Глава3.Компетенция органов территориального общественного самоуправления в городе Арзамас.
Каждый орган местного самоуправления и орган ТОС должен иметь свое поле деятельности, на которое он воздействует в соответствии со своими задачами и целями, т.е. компетенцию. Компетенция органа местного самоуправления (органа ТОС) является сложной правовой категорией, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей. Предметы ведения органов местного самоуправления - это сферы местной жизни, в которых действует данный юридически компетентный в них орган. Предметы ведения как структурный элемент понятия «компетенция» является способом юридического обозначения тех сфер местной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органов местного самоуправления. Так, в соответствии со ст.45.1 Устава г. Арзамас к предметам ведения территориального общественного самоуправления отнесены вопросы развития, содержания и благоустройства части территории муниципального образования, ремонта и эксплуатации жилищного фонда, организации досуга, торговли, бытового и транспортного обслуживания жителей, соблюдения общественного порядка и санитарных норм, использование земли, другие вопросы территориального значения. Вторым структурным элементом понятия «компетенция», составляющим ее главное содержание, являются права и обязанности органов местного самоуправления и органов ТОС. Свои функции и задачи данные органы реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей. Предметы ведения органов местного самоуправления и органов ТОС тесно связаны с предметами их ведения: если с определением предметов ведения органа дается ответ на вопрос, в каких областях местной жизни он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа в той или иной сфере муниципальных отношений. В юридической литературе и в законодательстве при характеристике второго элемента компетенции часто используют понятие «полномочия». 1) создавать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, юридических лиц, общественных объединений объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию. 2) учреждать в установленном законодательством порядке предприятия; 3) заключать договоры с юридическими лицами, связанные с их участием в решении социально-экономических задач на данной территории; 4) разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов экономического и социального развития, программ, принимаемых органами местного самоуправления; 5) представлять органам местного самоуправления заключения по вопросам отвода земли на территории данного ТОС, строительства и расширения на этой территории предприятий и других объектов производственного и социально-культурного назначения, размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, школ, поликлиник и других социально-культурных учреждений, режима их работы, а так же режима транспортного обслуживания этой территории. 6) выступать заказчиком по строительным и ремонтным работам, осуществляемым за счет средств, находящихся в распоряжении данного ТОС; 7) принимать на свой баланс имущество, созданное за счет средств и трудового участия населения, в качестве общей собственности или переданное ему в безвозмездное пользование органами местного самоуправления; 8) объединять на договорных началах собственные средства и средства юридических лиц, общественных объединений для строительства и содержания различных объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения, получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды из собственных средств, приобретать акции и облигации; 9) созывать общие собрания (сходы), граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления; 10) принимать решения о платных должностях в органах ТОС. В отношении установления прав органов ТОС интересны, по-моему мнению, предложения по новой редакции главы 11 Устава г.Арзамас. К основным полномочиям органов территориального общественного самоуправления населения отнесены: - осуществлять совместно и по договору с органами местного самоуправления контрольные функции на данной территории в рамках, предусмотренных действующим законодательством; - участвовать в составлении и обсуждении городского бюджета в части, касающейся данной территории; - осуществлять контроль за использованием средств городского бюджета, расходуемых на данной территории; - заслушивать информацию должностных лиц, руководителей структурных подразделений муниципального образования по использованию сметы расходов на содержание учреждений, расположенных на данной территории, и мерах по социально-экономическому развитию территориального общественного самоуправления населения, социальной поддержке отдельных слоев населения (не более двух раз в год); - представлять главе местного самоуправления предложения по укреплению общественного правопорядка, благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, охране окружающей среды; - строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры; созданию предприятий и организаций, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах; - выступать заказчиком в сфере благоустройства, ремонта и строительства жилого фонда и объектов социально-культурного назначения с использованием предназначенных на эти цели собственных, а также бюджетных средств; - осуществлять меры по воспитанию и трудоустройству молодежи, моральному воздействию на лиц, ведущих антиобщественный образ жизни; - выступать посредниками в возможных конфликтах, спорах отдельных социальных групп населения, способствовать межнациональному согласию и миру; - кооперировать на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для оказания материальной помощи нуждающимся, финансировании необходимых социальных программ, организовывать хозяйственно-финансовую деятельность, не запрещенную законодательством; - участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе; - содержать при необходимости на принципе самофинансирования освобожденных работников органа общественного самоуправления. К совместному ведению отнесены следующие вопросы: - подготовка и реализация социально-экономических программ территории, определении специализации предприятий, входящих в муниципальную собственность, хозяйств, расположенных на территории данного органа местного самоуправления; - совместная экспертиза проектов строительства, реконструкции и ремонта объектов социально-культурного и бытового назначения, жилых домов, экспертиза экологической чистоты объектов производственной и социальной сферы; - согласование графика работы предприятий, учреждений, организаций, занятых обслуживанием населения; - использование и ремонт жилых помещений, расположенных на соответствующей территории; - другие вопросы по согласованию между заинтересованными сторонами. Основное направление деятельности Совета ТОС ? санитарное состояние микрорайона. Организован сбор бытовых и твердых отходов у жителей частного сектора. Заключен договор с МУП СЖХ о заключении ими договоров с жителями, об оплате абонементных книжек для населения, осуществлению контроля за вывозом бытовых и твердых отходов. Решен вопрос о перечислении 10% от собранных средств на расчетный счет территориального общественного самоуправления. В настоящее время Совет проводит разъяснительную работу с жителями многоквартирных домов по вопросу ликвидации контейнеров и ежедневному вывозу машинами бытовых отходов. Уделяется внимание социальной защите населения (многодетных, малоимущих семей, инвалидов, пенсионеров): * при содействии Совета была оказана материальная помощь малоимущим; * 48 семьям выдана гуманитарная помощь; * проводится поздравление с днем рождения жителей юбиляров.
Большая работа была проведена по организации праздничных мероприятий Заключение Первое: из теории и практики следует, что в г.Арзамас мы далеки еще от оптимального соотношения между самоуправлением и тем, что можно назвать вертикалью государственного управления. И то, что сегодняшняя исполнительная власть в лице мэра и администрация города предприняли серьезные шаги к достижению этого баланса, делает им честь. Второе: стоит относиться к ТОС не просто как очередному эксперименту, а как к началу формирования нового для российских городов уровня власти. Они должны охватывать 100% населения и территорий и быть тем самым уровнем, на котором наиболее полно реализуется идея самоуправления. Третье: на данный момент нет федерального закона, регулирующего деятельность органов ТОС. С его принятием могут быть решены многие проблемы в функционировании органов ТОС, и правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления о ТОС будут приведены в соответствие федеральному закону. Четвертое: необходимо предоставить органам ТОС больше полномочий для повышения эффективности своей деятельности. Тогда многие проблемы территории будут решаться в более короткие сроки и с большей результативностью самими органами ТОС. Отсюда следует вывод о том, что необходимо перенести центр тяжести по организации управления жизнью поселений на самих жителей, создать эффективный механизм самоуправления в селах, поселках, малых и больших городах. Через территориальное общественное самоуправление можно соединить общественные потребности в эффективном управлении территориями с интересами жителей конкретных населенных пунктов. Существующий опыт создания и деятельности органов ТОС позволяет не только делать обобщения, анализировать недостатки, но и прогнозировать перспективы развития данной формы самоуправления. Представляется, что в условиях политической и экономической стабильности они займут свое место в системе местного самоуправления и, будут являться первичным звеном территориального самоуправления.
Список литературы : 1. Сборник материалов «Территориальное общественное самоуправление: опыт деятельности» //http://rels.obninsk.com/monf/library/mun11/cont.htm 2. «Об оказании содействия органам и выборным лицам территориального общественного самоуправления в городе» 3. Устав города Арзамаса Нижегородской области. сайте Администрации г. Арзамаса http://www.arzamas-city.ru/?mode=citycharter 4. Методические рекомендации по организации и деятельности территориального общественного самоуправления 5. Мерсиянова И.В. Подходы к решению проблем формирования социальной базы местного самоуправления при стратегическом планировании развития муниципальных образований/ Ассоциация сибирских и дальневосточных городов. – Изд. 2-е. – Новосибирск: Институт неправительственного сектора, 2003. – 44 с. 6. ISBN 5-902169-03-8 7. Территориальное общественное самоуправление как институциональная форма самоорганизации населения. Аналитическая записка по результатам социологического опроса председателей советов микрорайонов г. Новосибирска/ Г.С. Мышако. – Новосибирск: Институт неправительственного сектора, 2002. – 74 с. 8. Ларькина А.П. Органы территориального общественного самоуправления. 9. Территориальное общественное самоуправление: опыт деятельности. Редактор - составитель Савранская О.Л. Серия «Библиотека муниципального служащего», выпуск И. М.: Московский общественный научный фонд, 1999.
Приложение1 В ходе анкетного опроса были выявлены основные факторы, которые мешают эффективной деятельности органов ТОС в г.Арзамас. В первую очередь, это недостаток активного населения (77%) и недостаток финансирования (63%). Таблица 1 Факторы, препятствующие эффективной деятельности
Обратимся к анализу ответов на вопрос о перспективах развития территориального общественного самоуправления в Арзамасе. В целом, респонденты оценили развитие ТОС в Арзамасе как перспективное. Более 35% респондентов считают, что количество органов ТОС будет расти, и еще 31,3% высказали мнение о том, что органы ТОС станут в перспективе равноправными субъектами социально-экономического развития микрорайона, района и города в целом. Большую роль в дальнейшем развитии ТОС в Арзамасе должны сыграть органы местного самоуправления: 43,8% респондентов считают, что на сегодняшний день трудно сказать что-либо определенное относительно перспектив развития ТОС, так как все будет зависеть от политики муниципалитета и лично мэра города. Организации, функционирующие в территориальном общественном самоуправлении, не только имеют хорошие предпосылки для выполнения роли субъектов социально-экономического развития, но и потенциал объединяющих и активизирующих местное население структур, укрепляя социальную базу местного самоуправления, способствуя тем самым реализации его основных целей. Таблица 2 Перспективы развития ТОС в Арзамасе (в %)
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |