Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Российское государство в эпоху Ивана IV : от реформ Избранной Рады к опричному террору.



2020-02-04 396 Обсуждений (0)
Российское государство в эпоху Ивана IV : от реформ Избранной Рады к опричному террору. 0.00 из 5.00 0 оценок




Иван 4 1533-1584. Когда Василий 3 умер, Ивану было всего 3 года. Власть сосредоточилась в руках его матери Елены Васильевны, которая оказалась властолюбивою и энергичною женщиною. Она провела денежную и губную реформу. Когда Ивану было семь, ее убили. Малолетний великий князь Иван был, таким образом, круглым и беззащитным сиротой. В старину за малолетних московских князей правили бояре с митрополитом (так, например, было в детстве Дмитрия Донского). И при Иване IV стали править бояре. Но в старину бояре и митрополит «прямили» своим князьям и соблюдали их интересы. А при Иване IV бояре были уже иные. Во главе правления самовластно стали знатнейшие Рюриковичи — князья Шуйские; у них затем отнял власть князь Бельский, а у Бельского снова отбили ее Шуйские. Во время смут бояре не щадили ни великого князя, ни митрополитов. Они не оказывали Ивану никакой любви и почтения, врывались в его покои со своими ссорами и драками. Митрополитов они сменяли, насильно сгоняя с митрополии (согнали Даниила, за ним Иоасафа). Удержался только вызванный на митрополию из Новгорода новгородский архиепископ Макарий, человек большого ума и такта. Бояре только во время церемоний, на глазах народа, оказывали ему знаки внешнего почтения как великому князю. А в обычной жизни Иван и брат его росли, по словам самого Ивана, как самые убогие люди. Их, своих государей, бояре даже не кормили вовремя, плохо одевали и всячески обижали. Это непочтение страшно обижало маленького Ивана, так же, как сердило его открытое хищничество Шуйских, тащивших из дворца к себе всякую «кузнь» (золото и серебро) и «рухлядь» (меха и ткани). Мальчик озлоблялся и, не видя доброго воспитания, сам поддавался дурным чувствам. Иван проявлял жестокость и во всех своих играх, муча и калеча животных и людей. Злоба была посеяна в Иване боярским воспитанием, а вместе с нею развилось в нем двуличие и притворство. Не смея еще прямо разогнать ненавистных ему правителей, он скрывал свои чувства и был с ними двоедушен. Только одного доброго друга имел Иван в своем отрочестве. Это был митрополит Макарий. Образованный и умный, он составлял в те годы свой знаменитый сборник житий и поучений — «великие минеи-четии» — и обладал огромной библиотекой. Он и приохотил Ивана к чтению и образовал его ум, рано внушив Ивану понятие о Москве как о третьем Риме и воспитав в нем желание превратить великое княжение Московское в православное «царство». Но влияние Макария не могло истребить в Иване его нравственную порчу и распущенность. Умный и начитанный, живой и деятельный, великий князь вырастал в то же время озлобленным и лукавым, способным на жестокость и падким на дурные забавы и удовольствия.

Венчание Ивана Грозного на царство обещало перемены к лучшему. Обряд проходил 16 января 1547 года, при соблюдении существующего на тот период византийского сценария. Были использованы такие атрибуты, как шапка Мономаха, крест животворящего дерева, царский жезл и другие церковные предметы. Обряд венчания был отмечен пышностью и величием. Присутствующие бояре, знать и церковные служители были облачены в дорогие убранства из парчи, золота и драгоценных камней. Женился Иван на Анастасии Романовой. 21 июня 1547 г. в Москве на Арбате вспыхнул сильный пожар. Два дня бушевало пламя. Выгорела основная территория Москвы, сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. Открытое восстание началось 26 июня 1547. После вечевого сбора горожане двинулись в Кремль и потребовали выдачи Глинских. Были разгромлены их дворы, убит один из Глинских - Юрий. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их. Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. Пожар и народное волнение произвели тяжкое впечатление на молодого царя. Сильные характеры требуют и сильных потрясений для своего исправления. Он сделался набожен, серьезен, неутомим в занятиях государственными делами.

Пересветов Иван - яркая личность 16 века, русский философ, писатель. Основные тезисы средневекового русского мыслителя Ивана Персеветова можно сформулировать как задатки “просвещенной монархии”. Христианскую веру из всех прочих верований выделял как главную. Признавал “правду” выше “веры” Существование в государстве холопства и кабальной зависимости считал признаком отсталости и не эффективности как в политике, так и в экономике. Утверждал, что правящий монарх должен быть не только грамотным, но руководствоваться обширными знаниями, в том числе философскими. Боярство Пересветов считал отсталым и тянущим ко дну элементом, незыблемо присвоившим себе право первородства и, в следствии этого, первенства в управлении государством. Пересветов утверждал, что продвижение по службе должно быть результатом личной выслугой, а не принадлежностью к “породе” или как сказали бы сейчас к элите. Все это были довольно передовые и революционные теории, которые перекликались с воззрениями молодого царя, что, вероятно, и дало повод высказаться за его авторство под вымышленным именем Иван Пересветов.

Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей, окружавших в то время Ивана IV. Одним из них был митрополит Макарий. Другим приближенным стал священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. В окружении Ивана IV находился и незнатный по происхождению дворянин Алексей Федорович Адашев. В разработке и проведении реформ также участвовали "думцы" Захарьины, Д.И.Курлятев, И.В.Шереметев, А.И.Курбский Около 1549 г. вокруг молодого Ивана VI сложился совет близких к нему людей, получивший название Избранная рада. Ее возглавлял А.Ф. Адашев. Значение избранной рады бесспорно для 50-х годов, но не безгранично, так как осложнялось и ослаблялось влияниями Захарьиных и митрополита Макария. В сохранившихся известиях совершенно скрыта та большая подготовительная работа, которая началась с этого времени, с 1550 года позволила осуществить ряд крупных государственных мероприятий и захватила не только самого Ивана и его сотрудников, но и в неправительственные круги общества, вызвав в нем обсуждение основных вопросов внутренней и внешней политики обновляющегося Московского царства. Затрагивались и разноречиво решались вопросы о значении светской аристократии, крупного землевладения, духовенства, монастырей, поместного класса, самодержавия, земского собора и др.

Личное участие Ивана сообщило первому правительственному выступлению на пути реформ некоторый внешний драматизм и обратило его в осуждение эпохи боярского правления и малолетства царя, которая оценивалась как время государственного нестроения и народных страданий.

Реформы центральных и местных органов власти при Иване Грозном. Избранная рада просуществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие название реформ середины XVIв. В Феврале 1549 года возник новый орган власти – Земский собор. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В их состав входили Боярская дума, Освященный собор – представители высшего духовенства. На совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада. Первым собором обычно считается совещание, созванное царем 27 февраля.

 

Первый земский собор принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.). Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих. Сложилась система приказов – органов управления по отраслям. Отменено кормление (плата населения наместнику), упорядочены налоги, единой для всех единицей взимания налогов стала большая соха (400 – 600 га земли), введена тягловая подать (денежные и натуральные повинности в пользу государства).

Реформы.

Центральные органы управления – приказы. Работали по отраслевому принципу. Казанское, Астраханское, Челобитный (Адашев), Посольский (Висковатый), Пушкарский, Поместный, Ямской, Разбойный.

Губная реформа. Затронула только северную часть России. Губернии – губные старосты. Земства – земские. 1555-56 – отмена кормления. На юге – воеводы.

Налоговая реформа – опись всех пахотных земель. Основной налог – десятина. Также ямские деньги, стрелецкие, полотняничные (на выкуп пленных). Большая соха – налог на пахотную землю.

Военная реформа. Дворянская конница – по наследству передается служба в ней. 1556 – первый воинский устав. Воротынский устав, уложение по службе. Стрелецкое войско – постоянное войско царя.

В 1551 году был принят Стоглав, в котором было опубликовано сто глав-статей по ответам Ивана Грозного о строении церкви. Стоглав укреплял общую дисциплину в церкви, регламентировал жизнь. Царь намеревался конфисковать у церкви земли, но Избранной радой эти намерения одобрены не были. Церковь всячески стремилась укрепить свой авторитет, неуклонно падающий в глазах народа. Был принят указ, ограничивающий церковные землевладения. Теперь монастыри покупают земли через вопрошание у царя. Отметим, что в сложные для государства годы православная церковь часто выступала как оплот Руси. Церковные деятели входили в состав Избранной рады при Иоанне Грозном и участвовали в проекте реформ (думный дьяк И.М. Висковатый).

Значение реформ Избранной рады:

- Деятельность избранной рады заложило основы сословно-представительной монархии. Сословно-представительная монархия - форма правления, при которой правитель повелевает подданными, ориентируясь не только на свою волю, но и опираясь на представителей различных сословий, (просуществовала до 2-й пол. 17 в.).

- Социальной базой самодержавия становится дворянство, экономически зависевшее от царя.

- Обновлена система управления.

- Все звенья управления подчинены царю.

- Земские соборы играют роль противовеса боярству.

- Роль родовитого боярства ограничена во всех сферах государственной жизни.

- В России формируется централизованное государство и укрепляется самодержавная власть царя.

 

Опричнина («вдовий удел») - часть государства, находившаяся в непосредственном управлении царя и служившая ему опорой в борьбе за создание сильной центральной власти, а также само правление этого времени.

С января 1565 г. по 1572 (в этом году было запрещено употреблять слово «опричнина»). В опричнину входили: ряд земель на богатом севере, на юге и в центре, часть Москвы (там вводилось опричное управление с Государевым двором, приказами, войском из верных царю людей). Столицей опричнины провозгласили Вологду. Остальная часть стала называться земщиной.

Цели:

1. Укрепление власти (достигнута)

2. Уничтожение остатков феодальной раздробленности (не достигнута)

Основные мероприятия:

После введения опричнины был создан совет –Государев двор. На должность в него назначались те, кого выбирал Иван IV. На свой переезд царь потребовал 100 000 рублей. Было создано особое опричное войско, куда наняли много иностранцев. С 1565 года начался земельный перебор. У земских представителей забирали вотчины. С опричной территории их переводили в земскую, вместе с семьями, крестьянами и холопами. Все это сопровождалось обманом и насилием, грабежами и убийствами. Опричники расправлялись с неугодными царю, многие оказались в ссылке.

1566 г. Часть дворян на Земском соборе попросили отменить опричнину. В ответ царь казнил 200 челобитчиков. 1568 - за обращение к царю с обличением Ивана IV и опричников в Успенском соборе Московского Кремля митрополита Филиппа лишили сана. Его сослали в монастырь Остроч в Твери. Позже Малюта Скуратов задушил бывшего митрополита там.

В 1570 царь устроил страшный погром Новгорода за подозрение в измене. Иван IV достиг укрепления режима личной, неограниченной власти. В России разразился настоящий хозяйственный кризис. В 1572 было запрещено употреблять слово опричнина, но на этом политика, подобная опричной, не закончилась. В 1575 на царский трон из-за подозрений на покушение на царя на год возвели Семена Бекбулатовича.

В 1581, чтобы спасти положение в стране, организуется описание земель и издается указ о запрете перехода крестьян к другому владельцу даже в Юрьев день. В 1581 Иван IV убивает своего сына, царевича Ивана V. A в 1584 умирает сам.



2020-02-04 396 Обсуждений (0)
Российское государство в эпоху Ивана IV : от реформ Избранной Рады к опричному террору. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Российское государство в эпоху Ивана IV : от реформ Избранной Рады к опричному террору.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)