Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ



2020-02-04 325 Обсуждений (0)
Проблемы внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конституция как Основной закон - акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, то есть устойчи­вость содержания. Стабильность конституции - важнейшее усло­вие устойчивости режима законности, организации и осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством в целом. Однако стабильность конституции не означает ее абсо­лютной неизменяемости. По мнению кандидата философский наук, доцента В.И. Осейчука, постановка вопроса о недопустимости изменения Конституции РФ сегодня близка к абсурду[65]. Общественные отношения, составлявшие в момент принятия Конституции РФ предмет ее регулирования, развивают­ся, изменяются социальные, экономические и политические условия, в которых она действует. Все это требует периодического приведения конституционных предписаний в соответствие с происходящими изме­нениями. Когда такие изменения затрагивают основы конституционно­го строя, может возникнуть потребность замены действующей консти­туции новой. В противном случае конституция рискует превратиться в исторический документ, утративший нормативный характер и имеющий мало общего с реальной действительностью.

Вместе с тем консти­туция не может перекраиваться в угоду конъюнктурным, сиюминут­ным интересам сменяющихся у власти политических групп. Частичный или полный пересмотр действующей конституции может быть оправ­дан только в том случае, если изменения общественных отношений, составляющих ее содержание, носят действительно существенный ха­рактер, иначе конституция теряет свою стабильность, как это произо­шло с Конституцией Российской Федерации 1978 г., в которую за пери­од 1991-1993 г.г. было внесено более 300 поправок.

Известно, что в современном мире проводится деление конституций на две разновидности: «мягкие» и «жесткие». За основу такого деления берется порядок принятия конституционных поправок. К «мягким» конституциям относятся те, которые изменяются и допол­няются весьма быстро и легко. Конституция РСФСР 1978 г. была имен­но такой, поскольку поправки к ней вносились сразу же после принятия соответствующего решения квалифицированным большинством на Съезде народных депутатов. Эта обманчивая простота не прибавила авторитета Основному закону, она лишь способствовала появлению опасной легкости в обращении с ним, породила сильную инфляцию конституционных норм, усилила правовой нигилизм и нестабильность. Переход в России от «мягкой» конституции к «жесткой» явился резуль­татом учета как мирового опыта в целом, так и уроков собственной истории в частности[66].

Жесткость российской Конституции проявляется во многом. Так, в статье 134 Конституции РФ регламентирован очень важный вопрос относительно пере­чня субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Кон­ституции РФ и внесения в нее поправок (в прежней Конституции 1978 г. вопрос о таких субъектах не регламентировался). Так, предложение о поправках и пересмотре положений Консти­туции РФ могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Феде­рации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

На повышение стабильности Основного Закона направлено и то, что ее главы, выражающие концептуальную сущность Конституции РФ, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это относится к главам 1 («Основы конституционного строя»), 2 («Права и свободы человека и гражданина») и 9 («Конституционные поправки и пересмотр Конституции»). Предложения о пересмотре статей перечисленных глав требуют зна­чительной поддержки обеих палат (их число должно составлять 3/5 го­лосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государ­ственной Думы), но и тогда поправки в эти главы и пересмотр их не допускаются; созываемое в таком случае Конституционное Собрание либо подтверждает незыблемость данной Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции (статья 135 Конституции РФ). Отсюда можно сделать вывод о том, что любое предложение, касающееся изменения глав 1, 2 и 9, даже представленное как частичное изменение отдельной статьи, фактически не влекущее изменение конституционного строя России, все равно рассматривается как попытка изменить этот строй, и поэтому вступает в действие сложный механизм пересмотра Конституции РФ, который должен максимально затруднить такого рода реформу. Такой подход можно признать оправданным, если речь действительно шла бы о принципиальных для конституционного строя положениях, однако в некоторых случаях такой подход все же не требуется. Например, представим, что кто-то предлагает отказаться от частной собственности в Российской Федерации и в этих целях изменить статьи 8 (в которой признается и гарантируется частная собственность), 9 (определяющую, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности), 35 (провозглашающую охрану законом права частной собственности) и 36 (предоставляющую гражданам право иметь в частной собственности землю) Конституции РФ. В этом случае действительно можно связать данное изменение с принятием вообще новой Конституции в России.

В статье 135 Конституции РФ нет ответа еще на один важный вопрос: если в связи с конкретным предложением, касающимся пересмотра какой-то нормы глав 1, 2, 9, Конституционное Собрание решит разрабатывать новую Конституцию России, можно ли в этом новом тексте отразить и другие идеи, предложения, созревшие к данному моменту? Или же разработчики должны ограничить себя лишь воплощением в тексте исходного предложения, оставляя все остальное за рамками Основного Закона?

Очевидно, если уже началась разработка новой Конституции, Конституционное Собрание должно воплотить в ней все, что имеется в соответствующий момент истории. Другое дело, что тогда концепцию новой Конституции следует обсудить на Конституционном Собрании и одобрить, причем сделать это можно по-разному: либо сначала, либо после создания проекта, но лучше всего сначала одобрить основные концептуальные положения, поскольку после подготовки текста он все равно подлежит обсуждению Конституционным Собранием (в целях принятия Конституции или вынесения ее на референдум), так что при этом состоится повторное одобрение либо отклонение положений, воплощенных в проекте.

Согласно статьи 136 Конституции РФ, изменения, касающиеся глав 3-8, не влекут принятия новой Конституции; в самой статье они названы «поправками». Если по главам 1, 2 и 9, будучи даже мелкими, они автоматически вызывают постановку вопроса о новой Конституции, то поправки в главам 3-8, будучи, может быть, и весьма принципиальными, формально воплощаются в действующей Конституции РФ[67].

Вопрос о форме акта поправок возник в связи с тем, что в статье 136 Конституции РФ сказано, что поправки к главам 3-8 принимаются «в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона», а далее требуется одобрение их органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ, лишь после этого они вступают в силу.

Конституционный Суд РФ по запросу Государственной Думы дал толкование статьи 136 Конституции РФ. В его постановлении от 31 октября 1995 г. отмечено, что закон, вносящий изменения в указанные главы Конституции РФ, не может быть по форме федеральным конституционным законом[68].

Дело в том, что, во-первых, федеральные конституционные законы принимаются лишь по кругу вопросов, названных в Конституции РФ (а среди них нет указания на возможность изменения Конституции принятием подобных законов); во-вторых, есть особенности процедуры - при принятии обычных федеральных конституционных законов круг субъектов права законодательной инициативы шире, чем при принятии закона об изменении Конституции РФ по статье 136, а после принятия федерального конституционного закона не требуется одобрения его субъектами РФ, что обязательно при принятии поправок к главам 3-8 Конституции РФ. Отсюда Конституционный Суд РФ сделал вывод, что лишь по процедуре, то есть голосованию и количеству голосов, закон, вносящий изменения в главы 3-8 Конституции РФ, принимается в порядке, предусмотренном для федеральных конституционных законов. Что касается формы, Конституционный Суд РФ определил, что «поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации»[69].

Положения Конституции РФ 1993 года о ее изменениях относятся толь­ко к нормам статьи 65, определяющей состав Российской Федерации (на основании федерального конституционного закона о принятии в Рос­сийскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса субъекта вносятся соот­ветствующие изменения в статью 65 Конституции РФ). При изменении наименования субъекта Федерации, что относится к его собственной компетенции, новое наименование подлежит включе­нию в статью 65 Конституции РФ без особых процедур указом Президента Российской Федерации. При этом не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле части 2 статьи 137 Конституции РФ и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

Вывод: Анализ третьей главы свидетельствует о том, что важной актуальной проблемой является проблема соответствия законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ. Несмотря на законодательное закрепление требования соответствия нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ, имеет место его нарушение. Подобные факты неизбежны в федерациях, однако решающая регулирующая роль при этом принадлежит именно конституции, и избежать подобных противоречий можно посредством ее пересмотра. Необходимость же пересмотра действующей Конституции в России уже объективно назрела.

Немаловажной является и проблема прямого действия российской Конституции. Практическое значение прямого действия заключается в том, что органы государства обязаны рассматривать нормы Конституции РФ в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения и использовать их для разрешения конкретных дел. Обеспечение прямого действия является одной из главных задач правосудия. Проблема здесь может быть связана с так называемой достаточность или недостаточностью конституционного регулирования, ценность которого заключается в том, что оно может создать непосредственную базу для развития общественного отношения даже без дальнейшего законодательного регулирования. В противном случае оно будет обречено на роль декларативных правил.

Несмотря на конституционный принцип стабильности, следует признать тот факт, что Конституция РФ не может быть неизменной. Однако частичный или полный пересмотр действующей Конституции РФ может быть оправдан только в том случае, если изменения общественных отношений, составляющих ее содержание, носят действительно существенный характер. Конституция РФ 1993 года далека от совершенства, в ней немало противоречий и разночтений. Но она, пожалуй, самая сложная в мире по процедуре внесения в нее изменений и дополнений.

 

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

Проведенный анализ дипломной работы позволяет сделать следующие выводы. Понятия «конституция» и «конституционализм» тесно связаны, но не равнозначны: если конституция - это единый правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий права и свободы граждан, определяющий социально-политическое и государственное устройство, то конституционализм – это теория конституции как таковая, история и практика конституционного строительства в той или иной стране, группе стран, мировом сообществе в целом (в широком смысле), или целостная система знаний о фундаментальных общечеловеческих политико-правовых ценностях, находящих выражение в демократических конституциях и демократической конституционной теории, их содержании, формах, методах и степени реализации (в узком смысле).

В связи с существенной спецификой предмета исследования, в мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание конституции, ее сущность и подходах к классификации. Вместе с тем для нее характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Так, первоочередными задачами конституции любой страны являются гарантии прав и свобод человека и гражданина, демократическое устройство государственной власти, воплощение народного суверенитета через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права и т.п. Немаловажным для мировой конституционной теории и практики является и вопрос о юридических свойствах конституции – ее сущностных проявлениях, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие и правовую природу высшего закона государства: прямое действие, верховенство, легитимность, высшая юридическая сила, стабильность и др.

Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Аналитики отмечают, что по своей структуре и содержанию действующая Конституция России близка к традиционным конституциям развитых демократических стран. Однако социальные ожидания, связанные с ее принятием, оправдались лишь частично. Уже вскоре после ее принятия обозначились недостатки в механизме осуществления многих конституционных положений.

В частности, нельзя обойти вниманием проблему несоответствия законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ. Эта проблема актуальна уже потому, что на законодательном, а значит, на самом высоком уровне, создаются предпосылки для разногласий в области отношений «федеральный центр – периферия». В нашей стране очевидна недостаточная полнота именно конституционного регулирования проблем федеративного устройства, но именно эта существующая недостаточность позволяет федеративным отношениям эволюционировать, искать оптимальную для российских условий модель федеративного устройства.

Немаловажной на сегодняшний день остается и проблема прямого действия Конституции. Указание на прямое действие гарантирует самодостаточность Конституции в условиях отсутствия законодательства, конкретизирующего ее положения. Проблема здесь может быть связана с так называемой достаточность или недостаточностью конституционного регулирования, ценность которого заключается в том, что оно может создать непосредственную базу для развития общественного отношения даже без дальнейшего законодательного регулирования. В противном случае оно будет обречено на роль декларативных правил. Несмотря на конституционный принцип стабильности, следует признать тот факт, что действующая Конституция России не может быть неизменной, хотя частичный или полный ее пересмотр может быть оправдан только в том случае, если изменения общественных отношений, составляющих ее содержание, носят действительно существенный характер.

Таким образом:

1. Действующая Конституция РФ является несомненным достижением российского конституционализма. По сравнению с ранее действовавшими советскими конституциями, она более приближена к традиционным конституциям развитых демократических стран.

2. Несмотря на достигнутое, Конституция РФ 1993 года далека от совершенства, в ней немало противоречий и разночтений, что объективно обуславливает необходимость разработки новой конституции.

3. В настоящее время вопрос о новой Конституции самостоятельного значения не имеет. Проблема состоит в том, в контексте какой государственной стратегии развития России она будет разрабатываться. Представляется возможным вариант разработки новой Конституции в русле решения таких проблем, как безработица, рост цен, преступность, коррупция и т.д.

На этом основании можно внести следующие предложения:

1. Необходимо привести Конституцию в соответствие с реальным правом, и главное при этом, чтобы провозглашенная Конституцией полнота прав и свобод человека и гражданина наполнилась бы адекватным содержанием.

2. Необходимо резко повысить качество принимаемых законов с целью исключения их противоречия праву, и, прежде всего, конституционному.

3. Каждому факту нарушения Конституции должна даваться неотвратимая правовая оценка; должны быть установлены конкретные виды реальной ответственности за нарушения конституционных норм.

4. Необходимо повысить качество подбора должностных лиц государственных органов всех уровней и рангов, которые должны обладать как минимум безупречной репутацией, повышенной ответственностью, а их деятельность должна быть реально подконтрольной.

 

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы:

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. – М. :  Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 1999. – 80 с.  

2. Конституция (Основной закон) Российской Федерации – России // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1991. - № 22. Ст. 776

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 42. Ст. 5005, Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. - № 31. Ст. 3205, Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 27 (ч. 2). Ст. 2709

4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 1993 г. № 660 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. 20. Ст. 1757

5. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 1993 г. № 718 «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции РФ» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. 21. Ст. 1903

6. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Российская газета. – 1993. – 23 сентября

7. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1598 «О правом регулировании период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. - № 41. Ст. 3919

8. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. -  № 20. Ст. 2112

9. Послание Конституционного Суда Российской Федерации VIII Съезду народных депутатов и Верховному Совету «О состоянии конституционной законности в Российской Федерации» от 05 марта 1993 г. // Российская газета. - 1993 г. – 11 марта

10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - N 45. Ст. 4408

Учебная и научная литература:

1. Авакьян С.А. Конституция  России : природа, эволюция, современность. – М. : ИКД «Зерцало-М» , 2000. – 127 с.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник – М. : Издательство НОРМА,  издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 1997. – 752 с.

3. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М. : Проспект, 2004. – 229 с.

4. Белонучкин Г.В. Россия сегодня : справочное пособие / под ред. Е. Михайловской. – М. : РОО Центр Панорама, 2006. – 341 с.

5. Берман Г.Дж. Западная традиция права : Эпоха формирования / перевод с англ. Н. Новикова. – М. : МГУ, 1998. – 129 с.

6. Венгеров А.Б. Теория государства и права : учебник. – М. : Юриспруденция, 1999. – 654 с.

7. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России : учебник. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004. – 426 с.

8. Государственное право Российской Федерации : учебник / под ред. О.Е. Кутафина. – М. : РУДН, 1996. – 345 с.

9. Иванищева Н.П. Конституции зарубежных социалистических стран : диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 1979. – 429 с.

10. Коваленко А.И. Конституционное право России : учебник. – М. : Право и закон, 1997. – 573 с.

11. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право : учебник. – М. : Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 2002. – 127 с.

12. Конституционное право Российской Федерации / под ред. В.В. Лазарева. - М. : Новый Юрист, 1998. - 341 с.

13. Конституционное право : учебник / под общ. ред. Б.Н. Габричидзе, А.Н. Ким-Кимэн, А.Г. Чернявского. – М. : Проспект, 2003. - 472 с.

14. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М. : Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 2000. – 832 с.

15. Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века. – М. : Проспект, 2000. – 183 с.

16. Курс советского государственного права / под ред. Б.В. Щетинина и А.Н. Горшенева. – М. : Наука, 1971. – 359 с.

17. Основы конституционного права : учебное пособие / под ред. В.В. Глотова. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного технического университета, 1997. – 417 с.

18. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. – Ростов-на-Дону : Издательский центр «МарТ», 2003. – 529 с.

19. Социалистическое правовое государство : Концепция и пути развития / отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М. : Логос, 1990. – 638 с.

20. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России : учебник. – М. : Юридическая литература, 1997. – 271 с.

21. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права : учебник. – М. : Юрист, 1995. – 516 с.

22. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник. – М. : Юристъ, 2000. – 600 с.

23. Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. – М. : Право и закон, 1969. – 346 с.

24. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд : учебное пособие для вузов. - М. : Закон и право; ЮНИТИ, 1997. – 245 с.

25. Юридическая энциклопедия / под общ. ред. Б.Н. Топорника. – М. : Книга, 2001. – 836 с.

Периодическая печать:

1. Гриценко Н.Н. Социальное государство : перспективы его становления и развития в России // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - 2004. - № 15 (235)

2. Зорькин В. Да здравствует конституционная Россия // Российская юстиция. - 2003. - № 12

3. Кузнецов В.О. Актуальные проблемы конституционного и муниципального права : Конституция и национальная политика // Конституционное и муниципальное право. – 1999. - № 2

4. Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. – 2000. - № 1

5. Макушин А. Сущность Конституции // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 6

6. Мартышин О.В. Дискуссии и обсуждения : Конституция Российской Федерации 1993 г. как памятник эпохи // Государство и право. – 2004. - № 4

7. Осейчук В.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 5

8. Пряхина Т.М. Проблемы теории конституционного права : К вопросу о самодостаточности российской Конституции // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - № 1

9. Хабриева Т.Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений // Государство и право. – 2004. - № 8

10. Шульженко Ю.Л. О понятии «правовая охрана конституции» // Государство и право. – 2002. - № 7


[1] Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М. : Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 2000. С. 50

[2] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права : учебник. – М. : Юрист, 1995. С. 71

[3] Берман Г.Дж. Западная традиция права: Эпоха формирования / перевод с англ. Н. Новикова. – М. : МГУ, 1998. С. 370

[4] Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале ХХ века. – М. : Проспект, 2000.  С. 279

[5] Юридическая энциклопедия / под общ. ред. Б.Н. Топорника. – М. : Книга, 2001. С. 40-44

[6] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России : учебник. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004. С. 209

[7] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права : учебник. – М. : Юрист, 1995. С. 74

[8] Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право : учебник. – М. : Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 2002. С. 84

[9] Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права : учебник. – М. : Юрист, 1995. С. 83

[10] Конституционное право : учебник / под общ. ред. Б.Н. Габричидзе, А.Н. Ким-Кимэн, А.Г. Чернявский. – М. : Проспект, 2003. С. 9

[11] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. – М. : Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 1997. С. 69-70

[12] Зорькин В. Да здравствует конституционная Россия // Российская юстиция. - 2003. - № 12. С. 4

[13] Макушин А. Сущность Конституции // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 6. С. 2

[14] Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России : учебник. – М. : Юридическая литература, 1997. С. 127

[15] Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. – М. : Право и закон, 1969. С. 165

[16] Курс советского государственного права / под ред. Б.В. Щетинина и А.Н. Горшенева. – М. : Наука, 1971. С. 99

[17] Иванищева Н.П. Конституции зарубежных социалистических стран : диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 1979. С. 30

[18] Государственное право Российской Федерации / под ред. О.Е. Кутафина. – М. : РУДН, 1996. С. 85

[19] Социалистическое правовое государство : Концепция и пути развития / отв. ред. В.С. Нерсесянц. – М. : Логос, 1990. С. 99

[20] Шульженко Ю.Л. О понятии «правовая охрана конституции» // Государство и право. – 2002. - № 7. С. 6

[21] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник. – М. : Юристъ, 2000. С. 30

[22] Коваленко А.И. Конституционное право России : учебник. – М. : Право и закон, 1997. С. 73

[23] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник. – М. : Юридическая литература, 1997. С. 27

[24] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов. – М. : Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 1997. С. 82

[25] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов. – М. : Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 1997. С. 82

[26] Смоленский М.Б., Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. – Ростов-на-Дону : Издательский центр «МарТ», 2003. С. 92

[27] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов. – М. : Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 1997. С. 83

[28] Послание Конституционного Суда Российской Федерации VIII Съезду народных депутатов и Верховному Совету «О состоянии конституционной законности в Российской Федерации» от 05.03.1993 г. // Российская газета. - 1993 г. – 11 марта

[29] Конституционное право Российской Федерации / под ред. В.В. Лазарева. - М. : Новый Юрист, 1998. С. 217

[30] Авакьян С. А. Конституция России : природа, эволюция, современность. – М. : ИКД «Зерцало-М» , 2000. С. 18

[31] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов. – М. : Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 1997. С. 84

 

[32] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов. – М. : Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 1997. С. 85

[33] Конституционное право Российской Федерации / под ред. В.В. Лазарева. - М. : Новый Юрист, 1998. С. 92

[34] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов. – М. : Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 1997. С. 85

[35] Белонучкин Г.В. Россия сегодня : справочное пособие / под ред. Е. Михайловской. – М. : РОО Центр Панорама, 2006. С. 19

[36] Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 1993 г. № 660 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. 20. Ст. 1757

[37] Указ Президента Российской Федерации от 20.05.1993 г. № 718 «О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции РФ» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. 21. Ст. 1903

 

[38] Гриценко Н.Н. Социальное государство : перспективы его становления и развития в России // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - 2004. - № 15 (235). С. 34

[39] Авакьян С. А. Конституция России : природа, эволюция, современность. – М. : ИКД «Зерцало-М» , 2000. С. 21

[40] Указ Президента Российской Федерации от 21.09.1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Российская газета. – 1993. – 23 сентября

[41] Авакьян С. А. Конституция России : природа, эволюция, современность. – М. : ИКД «Зерцало-М», 2000. С. 23

[42] Указ Президента Российской Федерации от 07.10.1993 г. № 1598 «О правом регулировании период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. - № 41. Ст. 3919

[43] Гриценко Н.Н. Социальное государство : перспективы его становления и развития в России // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - 2004. - № 15 (235). С. 37

[44] Авакьян С. А. Конституция России : природа, эволюция, современность. – М. : ИКД «Зерцало-М» , 2000. С. 25

[45] Государственное право Российской Федерации : учебник / под ред. О.Е. Кутафина. – М. : РУДН, 1996. С. 44

[46] Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд : учебное пособие для вузов. - М. : Закон и право; ЮНИТИ, 1997. С. 42

[47] Хабриева Т.Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений // Государство и право. – 2004. - № 8. С. 6

[48] Основы конституционного права : учебное пособие / под ред. В.В. Глотова. – Воронеж : Издательство Воронежского государственного технического университета, 1997. С. 13

[49] Основы конституционного права : учебное пособие / под ред. В.В. Глотова. – Воронеж : Издательство Воронежского государственного технического университета, 1997. С. 15

[50] Осейчук В.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 5. С. 5

[51] Авакьян С.А. Конституция России : природа, эволюция, современность. – М. : ИКД «Зерцало-М», 2000. С. 14

[52] Кузнецов В.О. Актуальные проблемы конституционного и муниципального права : Конституция и национальная политика // Конституционное и муниципальное право. – 1999. - № 2. С. 33

[53] Кузнецов В.О. Актуальные проблемы конституционного и муниципального права : Конституция и национальная политика // Конституционное и муниципальное право. – 1999. - № 2. С. 34

[54] Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М. : Проспект, 2004. С. 114

[55] Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. № 20. Ст. 2112

[56] Мартышин О.В. Дискуссии и обсуждения : Конституция Российской Федерации 1993 г. как памятник эпохи // Государство и право. – 2004. - № 4. С. 14-16

[57] Хабриева Т.Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений // Государство и право. – 2004. - № 8. С. 5-6

[58] Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 42. Ст. 5005, СЗ РФ. – 2000. - № 31. Ст. 3205, СЗ РФ. – 2003. - № 27 (ч. 2). Ст. 2709

[59] Хабриева Т.Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений // Государство и право. – 2004. - № 8. С. 6

[60] Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. – 2000. - № 1. С. 15

[61] Пряхина Т.М. Проблемы теории конституционного права : К вопросу о самодостаточности российской Конституции // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - № 1. С. 8

[62] Венгеров А.Б. Теория государства и права : учебник. – М. : Юриспруденция, 1999. С. 238

 

[63] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. – М. : Издательство НОРМА, издательская группа НОРМА-ИНФРА∙М, 1997. С.70

[64] Пряхина Т.М. Проблемы теории конституционного права : К вопросу о самодостаточности российской Конституции // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - № 1. С. 10

[65] Осейчук В.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 5. С. 8

[66] Осейчук В.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 5. С. 9

[67] Осейчук В.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 5. С. 11

[68] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 45. Ст. 4408

[69] Пряхина Т.М. Проблемы теории конституционного права : К вопросу о самодостаточности российской Конституции // Конституционное и муниципальное право. – 2005. - № 1. С. 11



2020-02-04 325 Обсуждений (0)
Проблемы внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)