Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 6. Права собственника имущества унитарного предприятия.



2020-02-04 196 Обсуждений (0)
Глава 6. Права собственника имущества унитарного предприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Следует сказать, что они существенно расширены по сравнению с ГК в его прежней редакции. Кроме тех прав, которые были закреплены Кодексом, а также тех, которые уже назывались, следует отметить: согласование приема на работу главного бухгалтера, заключение, изменение и прекращение с ним трудового договора, утверждение бухгалтерской отчетности, утверждение показателей экономической эффективности, принятие решения о проведении аудиторских проверок, утверждение аудитора и размера оплаты его услуг, согласие на создание филиалов и представительств, согласие на совершение крупных сделок и сделок, в которых есть заинтересованность, и ряд других. В отношении казенных предприятий права собственника были и без того достаточно широки, а потому нельзя сказать, что они претерпели серьезные изменения. Следует лишь отметить, что если раньше они во многом регулировались на подзаконном уровне, то теперь установлены законом.

Далее следуют два взаимосвязанных вопроса об оспоримости сделок предприятия собственником имущества и об ответственности руководителя предприятия.

Но для начала необходимо отметить несколько моментов в определении собственно правового статуса руководителя. Законодатель счел необходимым отдельно установить запрет на его участие в забастовках. Хотя, учитывая сферу деятельности унитарных предприятий, основываясь на ст. 55 Конституции РФ и ст. 413 Трудового кодекса, следует заключить, что запрет на участие в забастовках действует не только в отношении руководителя, но и в отношении всех работников предприятия.

Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности этого руководителя. Таким образом, здесь законодатель оставил возможность маневра в интересах собственника, поскольку кем, как не им, эти обязанности будут утверждаться. Тем более не ясно (учитывая приведенные запреты) содержание абз. 2 и 3 п. 2 ст. 22 Закона, которыми на руководителя предприятия возлагается обязанность информировать собственника о юридических лицах, в которых, в том числе сам руководитель, занимает должности в органах управления или владеет сам либо совместно с аффилированными лицами двадцатью или более процентами акций (долей, паев).

Проблемы ответственности руководителей и неспособности учредителей найти эффективные формы контроля за управлением созданного ими юридического лица отмечались ранее как законодателем, так и в правовой литературе[4]. Компенсационный характер ответственности руководителей юридического лица при значительном размере убытков отсутствовал. Такая ответственность базировалась на общей норме п. 3 ст. 53 ГК. Однако ни возмещение убытков, ни другие меры ответственности (например, досрочное смещение директора) не имеют "вещного эффекта", т.е. не в состоянии вернуть имущество, которое уже отчуждено. Поскольку гражданский оборот требует полного восстановления утраченного, то отсутствие адекватных средств способно в такой ситуации привести к полному сворачиванию соответствующих сегментов рынка.

Закон о ГУП попытался решить эти проблемы, и уже в этом его несомненное достоинство. Сначала следует отметить, что появились специальные нормы об ответственности руководителя за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества (ст. 25).

Что касается компенсационного характера ответственности, то он может иметь место либо в случае признания сделки, заключенной директором, недействительной и последующей реституции, либо в случае виндикации.

Законодатель предусмотрел обе возможности. Согласно п. 3 ст. 20 Закона о ГУП собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки. Что касается ничтожной сделки, то применяться здесь, как и прежде, будет ст. 168 ГК.

Основания возможного признания сделки, совершенной юридическим лицом (его органом), недействительной предусмотрены в ст. ст. 173 - 174 ГК. Статья 173 таким основанием называет выход юридического лица за пределы его правоспособности. При этом иск о признании сделки, совершенной юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, ограниченными в его учредительных документах, либо в отсутствие соответствующей лицензии, могут предъявить само юридическое лицо, его учредители, а также государственный орган, осуществляющий контроль или надзор за деятельностью юридического лица. В отличие от ст. 173, ст. 174 ГК предусматривает, что право предъявления иска в случаях совершения сделки органом юридического лица с ограниченными, согласно учредительным документам, полномочиями принадлежит лицу, в интересах которого установлены ограничения. По смыслу статьи речь здесь идет о самом юридическом лице.

Такой вывод соответствует как сущности конструкции юридического лица, так и стремлению законодателя не допустить чрезмерного ограничения прав юридического лица со стороны его учредителей. Соответствующее разъяснение было дано и в Постановлении Пленума ВАС от 14 мая 1998 г. N 9 "О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок". В соответствии с ч. 2 п. 4 Постановления в тех случаях, когда ограничения полномочий органа юридического лица установлены учредительными документами, таким лицом, по смыслу ст. 174 ГК, является само юридическое лицо. При этом только в случаях, прямо указанных в законе, данные иски вправе заявлять и иные лица (в том числе учредители). Таким образом, собственник при заявлении исковых требований в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона основанием иска должен иметь ст. 173 ГК.

Что касается виндикации, то в рассматриваемой ситуации она практически неприменима, поскольку собственник имущества унитарного предприятия может предъявить виндикационный иск только в том случае, если само предприятие передало его добросовестному приобретателю безвозмездно (ст. 302 ГК). Если же имущество передавалось по возмездной сделке, то собственник, учитывая первоначальный выход этого имущества из его владения в соответствии с его волей, у добросовестного приобретателя его виндицировать не может. Поэтому нетрудно предугадать, что механизм защиты интересов собственника в основном будет строиться на применении ст. 173 ГК.

 



2020-02-04 196 Обсуждений (0)
Глава 6. Права собственника имущества унитарного предприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 6. Права собственника имущества унитарного предприятия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)