Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретико-методологические аспекты пенсионной системы РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



2020-02-04 241 Обсуждений (0)
Теоретико-методологические аспекты пенсионной системы РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

    Введение……………………………………………………………………………………. 3               

1.   Теоретико-методологические аспекты Пенсионной системы Российской Федерации

    1.1 Эволюция Пенсионной системы России………………………………………………..5

    1.2 Пенсионная система: сущность, структура……………………………………..……..10

2. Пенсионный Фонд современной России: его становление и задачи

    2.1 Причины создания Пенсионного Фонда………………………………………………13

    2.2 Источники формирования средств Пенсионного Фонда в Российской Федерации..16

    2.3 Характеристика деятельности Пенсионного Фонда в России…………...…………..20

    2.4 Виды пенсий……………………………………………………………………..............21

3. Реформа пенсионного обеспечения в Российской Федерации

    3.1 Предпосылки пенсионной реформы и формы ее проведения………………………..23

    3.2 Современные результаты проведения реформы………………………………………26

     Заключение ………………………………………………………………………………..29

     Библиографический список ………………………………………………………………31

     Приложения………………………………………………………………………………….32

Введение

Объектом исследования данной работы является Пенсионная система Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения нашей страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.

Пенсионная система России за последнее время претерпела существенные изменения, связанные с введением принципов пенсионного страхования. Поэтому одна из важных задач в настоящее время - адаптировать систему пенсионного обеспечения к новым отношениям между работодателями, работниками и обществом.

Гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения в условиях падения реальной заработной платы, отсутствия зависимости между размерами заработка и пенсий практически невозможно. Складывающаяся демографическая ситуация также будет оказывать влияние на экономку: увеличится количество пенсионеров относительно численности работающего населения, что приведет к значительным структурным изменениям в хозяйстве.

Экономическая система вполне может справиться с задачей содержания большого числа пенсионеров и обеспечить достаточно высокий уровень их жизни, если будет создана соответствующая материально-вещественная база для содержания пенсионеров.

Процесс реформирования пенсионной системы в России продолжается, и за прошедший период в пенсионном законодательстве и деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации появилось много нового. Этот касается вопросов обязательного пенсионного страхования, назначения и индексации пенсий, взаимодействия органов Пенсионного фонда со страхователями и застрахованными лицами, инвестирования пенсионных накоплений, работы с обращениями граждан.

Решить поставленные задачи представляется возможным с помощью создания накопительной системы, суть которой - в открытии каждому застрахованному лицу персонифицированных счетов в Пенсионного фонде, который накапливает не только суммы целевых отчислений, но и доход от размещения средств, временно используемых на выплату пенсий. У физических лиц появилась возможность уплачивать страховые взносы в добровольном порядке, в том числе в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.

Актуальность исследования выбранной мною темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование, в частности пенсионное обеспечение. В период социально-экономических реформ общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области пенсионного обеспечения в условиях развития экономики.

Попытки реформирования в области пенсионного обеспечения в Российской Федерации предпринимались с начала 90-х годов. Фактически эти попытки сводились к осовремениванию заработка, выплатам компенсаций и прочим весьма непопулярным мерам. Однако наличие достаточно низкого пенсионного возраста, большого числа льготников и северян, возможность получения пенсии после достижения пенсионного возраста, соотношение числа активно работающего населения к числу пенсионеров, резкое снижение плательщиков взносов по сравнению с числом получателей пенсий при проводимых мерах не могло привести к значительному изменению уровня социальной защищенности неработающего населения.

Цель исследования: проанализировать развитие пенсионной системы Российской Федерации на современном этапе.

На основании изучения сложившейся практики назначения пенсий лицам, имеющим право на пенсию, законодательных, социально-экономических, психологических источников, определен основной вывод исследования: новая пенсионная система Российской Федерации должна соответствовать главной цели - повышению уровня пенсионного обеспечения и дифференциации размеров пенсий с учетом трудового вклада граждан.

В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:

· Проанализировать этапы развития (эволюцию) пенсионной системы;

· Раскрыть сущность, структуру пенсионной системы России;

· Проанализировать сущность и деятельность Пенсионного Фонда Российской Федерации;

· Оценить необходимость и проблемы реализации пенсионной реформы в России.

Структура работы. Данная работа содержит введение, 3 главы, 8 параграфов, заключение, список литературы и приложения.

В первой главе дается характеристика основных этапов развития пенсионной системы.

Во второй главе раскрывается суть Пенсионной фонда РФ, его становление, источники формирования средств .

В третьей главе раскрывается реформа пенсионного обеспечения в Российской Федерации, результаты ее проведения.

 

Теоретико-методологические аспекты пенсионной системы РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1.1 Эволюция пенсионной системы России

Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран в начале ХХ в., и не получило широкого распространения на все категории населения России.

До ХVII века основными формами материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных были:

1.содержание как привилегия, предоставляемая государственным чиновникам и военным при выходе в отставку по возрасту или в связи с увечьем, полученным на войне;

2.благотворительность;

3.опека и попечительство;

4.гражданско-правове обеспечения в рамках семейных отношений;

5.государственно призрение для беднейших слоев населения;

6.коллегиальная взаимопомощь внутри крестьянских общин.

Основой российского пенсионного законодательства был «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим», утвержденный 6 декабря 1827г. Николаем I  и введенный в действие его Указом с 1 января 1828г.

Указом и Уставом были определены три принципиальных положения пенсионного законодательства.

Во-первых, выплата пенсий и пособий должна производится из средств Государственного казначейства, которому были перечислены все « пенсионные капиталы» и суммы, накопившиеся по разным местам « на производство пенсий и пособий». Таким образом, в России был создан централизованный государственный бюджетный пенсионный фонд. Вместе с тем незначительная часть пенсий выплачивалась и из других источников: земских и городских сборов, войсковых (казачьих) средств.

Во-вторых, размер пенсий должен определяться не по окладам жалования, а по окладам пенсий в соответствии с разрядом должности выходящего в отставку чиновника и продолжительности его службы. Разряды должностей были установлены в «Расписании окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям».

В-третьих, должно быть гарантировано пенсионное обеспечение вдов и сирот гражданских служащих.

До 1917 года случай наступления старости не включался в сферу социального страхования. В данный период в России, как и в большинстве государств мира, действовала родовая форма поддержки лиц преклонного возраста, основанная на том, что содержание стариков брали на себя члены его семей. Право на государственное пенсионное обеспечение в России имели только государственные чиновники, и в число революционных требований большевиков было включено требование установления всеобщего пенсионного обеспечения.

В Российской империи, как и в других странах, становление и развитие широкомасштабной социальной поддержки неимущих слоев населения, в том числе и  в форме пенсионного обеспечения, предшествовал длительный исторический период, в течении которого государство оказывало лишь эпизодическую помощь нуждающимся, включая пожилых людей.

В Российской империи существовали два вида пенсионного обеспечения:

1. государственное бюджетное, когда пенсии выплачивались из сумм государственного казначейства на основе общих узаконений, Высочайших повелений и особенных уставов о пенсиях и пособиях некоторых ведомств;

2. негосударственное внебюджетное, когда пенсии выплачивались из капиталов, принадлежащих участникам эмеритальных и пенсионных касс гражданских, военно- сухопутного и морского ведомств.

В дореволюционной России исторически сложились и развивались следующие основные пенсионные модели: эмеритальная («эмерит»- выслуга, заслуга), действующая в соответствии с принципами страхования, и сберегательно-вспомогательная.

Следующим крупным шагом по пути реформирования в Российский империи государственной системы социального страхования явилось принятие 23 июня 1912 года целого ряда законов:

- « О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве».

- « Об обеспечении рабочих на случай болезни».

_ «Об утверждении Советов по делам страхования рабочих».

- « Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих».

В завершающий период истории Российской империи и в краткий период существования Временного правительства были предприняты попытки усилить роль государства в социальной сфере. Временное правительство учредило два министерства, деятельность которых в других исторических условиях могла бы играть важную роль в развитии государственного призрения, просуществовавшие чуть больше 5 месяцев.

Однако в условиях первой мировой войны, углублявшегося экономического кризиса, назревшей революции и гражданской войны Временное правительство не смогло наладить эффективную социальную политику и осуществить действенные меры в социальной сфере, в том числе направленные на помощь неимущим и пожилым гражданам.

Советская власть начала реформу социального страхования с декларации Народного Комиссара труда от 30 октября 1917г. О введении в России «полного социального страхования». В основу проектируемой реформы были заложены следующие принципы:

- распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также городскую бедноту; на все виды потерь трудоспособности, а именно: на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, а также безработицы;

- все расходы по страхованию целиком ложились на предпринимателя;

- возмещение, по меньшей мере, полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы;

- полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях.

Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, которая охватывала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального , медицинского, санаторно - курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который входил составной частью в государственный бюджет страны. Таким образом, предшествовавшая пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны.

Средства на социальное обеспечение в советский период складывались из следующих составляющих:

1. взносов частных предприятий, учреждений и отдельных работодателей;

2. взносов национализированных и государственных предприятий и учреждений;

3. взносов подлежащих обеспечению (в случае отсутствия работодателей- члены артели, ремесленники, сельские хозяева и т.п.);

4. пеней по просроченным платежам на социальное обеспечение и штрафов;

5. доходов с имущества и капитала учреждений социального обеспечения.

Основным источником средств социального обеспечения были взносы предприятий, учреждений и хозяйств, пользовавшихся чужим трудом за вознаграждение, за всех без исключения занятых, без каких- либо удержаний из заработной платы. Тарифы взносов периодически устанавливались отделом социального обеспечения и охраны труда Наркомтруда.

Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования следует рассматривать середину 60-х годов, когда с 1 января 1965г. государство установило право на получение пенсий колхозникам в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца.

В советский период пенсионная система приобрела социальнообеспечительный, государственно- патерналистский характер и была ориентирована на решение текущих задач стимулирования занятости в ведущих отраслях народного хозяйства, вспомоществования по случаю инвалидности и старости широких масс населения.

С финансовой точки зрения все усилия были направлены на обеспечение выполнения текущих обязательств перед пенсионерами, но непреодолимое противоречие между постоянным расширением пенсионных льгот и ограниченными финансовыми ресурсами неуклонно вело к снижению уровня пенсионного обеспечения подавляющей массы пенсионеров.

К 90-м годам ХХ века пенсионная система сформировалась к тому виду, который сохранился до периода демократических реформ. Пенсионный Фонд РСФСР был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года. С 1 января 1991 года вступило в действие Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР. В состав Правления фонда по должности входили председатель, первый заместитель и заместители председателя.

Одними из важнейших задач в постсоветском периоде в сфере пенсионного обеспечения являлись:

1. преодоление разрыва между материальным положение пенсионеров и уровнем жизни работающего населения;

2. формирование единого подхода к социальному обеспечению различных категорий и групп населения.

Законопроектами предлагалось утверждение пенсионного возраста, механизм исчисления пенсий, в полной мере учитывающий стаж работы и размер материального вознаграждения за вложенный труд..

Важным новшеством стало распространение равного права на трудовую пенсию для всех лиц, занятых общественно полезным трудом.

Система пенсионного обеспечения, сложившаяся в СССР к концу 80=х годов, после начала радикальных экономических реформ (19992 год) оказалась неприспособленной к новым условиям.

В 1992 году в России начало действовать новое пенсионное законодательство, принятое в пору пребывания РСФСР в составе СССР.

Главной его особенностью являлась более выраженная социальная направленность:

1.унификация для всех категорий занятых, включая священнослужителей, творческих работников и т.п.;

2.расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию;

3.введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа;

4. установление размера пенсий в равной степени, зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, а также многое другое связанное с формой расчетов пенсионных выплат.

Однако главное новшество заключалось в том, что была введена выплата полного размера пенсий всем работающим пенсионерам без исключения. В результате к настоящему времени все пожилое население России находится на содержании государства.

В связи с либерализацией цен реальный размер пенсионных выплат в первые месяцы 192 года упал более чем в 2 раза. Началась открытая высокая инфляция. Тем самым, появилась необходимость, во-первых, в компенсации потерь пенсионеров, и во-вторых, регулярной индексации пенсионных выплат.

Правительство РФ приняло решение и установило в начале 1992 года одинаковый размер для всех получателей размер трудовой песни в размере 342 рубля в месяц, а затем индексировало данную величину. Главным принципом, на котором строилось государственное регулирование пенсий в жестких макроэкономических и финансово-бюджетных условиях, являлась попытка предотвращения падения среднего уровня пенсий ниже прожиточного минимума пенсионера.

Таким образом, в постсоветский период пенсионное обеспечение осуществлялось в форме обязательного государственного социального страхования трудового населения страны. Новшеством стало создание Пенсионного фонда РФ, где аккумулировались денежные средства на выплату пенсий. Законопроектами предлагалось утверждение пенсионного возраста, механизм исчисления пенсий, в полной мере учитывающий стаж работы и размер материального вознаграждения за вложенный труд.

 

1.2. Пенсионная система: сущность, структура

Проблема социальной защиты людей, утративших трудоспособность в связи с возрастом, особенно вопросы их пенсионного обеспечения, актуальны не только в России, но и во всем мире.

Современная пенсионная система представляет собой сложный организм, объединяющий экономические и правовые институты, предназначенные для удовлетворения интересов различных слоев общества.

Пенсионная система - это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий.

Пенсия (от латинского слова pension – платеж)- регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов и других источников, предусмотренных для этих целей.

Основаниями для пенсионного обеспечения по российскому праву являются достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца – его смерть; для пенсионного обеспечения отдельных категорий - длительное выполнение профессиональной деятельности.

К основным институтам пенсионной системы относятся: социальное страхование; социальные пенсии, предоставляемые государством; частная страховая инициатива и корпоративные пенсии, финансируемые предприятиями. Неправомерно их противопоставление, поскольку в развитых рыночных экономиках каждый из этих четырех институтов пенсионной системы выполняет свою функцию и обеспечивает определенный уровень социальной защиты.

Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения дохода.

Современная пенсионная система Российской Федерации имеет следующую структуру:

         1.Обязательное пенсионное страхование;

         2. Государственное пенсионное обеспечение;

         3.Негосударственное (дополнительное) пенсионное  обеспечение.

Обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Предусматривает выплату трудовых пенсий в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы взносов, финансируется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и счет федерального бюджета,  финансируемые за счет страховых взносов работодателя.

Законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, федеральных законов « Об обязательном пенсионном страховании», « Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в РФ», «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования является Пенсионный Фонд России (ПФР), который является самостоятельным финансово-кредитным учреждение, образованным в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ или организация, производящая страхование и принимающая на себя обязательства возместить страхователю или другим лицам, участвующим в страховании, ущерб или выплатить страховую сумму.

Страхователями в системе обязательного пенсионного страхования являются:

1.лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;

2.лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой.

Застрахованное лицо - это лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, лицо, за которое уплачиваются страховые взносы на финансирование трудовой пенсии.

Государство
Страховщик НПФ
Схематично правоотношения по обя­зательному пенсионному страхованию можно представить в следующем виде:

Страховщик-ПФР
                      

     
Страхователи
 
Застрахованные лица


 

Рисунок 1: Правоотношения между субъектами по обязательному пенсионному страхованию

 

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечения права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете.

Базовыми принципами функционирования обязательного пенсионного страхования обязательного пенсионного страхования являются:

- единство и федеральный характер;

- всеобщность;

- обязательность уплаты страховых взносов;

- государственная гарантия для граждан;

- солидарность материальных обязательств между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами;

- общенародный характер собственности на уплачиваемые страховые взносы;

- автономность бюджета;

- поддержание уровня жизни пенсионеров;

- зависимость размера пенсии от трудового вклада;

- эквивалентность страховых платежей и страховых выплат;

- целевое использование страховых взносов на выплату пенсий;

- индивидуальный (персонифицированный) учет уплачиваемых страховых взносов.

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»;

Н егосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

 



2020-02-04 241 Обсуждений (0)
Теоретико-методологические аспекты пенсионной системы РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретико-методологические аспекты пенсионной системы РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)