Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фискальная и регулирующая функции



2020-02-04 340 Обсуждений (0)
Фискальная и регулирующая функции 0.00 из 5.00 0 оценок




По средствам фискальной функции системы налогообложения удовлетворяют общенациональные необходимые потребности. По средствам регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

    Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

    Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

    Регулирующая (макроэкономическая)функция – это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

4.2 Распределительнаяфункция

    Распределительнаяфункция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция

    Социальная функция налогов носит много аспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д.).

    Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

     Социальная функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутри федеральным отношениям.

Стимулирующая функция

    Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая трудно настраиваемая функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

    Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная функция

Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

    В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

    Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

 

Заключение

 

    Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования: - налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;

- налоговая система должна соответствовать структурной 

-экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;

- налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;

- порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;

- обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

    Этими основными принципами необходимо руководствоваться и нам при создании новой налоговой системы. При этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и современного состояния российской экономики.

     Таким образом существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

    Но выше сказанное не говорит о том, что надо вообще игнорировать теоретическое наследие многих поколений ученых-экономистов. Уже сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы вне зависимости от развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости ее производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне подтверждены практикой и безусловно должны учитываться и нами. Они, кстати, не исключают, а напротив, предполагают отличия между разными странами по структуре, набору налогов, способам их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам.

    Но при этом любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным кардинальным требованиям. Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа равенства и справедливости. Это прежде всего означает: тяжесть налогового бремени должна распределяться между всеми в равной (не одинаковой) мере, и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в казну государства.

    Вторым непременным требованием, которому должна отвечать налоговая система, является эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, либо оно должно быть минимальным; во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению политики стабильности и успешного развития экономики страны. Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика которой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет исключительно важное значение. Обязательным условием эффективности налоговой системы является и то, чтобы она не допускала произвольного толкования, была понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни одно из выше перечисленного не имеет место быть в нашей стране. И последнее условие реализации требования эффективности налогообложения: административные расходы, которые нужны для управления налогами и соблюдения налогового законодательства, надлежит минимизировать.

    Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

    Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный   обязательный характер, простота и гибкость.

    Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

    Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

    Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

   Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

    Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе коей у нас в России еще нет.

    На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

    На Западе, в большинстве стран с развитым рынком основным источником формирования бюджета служит налогообложение физических лиц и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.

    В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение «от теории к практике» построение налоговой системы методом «проб и ошибок» оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие    кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

С ЯНВАРЯ 2006 ГОДА

 

Взыскание налогов, сборов, пени и штрафов

(часть первая НК РФ), недоимки по страховым взносам

на обязательное пенсионное страхование, пени и штрафов

(Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ)

 

Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ

 

1. расширены полномочия налоговых органов в части:

а. установления виновности лица в совершении налоговых правонарушений и обстоятельств, имеющих значение для установления ответственности за правонарушения: смягчающих и отягчающих (п. 6 ст. 108, 112 НК РФ);

б. внесудебного взыскания штрафных санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 103.1 НК РФ);

2. установлен порядок взыскания недоимок по страховым взносам, пеням, штрафам на основании решений территориальных органов ПФР, в том числе бесспорное взыскание недоимок, пеней и штрафов (ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ);

3. органы ПФР наделены правом принятия мер для урегулирования споров с плательщиками взносов (ст. 25, 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ);

4. на индивидуальных предпринимателей распространен административный порядок взыскания недоимок по налогам, сборам, а также пеней, применявшийся до 1 января 2006 г. только в отношении юридических лиц (ст. 46, 47 НК РФ).

 

НДС (глава 21 НК РФ)

 

Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ; Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ; Федеральный закон от 20.12.2005 N 168-ФЗ

 

1. отменен порядок определения налоговой базы "по оплате" (ст. 167 НК РФ);

2. изменен порядок применения налоговых вычетов (ст. 171, 172 НК РФ);

3. не включается в налоговую базу "оплата, частичная оплата" (авансовые платежи), полученная:

а. в счет поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых по ставке 0% (экспорт) (п. 9 ст. 154 НК РФ);

б. в счет поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (п. 1 ст. 154, п. 13 ст. 167 НК РФ);

4. урегулирован порядок обложения НДС сделок по передаче имущественных прав (ст. 155 НК РФ);

5. не включаются в налоговую базу любые суммы, предоставленные бюджетами различных уровней при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот (п. 2 ст. 154 НК РФ);

6. иностранные организации, имеющие на территории РФ несколько подразделений, выбирают подразделение, по месту налоговой регистрации которого предоставляются декларации и уплачивается налог в целом за все подразделения, находящиеся на территории РФ (п. 3 ст. 144 НК РФ);

7. увеличен до 2 млн. рублей размер выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (п. 1 ст. 145 НК РФ);

8. изменен порядок определения места реализации работ (услуг) (ст. 148 НК РФ);

9. изменен перечень операций, не подлежащих налогообложению (ст. 149 НК РФ);

10. изменен порядок пересчета в рубли выручки в иностранной валюте (п. 3 ст. 153 НК РФ);

11. предусмотрены основания для восстановления сумм НДС, ранее принятых к вычету, и порядок их восстановления (п. 3 ст. 170 НК РФ);

12. установлены особенности налогообложения при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории РФ (ст. 174.1 НК РФ);

13. признаны налоговыми агентами комиссионеры (агенты, поверенные), реализующие товары иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РФ (п. 5 ст. 161 НК РФ);

14. увеличен - до 2 млн. рублей - размер выручки, определяющий налоговый период как квартал (п. 2 ст. 163 НК РФ);

15. изменен порядок предоставления в налоговые органы документов и установлены новые документы для обоснования ставки 0 процентов (ст. 165 НК РФ);

16. изменен порядок налогообложения строительно-монтажных работ для собственного потребления (п. 6 ст. 171 НК РФ);

17. установлены особенности уплаты НДС в особых экономических зонах (пп. 3 п. 1 ст. 151, п. 5 ст. 160, пп. 1 п. 1 ст. 164, ст. 165 НК РФ);

18. освобожден от налогообложения ввоз судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов (пп. 12 ст. 150 НК РФ) (вступает в силу с 1 февраля 2006 г., для налогоплательщиков, определяющих налоговый период как квартал, - с 1 апреля 2006 г.);

19. облагается по ставке 0 процентов реализация построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов (пп. 10 п. 1 ст. 164 НК РФ) (вступает в силу с 1 февраля 2006 г., для налогоплательщиков, определяющих налоговый период как квартал, - с 1 апреля 2006 г.).

 

Акцизы (глава 22 НК РФ)

 

Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ; Федеральный закон от 28.07.2004 N 86-ФЗ; Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ

 

1. увеличены налоговые ставки применительно к ряду подакцизных товаров (п. 1 ст. 193 НК РФ);

2. ликвидирован режим налогового склада (отменены ст. 196, 197 НК РФ);

3. введено обложение акцизами получения (оприходования) денатурированного этилового спирта (пп. 20 п. 1 ст. 182 НК РФ);

4. установлена ставка акциза в отношении прямогонного бензина (п. 1 ст. 193 НК РФ);

5. уточнено, какая парфюмерно-косметическая продукция признается подакцизным товаром (пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ);

6. установлены особенности уплаты акцизов в особых экономических зонах (п. 1 и 2 ст. 185, п. 5 ст. 191 НК РФ).

 

НДФЛ (глава 23 НК РФ)

 

Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ; Федеральный закон от 30.06.2005 N 71-ФЗ; Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ; Федеральный закон от 29.12.2004 N 204-ФЗ; Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ

 

1. в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, установлено, какие доходы, полученные в порядке дарения, облагаются НДФЛ, а какие - нет (п. 18.1 ст. 217 НК РФ);

2. увеличено с 2 тыс. до 4 тыс. рублей ограничение по размеру не облагаемых НДФЛ доходов, полученных в виде подарков, материальной помощи, ряда других доходов (п. 28 ст. 217 НК РФ);

3. изменен порядок определения дохода (убытка) по операциям купли-продажи ценных бумаг (п. 3 ст. 214.1 НК РФ).

 

ЕСН (глава 24 НК РФ)

 

Федеральный закон от 06.12.2005 N 158-ФЗ; Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ; Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ

 

1. изменены ставки ЕСН - изменено распределение части суммы налога между бюджетами ФСС РФ и ФФОМС (п. 1 ст. 241 НК РФ);

2. установлены ставки ЕСН для резидентов особых экономических зон (п. 1 ст. 241 НК РФ).

 

Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ)

 

Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ; Федеральный закон от 29.12.2004 N 204-ФЗ; Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ; Федеральный закон от 20.12.2005 N 168-ФЗ; Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ; Федеральный закон от 13.03.2006 N 39-ФЗ; Федеральный закон от 03.06.2006 N 75-ФЗ

 

1. расширен перечень документов, с помощью которых организация может обосновать свои расходы (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ);

2. изменен порядок признания расходов на выдачу спецодежды и форменной одежды (пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 5 ст. 255 НК РФ);

3. амортизируемым имуществом будут признаваться капитальные вложения в арендованные основные средства в форме неотделимых улучшений (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 258 НК РФ);

4. установлен порядок формирования стоимости излишков, выявленных при инвентаризации, и стоимости имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (п. 2 ст. 254 НК РФ);

5. сформулировано определение технологических потерь при производстве или транспортировке (пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ);

6. введено право организации при осуществлении капитальных вложений в основные средства, а также при модернизации, достройке, дооборудовании, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств единовременно признать в качестве расхода 10% от их первоначальной стоимости (осуществленных расходов) (пп. 1.1 ст. 259 НК РФ);

7. снижен срок, в течение которого равномерно признаются расходы на НИОКР, установлена возможность признавать расходы на безрезультатные НИОКР в полном объеме (п. 2 ст. 262 НК РФ);

8. уточнен порядок признания расходов при заключении договора лизинга (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ);

9. в состав внереализационных расходов добавлен расход в виде скидки (премии), выплаченной покупателю за выполнение определенных условий договора (пп. 19 п. 1 ст. 265 НК РФ);

10. предусмотрена возможность формирования резерва предстоящих расходов на цели социальной защиты инвалидов (ст. 267.1 НК РФ);

11. при реализации имущественных прав (долей, паев) организациям дана возможность уменьшать доход на цену их приобретения и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией (пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ);

12. организации - участники договора простого товарищества или же договора доверительного управления имуществом не вправе применять кассовый метод (п. 4 ст. 273 НК РФ);

13. изменен порядок признания расходов по объектам обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК РФ);

14. изменен размер, в котором убытки прошлых лет могут уменьшать налоговую базу текущего периода (50%) (абз. 2 п. 2 ст. 283 НК РФ, ст. 5 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ);

15. упрощен порядок уплаты налога при наличии у организации нескольких обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ (п. 2 ст. 288 НК РФ);

16. новые возможности по признанию, в частности, расходов на ремонт основных средств бюджетными учреждениями (п. 3 и 4 ст. 321.1 НК РФ);

17. установлены особые правила расчета амортизации (п. 7 ст. 259 НК РФ), признания расходов на НИОКР (п. 2 ст. 262 НК РФ), переноса убытков на будущее (п. 2 ст. 283 НК РФ) и применения пониженных налоговых ставок (п. 1 ст. 284 НК РФ) для организаций - резидентов особых экономических зон;

18. установлены особенности признания доходов и расходов в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК РФ);

19. установлены особенности исчисления и уплаты налога резидентами ОЭЗ в Калининградской области (ст. 288.1 НК РФ) (вступает в силу с 1 апреля 2006 г.);

20. изменены сроки применения льготных ставок налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН (ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ).

 

Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ)

 

Федеральный закон от 05.12.2005 N 155-ФЗ; Федеральный закон от 20.12.2005 N 168-ФЗ; Федеральный закон от 31.12.2005 N 201-ФЗ

 

1. граждане РФ, проживающие в Калининградской области, не должны уплачивать государственную пошлину за выдачу им загранпаспорта (п. 4 ст. 333.29 НК РФ) (правило действует с 9 января 2006 г.);

2. установлены размеры госпошлины за регистрацию судов в Российском международном реестре судов, а также за ежегодное подтверждение регистрации судна в этом реестре (пп. 83 и 84 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) (изменения действуют с 24 января 2006 г.);

3. государственная пошлина должна уплачиваться по месту совершения юридически значимого действия (п. 3 ст. 333.18 НК РФ);

4. государственная пошлина в размере 50% от госпошлины, установленной для подачи исковых заявлений неимущественного характера, уплачивается не только при подаче апелляционной или кассационной, но также и надзорной жалоб на решения или постановления арбитражного суда (пп. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ);

5. предусмотрены особенности исчисления размера государственной пошлины за нотариальное удостоверение договоров, подлежащих оценке, и в отношении выдачи свидетельств о праве на наследство, а также то, какие документы могут представляться для исчисления госпошлины за нотариальное удостоверение договоров, подлежащих оценке (пп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ);

6. установлены размеры госпошлины за выдачу загранпаспортов, содержащих электронный носитель информации (пп. 1.1 и 2.1 п. 1 ст. 333.28 НК РФ); за регистрацию иностранного гражданина в Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания (пп. 10.1 п. 1 ст. 333.28 НК РФ);

7. установлены размеры госпошлины в отношении ряда юридически значимых действий (ст. 333.33 НК РФ), в частности: за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (пп. 8.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ), за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме (пп. 20.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ), иные действия;

8. предусмотрен ряд новых льгот по уплате госпошлины (пп. 10 и 15 п. 1 ст. 333.35 НК РФ, п. 5 и 14 ст. 333.38 НК РФ, п. 1 и 2 ст. 333.39 НК РФ);

9. решение о возврате излишне уплаченной или взысканной суммы государственной пошлины принимается тем органом или должностным лицом, который осуществляет действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина; в отношении госпошлины по делам, рассматриваемым в судах и мировыми судьями, заявление о возврате подается в налоговый орган по месту нахождения суда (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

(изменения, указанные в п. 3 - 9 обзора, действуют с 1 февраля 2006 года)

 

Налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ)

 

Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ

 

1. увеличена налоговая ставка на добычу природного горючего газа (абз. 32 п. 2 ст. 342 НК РФ).

 

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) (глава 26.1 НК РФ)

 

Федеральный закон от 03.06.2005 N 55-ФЗ; Федеральный закон от 29.06.2005 N 68-ФЗ

 

1. разрешен переход на уплату ЕСХН налогоплательщикам ЕНВД (отменен пп. 2 п. 3 ст. 346.2 НК РФ);

2. установлен новый порядок расчета доли от реализации сельхозпродукции для перехода на уплату ЕСХН (п. 2 ст. 346.2 НК РФ);

3. расширен перечень признаваемых расходов (пп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

 

УСН (глава 26.2 НК РФ)

 

Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ

 

1. увеличен максимальный размер и состав доходов, при котором возможен переход на УСН (п. 2 ст. 346.12 НК РФ), а также при превышении которого требуется вернуться на общий режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);

2. расширен перечень тех обстоятельств, при которых налогоплательщик обязан вернуться на общий режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ);

3. не вправе применять УСН адвокаты и адвокатские образования, бюджетные учреждения, а также иностранные организации, имеющие филиалы, представительства, иные обособленные подразделения на территории РФ (пп. 10, 17, 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);

4. снят запрет на применение УСН некоммерческими организациями (с долей участия других организаций более 25%) (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);

5. при определении остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (при которой налогоплательщик утрачивает право на применение УСН) учитывается только амортизируемое имущество (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);

6. внесены уточнения по размеру дохода, дающего право на применение УСН или же при котором налогоплательщик обязан вернуться на общий режим, для налогоплательщиков, совмещающих применение УСН и ЕНВД (п. 4 ст. 346.12 НК РФ);

7. расширен перечень признаваемых расходов (пп. 24 - 34 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

8. урегулирован момент признания при применении УСН расходов в виде стоимости покупных товаров, расходов на приобретение сырья и материалов, и ряда иных расходов (п. 2 ст. 346.17 НК РФ);

9. налогоплательщикам, применяющим УСН 3 года и более, дано право на смену объекта налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ);

10. для индивидуальных предпринимателей введена УСН на основе патента (ст. 346.25.1 НК РФ);

11. установлено ограничение на выбор в качестве объекта налогообложения - "доходы" участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяющими УСН (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

 

ЕНВД (глава 26.3 НК РФ)

 

Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ; Федеральный закон от 18.06.2005 N 63-ФЗ; Федеральный закон от 18.06.2005 N 64-ФЗ; Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ; Федеральный закон от 12.10.2005 N 129-ФЗ

 

1. уточнено понятие розничной торговли для целей ЕНВД (ст. 346.27 НК РФ);

2. добавлены новые виды деятельности, в отношении которых возможно введение ЕНВД (пп. 11 - 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);

3. введено применение ЕНВД организациями общественного питания, не имеющими зала обслуживания посетителей, при оказании услуг общественного питания (пп. 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);

4. в отношении бытовых услуг ЕНВД может вводиться как в целом, так и по отдельным их группам (видам) (пп. 1 п. 2, пп. 2 п. 3 ст. 346.26 НК РФ);

5. в отношении автотранспортных услуг уточнено, что применять ЕНВД необходимо при наличии не более 20 (как собственных, так и арендованных) автомобилей, используемых именно для оказания данных услуг (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ);

6. при определении численности работников (для определения суммы налога) уточнено, что в расчет принимаются также лица, работающие по гражданско-правовым договорам (ст. 346.27 НК РФ);

7. сокращено с трех до двух количество корректирующих коэффициентов базовой доходности (ст. 346.27, п. 4 ст. 346.29 НК РФ);

8. установлен запрет на применение ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ);

9. уточнен порядок расчета коэффициента К2 - при его определении будет учитываться фактический период деятельности в календарном месяце (п. 6 ст. 346.29 НК РФ).

 

Транспортный налог (глава 28 НК РФ)

 

Федеральный закон от 18.06.2005 N 62-ФЗ; Федеральный закон от 20.10.2005 N 131-ФЗ; Федеральный закон от 20.12.2005 N 168-ФЗ

 

1. установлены отчетные периоды по транспортному налогу для организаций (квартал) (ст. 360 НК РФ);

2. установлена обязанность уплаты авансовых платежей по транспортному налогу для организаций (ст. 362 НК РФ);

3. в отношении судов, зарегистрированных в РМРС, транспортный налог не уплачивается (пп. 9 п. 2 ст. 358 НК РФ).

 

Налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ)

 

Федеральный закон от 11.11.2003 N 139-ФЗ; Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ; Федеральный закон от 20.12.2005 N 168-ФЗ; Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ

 

1. отменяется ряд льгот по налогу на имущество организаций (п. 6, 7, 16 ст. 381 НК РФ);

2. предоставлена льгота по налогу на имущество организаций для резидентов особых экономических зон (п. 17 ст. 381 НК РФ);

3. предусмотрена льгота в отношении судов, зарегистрированных в РМРС (п. 18 ст. 381 НК РФ);

4. установлены особенности исчисления и уплаты налога резидентами ОЭЗ в Калининградской области (ст. 385.1 НК РФ) (вступает в силу с 1 апреля 2006 г.).

 

Земельный налог (Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1

"О плате за землю")

 

Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ

 

1. Закон РФ "О плате за землю" утрачивает силу с 1 января 2006 года (за исключением ст. 25) (ст. 2 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ).

 

Земельный налог (глава 31 НК РФ)

 

Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ; Федеральный закон от 12.10.2005 N 129-ФЗ; Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ; Федеральный закон от 31.12.2005 N 205-ФЗ

 

1. отменен ряд льгот по земельному налогу (п. 3, п. 8 ст. 395 НК РФ);

2. предоставлена льгота по земельному налогу для резидентов особых экономических зон (п. 9 ст. 395 НК РФ);

3. уточнен порядок введения земельного налога и применения нормативно-правовых актов о земельном налоге в период до 1 января 2009 года (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

 

Налог на имущество физических лиц

(Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1)

 

Федеральный закон от 12.10.2005 N 129-ФЗ; Федеральный закон от 31.12.2005 N 205-ФЗ

 

1. установлены особенности установления и отмены налога, применения нормативно-правовых актов о налоге на имущество физических лиц в период до 1 января 2009 года (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

 

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования

или дарения (Закон РФ от 12.12.1991 N 2020-1)

 

Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ; Федеральный закон от 31.12.2005 N 201-ФЗ

 

1. налог отменяется с 1 января 2006 года (ст. 1 Федерального закона от 01.07.2005 N 78-ФЗ);

2. установлены переходные положения относительно уплаты налога для случаев, когда наследство открылось до 1 января 2006 года (ст. 3.1 Федерального закона от 01.07.2005 N 78-ФЗ).

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

С 2007 ГОДА

 

 



2020-02-04 340 Обсуждений (0)
Фискальная и регулирующая функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фискальная и регулирующая функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)