Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика и виды экономической дипломатии



2020-02-04 238 Обсуждений (0)
Специфика и виды экономической дипломатии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Существуют расхождения в самом понимании целей и задач экономической дипломатии.

Одни видят в экономической дипломатии всего лишь механизмы продвижения торгово-экономических интересов национального бизнеса, включая даже недопустимые механизмы дипломатической защиты. Другие рассматривают экономическую дипломатию как еще одну возможность укреплять международные позиции своей страны, ее возможности на переговорах. Третьим представляется особенно важным использование торговых и иных аналогичных проблем как средства продвижения за рубеж норм и стандартов ведения экономических отношений в том нормативном и социально-политическом русле, которое отвечает интересам конкретных национальных финансово-промышленных элит.

Четвертым возможности экономической дипломатии видятся как удобный механизм передела рынков и сфер влияния в выгодном для них ключе.

Цели экономической дипломатии:

Обеспечение внешнеэкономической безопасности, то есть предупреждение или предотвращение угроз для сбалансированного развития хозяйства вследствие нарушения внешнеэкономических связей. В частности, здесь речь идет о бесперебойном снабжении населения продовольствием и медикаментами, предприятий - энергетическими ресурсами и так далее. Однако роль экономической дипломатии не сводится к действиям в случае чрезвычайных ситуаций, она осуществляет данную деятельность в повседневных мероприятиях. Обеспечение стране условий международного экономического сотрудничества, способствующих повышению уровня и качества жизни ее населения.

Экономическая дипломатия помогает расширять внешнеэкономические связи и их формы, что способствует решению внешнеполитических задач и стратегий государства.

Задачи экономической дипломатии:

1. Расширения взаимовыгодного экономического сотрудничества

.Обеспечение внешнеэкономической безопасности, то есть предупреждение или предотвращение угроз для сбалансированного развития хозяйства вследствие нарушения внешнеэкономических связей. В частности, здесь речь идет о бесперебойном снабжении населения продовольствием и медикаментами, предприятий - энергетическими ресурсами и так далее.

.укрепления международной конкурентоспособности страны и получения выгод и конкурентных преимуществ на мировом рынке.

. обеспечение национальных интересов в быстро глобализирующемся мире.

. использования национальных ресурсов либо во внешнеполитических целях, либо для получения преимуществ за счет торговых партнеров.

Главной задачей экономической дипломатии, на мой взгляд, является также обеспечение для страны и ее предпринимателей выгодных условий для международного экономического взаимодействия. В идеале это должно способствовать повышению прибыльности, обеспечению непрерывности и безопасности осуществляемых внешнеэкономических операций страны в целом и росту уровня и качества жизни ее населения.

Конечно, усиление экономической взаимозависимости стран в условиях глобализации вынуждает правительства иногда прибегать к средствам экономической дипломатии для решения и внешне­политических задач, особенно в периоды, когда с помощью традиционных дипломатических средств не удается найти взаимоприемлемого решения.

Несомненно, эффективность экономической дипломатии и, соответственно, внешнеэкономической деятельности страны в целом и ее предпринимателей, в частности, зависит от наличия четкой государственной внешнеэкономической стратегии. В ней должны быть ясно сформулированы общие цели, конкретные задачи и стратегические направления развития внешнеэкономической деятельности, указаны приоритеты в товарной и географической структуре внешней торговли, направления и наиболее желательные формы инвестиционного сотрудничества. В условиях рыночной (капиталистической) экономики ориентация бизнеса исключительно на получение максимальной прибыли кажется вполне логичной. Однако, в реальной практике это не совсем так. Поэтому поддержка интересов частного бизнеса на мировом рынке - особый раздел в искусстве экономической дипломатии.

Инструменты и методы современной экономической дипломатии весьма разнообразны - от традиционных деловых переговоров до прямого лоббирования национальных интересов на глобальном рынке и проведения соответствующей, продвигающей нужное решение в практику и формирующей общественное мнение, информационной политики. Методы экономической дипломатии предполагают также использование инструментов традиционной дипломатии: ноты и заявления, консультации и обсуждения, обмен мнениями, в том числе в неофициальном порядке, визиты и встречи, участие в работе международных экономических организаций. В мире практически сформировался механизм экономической дипломатии, состоящий из всех известных приемов и методов, который используется для достижения договоренностей с другими странами о взаимных уступках на двусторонней и многосторонней основе. Одним из специфических аспектов экономической дипломатии является мастерство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования конфликтов в экономических отношениях, поиска компромиссов и взаимоприемлемых договоренностей, заключения соглашений в той или иной форме, предусматривающих расширение внешнеэкономического сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды, насколько это возможно в условиях глобальной конкуренции. Однако, взаимной выгоды, как известно, можно добиться преимущественно только путем взаимных уступок. Поэтому именно осознанные взаимные уступки выступают важным средством достижения компромисса в любых ситуациях и приобретают особое значение в условиях глобализации и глобальной конкуренции, нацеленной на достижение глобального превосходства.

В современных условиях всеобщей глобальной конкуренции практически нет союзников. Полномасштабная глобальная конкуренция изначально предполагает т.н. « схватку», в которой выигрывает сильнейший. Она реально ухудшает отношения, практически исключает полноценное сотрудничество, но улучшает покупательский климат и обостряет сбытовой инстинкт и тягу быть лучшим и сильнейшим, стимулирует волю к выживанию в сложных условиях мирового рынка. Собственно, глобальные конкурентные игры на современной мировой экономической арене чем-то напоминают бой древнеримских гладиаторов, слегка замаскированный духом соревнования и легитимной целью - создания стратегических альянсов партнеров по бизнесу, которые в любой момент в случае изменения их целей и малейшего нарушения их интересов могут превратиться в самых ярых конкурентов. А это значит, что участвующие в подобной современной конкурентной игре должны постоянно находиться в политическом и экономическом тонусе и напряжении, отслеживая маневры своего партнера-конкурента. В условиях глобальной конкуренции весьма актуальны стратегические рекомендации Н. Макиавелли и представляется особенно перспективной активная, иногда даже агрессивная по форме экономическая дипломатия с целью: проникновения и захвата перспективных мировых и региональных рынков. Именно поэтому практически все страны мира стремятся укрепить свои институциональные и организационные структуры для поддержки внешнеэкономической деятельности и лоб­бирования интересов отечественных компаний за рубежом.

Напомним, что конкуренция « ни чиста, ни совершенна». Но, несомненно, существует «точка перехода» от состояния конкуренции к подобию сотрудничества. Именно эту « точку» пересечения интересов, основанную на взаимных уступках в решении своих или общих проблем и необходимо найти в процессе дипломатических переговоров на экономической почве. В частности, при обсуждении глобальных, общих для всего человечества проблем на межнациональном уровне, в рамках международных организаций, на международных встречах глав-государств, особенно, на встречах «Большой восьмерки» упоминаются такие категории, как «глобальное партнерство» и «глобальный потенциал». Это выводит дипломатию и экономическую дипломатию в частности на качест­венно иной уровень развития и значимости, который характеризуется расширением возможностей и повышением ответственности за решения общемировых задач.

Статус экономической дипломатии в системе государственной власти практически всех стран, в том числе и России, высок и непрерывно повышается, существенно расширяются функции и улучшается ка­чество работы, повышается виртуозность и профессиональный уровень персонала. Во главе подобных структур, как правило, находятся руководители высокого уровня, имеющие богатый опыт дипломатической работы и хозяйственного управления, хорошо понимающие цели и задачи страны и ее предпринимателей. С целью проведения более активной и эффективной внешнеэкономической стратегии России, в условиях взятого курса на ускорение инновационного развития экономики страны, представляется необходимой целенаправленная подготовка и соответствующее образование молодых квалифицированных, профессиональных кадров со специализацией в области экономической дипломатии, для выполнения столь сложной и деликатной работы по продвижению национальных экономических интересов РФ на мировом рынке в условиях глобальной конкуренции. « Крупномасштабное производство виртуозных гладиаторов-дипломатов», способных эффективно отстаивать интересы страны и ее предпринимателей на глобальной экономической арене можно считать важным направлением международного финансово-экономического образования и фактором успешной реализации инновационной стратегии развития России.

Основными функциями современной экономической дипломатии являются:

а) продвижение национального экономического интереса на мировом рынке и обеспечение национальной экономической безопасности;

б) выполнение функций по реализации внешней экономической политики;

в) государственное содействие формам и методам участия национальных структур в международной экономике;

г) повышение роли экономических вопросов при проведении консультаций между посольствами, министерствами и т.д.

Основные методы экономической дипломатии. Дипломатическая миссия является основной структурной единицей в предоставлении своему государству информации об основных принципах и структуре и тенденциях развития экономики страны пребывания, ее планов и программ, валютно-финансового состояния, развития внешнеэкономических связей, конъюнктуры рынков товаров и услуг; ее экспортного и импортного потенциала, о запросах прямых инвестиций в экономику страны, собранной через официальные источники, к которым миссия имеет непосредственный доступ. Все это позволяет создать потенциал для дальнейшего экономического сотрудничества.

Одной из главных задач дипломатических миссий является содействие участникам внешнеэкономических отношений своей страны в их работе на рынках страны пребывания, защита и осуществление контроля над соблюдением интересов страны в процессе их деятельности и ее координация без вмешательства в их хозяйственную деятельность; представление своего государства как страны, чье финансовое, экономическое и политическое положение позволяет рассматривать ее в качестве надежного партнера в области внешнеэкономической деятельности, оказывать содействия своим участникам внешнеэкономической деятельности в ее осуществлении, организовывать переговоры, конгрессы, семинары, круглые столы, выставки; прорабатывать поступающие предложения своих предприятий по организации экспорта - импорта товаров и услуг, инвестиционных запросов и предложений, оказывать им консультационно-информационные услуги, использовать местных экспертов для анализа экономики и рынка, где требуются потому специальные знания, которых может не иметь профессиональный дипломат.

 



2020-02-04 238 Обсуждений (0)
Специфика и виды экономической дипломатии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика и виды экономической дипломатии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)