Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка эффективности макроэкономической политики России в современных условиях



2020-02-04 254 Обсуждений (0)
Оценка эффективности макроэкономической политики России в современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономическое развитие страны решающей степени зависит от ряда ключевых взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, определяющих ее экономический потенциал: накопленного национального богатства, достигнутого уровня и структуры производства и потребления, наличия и качественного уровня имеющихся ресурсов и экономического устройства и политики, нацеленной на долгосрочное эффективное воспроизводство, повышение благосостояния населения, модернизацию производственного аппарата, рост конкурентоспособности и обеспечение экономической безопасности.

Важнейшими предпосылками успешной экономической политики являются обоснованная стратегия экономического развития и согласование налогово-бюджетной, внешнеэкономической, денежно-кредитной и валютной политики в целях реализации этой стратегии. Между тем, фактически проводимая политика не соответствует целям развития. Инициаторы реформ в их состоявшемся варианте провозглашали, что они принесут стране процветание. Этого не произошло. Объем производства и уровень благосостояния резко упали. Так, 40% населения живет за чертой бедности. Это нельзя назвать победой рыночной экономики и демократии. даже возникшие в результате дефолта 1998 г. условия, вызвавшие начало оживления экономики, не были использованы и наметившийся подъем сменился затуханием темпов роста. Причины этого кроются в неадекватной экономической политике, безответственном отношении к основным видам ресурсов, уходе государства из экономики, пренебрежении к вопросам социального развития, отодвигании проблем повышения качества жизни на последний план, коррумпированности и криминализации общества. [31]

Основными видами природных ресурсов развитых стран являются земли и леса. Россия наряду с землями и лесами располагает огромными запасами полезных ископаемых. В докладе о состоянии минерально-сырьевой базы, представленном Правительством РФ в Государственную думу, стоимость разведанных полезных ископаемых была оценена в 28,6 трлн. долл., а прогнозные запасы в 140 трлн. долл.

Некоторые показатели природно-ресурсного потенциала России характеризуются в таблице 2 Приложения А.

Вместе с тем, большая часть российских запасов полезных ископаемых находится в районах с неблагоприятными климатическим условиями или труднодоступных и их вовлечение в хозяйственный оборот требует огромных инвестиций. С учетом размеров инвестиционных затрат Всемирный банк оценивает разведанные запасы полезных ископаемых на территории РФ в 10 трлн. долл. Россия обладает крупнейшими в мире запасами лесных ресурсов, морепродуктов, питьевой воды и экологически чистых территорий, пригодных для сельскохозяйственного производства.

Однако в этом плане следует учитывать два обстоятельства. Запасы полезных ископаемых являются существенным, но не решающим элементом экономического развития.

Совокупность природно-географических условий Российской Федерации такова, что производство, как правило, требует затрат намного более высоких, чем его аналоги в иных странах мира. Это ставит российские предприятия в менее благоприятные условия по энергоемкости производства и транспортным затратам. [5]

Потенциал современной России, можно охарактеризовать следующим образом - в России есть:

1) большая территория;

2) богатые природные запасы - мы можем обеспечить свои потребности практически любыми сырьевыми материалами;

3) большое население - мы находимся на 8 месте в мире по численности населения;

4) удобное территориальное расположение - выход к морям и границы с другими странами;

5)большинство населения имеет среднее и значительная часть, высшие образование;

6) значительное число научных работников и ученых

7)развитая система безопасности страны - Россия владеет ядерным оружием и почти всеми современными средствами обороны и нападения;

8)культурные исторические ценности;

9) статус ведущей мировой державы; 10) прорывные технологии в основном в космических и оборонных отраслях.

И в России нет или недостаточно для того, что бы быть богатой, следующего:

1) большая часть территории затруднительна для проживания, требует дополнительных затрат, и как следствие малонаселенна;

2) естественного прироста населения - численность умерших людей превышает рождающихся;

3) высокого личного дохода граждан;

4) продуктов и услуг, производство которых получило широкое распространение в мире;

5) передовых технологий дающих преимущественное или монопольное экономическое развитие страны по сравнению с другими государствами;

6) качественного образования позволяющего создавать конкурентные продукты и услуги;

7) развитой структуры туризма - большинство людей в мире не стремятся выезжать в Россию для отдыха.

Сейчас страна находится в созидательной фазе, пытаясь на новых частнокапиталистических началах и на рыночной основе создать новые производительные силы, новые социально-экономические отношения, и в отдельных структурах и сферах экономической жизни это удается.

Федеральная служба государственной статистики отмечала последние годы до начала мирового финансового кризиса рост макроэкономических показателей РФ (таблица 3 и таблица 4 Приложения А).

Проведение ответственной налогово-бюджетной политики было наиболее важным вкладом органов власти в поддержание устойчивого роста в период после 1998 г. Начиная с 2000 г. федеральный бюджет составлялся так, чтобы быть профицитным даже при консервативных оценках цен на нефть. Такой подход обеспечил не только заметный профицит бюджета, но и его сбалансированность независимо от колебаний цен на нефть. Только в настоящем году из-за резкого падения цен на мировых рынках энергоносителей и мирового финансового кризиса, ставшего катализатором сокращения иностранных инвестиций в национальную экономику России, пришлось секвестрировать бюджет из-за возникшего бюджетного дефицита (но это временное состояние).

Правительству в основном удалось преодолеть искушение потратить дополнительные доходы и направить значительную их часть на погашение внешнего долга и создание резервов, в частности, Стабилизационного фонда. Оно также сумело воспользоваться благоприятной бюджетной ситуацией для проведения комплексной реформы налоговой системы, а также ряда институциональных реформ, призванных улучшить процесс выработки финансовой политики и управление государственными расходами.

Жесткая налогово-бюджетная политика тоже способствовала стерилизации части притока иностранной валюты, обусловленного значительным положительным сальдо внешнеторгового баланса. В противном случае он привел бы к более существенному повышению курса рубля или к более быстрому росту денежной массы. Фискальная стерилизация в основном обеспечивалась за счет профицита бюджета, но в последнее время все в большей степени — путем изменения структуры суверенного долга за счет уменьшения в нем доли обязательств, деноминированных в твердой валюте, и соответствующего увеличения доли долговых обязательств, деноминированных в рублях.

Налоговая реформа сыграла важную роль в восстановлении экономики. Упрощение механизма налогообложения содействовало повышению его эффективности, уменьшив искажения хозяйственной деятельности. Многие ставки налогов были значительно снижены, а их налоговая база — расширена. В результате были ослаблены стимулы к уклонению от уплаты налогов и ограничены возможности подобного поведения. Кроме того, налоговая система была сориентирована на изъятие большей доли природной ренты. В частности, дополнительной прибыли, обусловленной высокими ценами на нефть. Наряду с сокращением ставки налога на прибыль и введением единого социального налога это стало первым шагом по уменьшению общей налоговой нагрузки на производственный сектор при одновременном повышении налогообложения ресурсного сектора.

В области бюджетных расходов произошли значительные структурные сокращения. Доля общих государственных расходов (включая расходы на всех уровнях государственного управления и социальные фонды) в объеме ВВП ныне приблизительно на 10 процентных пунктов ниже, чем до кризиса 1998 г., а отношение доходов к ВВП остается приблизительно на докризисном уровне. При этом значительно сократилась задолженность по выплате заработной платы и пенсий. Таким образом, создание федерального казначейства, реформа бюджетных отношений на федеральном уровне и ограничения общих государственных расходов способствовали повышению эффективности управления бюджетными средствами. Погашение долга за счет профицита бюджета и повышение курса рубля привели к резкому сокращению доли средств, расходуемых на обслуживание долга, в ВВП.

На федеральном уровне расходы на выплату процентов уменьшились с 3,4% ВВП в 1999 г. до 1,7% в 2003 г. Более низкий уровень государственных расходов позволил ослабить налоговую нагрузку на экономику, что явилось дополнительным стимулом для частных инвестиций и потребления и, следовательно, для экономического роста.

Разумная налогово-бюджетная политика и обусловленный ею профицит бюджета сыграли ключевую роль в оживлении частных инвестиций. Выпуск новых государственных облигаций в период после кризиса 1998г. был ограниченным, они характеризовались отрицательными реальными процентными ставками, что стимулировало более производительное использование частного капитала и рост инвестиций. Кроме того, в последние годы усилилось положительное влияние жесткой финансовой политики на процентные ставки. Укрепление финансовой дисциплины помогло уменьшить спрэды по российским внешним долговым обязательствам и снизить внутренние реальные процентные ставки.

Снижение уровня суверенного внешнего долга наряду с улучшением оценок состояния российской экономики способствовало тому, что крупные российские компании стали во все больших масштабах привлекать кредиты иностранных банков и осуществлять заимствования на международных рынках. Общий объем внешних долговых обязательств российских предприятий в 2000—2003 гг. увеличился более чем на 20 млрд. долл. Хотя подобная тенденция сопряжена с определенными системными рисками, положительной ее стороной является то, что российские банки вынуждены кредитовать более широкий круг корпоративных клиентов, а также физических лиц.

В последние годы денежно-кредитная политика определялась стремлением к достижению двух противоречивых целей. Центральный банк РФ (ЦР) проводил политику, направленную на постепенное снижение темпов инфляции, ограничивая при этом повышение реального курса рубля, чтобы не ухудшить конкурентоспособность российской промышленности. С учетом значительного положительного сальдо счета текущих операций и уменьшения чистого оттока капитала желание предотвратить слишком быстрое повышение курса рубля вынуждало ЦБ активизировать интервенции на валютном рынке. В период до 2002 г. его задача облегчалась в силу значительного чистого оттока частного капитала. Фискальная стерилизация также позволяла заметно ослабить внешнее давление на счет текущих операций, что уменьшало потребность в интервенциях со стороны ЦБ. Однако в 2003 г. масштабы фискальной стерилизации сократились, к тому же, вероятно, ее воздействия в любом случае оказалось бы недостаточно, поскольку чистый отток частного капитала резко упал. Политика ограничения роста номинального и реального курсов рубля стала во все большей степени проводиться посредством широкомасштабной скупки ЦБ поступавшей в страну иностранной валюты.

В результате резервы ЦБ достигли очень высокого уровня по международным стандартам. Однако в отсутствие эффективных инструментов крупномасштабной стерилизации накопление резервов привело к значительному увеличению денежной массы.

Проведение крупномасштабной долгосрочной денежной стерилизации остается невозможным, поскольку ЦБ по-прежнему не может выпускать собственные долговые ценные бумаги. Хотя соответствующий закон был принят в 1990-е годы, он все еще не действует, поскольку недавно расформированная Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг так и не приняла требуемых законодательных актов. Вместо этого ЦБ в настоящее время использует государственные облигации из своего портфеля в рамках операций «обратное репо» в основном для целей кратко - срочной стерилизаций.

В результате сочетания довольно жесткой налогово-бюджетной и нежесткой денежно-кредитной политики реальные ставки по рубленым кредитам, предоставляемым предприятиям и гражданам, начиная с середины 2000 г. были очень низкими, а реальные процентные ставки по вкладам и государственным облигациям были фактически отрицательными, что создавало очевидный стимул для экономического роста.

С учетом этих обстоятельств акцент на поддержании краткосрочного роста мог быть целесообразным и ЦБ все еще был в состоянии сдерживать инфляцию (чему способствовал быстрый рост спроса на деньги) и обеспечивать снижение ее темпов. В 2001—2008 гг. повышение реального курса рубля ограничивалось приблизительно 6% в год при том, что инфляцию удалось снизить с 20% в 2000 г. до 12% в 2008 г. В 2003 г. впервые после кризиса 1998 г. инфляция оставалась в пределах установленного правительством целевого диапазона, однако после медленного уменьшения на протяжении приблизительно двух лет вновь начал расти показатель базовой инфляции.

Тяжеловесная односторонняя экономика России с креном в сырьевые отрасли, с бюджетом, который формируется на 90% за счет налогов и сборов с бизнеса, негативно влияет на благосостояние населения, на всю социальную сферу страны. При таком подходе средства, которые государство, предприятия и организации выплачивают работникам, формируются по остаточному принципу. Образовался порочный круг: у нас очень низкие налоги с населения (единая ставка - 13% дохода) и практически отсутствует реальный налог на имущество, включая жилье граждан, что, казалось бы, должно обеспечить высокие реальные доходы граждан. Но эти низкие налоги взимают с очень низкой заработной платы и невысоких доходов населения. Из-за низкой оплаты труда население не может полностью платить за жилье, коммунальные услуги, пассажирский транспорт, не может ничего отчислять на свои пенсии или лечение. Поэтому государство из своего бюджета проводит дотацию расходов на жилье, коммунальные услуги, пенсии, страховки по здравоохранению, а все это целиком покрывается предприятиями и организациями, поэтому у нас такие высокие налоги с них.



2020-02-04 254 Обсуждений (0)
Оценка эффективности макроэкономической политики России в современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка эффективности макроэкономической политики России в современных условиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)