Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретические аспекты правового регулирования личных прав и свободы человека и гражданина в РФ



2020-02-04 280 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические аспекты правового регулирования личных прав и свободы человека и гражданина в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Отрасли права взаимосвязаны. Реализация прав на жилище нераздельно связана с иными конституционными правами — например, правом свободного передвижения и возможностью выбирать место пребывания и место жительства[1]. Закон РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривалвместо прописки введение регистрационного учета граждан. Тем не менее на практике значительных изменений в приобретении «вида на жительство» не совершилось. В старом законодательстве, в частности Жилищном кодексе РСФСР (ч. 1 ст. 54), права граждан на жилище связывались с пропиской личности на предоставленной жилой площади. Схожую позицию принимали и суды, которые руководствовались, в частности, прежним законом[2], когда под записью о поселении в определенном порядке подразумевалось, что лицо будет прописано по месту жительства, прописка была признана Конституционным Судом Российской Федерации неконституционной[3] в связи с жалобами граждан.

Актуальность исследования состоит в том, что ряд субъектов РФ ввели ограничение финансового порядка — были определены местные сборы с иногородних граждан, которые прибыли на жительство в эти регионы. Так, в 1994 году был принят[4] Законодательный акт, касающийся приезжих в Москву на ПМЖ. Этим Законом была установлена специальнаяакция по сбору компенсаций для иногородних граждан, которые прибыли на постоянное жительство в город Москву. Ставки сборов для иностранных граждан были установлены в 5000 размере минимальной месячной оплаты труда; а для граждан РФ эта сумма ограничивалась 10 % от указанногоразмера сбора. По этой причине прописке (регистрации) в городе Москве подлежали только граждане, которые смогли уплатить сбор. Положения этого Закона, которые касалисьопределения указанного выше сбора с иногородних граждан, признали неконституционными[5]. Наряду с этим неконституционными были признаны и другие акты (или их отдельные положения) субъектов Российской Федерации.

Проблематика исследования заключается в том, что в Постановлении Конституционного Суда РФ было отмечено, в частности, следующее:

«в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 17, ч. 1). Согласно статье 27 (ч. 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства»[6]. Свободу передвижения и выбора места жительства предусматривает также и Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 12)[7], а также другие международные и международно-правовые акты, в том числе протокол N 4 Европейской конвенции по правам человека (ст. 2);нормативным содержанием названных конституционных прав является:

— свобода передвижения каждого по территории Российской Федерации;

— свобода выбора места пребывания;

— свобода выбора места жительства[8].

Оспариваемые нормативные акты прямозадевают права граждан, которыми они должны пользоваться касательно выбора места жительства. Эти права предполагают свободу выбора гражданином жилых помещений, в которых он постоянно или преимущественно проживает, либо,будучи его собственником, либо в силу договора найма, аренды, либо сучётом других оснований, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, существующие определенные разногласия как в трактовке понимания данных понятий, так и в их определениях указывают на необходимость изучения института прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, и в свете изложенного наше исследование видится не только актуальным, но и необходимым.

Цель работы – теоретический анализ юридических норм, образующих в своей совокупности институт прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, практики их применения, основ дальнейшего совершенствования указанного правового института.

Цель исследования обусловила круг взаимосвязанных задач, теоретическое рассмотрение которых составляет содержание настоящей работы:

1). с учетом существующих теоретических разработок в области исследования института прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, дать определения данного понятия и понятия видов личных свобод граждан;

2). показать функциональное предназначение данной тематики;

3). проанализировать существующую судебную практику применения норм правоотношений, связанных со свободой личности;

4). рассмотреть вопросы ответственности за нарушение прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации;

5).разработать рекомендации по совершенствованию законодательства, регулирующего институт прав граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Объектом исследования являются права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, как правовое явление.

Предметом исследования являются нормы гражданского, законодательства, составляющие институт вышеуказанного законодательства.

В соответствии с намеченными целями и задачами в первой главе дипломной работы речь пойдёт о теоретике правового аспекта понятия, во второй главе затронуты вопросы возникновения прав и личных свобод, а также их урегулирования и в третьей главе проанализирована правоприменительная практика.


Глава 1. Теоретические аспекты правового регулирования личных прав и свободы человека и гражданина в РФ

Основные понятия личных свобод, свобода передвижения

 

Соотношение понятий «право» и «свобода» характеризуются, прежде всего, тем, что в значительной степени это синонимы: то и другое – субъективное право любого человека и не только гражданина РФ.

Но иногда между этими понятиями проводится различие. Анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…»[9]. В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека. При этом «право» может самой Конституцией включаться в состав «свободы».

Но все же видимое разграничение между основными правами и свободами провести не легко, так какчаще всего вся сфера политических прав с четко определенными правомочиями так же именуется «свободами».

Разница между человеком и гражданином страны, как носителем прав и свобод ясно выражается в текстах Конституции Российской Федерации. Конституционное право и свободы человека предоставляются любому индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица, являющиеся гражданами РФ, статьи Конституции указывают на это.

Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.

Не отрицая определенного рода новизны, специфических сторон и богатства содержания современных развитых представлений о правах человека, важно вместе с тем иметь в виду и момент исторической преемственности этих представлений с предшествующими правовыми воззрениями на человека как участника социальной жизни. Как в реальности, так и теоретически все исторически данные системы права включали и включают в себя важные юридическиеосновы для человека как определенного субъекта права и соответствующие представления о данных ему правах и обязанностях, его свободах и несвободах[10].

В нынешней Конституции нашей страны все личные права и свободы[11] не только являются первыми строками главы о правах и свободах человека и гражданина, но и раскрываются в значительно большей степени, чем это было раскрыто в предшествующих Конституции Российской Федерации документах подобного рода.

Некоторые особенные стороны личных прав и свобод состоят в следующем[12]:

- эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

- эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

- это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Главным личностным правом человека является его право на жизнь[13].Данное право было впервые четко закреплено в российской Конституции сразу после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается.

Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и так далее.Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.

Все принципы и все основы государственного строя упираются в жизнь человека – в высшую социальную ценность, которая должна пронизывать все, даже самые отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатации смерти человека; о запрещении медицинскому персоналу осуществления эвтаназии (удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами) и многие другие.

Но все же до нынешнего момента времени государственные органы сохраняли за собой возможность при некоторых условиях в форме принуждения лишить человека жизни, назначив ему в качестве наказания смертную казнь, хотя данныйпроцессво многом противоречил международным обязательствам Российской Федерации.

Процессы в области правового обеспечения рассматривают данную проблему смертной казни,в основном, в ракурсе защиты ряда фундаментальных прав человека, так как официальные права человека представляют собой главный критерий демократического общества. Данную проблему «невозможно отделить от прав человека и данная проблема совместима с ними, ибо казнь всегда и везде попирает эти права и прежде всего - право на жизнь. С таких позиций отношение общества к этой варварской мере наказания является показателем его морального состояния, гуманизации и цивилизованности»[14].

Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 2 февраля 1999 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан»[15]иными словами объявил в нашей стране мораторий на вынесение смертного приговора: до того момента, пока в действующиезаконы страны не будут внесены необходимые поправки и дополнения, которые обеспечиваютпо всей территории Российской Федерации реализацию прав обвиняемых в преступлениях, за совершение которых возможно назначение смертных казней, на рассмотрение его дела судебными органами с участием присяжных заседателей.В сфере личных правчеловека рассматривается право на охрану правительством страны достоинства личности[16].Учтивое отношение к достоинству личности является неотъемлемым признаком нового и цивилизованного общества.

Однако для претворения в жизнь данного Закона пока отсутствуют необходимые условия. Его реализации препятствуют жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, неупорядоченность правового режима границ государства, крайне высокий уровень преступности и прочее.

Закон устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения и выбора места жительства, Они касаются местностей, в которых существует особый режим (пограничная полоса, закрытые военные городки и административно-территориальные образования, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное или военное положение, территории и населенные пункты, опасные для проживания в связи с инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями и отравлениями людей). В частности, Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (с изменениями от 28 ноября 1996 г., 31 июля 1998 г., 2 апреля, 31 декабря 1999 г.)[17] устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права.

Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее[18].

Принятый в 1996 году Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г.)[19] обеспечивает свободу граждан выезжать за пределы России и возвращаться в

Основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка. Федеральный закон определяет порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а также порядок транзитного проезда указанных лиц через территорию Российской Федерации.

К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность[20]. Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни. Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности[21]. В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию[22].

В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп. от 26 марта 2000 г.)[23]предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести. Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения. Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускается. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах.




2020-02-04 280 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические аспекты правового регулирования личных прав и свободы человека и гражданина в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретические аспекты правового регулирования личных прав и свободы человека и гражданина в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)