Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава1.Органы территориального общественного самоуправления-понятие,задачи,значение.



2020-02-03 218 Обсуждений (0)
Глава1.Органы территориального общественного самоуправления-понятие,задачи,значение. 0.00 из 5.00 0 оценок




Реферат

По дисциплине: “Муниципальное право ”

На тему: “Структура и компетенция органов территориального общественного самоуправления в городе Арзамас ”

 

Выполнила:студентка4курса

гр.6-14ГМУ/6Мочалова О.В.

Проверила:Киселёва Я.В.

 

Арзамас 2010

Содержание.

Введение……………………………………………………………………3

Глава1.Орган ТОС-понятие,задачи,значение…………………………7

Глава2.Структура органов ТОС в городе Арзамас……………………14

Глава3.Компетенция органов ТОС в гододе арзамас…………………19

Заключение…………………………………………………………………25

Список литературы……………………………………………………….26

Приложение1………………………………………………………………27

 

Введение

Местное самоуправление является важнейшей частью системы управления обществом. Гарантии его развития закреплены Конституцией Российской Федерации, соответствующими федеральными и региональными законами. В Конституции установлено, что носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. При этом, народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Становление местного самоуправления обусловлено необходимостью преобразования всей системы управления с целью достижения основной цели - улучшение качества жизни людей.

Экономическое значение местного самоуправления муниципального образования состоит в том, что его развитие способствует повышению деловой активности проживающего населения округа, повышению эффективности функционирования хозяйства, формированию новой инфраструктуры.

Политическое значение местного самоуправления муниципального образования состоит в активном развитии народовластия, расширении возможностей и мотивации к добровольному участию проживающего населения непосредственно через созданные Общественные советы или через органы местного самоуправления в решении вопросов местного значения. А реальное участие в местном самоуправлении предоставляет гражданам уникальную возможность для проявления гражданской активности.

Социальное значение местного самоуправления муниципального образования состоит в ориентации на улучшение качества жизни всего населения округа, улучшении жизнеобеспечения населения в сферах, отнесенных к предметам ведения муниципалитетов.

Формально история ТОС в Новосибирске начинается с 2001 года, когда был принят Закон о территориальном общественном самоуправлении в Новосибирской области. Реально же в той или иной форме система ТОС существовала всегда как изначально присущая русской культуре. В период СССР, особенно в первой половине 20 века (когда бытовой аспект жизни людей считался второстепенным и едва ли не постыдным), местное самоуправление существовало в качестве продолжения государственной власти. По мере распада советского строя превращалось в фарс и формализованное, обюрократившееся местное самоуправление. И чем дальше страна шла по пути политических и экономических реформ, чем больше менялись принципы построения общества, тем существеннее становилась роль людей с активной жизненной позицией, понимавших, что больше никто ничего не принесет "на блюдечке", что теперь все придется делать самим, а для этого нужно хотя бы минимально организовываться. И к сегодняшнему дню из стихийных объединений по подъездам и домам выросла реальная организованная сила, постепенно осознающая свои возможности, накопившая реальный опыт взаимодействия и с населением, и с властью, и с коммерческими структурами. Все прозвучавшие на конференции доклады ? яркое подтверждение этого факта.

Особенно важным в этом плане является доклад главы районной администрации А.А.Гордиенко, в котором общественное самоуправление рассматривалось и оценивалось как с научной точки зрения, так и с позиций представителя власти. Глава администрации особо подчеркнул, что местное самоуправление ? это разновидность публичной власти, отличная от государственной, что это ? явление общественной жизни. Основной задачей ТОС, по его мнению, является реализация общественных инициатив. Изменение структуры общественных отношений ведет к тому, что повседневная жизнь все более становится способом самовыражения, а область "малых дел" (тех, которые уже не имеют сугубо личного значения и еще не приобрели значения национального) ? приобретает все большую значимость. Не случайно на Западе, к социальному укладу которого мы все более приближаемся, этой стороне жизни людей уже давно придается очень большое значение. Потому что для человека не может быть комфортным место, в обустройстве которого он не участвовал (хотя бы высказыванием идей). И кому, как не органам местного самоуправления, лучше известны все проблемы конкретного микрорайона.

В разрешении этих проблем очень многое зависит от содействия местных органов государственной власти, очень важным аспектом реализации общественных инициатив является также привлечение коммерческих структур.

Формирование системы территориального общественного самоуправления в субъектах Российской Федерации началось в конце 80-х годов. Первоначально территориальное общественное самоуправление функционировали как подразделения районной администрации, а не как самостоятельные объединения граждан по месту жительства. Вместе с тем их создание и деятельность в некоторых районах города имели свою специфику.

Как отмечают некоторые эксперты , «ТОС - есть наша национальная особенность. Такого института нет ни в одном западном обществе. По своей организационной основе ТОС – это наша русская, дореволюционная община – сельская, крестьянская, казачья, территориально-национальная».

По данным различных ассоциаций органов ТОС, география его деятельности весьма обширна: она охватывает до 100 процентов населения малых городов (6 советов ТОС при населении 60 тысяч человек в Буденновске, 12 советов ТОС при населении 140 тысяч человек в Невинномысске), до 60 - 80 процентов населения средних городов (около 100 органов ТОС в Нижнем Новгороде), до 40 - 50 процентов населения крупных городов (около 300 органов ТОС в Москве, около 150 органов ТОС в Санкт-Петербурге).

Развитие органов ТОС (ОТОС) в регионах крайне неравномерно и зависит от целого комплекса факторов, причем какой-либо стержневой фактор, влияющий на развитие ТОС, выделить не удается. В ряде регионов, где система органов ТОС является уже укоренившейся и доказавшей свою жизнестойкость, они действуют при поддержке местной администрации. Не прослеживается зависимости от первоначальной инициативы в создании органов ТОС - кем бы они не создавались (органами местной власти или инициативными группами), это не отражается на их деятельности и жизнеспособности. Также нет зависимости от форм самоорганизации: не наблюдается существенных различий в действиях комитетов ТОС (КТОС), чьи исполнительные органы избраны общим собранием граждан, и комитетов ТОС, руководство которых выбрано их активом из своих представителей. Кадровый вопрос также не может быть определяющим. В подавляющем своем большинстве исполнительные органы ТОС формируются из числа лиц, находящихся на пенсии; чаще всего это военные пенсионеры и лица, работавшие в системе ЖКХ и строительства. Иногда руководство органов ТОС осуществляется штатными работниками администраций и ЖКХ, но это скорее исключение, нежели правило.

Важная проблема развития ТОС в регионах РФ заключена в отсутствии у них репутации эффективно действующих структур. Как показывает опыт, наиболее эффективной работа комитетов ТОС оказывается в случае делегирования им части полномочий муниципальных органов власти. Если комитет ТОС способен решать конкретные вопросы отдельных граждан (связанных, в основном, с социальной защитой: распределение разовых пособий, подготовка информации и содействие в получении какого-либо социального статуса, выполнение части работы органов соцзащиты), то за ним признается определенный авторитет. Однако этот авторитет следует считать заимствованным, так как базируется он на полномочиях и функциях административных органов. В этом случае комитет ТОС воспринимается как административная разрешительно-лоббирующая структура. Руководство комитетов ТОС должно понимает, что без поддержки и взаимодействия с администрацией их деятельность провальна изначально. Поэтому основные свои задачи и функции они теснейшим образом пытаются согласовать с административными органами, что хорошо заметно из перечня полномочий, отведенных органам ТОС местной законодательно-нормативной базой.

 

Городские ТОСы самостоятельно реализуют некоторые проекты по развитию социального ландшафта. Инструментами этого являются программы грантов, которые предоставляют муниципальные, региональные власти, зарубежные и российские фонды (через систему некоммерческих, негосударственных организаций), средства, получаемые от спонсоров – хозяйствующих субъектов.

Функционирование системы территориального общественного самоуправления оказывает влияние и на изменения политического поля города, что выражается в создании потенциальной возможности использования их территорий в качестве избирательных округов и электорального ресурса.

 

 

Таким образом, опыт изучения различных организаций территориального общественного самоуправления в регионах России позволяет констатировать, что положение ТОС в системе местного самоуправления в субъектах РФ весьма разнообразно.

Пока еще в России отсутствует единое видение решения проблемы «улучшения имиджа территории», «повышения ее привлекательности для новых жителей и инвесторов», «адреса» - как показателя социального статуса проживающих.

Сегодня можно выделить «продвинутые» города, где территориальное общественное самоуправление является неотъемлемой частью городской жизни, важнейшим полем социального партнерства между общественными организациями, властью и бизнесом. Таковыми городами являются Рязань Пермь, Саратов, Арзамас, Омск, Тюмень, Биробиджан, Чистополь – здесь ТОСы признанная и уважаемая структура самоорганизации жителей.

 

 

Территориальное общественное управление

Территориальное общественное самоуправление в городе - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города (районов, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Стоит отметить, что органы территориального общественного самоуправления в городе могут являться юридическими лицами в соответствии с их уставами.

Орган территориального общественного самоуправления в городе выражает и защищает интересы жителей территории в отношениях с органами местного самоуправления города, предприятиями, учреждениями, организациями, подготавливает предложения к планам и программам экономического и социального развития города в границах своей территории.

 

Глава1.Органы территориального общественного самоуправления-понятие,задачи,значение.

Территориальное общественное управление

Территориальное общественное самоуправление в городе - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города (районов, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Стоит отметить, что органы территориального общественного самоуправления в городе могут являться юридическими лицами в соответствии с их уставами.

Орган территориального общественного самоуправления в городе выражает и защищает интересы жителей территории в отношениях с органами местного самоуправления города, предприятиями, учреждениями, организациями, подготавливает предложения к планам и программам экономического и социального развития города в границах своей территории и т.д.

 

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

ТОС - это одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления; это собственные инициативы граждан, направленные на обеспечение основных потребностей жителей определенных территорий; это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого ни одна власть существовать не может.

Территориальное общественное самоуправление с реальными ответственными полномочиями создает предпосылки и условия для развития местного самоуправления на более высоком уровне – уровне внутригородского муниципального образования и города, а также для создания такого самоуправления граждан, как товарищества собственников жилья (ТСЖ) и общественные объединения в форме органов общественной самодеятельности (ООС) по месту жительства.

В соответствии с Конституцией РФ, ТОС не является формой власти.

Через территориальное общественное самоуправление, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократии, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь соответствующей территории и государства в целом.

 

Субъекты ТОС (их исполнительные органы - комитеты, сокращенно КТОСы) не являются ни общественными объединениями, ни коммерческими организациями, так как в качестве основной цели своей деятельности не преследуют извлечение прибыли, а если и осуществляют предпринимательскую деятельность, то лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей.

 

Субъекты территориального общественного самоуправления входят в систему местного самоуправления и могут являться юридическими лицами местного самоуправления.

 

Субъекты территориального общественного самоуправления создаются гражданами независимо от их политических и религиозных убеждений, социального положения для взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, удовлетворения материальных потребностей в области экономических и земельных отношений, охраны общественного порядка и социальной помощи как отдельным нуждающимся в ней гражданам, так и категориям граждан (детям, подросткам, ветеранам, инвалидам, беженцам).

 

Из множества задач, которые стоят сегодня перед городской властью в Арзамасе и требуют безотлагательного решения, одной из главных я бы назвала  развитие территориального общественного самоуправления. Органы ТОС — это объединения жителей одного дома, квартала, микрорайона или округа для решения проблем территории, на которой они проживают. Эти объединения должны стать промежуточным звеном между властью и населением.

 В последнее время домкомы и уличкомы создаются очень активно. И знаете, благодаря вот таким первичным звеньям самоорганизации жители домов частного сектора, многоэтажек наводят чистоту в домах и подъездах, на придворовых территориях, решают вопросы озеленения, благоустройства. В таких дворах появляются спортивные сооружения, детские площадки, налаживается контакт с участковыми, становится больше порядка. Уже много примеров, когда уличкомы и старшие по домам помогают депутатам формировать наказы избирателей. Многолетние проблемы часто так решаются. Мы твёрдо убеждены, что территориальное самоуправление даёт людям возможность отстаивать свои права и интересы.

Только за последний год мы увидели, что там, где жители преодолели свою пассивность, где не стали ждать решения своих бытовых проблем «сверху», по команде «большого» чиновника, они добились многого. Они навели порядок в своих домах с оплатой за электроэнергию в местах общего пользования, наладили конструктивное общение с управляющими компаниями, а если это не получилось, прервали с ними договорные отношения в пользу других, более эффективных управленцев, создали товарищества собственников жилья.

Конечно, при этом ни исполнительная власть города в лице администрации, ни представительная в лице депутатского корпуса, не самоустраняется от своих обязанностей нести ответственность за всё, что происходит не территории города. Но население тоже может стать властью на территории своего проживания.

В городском Совете разработан и принят целый пакет нормативных документов, которые предоставляют полные права для развития территориальных органов самоуправления. Разработано положение и условия конкурса на звание «лучший дом, подъезд, дворовая территория, улица» среди органов ТОС. В бюджете города предусмотрены средства для материального стимулирования активистов ТОС. Большая группа председателей и активистов общественного самоуправления получили денежные поощрения от городского Совета и администрации Орла.

Но активности населения по месту жительства пока явно недостаточно. В 2010 году мы планируем проводить «круглые столы» для популяризации этого движения, обучающие семинары для начинающих активистов комитетов самоуправления, конкурсы. Будем вместе искать пути разрешения жилищно-коммунальных проблем, развивать партнёрство органов власти с территориальным самоуправлением.

Одновременно нам уже пора ставить и задачу второго уровня — объединение уже существующих низовых органов ТОС в союзы, советы, ассоциации на районном уровне, а потом и на общегородском. Такой путь — наиболее перспективный, если мы хотим создать настоящее гражданское общество, а свой город сделать территорией комфортного проживания людей и высокой культуры.

 

В этом смысле значение органов ТОС для формирования гражданского общества в России является довольно важным, поскольку именно в них реально происходит процесс размывания традиционного для России отчуждения общества от управленческой деятельности. Главным здесь является, как это не парадоксально, необязательность таких организаций. Значит, можно предположить, что большинство их них станет возникать не по велению сверху, а действительно лишь только в случае необходимости, когда жители сами осознают свои нужды и интересы и объединятся для их реализации и защиты.

Системная функция органов ТОС

Органы ТОС являются одним из элементов организации местного самоуправления, формой участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением (собрания, конференции, референдумы) или через создаваемые субъекты территориального общественного самоуправления и их органы. По формам следует четко разграничивать комитеты ТОС - организации, образующие юридическое лицо, имеющие уставные и программные документы; и домовые (уличные) комитеты, образованные в качестве частной инициативы жителей без образования юридического лица. Соответственно, различается и способ функционирования данных организаций.

Законодательные основы деятельности организаций ТОС составляют: Конституция Российской Федерации и Уставы регионов, закрепляющие самостоятельность местного самоуправления и право граждан на различные формы осуществления самоуправления, Федеральные Законы "Об общих принципах организации местного самоуправления", "Об общественных объединениях" и "О товариществах собственников жилья", Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 1993г. № 1616 "О некоторых мерах по оказанию государственной поддержки местного самоуправления", определяющих основные принципы системы местного самоуправления и других форм осуществления граждан, а также принципов перехода от централизованных методов руководства к методам правового, организационно-методического и финансового воздействия на формирование системы местного самоуправления и других форм осуществления самоуправления граждан.

Организации ТОС являются одним из элементов гражданского общества, т.к. их зависимость от системы местного самоуправления как административной структуры незначительна. В то же время, такая форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления как территориальное общественное самоуправление (ТОС) является наиболее приближенным к населению звеном в системе местного самоуправления, которое может связать органы местного самоуправления с реальными заботами населения и обеспечить защиту совместных интересов граждан, проистекающих из проживания на определенной локальной территории (поселок, микрорайон, квартал, деревня, сельский поселок, хутор), из необходимости и неизбежности взаимодействия жителей этой территории с органами муниципального (государственного) управления.

Следует подчеркнуть, что система организационного оформления структур ТОС характерна для городов и поселков. В сельских населенных пунктах активно действует система сельских сходов. Кроме того, сельские администрации не являются оторванными от непосредственных контактов с гражданами. Причем эти контакты не носят формальный характер. Право граждан регламентировать значительную долю общественных дел и управлять ею является неотъемлемой частью демократических принципов управления. Оно может осуществляться и через внесистемные (не входящие в систему муниципального управления) форм. Однако развитие внесистемных форм соучастия граждан в процессе управления возможно только в условиях существования развитого гражданского общества, осознания гражданами значения и функции коллективных интересов. Пока развитие общественных и политических отношений в России не позволяет говорить о высокой степени осознанности гражданами коллективных интересов, следствием чего является слабое развитие коллективных форм элементов гражданского общества. В результате развитие ТОС крайне затруднено и имеет в некоторых анализируемых регионах регрессивный характер.

ОТОСы вправе выступать заказчиками сами или совместно с органами управления на выполнение работ по благоустройству, вывозу мусора, ремонту и реконструкции жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры, ЖКХ, дорог и тротуаров с использованием предусмотренных на их выполнение средств из бюджета города или района и собственных финансов. Однако подобная деятельность ОТОСов практически отсутствует.

 

Большинство ОТОСов взаимодействуют со структурами ЖКХ и, даже в некоторых случаях, намечается тенденция сделать ОТОСы частью системы ЖКХ (председателями ОТОСов достаточно часто становятся работники системы ЖКХ).

Развитие системы ОТОС в регионах РФ

Развитие ОТОС в регионах крайне неравномерно и зависит от целого комплекса факторов, причем какой-либо стержневой фактор, влияющий на развитие ОТОС, выделить не удается. В ряде регионов, где система ОТОС является уже укоренившейся и доказавшей свою жизнестойкость, они действуют при поддержке местной администрации. Однако ни в каких регионах администрация не противодействует развитию ОТОС. Не прослеживается и зависимости от первоначальной инициативы в создании ОТОС - кем бы они не создавались (органами местной власти или инициативными группами), это не отражается на их деятельности и жизнеспособности. Также нет зависимости от форм самоорганизации: не наблюдается существенных различий в действиях КТОСов, чьи исполнительные органы избраны общим собранием граждан, и КТОСов, руководство которых выбрано их активом из своих представителей. Кадровый вопрос также не может быть определяющим. В подавляющем своем большинстве исполнительные органы ОТОС формируются из числа лиц, находящихся на пенсии; чаще всего это военные пенсионеры и лица, работавшие в системе ЖКХ и строительства. Иногда руководство ОТОС осуществляется штатными работниками администраций и ЖКХ, но это скорее исключение, нежели правило.

 

Важная проблема развития ОТОС заключена в отсутствии у них репутации эффективно действующих структур. Как показывает опыт, наиболее эффективной работа КТОСов оказывается в случае делегирования им части полномочий муниципальных органов власти. Если КТОС способен решать сугубо конкретные вопросы отдельных граждан (связанных, в основном, с социальной защитой: распределение разовых пособий, подготовка информации и содействие в получении какого-либо социального статуса, выполнение части работы органов соцзащиты), то за ним признается определенный авторитет. Однако этот авторитет следует считать заимствованным, так как базируется он на полномочиях и функциях административных органов. В этом случае КТОС воспринимается как административная разрешительно-лоббирующая структура. Руководство КТОСов хорошо понимает, что без поддержки и взаимодействия с администрацией их деятельность провальна изначально. Поэтому основные свои задачи и функции они теснейшим образом пытаются согласовать с административными органами, что хорошо заметно из перечня полномочий, отведенных ОТОС местной законодательно-нормативной базой.

Но благоустройство своего микрорайона ? далеко не единственная задача ТОС. Известно, что стихийные объединения подростков во дворах часто становятся асоциальными. Ведь сейчас в школе основное внимание уделяется собственно образованию, а родители зачастую целиком поглощены заботой о "хлебе насущном". Поэтому трудно переоценить роль ТОС в воспитании и объединении детей и подростков, причем в первую очередь - внешкольном.

 

Но и у пожилых людей тоже много проблем ? начиная от элементарных бытовых и кончая ощущением своей ненужности. И здесь без помощи ТОС не обойтись.

В решении многочисленных и зачастую весьма сложных задач органы ТОС неизбежно сталкиваются с определенными трудностями, но основная трудность, основная опасность для ТОС скрывается в источнике их возможностей ? в организованности. А.А.Гордиенко особо подчеркнул, что ТОС, обладая сложной системой внутренней организации, рискует превратиться в очередную бюрократическую структуру (к сожалению, печальные примеры этого уже были), чего допускать нельзя.

Но за пять лет своего существования органы ТОС научились справляться с трудностями, приобрели опыт социального партнерства. И активисты ТОС, выступавшие на конференции, в своих докладах большое внимание уделили именно обмену опытом, накопленным за это время в разных районах и микрорайонах города.

 

 



2020-02-03 218 Обсуждений (0)
Глава1.Органы территориального общественного самоуправления-понятие,задачи,значение. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава1.Органы территориального общественного самоуправления-понятие,задачи,значение.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)