Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1.Общая характеристика концепции прав человека в международно-правовой доктрине и их развитие.



2020-02-04 276 Обсуждений (0)
Глава 1.Общая характеристика концепции прав человека в международно-правовой доктрине и их развитие. 0.00 из 5.00 0 оценок




К содержанию прав человека и их распределению в обществе необходимо подходить конкретно-исторически. Современный «каталог» прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях правовых государств, - результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, ставших впоследствии нормой современного мирового сообщества. Решающим этапом в развитии прав человека стали буржуазно-демократические революции XVII - XVIII вв., которые сформулировали не только широкий набор прав человека, но и принципы свободы и формального равенства. Именно с этого исторического витка права человека начали оформляться в самостоятельную отрасль права и стали оказывать огромное влияние на характер государства, поскольку явились давно назревшими ограничителями его всевластия, способствовали установлению демократического взаимодействия между государственной властью и индивидом, который раньше не смел и тягаться с огромной государственной машиной и бюрократическим аппаратом, обслуживающим ее. Более того, формирование правового государства было бы невозможным без утверждения в общественном сознании и практике прав и свобод человека. Этому предшествовал многовековой процесс поиска оптимальных форм взаимодействия как отдельного индивида с государственной властью, так и индивидов между собой.

Права человека формировались из часто повторяющихся и многократно воспроизводимых актов деятельности людей. В процессе жизни каждого человека неизбежны контакты, столкновения и противоборства с другими людьми, с их интересами, целями и стремлениями. Однако при всем разнообразии поступков людей кристаллизуются определенные устойчивые нормы, эталоны, ценности, которые способны упорядочить этот процесс, сочетать интересы различных индивидов в рамках исторически складывающегося бытия с его способом производства, духовной культурой, государственностью. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни, получению которых должны содействовать, а не препятствовать общество и государство.

Само зарождение идеи прав человека в V - VI вв. до н.э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к свободе и прогрессу. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов развития общества. Каждая новая ступень развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. Интересно отметить, что происходило все это в постоянной борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, которую, кстати, каждый понимал по-своему. Объем прав и свобод определяет социальные возможности и блага человека. Поэтому права человека всегда были предметом классовых битв за расширение их круга, закрепление статуса человека в обществе. История учит, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека.

Культурный прогресс общества невозможен, если он не вносит принципиально нового в положение личности, если человек не получает с каждой новой ступенью развития дополнительных свобод, хотя бы классово ограниченных, но все же расширяющихся от одной общественно-экономической формации к другой. Этот важнейший аспект культурного прогресса можно проследить на возрастании гуманного начала в морали, религии, философии, праве. Античный раб был свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной - свободнее античного раба. Буржуазное общество создало условия для формальной свободы всех членов общества.

Само употребление слова «свобода», как утверждают некоторые ученые, появилось, когда правитель государства Шумер установил «свободу» для своих подданных путем применения санкций к бессовестным сборщикам налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладавших властью, и запрета закабаления храмовых слуг первосвященниками. Первооткрывателем в области прав человека в их современном звучании стала Англия. В феодальный период в Англии отмечены попытки ограничить права монархии, соединить ее с сословным представительством, постепенно набирающим вес в обществе, определить для монарха правила, которым он должен следовать. Противостояние монарха, баронов и рыцарей завершилось принятием в 1215 г. Великой хартии вольностей. В ней содержатся статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, например в виде требования не назначать на должности судей, шерифов и констеблей лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять. Особое место занимает ст. 39 Великой хартии, предусматривающая возможность применения наказания к свободным не иначе как по законному приговору и по закону страны. Следующим шагом по законодательному признанию прав человека стал акт Хабеас корпус 1678 г., который ввел понятие «надлежащая процедура», установил гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав личности положения. Актом, закрепившим компромисс между буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев и утвердившим конституционную монархию в Англии, стал Билль о правах 1689 г. Он отвел значительную роль парламенту, запретил монарху приостанавливать действия законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны без согласия на то членов парламента.

В развитие уже принятых документов, революционных для того времени и на многие столетия предопределивших развитие правовой мысли во всем мире, в Англии был принят Акт об устроении 1701 г., закрепивший верховенство парламента в сфере законодательства, принцип несменяемости судей, запрет королевским министрам быть членами парламента. Эти изменения стали возможны благодаря существующим в английском обществе классам - буржуазии и землевладельцам. Различная направленность интересов и, наверное, прежде всего понимание и желание отдельного класса бороться, отстаивая свои личные интересы и потребности, - вот одна из главных причин зарождения в одной из самых жестких монархий мира демократических идей о правах человека. Невольно сравниваются процессы, происходившие в Англии, и состояние общества в то время в царской России. Алексей Михайлович Тишайший, Федор Алексеевич, Софья Алексеевна, наконец, Петр Великий. Крепостной крестьянин не имел никаких прав вообще и считался в хозяйстве «говорящей вещью».

Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека произошло в США. Развивая учение естественного права, Томас Пейн и Томас Джефферсон, в своей борьбе за победу буржуазно-демократической и антиколониальной революции вдохновлялись философией Просвещения и учениями древнегреческих философов. Трудно переоценить гуманистические идеи Декларации прав Вирджинии 1776 г., провозгласившей, что все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, которых они не могут лишиться и лишить своих потомков. Эта Декларация стала первым государственным определением прав человека, а значит, и первым признанием государством значимости и независимости отдельного человека (индивида). К. Маркс, оценивая данный исторический документ, писал, что Америка - это страна, «где возникла впервые... идея великой демократической республики»[1].

Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости 1776 г., провозгласившей: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются государства, черпающие свои законные полномочия в согласии управляемых». Впоследствии, в 1789 г., были сделаны 10 первых поправок к Конституции, составившие Билль о правах, ратифицированный в 1791 г.

Идеи естественных неотчуждаемых прав человека, сформулированные в доктринах Жан-Жака Руссо, Гуго Гроция, Джона Локка, Шарля Монтескье, стали мощным фактором Великой французской революции, создавшей неоценимый по своей значимости акт - Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.. Декларация провозгласила, что люди рождаются свободными и равными в своих правах, что цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека - свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению. Декларация установила презумпцию невиновности, свободу совести, выражения мнений, печати, гарантии личных и иных прав граждан.

Однако в отношении Великой французской революции есть и противоположная точка зрения. Г.П. Федотов одним из первых объяснил, что революция не была колыбелью свободы: она создала централизованную империю, и только военный крах империи Наполеона спас Европу от тоталитаризма в XIX в. С этим мнением соглашался и известный мыслитель и проповедник Александр Мень: «Средневековье ковало автономии и независимость городских коммун, и предшествовавшее Французской революции капиталистическое развитие сделало для свободы гораздо больше, чем кровопролитие, учиненное Робеспьером, Дантоном и их приспешниками. Напротив, события Великой Французской революции отбросили страну назад, и это кончилось бы очень трагично для Франции, если бы не было пресечено ликвидацией Робеспьера, а потом и Наполеона».[2]

В Конституции и международных документах мы встречаем понятия «права» и «свободы». Существуют разные точки зрения по поводу природы этих понятий.

По мнению Е.А. Лукашевой, права и свободы идентичны по юридической природе и системе гарантий. И те и другие очерчивают социальные возможности человека в различных сферах, обеспечиваемые государством. Подобное различие в терминологии является скорее традиционным (с XVIII - XIX вв.), поэтому четкое разграничение провести трудно: термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности выбора, в то время как термин «право» «определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства)», считает Е.А. Лукашева.[3]

А.Я. Азаров под «свободами» понимает сферы, в которые государство не должно вмешиваться, но должно обеспечивать их защиту, а под «правами» - правомочия в определенной сфере, внутри действия которых нет вариантов, кроме как воспользоваться или не воспользоваться.[4]

--------------------------------

В международно-правовых документах используется термин «право на свободу чего-либо». Например, ст. 13 Всеобщей декларации[5] гласит: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство...», ст. 18: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии»; ст. 19: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их» и т.п.

Отсюда можно заключить, что и то, что называется «правами», и то, что называется «свободами», по сути является правами. Слово «свобода» - это право делать что-либо свободно, без ограничений со стороны государства и других субъектов.[6]

Классификация прав и свобод человека и гражданина направлена на достижение различных целей и проводится на базе самых разнообразных классификационных оснований.

Одно из оснований такой классификации - генерационное, согласно которому права и свободы могут быть отнесены к поколениям прав и свобод, под которыми понимаются основные этапы их развития, связанные с формированием представлений об их содержании, а также с изменением механизмов их обеспечения.

Первым поколением традиционно признаются либеральные ценности, приобретенные в результате буржуазных революций в Европе и Америке, затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах, отражающих так называемую «негативную» свободу, обязывающих государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни.

Второе поколение - социально-экономические права и свободы человека - сформировалось в XIX в. в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса. Они нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.[7], а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.. Однако они носят более относительный характер, чем права и свободы первого поколения. Международное сообщество не устанавливает какие-либо жесткие критерии их осуществления.

Третье поколение прав человека стало формироваться в период после Второй мировой войны. По мнению Е.А. Лукашевой, их особенность в том, что «...они являются коллективными и могут осуществляться общностью (ассоциацией)». Основы этих прав и свобод заложены в международных актах, закреплявших основные индивидуальные права (Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., международные пакты 1966 г. и др.).[8]

Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 1990-х гг. XX в. - это права человечества на мир, на ядерную безопасность, космос, экологические, информационные права и др.

Следующим основанием классификации прав и свобод является содержание этих прав, на основании которого их можно подразделить на: 1) личные (гражданские), 2) политические, 3) экономические, 4) социальные и 5) культурные. Данный вид классификации является традиционным, так как они закреплены в международных и национальных документах.

Личные или гражданские права - совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ) образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Отдельная проблема в этой области - право государства на применение смертной казни в качестве исключительной меры наказания. В связи с вступлением в Совет Европы России предстоит подписать и ратифицировать Протокол N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни от 28 апреля 1983 г.. В настоящее время «...до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей»[9]. К личным или гражданским правам и свободам также относятся согласно Конституции РФ: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23) и др.

Политические права и свободы - это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся содержащиеся в Конституции РФ права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32), избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32) и др. В отличие от личных, они направлены не на обеспечение автономии человека, а на его проявление в качестве активного участника политического процесса.

Экономические права и свободы связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. К ним согласно Конституции РФ относятся: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право частной собственности (ст. 35), право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37) и др.

Социальные права призваны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность, поскольку человек может быть свободен только тогда, когда он защищен от нищеты и произвола властей. Конституция РФ к таким правам относит права на отдых (ч. 5 ст. 37), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и др. Россия, провозгласив себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий достойной жизни и свободного развития человека (ст. 7 Конституции РФ), обязуется проводить в жизнь определенную социальную политику, направленную на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей. Дополнительные гарантии социальной защиты отдельных категорий граждан предоставляют Федеральные законы "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <12>, "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <13>", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации <14>" и др.

Культурные права и свободы обеспечивают свободу доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом. Это предусмотренные Конституцией РФ право на образование (ст. 43), право на участие в культурной жизни (ст. 44) и др. Кроме того, они помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса.

В зависимости от соподчиненности права и свободы делятся на: 1) основные (о них будет сказано далее); 2) производные (дополнительные) - все права и свободы, в той или иной мере производные от основных прав и свобод, развивающие и дополняющие, конкретизирующие их (например, право на заключение, изменение и расторжение трудового договора, закрепленное главах 11 - 13 Трудового кодекса РФ <15>, производно от основных прав в сфере труда, закрепленных в ст. 37 Конституции РФ).

С учетом степени распространения права и свободы могут быть: 1) общими - присущими всем индивидам (например, права на жизнь, на неприкосновенность частной жизни и др.); 2) специальными - зависящими от социального и служебного положения, пола, возраста лица и других факторов (например, права и свободы женщин, пенсионеров, беженцев и др.).

Исходя из характера субъектов права и свободы делятся на: 1) индивидуальные - реализуемые каждым субъектом в отдельности (например, права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право свободного перемещения и т.д.); 2) коллективные - реализуемые множеством субъектов, т.е. права народа, нации, общности, ассоциации.

В зависимости от роли государства в осуществлении прав и свобод они могут быть: 1) негативными - предохраняющими личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений со стороны государства и иных лиц (свобода слова, убеждений, неприкосновенность личности, жилища, частной собственности и т.д.); 2) позитивными - фиксирующими обязанности государства предоставлять человеку те или иные блага, осуществлять те или иные действия (права на оплачиваемый отпуск, на бесплатную медицинскую помощь и т.д.).

Как уже отмечалось, в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству права и свободы делятся на: 1) права граждан государства; 2) права иностранных граждан; 3) права лиц с двойным гражданством (бипатриды); 4) права лиц без гражданства (апатриды).

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина характеризуются рядом признаков. Во-первых, они являются основными, поскольку "... опосредуют наиболее существенные коренные отношения между государством и его гражданами в связи с их местом в важнейших областях жизни и деятельности <16>". Например, охрана права на свободу и личную неприкосновенность, изложенного в ст. 22 Конституции РФ, предусмотрена в уголовном и уголовно-процессуальном законодательствах. Это выделяет его из числа других прав и свобод и ставит в один ряд с другими конституционными правами и свободами. Во-вторых, они составляют юридическую базу для всей системы прав и свобод, поскольку они содержат исходные, принципиальные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений. В-третьих, они обладают наивысшей юридической силой. Из этого следует прежде всего, что все другие права и свободы должны в принципе соответствовать конституционным правам и свободам, а также что лицам не могут быть предоставлены такие права, которые противоречат или несовместимы с конституционными. Так, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения. В-четвертых, они подлежат повышенной защите. Нормы об основных правах и свободах помещены в отдельной главе Конституции РФ (гл. 2), принятые в их развитие и конкретизацию законы должны быть официально опубликованы (ч. 3 ст. 15). Конституционные права и свободы являются непосредственно действующими. Конституция РФ не только провозглашает их, но и предусматривает, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2). Конституция РФ предоставляет гарантии государственной защиты прав человека (ст. 45) и гарантии судебной защиты прав и свобод человека, а также право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46) (например, Европейский суд по правам человека и Комитет ООН по правам человека). "Суд призван не только восстановить нарушенные права и свободы человека и гражданина, но и обеспечивать их неуклонное претворение в жизнь посредством разбирательства обращений граждан в суд, связанных с несвоевременным, с неполным осуществлением или просто-напросто игнорированием органами власти и должностными лицами установленных законом прав и свобод»[10]. Также Конституция РФ предусматривает должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103). Повышенная гарантия защиты конституционных прав и свобод проявляется и в предоставлении Конституцией РФ необходимых полномочий Конституционному Суду РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод (ст. 125).

Защищенность правам человека придает юридически закрепленная форма. Поэтому эти права не могут быть категорично противопоставлены государству, которое должно брать на себя функцию не только защиты их и обеспечения (путем создания механизмов защиты), но и законодательного их формулирования и регулирования. Особое значение имеет закрепление прав человека как высшей ценности в Конституции. Конституция РФ провозглашает неотъемлемость и принадлежность от рождения основных прав и свобод (ч. 2 ст. 17).

Понятие естественности и неотъемлемости прав вышло также за пределы внутригосударственной компетенции. Это означает, что они должны быть обеспечены любому человеку, где бы он ни жил.

Одно дело - декларировать права человека, закрепляя их в Конституции государства, другое дело - обеспечить на практике соблюдение этих прав всеми без исключения.

 

 



2020-02-04 276 Обсуждений (0)
Глава 1.Общая характеристика концепции прав человека в международно-правовой доктрине и их развитие. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1.Общая характеристика концепции прав человека в международно-правовой доктрине и их развитие.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)