Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внутренняя политика Александра I: основные направления, реформы, итоги правления.



2020-02-04 1090 Обсуждений (0)
Внутренняя политика Александра I: основные направления, реформы, итоги правления. 0.00 из 5.00 0 оценок




Причины проведения реформ

 • Распространение в России идей французского Просвещения, на которых было воспитано новое поколение политической элиты (включая самого императора).

• Опасения, что в случае отсутствия реформ в России произойдёт революционный взрыв, подобный Французской революции XVIII в.

Основные задачи: I этап (1801– 1812/14 гг.)

1. Отмена деспотических распоряжений Павла I: 2 апреля 1801 г. — восстановление Жалованных грамот дворянству и городам. 2 апреля 1801 г. — указ об упразднении Тайной экспедиции — органа политического сыска. 15 марта 1801 г. — указ о возвращении репрессированных Павлом I- итог: Либерализация общественной жизни

2. Усовершенствование государственного строя России под влиянием прогрессивных сил: 1801 г. — создание Негласного комитета (П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей — друзья Александра I с юности). К деятельности комитета был привлечён М.М. Сперанский – итог: Появление неофициального органа, стремившегося провести широкие преобразования либеральной направленности; 8 сентября 1802 г. — учреждение министерств (от лат.— служба, должность) (в 1802 г. — 8 министерств): министры единолично (а не коллегиально) принимали решения и несли за них персональную ответственность – итог: Завершение процесса реорганизации петровской системы центрального управления; 1802 г. — создание Комитета министров. 8 сентября 1802 г. — указ, расширяющий права Сената: объявление его «хранителем законов», высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией – итог: Появление органа, координирующего деятельность министерств Функции Сената оказались призрачными; 1 января 1810 г. — учреждение по предложению М. М. Сперанского Государственного совета (просуществовал до 1917 г.) – итог: Появление законосовещательного органа при императоре;

3. Изменения в крестьянском законодательстве: 12 декабря 1801 г. — указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянами – итог: Начало буржуазного землевладения в России; 20 февраля 1803 г. — указ «о вольных (свободных) хлебопашцах»: землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп - итог: Этот акт имел в большей степени моральное, нежели практическое значение; 10 марта 1809 г. — указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет публиковать объявления о продаже крестьян. 1804–1805 гг. — запрещение в Лифляндской и Эстляндской губерниях продавать крестьян без земли. Повинности крестьян в пользу помещиков фиксировались, вводилось крестьянское самоуправление – итог: Ограничение в определённой степени крепостного права;

4. Преобразования в сфере народного образования: 1803 г. — новое положение «Об устройстве учебных заведений»: единая система школ — 4 ступени: приходские училища (при церкви) — 1 год, уездные (для горожан) — 2 года, губернские гимназии — 4 года, университеты (для дворян). Открытие университетов: 1802 г. — в Дерпте; 1803 г. — в Вильно, в 1804 г. — в Харькове и Казани. 1804 г. — открытие Главного педагогического института в Санкт-Петербурге, преобразованного в 1819 г. — в университет. 1804 г. — университетский устав: закрепление автономии университетов. Создание привилегированных лицеев: 1805 г. — Демидовского в Ярославле; 1811 г. — Царскосельского. 1804 г. — издание достаточно либерального по характеру цензурного устава – итог: Либерализация и развитие системы образования;

II этап (1812/ 14–1825 гг.)

1.Попытка решения крестьянского вопроса: Указы об освобождении крестьян Эстляндской (1816 г.), Курляндской (1817 г.), Лифляндской (1819 г.) губерний от крепостной зависимости (без земли) – итог: Крестьяне, получив личную свободу, но лишившись при этом права на землю, оказались в полной зависимости от помещика; 1818 г. — проект генерала графа А.А. Аракчеева: покупка государством помещичьих земель и наделение крестьян землёй (по 2 десятины на душу). 1819 г. — проект министра финансов и уделов Д.А. Гурьева: разрушение крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа – итог: Оба проекта одобрены Александром I, но ни один из них так и не был реализован; 1822 г. — восстановление права помещиков отправлять крепостных крестьян «за дурные проступки» на поселение в Сибирь – итог: Расширение прав помещиков в отношении крепостных

2. Осуществление конституционных идей: 27 ноября 1815 г. — введение Конституции в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи, учреждение выборного двухпалатного парламента (сейма) – итог: Польша стала конституционной монархией; 1818 г. — поручение, данное Александром I Н.Н. Новосильцеву, подготовить проект конституции – итог: 1821 г. — проект конституции под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» подготовлен; «Государственная уставная грамота Российской империи»: • законосовещательный парламент из двух палат (Сенат, Посольская палата); • разделение страны на 12 наместничеств – итог: Данный конституционный документ не был обнародован и введён в действие;

3. Снижение расходов на армию, создание резерва обученных войск: 1810–1857 гг. — военные поселения — особая организация войск в России, совмещавших военную службу с занятием сельским хозяйством (организатор: А.А. Аракчеев). Созданы в Новгородской, Херсонской, Витебской, Подольской, Киевской губерниях, на Кавказе – итог: Жестокий режим и строгая регламентация привели к восстаниям в Чугуеве (1819 г.), Новгороде (1831 г.);

4. Изменение политики в сфере образования: 1817 г. — преобразование Министерства просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения (глава — обер-прокурор Синода А.Н. Голицын). 1819 г. — 11 профессоров Казанского университета были уволены за вольнодумство. Опала в Московском университете. Ужесточение цензуры – итог: Усиление влияния церкви и религии. Гонения на просвещение и печать;

Последствия

• Реформы Александра I при всей их половинчатости способствовали модернизации России. • Созданные новые органы власти (Государственный совет и министерства) просуществовали до начала XX в.; мощный импульс получило образование. • Менее всего реформы затронули социальные отношения, поскольку помещики неохотно пользовались своим новым правом отпускать крестьян «на вольные хлеба»



2020-02-04 1090 Обсуждений (0)
Внутренняя политика Александра I: основные направления, реформы, итоги правления. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внутренняя политика Александра I: основные направления, реформы, итоги правления.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1090)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)