Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательные основы гражданства РФ



2020-02-03 225 Обсуждений (0)
Законодательные основы гражданства РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

Факультет

подготовки государственных и муниципальных служащих

 

Кафедра конституционного и муниципального права

                                                                                                 

                                                                                    Оценка__________________

                                                                                     Подпись_________________

                                                                           преподавателя

                                                                                          «_____» __________2005 г

                                 

                                                                                           

                                                                                                      

 

ГРАЖДАНСТВО РФ: понятие, правовые основы, принципы, основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ                                                                                                        

                               

 

                                                                                     

                            

                                          Курсовая работа

 

                                                      по конституционному праву РФ

                                                            Каратаева Виктория Алексеевна

 

                                                             юриспруденция, гр. 535

 

                                                                Научный руководитель:

                                                              А.А. Торшенко, к.ю.н., прфессор

                                                                       

                                      

 

                                                              

           

            

                                  

Оглавление

 

                                                                                                  С.

1. ……..Введение                                                                                                                                       

2. ……..Понятие и юридическая природа Гражданства РФ

  2.1 Определения гражданства, его сущностные черты

3. ……..Развитие законодательства о гражданстве РФ

3.1 Гражданство в царской России

3.2 Гражданство СССР      

4. ……..Законодательные основы гражданства РФ                 

4.1 Принципы гражданства РФ.                                        

Приобретения гражданства РФ                              

4.3 Прекращение гражданства РФ                                    

4.4 Порядок изменения гражданства детей                      

4.5 Порядок решения дел о гражданстве РФ                    

4.6 Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ                                                               

4.7 Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ

5.  …….Заключение                                                            

          Список использованных источников

и литературы                                          

 

 

Введение

 

 

  Неотъемлемым элементом правового статуса личности выступает гражданство. Граждане той или иной страны, как правило, являются ее жителями, а большинство жителей гражданами. В рамках демократического общества проживание в стране и ее гражданство должны приблизительно совпадать.

  Вопросы гражданства служат объектом исследования правоведов. Гражданство – это правовой институт, благодаря которому лицо включается в конкретную связь с деятельностью государства, участвуя в ней. Статус гражданина наделяет его демократическими правами, которые могут быть использованы им с целью изменения своего материального положения. Это так называемое активное гражданство имеет две модели: либеральную и республиканскую. Либеральная модель помещает в центре индивидуальные права и равенство всех пред законом. Способность быть гражданином выражается в актуализации гарантированных прав и принципов, во влиянии на лиц, принимающих управленческие решения. Участию в управлении как таковому не придается никакой ценности. Республиканская модель, напротив, определяет участие в самоуправлении как сущность свободы, как феномен, требующий гарантий. Современное гражданство не дистанцирует либеральную и республиканскую модели рассматриваемого правового феномена. В реализации правового статуса гражданин и государство стремятся к интерсубъективно осуществляемой практике участника, а не только наблюдателя. Поэтому обе модели гражданства проявляют себя в процессе отношений между лицом и государством, отличающихся правовой основой, устойчивостью и взаимностью.

Гражданство - атрибут государственного суверенитета[1], следовательно, без определения смысла этого понятия и раскрытия его сути трудно судить и о самом государстве в целом. Не случайно этот институт поместили в первую главу Конституции, в основы Конституционного строя, отдавая дань его важности.

В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от 11 ноября 2003 года. Действующая Конституция расширила число норм, регулирующих гражданство Российской Федерации. Причём наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).

 

Понятие и юридическая природа Гражданства РФ

 

 

2.1Институт гражданства является важной составной частью правового статуса личности. Его можно назвать неотъемлемой и основополагающей частью определения правового статуса личности.[2] Обладание гражданством — предпосылка полного распространения на лицо всех прав и свобод, признаваемых законом государства, в гражданстве которого данное лицо состоит. А так же гарантия защиты лица не только внутри страны, но и за её пределами.

Существует множество определений гражданства: О.О. Миронов считает, что гражданство — правовая категория, связанная с населением государства[3]. Другие считают, что это — юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства[4].

Законодательное понятие гражданства РФ сформулировано в ст. 3 Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года. Оно определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

В этом определении выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство.

Во-первых, это правовой характер связи лица с государством, т.е. данная связь не просто фактическое состояние, а юридически оформленное их (лица и государства) взаимодействие. И это не просто нахождение лица на территории государства (хотя такое состояние тоже имеет правовой характер). Помимо граждан России на территории РФ находятся и иностранные граждане и лица без гражданства; в то же время граждане РФ могут проживать на территории иных государств. Таким образом, это отношение не ограничивается территорией государства и распространяется за пределы его территории, в отличие от большинства иных отношений, которые не распространяются на граждан, находящихся в пределах иностранного государства. Государство в лице его органов устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, так же порядок решения всех связанных с этим вопросов.

Так как гражданство это юридическая связь, то она имеет и документальное закрепление. С.А. Авакян считает, что гражданство — факт официальной принадлежности физического лица к данному государству[5] (т.е. имеющего документ, подтверждающий это). Основным документом, подтверждающим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ. Помимо него такими документами являются: свидетельство о рождении и другие документы, в которых содержится указание на гражданство.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие возраста 14 лет и проживающие в Российской федерации. Паспорта изготовляются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав РФ, имеют право изготовлять вкладыши к паспорту с текстом на языке данного субъекта).

Во-вторых, это устойчивая связь, которая заключается в их постоянном характере. Обычно они длятся в течение всей жизни человека. Для них предусмотрен особый порядок приобретения и прекращения. Например: чтобы приобрести гражданство РФ иностранцу необходимо проживать в РФ определенное время (3-5 лет), а расторжение этих отношений по инициативе государства в настоящее время вообще невозможно.

Определение в ФЗ «О гражданстве РФ» гражданства как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.

Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством исходит из признания общечеловеческих ценностей, т.е. признания человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

Закон СССР о гражданстве 1990 года, принятый уже в последние годы перестройки, впервые в правовом акте нашей страны сформулировал понятие гражданства, сходное с тем, которое дано в законе РФ. Так же наполнив его сходным содержанием. Но, в законе СССР гражданство определялось как политико-правовая связь лица с государством. Мишина А.А. также считает, что гражданство — политическая принадлежность индивидуума к государству[6]. В настоящее время такая формулировка не может быть признана приемлемой хотя бы потому, что в РФ существует многопартийность. В период же Союза ССР данное положение было не только возможным, но и диктовалось особенностью политической системы, исходившей из идеи морально-политического единства всего советского народа, подкрепленной однопартийностью системы. Совершенно естественно, что такое определение не было воспринято законодательством России, как не связанное с сущностью отношений гражданства. Эти отношения являются правовыми, а не политическими.

 

 

Развитие законодательства о гражданстве РФ

 

3.1Анализ института в его историческом развитии является необходимым условием для глубокого понимания этого института. Важно проследить динамику развития правового регулирования отношений гражданства.

Начать следует с царской России. Самым заметным отличием является то, что в России существовало не гражданство, а подданство, причем оно сохраняло следы средневековых феодальных начал, не основываясь на юридическом равенстве граждан.

Все подданные в Российской империи подразделялись на несколько разрядов с различным статусом:

1) природные подданные

- дворяне (потомственные и личные)

- духовные лица

- городские обыватели

- сельские обыватели

2) инородцы (евреи и восточные народы)

3) финляндские обыватели

С принадлежностью к той либо иной категории подданных законодательство связывало весьма серьезные различия в правах и обязанностях (например: дворяне пользовались свободой передвижения, а сельские обыватели таким правом не обладали).

С изменением государства данная система была упразднена Декретом ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. этим же декретом устанавливалось одно общее для всего населения России наименование — гражданин Российской республики. Спустя почти полгода был издан декрет «О приобретении прав Российского гражданства» в соответствии с которым местные советы могли принимать в гражданство иностранцев проживающих в РСФСР, а НКВД регистрировал их. Данные положения были конкретизированы в конституции РСФСР 1918 года.

3.2Следующий этап развития законодательства о гражданстве был связан с образованием СССР. В ст. 7 конституции СССР 1924 года закреплялось единое союзное гражданство для всех граждан союзных республик. В соответствии с этой конституцией к ведению верховных органов власти относилось «основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев». Полностью же вопросы гражданства были урегулированы в Положении о гражданстве Союза ССР от 30-го июня 1930 года. Указанное положение урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, и с гражданством СССР. Каждое лицо, поживающее на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, так как не доказана его принадлежность к гражданству другого государства. Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой он постоянно проживает, если же он считает себя связанным с другой союзной республикой, то он вправе избрать гражданство этой республики. В соответствии с положением принятие иностранных граждан в гражданство СССР осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство Союза ССР иностранных граждан, проживающих за границей, если они подавали заявление в эти органы.

Выход из гражданства разрешался так же Президиумами ЦИК СССР и президиумами ЦИК союзных республик (если лицо проживало в пределах СССР)

Положение устанавливало и упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении:

а. Иностранцев — рабочих и крестьян проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а так же иностранцев пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность.

б. Лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак.

В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР, или исполкома автономной области, если заявитель проживал на территории СССР. Если он проживал за рубежом, то вопрос решался постановлением полномочного представителя СССР.

Следующим этапом развития стала конституция СССР 1936 г. «сталинская». Она, как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства.

В соответствии с ней Верховным советом 19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохранив сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются:

1. Все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства.

2. Лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке.

Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР признавались лицами без гражданства (апатридами). Считалось, что такое разделение должно повысить политический и правовой статус гражданина СССР. Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Данное положение отражало развивающийся процесс централизации советского союзного государства. В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с приобретением гражданства СССР и восстановления его. К ним относится: Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской,  Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик» 1940 года, «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а так же лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Манчжурии»1945 года и другие акты.

Конституция СССР 1977 года более широко урегулировала сферу отношений, связанных с гражданством СССР. Она впервые закрепила, что основания и порядок приобретения и утраты гражданства определяется законом о гражданстве СССР. Это свидетельствует о повышении значимости данного вопроса. Получил конституционное выражение принцип защиты и покровительства граждан СССР за границей.

Согласно Конституции СССР 1977 года принятие в гражданство СССР, решение вопросов о выходе из гражданства и о его лишении входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР. В принятых на основе конституции СССР конституциях союзных республик право принимать в гражданство СССР закреплялось и за Президиумами Верховных Советов этих республик.

В соответствии со статьей 33 конституции СССР 1-го декабря 1978 года был принят закон о гражданстве СССР. Он вступил в силу с 1-го июля 1979 года. Принятие этого закона было вызвано необходимостью совершенствования законодательного регулирования отношений, связанных с гражданством. Прежний закон не охватывал многих сторон отношений гражданства. Многие его положения уже устарели и не отвечали новым условиям. Все это требовало расширения законодательного регулирования положений о гражданстве, их обновления, отражения в них пунктов международных договоров Российской Федерации.

Закон о гражданстве СССР 1978 года был значительно больше по объему, чем прежний закон 1938 года. В этом законе закреплялись законодательные права республик в сфере гражданства.

На основе этого закона впервые были приняты законодательные акты союзных республик по вопросам гражданства. Например, в 1981 году законом Верховного Совета был утвержден Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке приема в гражданство РСФСР».

Закон 1978 года сохранил в силе принцип, по которому один факт проживания лица, не имеющего доказательств принадлежности к гражданству иного государства, на территории СССР, недостаточен для признания его гражданином СССР. Но он по-иному сформулировал условие принадлежности к гражданству СССР. Исходным началом в определении принадлежности лица к гражданству СССР признавалось его состояние в гражданстве СССР на день вступления этого закона в силу.

Сохранение самого принципа, лежащего в основе определения принадлежности к гражданству, обусловило и сохранение по этому закону и лиц без гражданства.

Следующий этап в развитии законодательства о гражданстве связан с процессом «перестройки». 23 мая 1990 года был принят закон о гражданстве СССР. Этот закон знаменовал некоторые шаги вперед по пути демократизации правового регулирования отношений гражданства.

В нем, по сравнению с законом 1978 года, объем был увеличен почти в два раза. Появились разделы об органах, принимающих решения по вопросам гражданства, о производстве по рассмотрению этих вопросов, об исполнении и обжаловании решений. Таким образом, новый закон восполнил некоторые пробелы, имевшиеся в прежнем законодательстве и оставлявшие широкий простор для произвольного трактования и применения правовых установлений.

Полномочия принятия решений по вопросам гражданства, прежде бывшие прерогативой Президиума Верховного Совета перешли к новому должностному лицу — президенту СССР.

Следующими актами, в задачи которого входило регулирование вопросов гражданства, является закон РФ «О гражданстве РФ» 1991 года с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года, а также действующий федеральный закон «О гражданстве РФ» № 62 от 31 мая 2002 года.

 

Законодательные основы гражданства РФ

 



2020-02-03 225 Обсуждений (0)
Законодательные основы гражданства РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательные основы гражданства РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)