Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет №1. Предмет истории как науки.



2020-02-04 328 Обсуждений (0)
Билет №1. Предмет истории как науки. 0.00 из 5.00 0 оценок




Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.
Недостатками формационного подхода можно считать то, что многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).

Цивилизационный подход основным критерием подразумевает духовно-культурную сферу. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов - столько и трактовок этого понятия. И следовательно эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по разному классифицируют государство. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории, всеобщих исторических закономерностей
Недостатками цивилизационного подхода является то, что он не позволяет взглянуть на историю, как на целостный, закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.
С начала 90-х годов наблюдалось стремление "избавиться" от формационного подхода и всего, что касается марксизма. Поэтому активно внедрялся цивилизационный подход.
Сами по себе эти подходы ни являются плохими или хорошими. Каждый из них имеет и плюсы и минусы. И оба этих похода имеют право на существование. Они просто рассматривают историю с разных сторон. Если с помощью этих подходов изучается история, публикуются монографии и статьи, написанные с применением этих походов - это хорошо.
Плохо другое. Неправильным оказалось внедрение цивилизационного подхода в школе без должной подготовки. Во - первых в исторической науке не сложилось единого мнения о том, какой же подход применять. Следовательно пока наиболее верным стоит считать формационный подход (при условии учёта всех его недостатков) Во - вторых сторонники цивилизационного подхода не определились даже с ключевым понятием своей концепции "цивилизация". И всё это привело к тому, что появились разнообразные учебники - с формационным подходом и разными цивилизационными подходами.
История - явление многогранное и изучать её необходимо со всех сторон. При изучении истории полезно применять оба этих подхода.

При преподавании в школе целесообразно остановиться на каком -то одном подходе. И в данный момент это, по всей видимости, это должен быть формационный подход, потому как он позволяет понять закономерности исторического развития.

Билет №2(проблема антов и славян по письменным и археологическим источникам)

Славяне- крупнейшая в Европе этноязыческая группа. По данным исторического языкознания, письменных источников и археологии славяне VI—VII вв. проживали на территории Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от рек Эльбы и Одера на западе, через бассейн Вислы, до верховьев Днестра и среднего течения Днепра на востоке. На западе соседями славян были германцы и кельты. На севере и северо-востоке — балты и финно-угорские народы. Восточными соседями славян были остатки иранских (скифы, сарматы), и к этому времени почти вытеснившие первых, тюркские племена (булгары, хазары). Южными соседями были греки иримляне, вместе с подвергшимися романизации и эллинизации иллирийцами,фракийцами и древними македонянами. Наиболее ранние упоминания (Плиний Старший, Тацит), вероятно связанные с этногенезом славян, относятся[3] к венедам. Более подробны сведения 5 — 6 вв., в частности, в трудах византийского дипломата и историка Приска, византийского писателяПрокопия Кесарийского.

А́нты (др.-греч. Ἄνται) — название раннеславянских племён IV—VII веков. Упоминаются в византийских и готских источниках VI—VII веков.

Рыбаков считает, что Представители пеньковской и ипотешти-кындештской культур идентифицируются с антами, В V—VII вв. анты были отдельнойдревнеславянской этноплеменной группировкой, сформировавшейся в III—IV вв. в составе черняховской культуры в условиях взаимодействия восточных венетов с ираноязычным населением

В.Седов считает, что древнеславянская этноязыковая группа сформировалась в северо-восточной части среднеевропейской общ-ности на основе лужицкой культуры (XIII-VI вв до н.э.). Это те пле-мена, которые принесли в Прибалтику этноним «венеты».
И.П.Русанова выводит славян из пшеворской культуры (II в. до н.э. – IV в. н.э.), которая находилась в западных пределах Польши.

Существуют три основных версии происхождения этнонима «анты»:

Тюркская версия. А. И. Попов, В. В. Мавродин и др. возводили этот этноним к тюркскому слову ант, которое означает «клятва», в монгольском имело форму anda — «побратим», «побратимство»[14].

Иранская версия. По мнению О. Н. Трубачёва, Б. А. Рыбакова, Г. Г. Литаврина, О. Н. Бубенок, В. Я. Петрухина, Д. С. Раевского и др, наименование антов имеет иранское происхождение. Как указываетФ. П. Филин, слово «анты» созвучно с древнеиранскими словами antas («конец, край»), antyas («что находится на краю») и осетинским attiiya («задний, сзади»). Исходя из этого, значение слова «анты» можно перевести как«живущий на укра́ине, пограничный житель»[19].

Славянская версия. Роспонд С. связывал название анты с венедами и выводил из индоевропейского *ven- «мокрый, влажный»[20]. В последнее время тему происхождения названия антов от венедов поддержал М. В. Грацианский.


Все известные сочинения иностранных авторов можно условно разделить на три большие группы:
1. византийские источники;
2. сочинения восточных авторов;
3. западноевропейские источники.
«Отец истории» Геродот (ок. 485 - ок.425 гг. до н.э.) в своем сочинении «История» рассказы-вает о греко-персидских войнах. Он занимался изучением Причерноморских народов ( скифов)

Гай Плиний Секунд Старший (24-79 гг.) в своем сочинении «Естественная история» рассказывает о племени венедов, которых можно отождествлять со славянами.
Корнелий Тацит в своем сочинении «О происхождении герман-цев и местоположении Германии» пишет, что венедов следует при-числить к германцам

 Клавдий Птолемей, описывая географию античного мира, отмечал, что венеды проживают вдоль всего Венед-ского залива (Балтийского моря).
Наиболее подробные сведения о славянах содержатся у готского историка первой половины VI в. Иордана. («О происхождении и деяниях гетов .        Иордан пишет, что венеты живут у левого склона Карпат, от истоков Вислы, на огромных пространствах. Он также указывает, что племена венетов называются по-разному, в зависимости от местности, но основные названия – склавены и анты

Довольно подробные сведения о славянах студенты могут по-черпнуть в трудах Прокопия Кесарийского (VI в.), являвшегося круп-нейшим византийским историком, дипломатом. Прокопий Кесарийский описывает участие славян и антов в войнах с готами в составе византийских войск. Он пишет, что славяне и анты жили на берегах Дуная, иногда переходили через него и совершенно неожиданно наносили удары римлянам. Так, например, анты совер-шали набеги на Фракию, грабили римлян и обращали многих из них в рабство. Византийский автор пишет, что иногда случались войны между антами и славянами.

 

Билет №3(Восточные славяне в VI-IX веках)
Расселение В 6 веке н.э. Восточные славяне пришли на Среднерусскую низменность с Карпатских гор. В это время у них происходил переход от родового строя к классовому обществу, выделялась знать — вожди волхвы, старейшины. В 9 веке образовалось государство Киевская Русь.
Восточные славяне Расселились по Среднерусской низменности большими племенными союзами. Крупнейшими из них были словене и поляне. Др. народы: древляне, дреговичи, дулебы, тиверцы, уличи, вятичи , волыняне, радимичи, северяне, кривичи и др. За долго до образования государства были основаны древние города Киев на Днепре и Новгород на Волхове.
Общественный строй восточных славян 6-9 вв. определяется как военная демократия – это переходный период от первобытности к государственности. Признаки военной демократии (участие все членов племенного союза(мужчин) в решении общественных задач, народное собрание(вече) как высший орган власти , всеобщее вооружение населения ( народное ополчение)

ЗанятияВажнейшим занятием древних славян было земледелие. Это в частности доказывает и тот факт, что хлеб по древнеславянски — «жито». Слово имеет тот же корень что и слово «жизнь». В пищу употребляли много овощей. Мясо ели редко, скотоводство было развито плохо. Значение также имели охота, рыболовство, собирательство, бортничество. Ремесленники выплавляли металл. изд. из болотной руды. Большое значение имела торговля т.к. через славян.земли проходил торговый путь «Из варяг в греки». Варяги шли по этому пути в Византию и увлекали за собой молодых славян.
Религией славян было язычество – многобожие. Глвный бог – Перун или Род, бог грома и молнии. Почитали также Ярилу (солнце), Даждьбога (огонь), Стрибога (ветер), Купалу (любовь) и др. Жертвоприношения и др. обряды славяне совершали в особых местах – ристалищах, для этого служили особые жрецы – волхвы. Кроме богов славяне верили и в духов: водяных, леших, банников, домовых и пр. Существовал также культ умершего предка – чура.
У восточных славян сложился годовой цикл праздников. Около 1 сент. праздновали Новый год – праздник нового урожая. Около 22 дек. – святки , в самую длинную ночь праздник нового огня, получали нов. «чистый огонь». Около 22 марта – масленица, праздник бога солнца Ярилы – ели блины, похожие на солнце, молодёжь калядовала. Около 22 июня – Иван Купала – гадали, искали цвет папоротника, поджигали колесницу и пр. Единые праздники и единый пантеон богов стал важной предпосылкой к образования единого государства.
Соседи Жизнь восточных славян во многом определялась отношениями с соседями. Среднерусская низменность состоит из 2-х природных зон: леса и степи. Сл. жили в лесах, а степь была для них источником постоянной опасности. Славяне самоотверженно отражали волны набегов агрессивных степных кочевых народов: хазаров, печенегов, половцев. К югу от Среднерусской низменности располагалась Византийская империя — самая развитая страна тогдашнего мира, последний осколок великой античной цивилизации. Славяне совершали походы на Византию, но в тоже время многому учились у её обитателей. К северу от славян жили викинги (варяги) — народ профессиональных морских разбойников. Варягов, как называли их славяне, не интересовали бедные славянские земли, их притягивала Византия, но на пути Из варяг в греки они и торговали со славянами, и грабили их, и нанимались охранять местных князей. Не удивительно, что первыми правителями Киевской Руси будут варяги.
В 9 веке Восточные славяне создали единое государство. Их ранняя история закончилась.

Источники: античные, византийские, арабские.

   

 



2020-02-04 328 Обсуждений (0)
Билет №1. Предмет истории как науки. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Билет №1. Предмет истории как науки.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)