Основные направления совершенствования государственного регулирования в России
Основные направления развития Российской Федерации определены в стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года. Реализация этих программ направлена: на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами, на укрепление конкурентоспособности и безопасности страны. Для достижения поставленных целей, Правительству Российской Федерации потребуется решить ряд важных социальных, институциональный, макроэкономических и структурно-инвестиционных задач. Важным вопросом является сочетание экономических, административных и других рычагов управления. Выбор преобладающего метода управления во многом определяет существующий в стране предпринимательский и инвестиционный климат. В частности, активное использование административного метода управления приводит к бюрократизации и ухудшению делового климата в стране. Для обеспечения развития страны необходимо оптимальное сочетание различных методов управления, что особенно важно для России, где рыночные институты только развиваются. При этом в системе документов, определяющих перспективы развития, ключевое место принадлежит концепции комплексного социально-экономического развития. Разрабатывается она на основе долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ и ее субъектов и включает следующие разделы: 1. Оценку уровня социально-экономического развития России в целом и отдельно по регионам, характеристику выполнения ранее установленных целей и задач политики. 2. Анализ важнейших проблем. 3. Основные направления, цели, задачи и приоритеты политики на долгосрочный период, методы их реализации. 4. Основные направления, цели, задачи и приоритеты политики на среднесрочную перспективу, методы их реализации. Главной концепцией среднесрочной программы социально-экономического развития РФ должно явиться резкое повышение конкурентоспособности России, что предполагает реализацию антиинфляционных мер, мер по стимулированию экономического роста, предложения по развитию топливно-энергетического комплекса и отраслей, специализирующихся на создании альтернативных видов и источников энергии для бытовых и промышленных целей, а также реализацию национальных проектов. При этом, в качестве основополагающих принципов в реализации направлений по повышению конкурентоспособности страны должны быть использованы следующие принципы: — принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития, которое приходит на смену политике выравнивания уровня регионального развития и предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы. Поэтому экономический рост, предпринимательская активность, инновационный процесс в «опорных регионах» отличаются наибольшей интенсивностью, оказывая влияние на другие территории, которые не входят в «полюса». В США, Великобритании, Германии можно выделить несколько почти равных по значению ведущих районов, однако на фоне других территорий страны они также резко выделяются. Таким образом, в каждом государстве в силу природных, исторических и экономических причин заметно выделяется один, реже несколько экономических центров. В Российской Федерации с учетом масштаба ее территории для обеспечения ускоренного социально-экономического роста необходимо выделить и поддержать сеть «опорных регионов»; — принцип «преференции за реформы». Если территория не получила статуса опорного региона, государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на обеспечение равного доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан. На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив. В том числе должна быть трансформирована финансовая помощь регионам — она должна поддерживать социальными трансфертами отсталые территории, а депрессивные территории ориентировать на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы. Должны получить развитие внебюджетные и инвестиционные инструменты поддержки стратегических проектов регионального развития, в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития должна оказываться селективная бюджетная (грантовая) поддержка региональных инициатив; — принцип синхронизации действий («принцип синергии»). Он требует, во-первых, синхронизации основных реформ, осуществляемых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов. Во-вторых, выстраивания федеральных приоритетов в логике кооперации регионов. В-третьих, согласованности направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития, используемыми федеральными органами власти; — принцип дифференцированности государственной политики регионального развития. Интеграция Российской Федерации в глобальную экономику в ближайшее время приведет к выделению на ее территории следующих зон, в отношении которых должны быть сформулированы различные цели социально-экономического развития и сформированы различные меры достижения данных целей; — принцип субсидиарности, который предполагает децентрализацию властных полномочий и исполнение тех или иных полномочий социально-экономического развития регионов Российской Федерации (и соответствующую передачу этих полномочий) на уровне управления, на котором они могут быть исполнены наиболее эффективным образом. Именно за счет мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов возможно провести социально-экономические преобразования, с одной стороны, позволяющие значительно увеличить ВВП, а с другой — провести комплекс мер по снижению уровня бедности. Достижение обеспечения конкурентоспособности России и ее регионов позволит реализовать добиться следующие преимуществ: — создать условия для эффективной интеграции регионов в мировой рынок, ускорение социально-экономического развития Российской Федерации за счет правильного (в соответствии с логикой действия рыночных сил) распределения производительных сил по территории, развития системы расселения и повышения связанности страны, что должно открыть доступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста; — стимулировать развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях; — сформировать конкурентоспособные в глобальном аспекте территориальные производственные кластеры, в том числе в инновационно-емких секторах экономики; — обеспечить переход к поляризованному развитию и созданию нового пространственного каркаса страны из «опорных регионов». Второе ключевое направление: консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики. Данная цель направлена на: — обеспечение сплоченности территорий и единства экономического пространства страны при сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции; — устранение барьеров на свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков; — устранение препятствий для реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на региональном и местном уровне и т.д. Третье направление социально-экономического развития России заключается в совершенствовании человеческого капитала, повышении пространственной и квалификационной мобильности населения, что предполагает: — обеспечение воспроизводства населения и стабилизация его численности как в стране, так и на отдельных территориях за счет поддержки молодых семей и молодежи для стимулирования подъема компенсаторной рождаемости, формирования социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста — создание системы образовательных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала территорий, обеспечение воспроизводства населения и стабилизации его численности, как в стране, так и на отдельных территориях; — содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответ на вызовы новых экономических условий; — реализация миграционных программ, обеспечивающих формирование в российских регионах эффективных балансов демографических и трудовых ресурсов, а также адаптацию (ассимиляцию, интеграцию и натурализацию) мигрантов в российском обществе; — повышение продуктивности этнокультурного потенциала российского общества. Четвертое направление — коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления, Необходимо отметить, что реализация данных направлений, с нашей точки зрения, невозможна без стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов. Заключение В результате рассмотрения темы, мы определили, что рыночный механизм, основанный на свободной конкуренции и равновесных ценах, имеет недостатки. Так свободная рыночная экономика в силу имманентных ей законов неизбежно в ходе своего развития ведет к концентрации производства и образованию монополии, нарушающих механизм свободного ценообразования. Рыночный механизм ведет также к дифференциации производителей, к расслоению членов общества по уровню доходов, обострению очередных экономических кризисов. В результате цели рыночного хозяйства не достигаются. Следовательно, необходимы механизмы нейтрализации монополизма, усиления социальной защиты населения и т.д., что и достигается с помощью государственного регулирования. Цель государства в рыночной экономике - не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Недооценка экономической роли государства, как свидетельствует опыт реформирования экономики в нашей стране, порождает крайне негативные последствия. ГРЭ представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых госучреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Субъектами ГРЭ являются носители, выразители и исполнители экономических интересов. Между субъектами, с одной стороны, целями и средствами ГРЭ с другой стороны существуют многообразные прямые и обратные связи. Основные объекты ГРЭ – экономический цикл, хозяйственная структура, условия накопления, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда, внешнеэкономические связи. Важным элементом ГРЭ является дерево целей, постоянно изменяющихся в зависимости от конкретных проблем, стоящих перед экономикой страны. Средства (инструменты) ГРЭ подразделяются на административные (обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, защита конкуренции) и экономические (перераспределение дохода и богатства, корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта, стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста). Наиболее широко применяются изменения налоговых систем, налоговые скидки, ускорения амортизации, разного вида льготы. Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию. В своем развитии ГРЭ прошло ряд этапов: от создания общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала до разработки и согласования международных целевых программ. Важнейшие границы эффективности ГРЭ: мотивация предпринимательской деятельности; социальное налогообложение; прирост ВВП. ГРЭ не только должна продолжать развиваться, но и развивается. Приоритетными являются следующие задачи: защита прав собственности и улучшение корпоративного управления; защита прав кредиторов; выравнивание условий конкуренции и действенная антимонопольная политика; дебюрократизация экономики; повышение эффективности управления государственной собственностью; развитие финансовой инфраструктуры. Важными задачами являются сокращение оттока капитала и создание благоприятных условий для притока инвестиций, в том числе иностранных. Параллельно предполагается стимулировать инвестиционную активность населения путем создания такого механизма, как индивидуальные инвестиционные схемы, которые позволят гражданам на условиях доверительного управления осуществлять инвестиции в российские ценные бумаги. В рамках улучшения делового климата, которое является необходимым условием для привлечения инвестиций, планируется продолжить развитие корпоративного управления. Необходимо учитывать, что устойчивое развитие экономики и общества, формирование сильного и эффективного государства возможно только на основе социальной консолидации, расширения социальной поддержки целей и действий власти. Важной составной частью государственной политики является региональная политика. Позитивное развитие страны возможно при условии, что будет учитываться разнообразие природных, геополитических, социально-экономических, национально-культурных и других условий в различных частях страны. Основными вопросами региональной политики являются: координация региональных задач социально-экономического развития и общегосударственных целей, совершенствование муниципального управления, усиление интеграции экономического пространства. Совершенствование государственного регулирования экономической деятельности в современных условиях России предполагает перенос акцента на региональный уровень в контексте проводимой в стране административной реформы. При этом необходимым условием является проведение социально-экономической политики регионов в рамках государственной социально-экономической политики. В качестве основных плановых документов, регламентирующих социально-экономическое развитие региона в увязке с другими уровнями управления, целесообразно разрабатывать следующие: ─ концепцию социально-экономического развития региона; ─ комплексную программу социально-экономического развития региона; ─ планы действий Администраций; ─ региональные целевые программы, отраслевые концепции и программы развития территорий; ─ бизнес-планы инвестиционных проектов. Задачи организации современной системы формирования социально–экономической политики региона, решаемые в условиях перехода к рыночным отношениям, практически полного отсутствия административных директив вышестоящего уровня власти и необходимости принятия самостоятельных экономически обоснованных решений, требуют выполнения ряда условий. Во-первых, процесс работы над концепцией и среднесрочной программой должен быть инициирован высшим руководителем (губернатором) и поддерживаться первыми лицами региона. Во-вторых, к процессу разработки концепции развития, подготовки программы социально-экономического развития, необходимо подключить широкие слои общественности. В-третьих, в работе по планированию обязательно должны участвовать представители вышестоящей власти (федеральной, федерального округа). В-четвертых, новизна и сложность работ, связанных с разработкой стратегических документов развития, обуславливает необходимость совместных усилий ученых, специализирующихся на решении проблем перспективного развития территорий и владеющих методологией исследования, и специалистов-практиков, непосредственно занятых в структурах регионального управления. Глоссарий
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (574)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |