Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Представление о будущем права. Формирование новых концепций правопонимания



2020-02-04 453 Обсуждений (0)
Представление о будущем права. Формирование новых концепций правопонимания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как уже было сказано раннее, современные концепции правопонимания не являются окончательными и абсолютно завершенными. У них всех присутствуют сильные и слабые стороны. Однако представления о сущности права постоянно претерпевают изменения. Это происходит потому, что  меняются общественные отношения, которые право должно регулировать, меняются цели правового регулирования и представления самих людей о том, что есть право. На современном этапе развития общества человечество поставлено перед необходимостью сделать глобальный поворот в своем развитии: оно должно приучить себя к жизни в условиях мира, сотрудничества, справедливости, доброжелательности, свободы. В контексте обновления человеческой цивилизации право как нормативный феномен культуры примет облик, полностью совместимый со свободным социальным творчеством людей. В правовом развитии акцент стоит на свободе, а это требует его ориентации на ценности самоопределения, саморазвития, саморегулирования, самоуправления во всех сферах человеческой жизни.

Есть большое количество гипотез насчет права будущего. Как полагают некоторые ученные, в будущем право должно будет послужить инструментом выхода из институционального кризиса государства и права. Этот кризис уже давно перерос уровень государственный, он все ближе и ближе подбирается к общемировому уровню. Симптомы институционального кризиса государства и права: сверхцентрализация и бюрократизм в государственном управлении, сверхрегуляция, деспотизм законов, отрыв политико-правовых форм от социального содержания, превращение народа в объект государственного управления и правового регулирования. Впереди, как многие считают, закат классических форм государственности, распад крупных государственных образований, замена иерархического пирамидального строения общества на более приспособленный для информационного общества. В сфере права распадение централизованных единств, крупных целостных структур должно положить конец “господству закона”, оно уступит место саморегулированию, нормативной импровизации членов независимых социальных ячеек.[13] При этом данный подход не определяет содержание будущего права.

Большинство теорий о будущем права строятся на представлениях о будущем института государства. Первичным объектом изучения является именно государство, а право будет должно измениться и подстроится под новый тип государства, так же право должно будет определить и регламентировать правовой статус новой государственности. Однако изучение права отдельно от государства использовать необходимо.

«В отсутствии правового идеала, в отсутствии которого технически высокоразвитое право теряет душу, становится автоматическим монстром» - так утверждали первые критики юридического позитивизма, чьи тезисы очень важны для формирования «живой» системы права, а не подавляющего всех левиафана. От бездушия право должны будут спасти другие науки (философия, этика, теология), им необходимо будет установить границы справедливости, определить основное содержание права путем осмысления положения человека в мире.

Плоское, одномерное, упрощенное “техническое” право, пригодное для решения узкопрагматических задач, должно уступить место живому человеческому праву для свободного и справедливого общения людей.

Новые концепции правопонимания могут или полностью вытеснить современные, или стать их частью, дополнив представления о сущности права в сторону нового курса развития права и государства. В данный период основной целью развития государственности является построение правового государства. Данное стремление основано на общечеловеческой системе ценностей. Из этого следует вывод, что если изменятся ценности общества, то и цели политические и правовые видоизменятся под новую систему ценностей.

Стоит также отметить, что с развитием промышленности и технологий могут появиться новые институты права, а возможно даже новые отрасли. Все это приведет к большой нормотворческой работе, которая должна будет основываться уже на новых принципах и доктринах права.

Концепции права будущего будут напрямую зависеть от политического режима, экономической обстановки, правовой культуры населения. Структурный кризис любой из этих отраслей будет приводить к большему усовершенствованию нормативных предписаний и концепций.

Вывод: Сейчас трудно предсказать детально, каким станет право в течении XXI века, но ясно, что понимание права будет совершенно иным по сравнению с тем, которое сегодня владеет нашими умами. Оно будет основано на интеграции общественного и естественнонаучного знания, на существенном переосмыслении привычных для нас представлений о связях общества, природы, космоса, биологического и социального, материального и духовного, рационального и иррационального.[14]

 


Заключение

Сущность права – понятие крайне тонкое. Право характеризуется двойственной природой. Дуализм права проявляется в сочетании классовой и общесоциальной составляющих. С одной стороны, право выражает волю правящей элиты, с другой - долговременные интересы всего общества. Определение и разграничение данных понятий крайне важно для изучения сущности права.

С точки зрения практики сущность права интересна тем, что большое количество ученых-правоведов и не только занимались изучением этого вопроса. Концепции правопонимания составляют огромный материал, в котором описаны самые различные аспекты права, ведь каждый правовед обращал особое внимание на какой-либо аспект.

Представления о сущности права безусловно нужно рассматривать в эволюции и развитии, вне отрыва от конкретной исторической и социально-политической обстановки. Лишь тогда мы сможем получить истинные знания о сущности права и о каждой отдельной теории понимания сущности права.

Вопрос будущего права скорее философский, нежели сугубо правовой. В первую очередь потому, что первичную роль в нем играет гипотеза. Но при этом мы можем проследить вполне предсказуемые тенденции в будущем, так как они начали свое развитие задолго до официального закрепления данных норм. Мы можем утверждать, что праву просто придется видоизмениться, так как без этого невозможно будет преодолеть институциональный кризис власти. Представления о сущности права могут поменяться как в сторону расширения содержания данного понятия, так и в сторону сужения, что маловероятно, так как намечается появление большого количества новых институтов права и отраслей.

Таким образом мы рассмотрели все этапы развития сущности права.


Библиографический список

 

1. Теория государства и права: учебное пособие / Н.М. Чистяков – М.: КНОРУС,2010, с. 92,93

2. Теория государства и права: учебник / В.И. Червонюк – М.: ИНФРА, 2006, с.215-239

3. Теория государства и права. Учебное пособие – М.: Книжный мир. 2007 – с.95-100

4. Алексеев С.С. Теория права - М.: Изд-во БЭК, 2004.- 224с.

5. Общая теория права: Учеб. пособие для юр. вузов. М., 2001. С.96,97,98

6. Основы государства и права: Учебное пособие. / Под общей ред. С.А. Камарова. – М.: Манускрипт, 2001, с.105-107

7. Общая теория права: Учеб. пособ. для вузов. /Под ред. А.С. Пиголкина - М.: Манускрипт, 2000.- 396с.

8. Теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2000. С.85-90

9. Теория права и государства: Учебник для вузов.– М.: Юристъ, 2002

10. Ксенофонт. «Воспоминания о Сократе», IV, IV, 12

11. Аристотель. «Этика», V, 2-10

12. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2004.

13. Конфуций. “Беседы и высказывания»

14. Гегель. «Философия права». “Мысль”. М – 2000

 


Приложение

 

Таблица основных теорий происхождения права

Теория происхождения права Представители Содержание Оценка
Теологическая Многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский ХIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви( неотимисты, Жак Маритен)   Теория отстаивает идеи незыблемости вечности государства, необходимости подчинения государственной воле (закон), как власти от Бога, но вместе с тем, и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. Высказывая такое суждение, даже и ведущее к низложению правителя, церковь не посягает на божественный принцип власти, необходимый для общежития. Подданные не только не должны исполнять приказания правителя, противоречащие божественным законам, но и вообще не обязаны повиноваться узурпаторам и тиранам. Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос об ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Всемирного разума, т.е. это в конечном счете вопросы веры.  
Психологическая Г.Гард, Л.И. Петражицкий Появление государства и права объясняется проявлением свойств человеческой психики, потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты общества, осознанием справедливости, определенных вариантов действия и отношения и пр. В основе его лежат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека к какому-либо действию. Нормы как авторитарные запреты и веления есть лишь отражение этих переживаний. Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность. Влияние человеческой психики не является решающим, а сама психика формируется под влиянием соответствующих экономически, социальных и иных условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь.
Естественно-правовая Фундаментальную разработку теория естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей. Суть данной теории состоит в том, что, кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.  
Нормативизм К. Бергбом - в Германии, Г.Ф. Шершеневич - в России, Д. Остин - в Англии, Р.Штаммлер С точки зрения этой теории право творится государством - это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. ). Главный тезис юридического позитивизма - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право. Исходя из своих научных представлений, нормативистская теория отстаивала идею правовой государственности. Многие ее сторонники выступали против противопоставления государства в права, определяли государство как единство внутреннего смысла всех правовых положений, как осуществление и воплощение правовых норм в единый правопорядок.
Социологическая Эрлих, С.М. Муромцев и Г.Ф. Шершеневич. Социальная норма - это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего права, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права. Отвлекаясь от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.  

 


[1] Ксенофонт. «Воспоминания о Сократе», IV, IV, 12

[2] Аристотель. «Этика», V, 2)

[3] Аристотель. «Этика», V, 10)

[4] Платон. “Политик”

[5] Конфуций. “Беседы и высказывания»

[6] Гегель. Философия права. “Мысль”, М. 2000 г.

 

[7] Гегель. Философия права. “Мысль”, М. 2000 г.

 

[8] Гегель . «Философия права». “Мысль”. М - 2000 г. – с.247

[9] Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // Государство и право. – 1995.

[10] Основы государства и права: Учебное пособие. / Под общей ред. С.А. Камарова. – М.: Манускрипт, 2001

 

[11] Общая теория права: Учеб. пособие для юр. вузов. М., 2001. С.97,98.

[12] Общая теория права: Учеб. пособие для юр. вузов. М., 2001. С.96,97.

[13] Теория права и государства: Учебник для вузов.– М.: Юристъ, 2002.

 

[14] Теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2000. С.85-90.



2020-02-04 453 Обсуждений (0)
Представление о будущем права. Формирование новых концепций правопонимания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Представление о будущем права. Формирование новых концепций правопонимания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)