяется при выплате дивидендов;

3) бланковый способ. Практика показывает, что существуют налоги, которые не попадают ни в один из рассмотренных выше способов уплаты. Например, налог на имущество физических лиц, земельный налог. Расчет налогов производится должностными лицами уполномоченных на то органов, а налогоплательщик лишь осуществляет уплату налога на основании полученного извещения от налоговых органов. Такого рода налоги трактуются как бланковые.

          

 

2.2 ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ОСНОВНЫХ НАЛОГОВ В РФ

2.2.1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

   Налог на прибыль организаций, пожалуй, единственный налог, который с момента его принятия в 1991 году претерпевал в течение всего хода экономических реформ в России серьезные принципиальные изменения. Достаточно сказать, что по этому налогу, как ни по какому другому, часто вводились и отменялись многочисленные налоговые льготы и преференции, пока, наконец, с принятием в 2001 году соответствующей главы НК РФ они вообще были отменены с 2002 года. Именно по данному налогу за относительно короткий промежуток его существования была кардинально изменена налоговая база для отдельных категорий налогоплательщиков (банков, страховых организаций).

В отличие от большинства других налогов ставка по налогу на прибыль длительное время была дифференцирована по организациям в зависимости от вида деятельности. При этом ставки налога менялись за непродолжительный период реформ неоднократно как в сторону понижения, так и повышения. И опять же с принятием НК РФ введена для всех организаций единая предельная ставка налога, которая снижена начиная с 2002 года с 35 до 24 %. В 2008 году ставка налога на прибыль вновь претерпела изменения и составляет к настоящему моменту времени 20 %.

   Вместе с тем указанный налог играет существенную роль в экономике и финансах любого государства. Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах.

Велика роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное или частичное освобождение от уплаты именно налога на прибыль организаций в первые годы создания и функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций.

   В то же время фискальное значение данного налога в большинстве развитых стран невелико. Это положение не относится пока к Российской Федерации, где роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета достаточно существенна. В налоговых доходах консолидированного бюдже<



2020-02-04 197 Обсуждений (0)
По налогу на прибыль организаций. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: По налогу на прибыль организаций.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)