Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы правоприменения норм, регулирующих личные права и свободу человека и гражданина в РФ



2020-02-04 240 Обсуждений (0)
Проблемы правоприменения норм, регулирующих личные права и свободу человека и гражданина в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В нашей стране все же постоянно проходит процесс в сфере реформирования всех сторон общественной и государственной жизни, пересмотра ценностей и обновления мировоззренческих основ. Проблемы в области правоприменения несмотря на постоянное изменение законодательства остаются неизменными. И это довольно тяжело воспринимается общественностью, ведь общество в лице руководства нашей страны хочет видеть защитника, который сможет уверенно противостоять натиску извне, но вся вера в правительство проходит, когда гражданин становится жертвой нарушения прав человека со стороны самого государства.

Иными словами, если государство не может обеспечить человеку защиту от внутренних проблем, в сфере соблюдения его прав, гарантированных конституцией, то как речь может идти о защите извне? Об этом стоит задуматься. К сожалению проблемы в сфере правоприменения по-прежнему остаются самыми актуальными в российском обществе. По-прежнему проводится много реформ, но когда приходит время этим реформам совершиться граждане и правительство приходят в тупик, который мешает дальнейшей реализации подобных проектов.

Все же в некоторых сферах правоприменительная практика показала успех. Ряд законопроектов в сфере личных прав и свобод человека, которые были приняты за последние несколько лет, позволили подготовить правовую основу для дальнейшей работы в данной сфере. Несомненно, опыт зарубежных стран в данном вопросе дает возможность перенимать некоторые приоритетные направления деятельности.

Но довольно часто личные права и свободы, вернее их подобие, становятся одной из форм манипулятивного воздействия, когда под прикрытием какого-либо гарантированного права человека, под прикрытием заботы о подобных гарантах гражданина политические лидеры допускают их злейшее нарушение.

Кроме того, граждане постоянно сталкиваются с «двойными стандартами», которые играют роль в решении проблем внутри государства и за его пределами. Эти «двойные стандарты» подразумевают то, что политик начинает игнорировать права человека внутри государства, в то время как по этому же вопросу в ракурсе межгосударственных отношений он выносит данные права во главу угла.

Во многом, переход нашей страны к рыночной экономике поспособствовал ухудшению положения в сфере правоприменения. Сильно ухудшились условия жизни в нашей стране и из-за данных координальных изменений многие права и свободы, которые должно в соответствии с Конституцией гарантировать государство были попраны. Например, социальное обеспечение граждан, даже пожилых в момент становления новой формы экономика было отложено на второй план, а в некоторых регионах страны вообще отсутствовало. Это приводило, несомненно, к недовольству среди населения.

Проблемы в сфере обеспечения прав человека в целом связаны с выживанием целой нации и с вопросом национальной безопасности.

Довольно часто причиной ограничения права человека на свободный выбор места жительства становились вопросы национальной безопасности, когда, например, в СССР большому количеству людей, которые ничем не отличались от обычного населения, просто запрещалось выезжать за территорию страны. Строились различные препоны и преграды.

Изменилось ли что-то с тех давних времен? Неужели за два десятилетия, которые прошли со времен развала Советского Союза правительство не ничему не научилось? Многие политологи и аналитики страны могут с уверенностью сказать, что теория «железного занавеса», опять повторяется. Вернее она не потеряла актуальности в глазах правительства со времен развала СССР. Просто она приняла более завуалированные формы, которые стало сложнее отличить мировому сообществу. Опять появляется эта мысль о «двойных» правовых стандартах. Когда для мирового сообщества в стране царит демократия и соблюдаются права человека и Конституция, а для простого мирного жителя России или для парня призывного возраста государственные органы ограничивают свободу передвижения.

Без сомнения такое отношение к гарантированным правам человека ведет к ещё худшим проблемам. Например, одна из них – это существенное ухудшение демографической ситуации в стране за последние два десятилетия. С 1992 по 2004 гг. включительно естественная убыль населения за счет превышения числа умерших над числом родившихся составила приблизительно 3,4 млн. человек. В 1989 г. умерли 1 млн. 600 тыс. человек, в 2004 г. - 2 млн. 300 тыс. Существенно уменьшилось число родившихся детей: в 1990 г. оно составило 1988 тыс., а в 2004 - лишь 1500 тыс. За последние годы население России сократилось почти на 2%, в том числе и по причине нарушений прав человека.

Кроме того, довольно остро встают проблемы в сфере социальной защищенности граждан (по-прежнему за чертой бедности проживает более 35 млн. человек), бродяжничества (в России около 4 млн. беспризорных детей), распространения алкоголизма и наркомании (около 4 млн. молодых людей употребляют наркотики, ежегодно от 35 до 39 тыс. человек погибают от употребления некачественных спиртных напитков).Особые опасения в сфере нарушений прав человека вызывают темпы роста преступности в стране.

На фоне указанных процессов проблема обеспечения прав и свобод личности приобретает особую остроту, становится важнейшей государственной задачей, заставляющей снова и снова возвращаться к ней как ученых, так и практиков.

Для выработки концепции обеспечения прав и свобод личности в России необходимо использовать, хотя и слабо разработанный в юридической науке конструктивно-критический подход, в основу которого заложена теория правовой технологии. Некоторые ее направления могут послужить основой для системного исследования проблем обеспечения прав человека.Наиболее прогрессивный способ познания процессов обеспечения прав человека возможен в рамках системного подхода.

Системность - это способ не только их организации, но также и развития. Системность обеспечения прав человека заключается во взаимном воздействии всей совокупности факторов, действующих в определенном диапазоне. Особую актуальность при этом приобретает проблема разработки комплексного механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности. Она неразрывно связана с тем, какое место личность занимает в государстве. Государство призвано выступать гарантом правового положения личности, реальным воплощением составляющих его элементов. Оно должно превратиться из силы, которая господствовала над обществом, в орган, выражающий и защищающий его интересы, а также составляющих его социальных групп и каждой конкретной личности.

Государство закрепляет в нормативных актах и обеспечивает действие принципа разделения властей, современных основ федерализма, развития местного самоуправления в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Несомненно, что в цивилизованном обществе в процессе обеспечения прав человека немаловажное значение имеет взаимодействие государства с иными демократическими институтами, включая общественные и религиозные объединения, политические партии и т.д.

И здесь именно личность представляет собой цель и смысл деятельности государства, а ее права и свободы - его высшую ценность.Проблема неудовлетворительного обеспечения прав и свобод личности в России состоит в том, что еще слабо развит институт исполнительской дисциплины, отсутствует реальная ответственность государства и его должностных лиц, низок уровень правового образования и воспитания граждан.

В этих условиях особую значимость приобретают изучение и обобщение опыта организации государственной власти в России с учетом сложившихся системы государственного устройства и формы правления, что непосредственно воздействует на обеспечение прав и свобод личности.

В России идет поиск оптимальной модели функционирования органов государственной власти, в том числе в сфере обеспечения прав и свобод личности. Правовое положение личности в обществе зависит не только от совокупности гарантий, закрепленных в действующем законодательстве, но и от иных условий, которые в теории гарантий не учтены. Поэтому в данном случае необходимо вести речь о системе факторов, определяющих обеспечение прав и свобод личности, в частности об учете негативных воздействий.

С развитием прогрессивных идей обеспечения прав и свобод личности в условиях современной России наиболее ярко прослеживаются роль и значение всей системы правоохранительных органов и в первую очередь органов внутренних дел. Пока нет однозначного подхода в определении места, роли органов внутренних дел и назначении их подразделений в обеспечении прав человека, так как в немалой степени их деятельность связана с ограничениями прав и свобод личности.

Специфика деятельности органов внутренних дел заключается в разносторонности ее характера, прежде всего, по таким ключевым направлениям правообеспечения, как административно-правовое, оперативно-розыскное и уголовно-процессуальное, направленным на профилактику, предупреждение, раскрытие и расследование правонарушений, а также связанным с социальным обслуживанием населения, которые имеют прямое отношение к обеспечению прав человека.

Здесь важно отметить, что полноценно проблема обеспечения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел будет решена в том случае, если надежную поддержку и защиту со стороны государства найдут права и свободы сотрудников этих органов.

Учитывая важность деятельности органов внутренних дел для государственного обеспечения прав и свобод личности, сегодня необходимо внести серьезные коррективы в систему и структуру их управления, совершенствовать кадровую политику и формы профилактического воздействия с использованием подходов, учитывающих современные рыночные отношения.

Несмотря на множество опубликованных работ, обеспечение прав и свобод личности остается малоизученным и слабо разработанным направлением отечественной науки.

Современная концепция обеспечения прав и свобод личности построена на конструктивно-критическом подходе, в основе которого - теория правовой технологии. Правовая технология - система методов, способов и средств, основанная на знаниях, умениях, навыках и процессах в области прав человека, направленная на разработку механизма обеспечения прав и свобод личности, а также совершенствование правозащитных институтов в соответствии с конкретно-историческими потребностями общества и с учетом потенциального его развития.

Правовая технология включает в себя методы поэтапного изменения и корректировки. Метод поэтапного изменения основан на технологии, предусматривающей строго последовательные приемы, способы построения или изменения системы обеспечения прав и свобод личности. Данный метод опирается на закономерности развития природы и предполагает создание долгосрочных программ с расчетом на поэтапное их воплощение. Метод корректировки позволяет быстро вносить изменения в не оправдавшие себя на практике нормативные правовые акты, определенные формы и способы действия правозащитных институтов и так далее. Он не предполагает глобальных преобразований, влекущих разрушение ранее существующих механизмов и создание новых.

В основу метода корректировки заложен социально-правовой эксперимент, т.е. апробирование в масштабах определенного пространства эффективности разработки новой программы в сфере социального, экономического, политического и иного развития общества, призванной существенно изменить устоявшееся положение и при этом избежать негативных последствий, способных привести к значительному ухудшению прав и свобод личности при широком внедрении нововведения

Для обеспечения прав и свобод личности требуются знание и учет всего многообразия воздействующих на поведение людей факторов: положительных и отрицательных, правовых и неправовых. Поэтому гарантии прав личности выступают только одной составной частью системы факторов, определяющих права человека в механизме государственно-правового обеспечения этих прав.

Факторы, влияющие на обеспечение прав и свобод личности, универсальны. Они включают в себя факторы: внешней среды; непосредственно относящиеся к личности; обеспечивающие. При этом на обеспечение прав человека воздействуют факторы международного, общегосударственного, регионального и группового уровней.

Применительно к правам человека в юридической науке идет давний спор относительно соотношения таких ключевых категорий, как «обеспечение», «реализация», «охрана» и «защита».

Базовой категорией среди исследуемых выступает «обеспечение». Применительно к различного рода правовым предписаниям вообще и к правам и свободам в частности категорию «обеспечение» следует рассматривать в трех аспектах: создание предварительных условий; процесс охраны и защиты прав и свобод граждан; итог, результат деятельности личности, общества и государства, выражающийся в фактической реализации прав и свобод личности.

Другие категории понимается следующим образом:

- охрана - это меры, предпринимаемые уполномоченными на то субъектами и гражданами, направленные на предупреждение нарушений прав и свобод личности, устранение и предотвращение причин, их порождающих, и способствующие воплощению этих прав и свобод в жизнедеятельности граждан;

- защиту прав и свобод личности следует понимать в качестве направления правового воздействия, выраженного в своевременном реагировании на нарушение прав и свобод граждан в целях восстановления их первоначального состояния или предоставления соразмерной компенсации;

- реализация предполагает претворение прав и свобод личности в жизнь, воплощение в реальную действительность на основе правомерного поведения субъектов.

Обеспечение прав человека не является стихийным и произвольным, это управляемый процесс. Он основан на совокупности определенных способов обеспечения прав человека, которые могут быть правовыми и неправовыми.

Правовой способ обеспечения прав и свобод личности базируется, прежде всего, на системе нормативного регулирования общественных отношений, обусловленного экономическими, социальными, политическими и иными общественными потребностями. Данный способ в первую очередь связан с процессом правообразования, а также с правоприменением и правоохраной.

К неправовым относятся информационный, организационный и идеологический способы обеспечения прав и свобод личности.

Систему норм, регулирующих общественные отношения, связанные с обеспечением прав человека и гражданина, следует рассматривать как самостоятельную отрасль права - право прав человека, что определяется ее особым правовым режимом, в частности: предметом и методом, особыми целями, принципами и составом субъектов регулирования.

Исторически механизм обеспечения прав и свобод личности возникает с появлением института прав человека и необходимостью их обеспечения в период становления буржуазного государства. Этот механизм не остается неизменным, он развивается, усложняется.

Теоретическое осмысление его построения и принципов действия началось в середине XX века, с появлением в науке системного подхода. Но, несмотря на имеющиеся наработки, полного его отражения по-прежнему нет.

В науке предложен ряд механизмов обеспечения прав и свобод личности, однако наиболее перспективным представляется механизм их государственно-правового обеспечения. Этот механизм соответствует следующим требованиям:

- он охватывает управляющую систему (прежде всего государство, его органы), управляемую систему (нижестоящие органы государства, различные организации, граждане), совокупность средств и методов управленческого воздействия, иные информационные связи, среду, в которой осуществляется соответствующая деятельность;

- учитывает особенности всех факторов, воздействующих на обеспечение реализации, охраны и защиты прав и свобод личности.

Механизм государственно-правового обеспечения прав и свобод личности в качестве разновидности социальной системы следует рассматривать как единство действия следующих механизмов: государства; права, включающего механизм правового регулирования общественных отношений, реализации, охраны и защиты прав и свобод граждан; гарантий обеспечения действия исследуемого механизма (общих и специальных); юридической ответственности. Кроме того, в качестве системообразующих компонентов механизма выступают правовая культура, правовое сознание, законность и состояние правопорядка в стране.

В каждом из этих механизмов можно выделить статические и динамические составляющие. К первым относятся цели, функции, структура, совокупность элементов этой структуры. Ко вторым относятся функционирование этих элементов, их взаимодействие, в том числе информационное, выраженное в реализации управленческих и иных решений.

Основополагающими принципами взаимоотношения государства и личности являются верховенство правового закона, равная обязательность закона для граждан и государства, единство прав и обязанностей сторон, взаимная ответственность государства и личности. Содержание принципов постоянно совершенствуется по мере развития общества.

Применительно к правам человека речь должна идти не о разнообразии классификационных подходов, а о средствах государственно-правового их обеспечения. Ведущая роль в этом принадлежит государству, которое должно взять на себя объединяющую и координирующую роль. Необходимым в настоящей России является учреждение координирующего органа - Комиссара по правам человека, а также российского Суда по правам человека.

Эффективность функционирования механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности напрямую зависит от организации государственной власти в стране. В ее основе заложен принцип разделения властей в качестве системы сдержек и противовесов, при которой каждая власть имеет возможность осуществлять взаимоконтроль и ограничивать друг друга.

В Российской Федерации реально вне системы разделения властей находится Президент, он обладает полномочиями воздействия на законодательную, исполнительную и судебную власти. Это ставит под сомнение действенность принципа разделения властей и может привести к нарушениям прав и свобод личности.

Развитие и стабилизация нашего общества, демократизация и формирование правового государства выдвигают ряд первоочередных задач, среди которых приоритетное значение приобретает развитие механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Представляется, что в современный период эти задачи могут быть осуществлены по следующим направлениям:

- первоочередное решение проблем законодательного регулирования основных прав и свобод граждан, средств и условий их обеспечения на всей территории Российской Федерации;

- создание конкретной, соответствующей конституционным правам и свободам граждан, реально существующей и законодательно закрепленной системы средств и условий обеспечения политической, экономической и социальной защищенности граждан Российской Федерации;

- совершенствование содержания действующих конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации;

- применение разработанных в последнее время принципиально иных подходов как к международному сотрудничеству в области прав человека, так и к решению внутригосударственных проблем в данной сфере;

- совершенствование организационно-правовых средств органов исполнительной власти нашего государства в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

- реализация обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, установленные Конституцией Российской Федерации;

- развитие системы государственного контроля деятельности по созданию и реализации государственными органами, должностными лицами и гражданами условий и средств обеспечения действия прав и свобод человека и гражданина.

Изложенное позволяет говорить, что права человека по своей организации являются сложным объектом, требующим системного изучения. При этом системность требует знания структуры и функционирования всей совокупности прав в сочетании с иными ее элементами. В свою очередь, это подтверждает гипотезу о том, что сегодня нужна российская концепция прав человека, основанная на системной выработке теоретических основ механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности.

 



2020-02-04 240 Обсуждений (0)
Проблемы правоприменения норм, регулирующих личные права и свободу человека и гражданина в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы правоприменения норм, регулирующих личные права и свободу человека и гражданина в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)