Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы теории и практики реформирования налоговой системы



2020-02-04 227 Обсуждений (0)
Проблемы теории и практики реформирования налоговой системы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Развитие налоговой системы, отвечающее стратегии евроинтеграции, является одной из наиболее актуальных проблем теории и практики реформирования национальной экономики.

Действующая в Украине налоговая система в целом сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Она во многом копировала системы налогообложения стран с развитой рыночной экономикой и недостаточно учитывала особенности переходного периода национальной экономики, а также необходимость осуществления системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста. Отсутствие комплексного научного анализа и обоснованных подходов к последовательному реформированию налогового законодательства, промедление с внесением в него давно назревших изменений, обусловили обострение противоречий между фискальными функциями налоговой системы и потребностями в стимулировании экономической активности субъектов хозяйствования.

Но нужно признать, что в целом существующая налоговая система трансформируется достаточно медленно и преимущественно как относительно “закрытая система” в своих собственных границах, что приводит к появлению тех недостатков, которые она приобрела в условиях кризисного состояния экономики, деформации регулирующих функций государства, интенсивного формирования “второй” – теневой экономики.

К этим недостаткам, прежде всего, следует отнести:

нестабильность налогового законодательства, многочисленные перманентные изменения и дополнения к существующим законам и другим нормативно-правовым актам в сфере налогообложения;

разночтения между многими законами и подзаконными актами, регулирующими налоговые отношения;

наличие в законах, непосредственно не относящихся к сфере налогообложения, “особых” норм, касающихся налоговых льгот и т.п.;

неурегулированность правовых гарантий для участников налоговых отношений, отсутствие прозрачных и эффективных механизмов защиты прав налогоплательщиков;

сложность и несовершенство процедурной “подсистемы” администрирования многих налогов и неналоговых платежей, о чем свидетельствует практика взыскания и возмещение НДС.

Целесообразность основных принципов функционирования систем налогообложения подтверждена мировой практикой [7. ]. К ним следует отнести:

всеобщность и равенство;

определенность (срок и способ платежа, а также сумма налогов должны быть четко установлены, а процедура платежа понятной для плательщика);

удобство ( налоги следует платить в удобное для плательщика время);

экономия на взыскании налогов (минимизация затрат на такие цели);

рациональность формирования налоговой базы;

достаточность поступлений от налогов и гибкость налоговой политики.

Приведем перечень критериев, которым должна отвечать современная налоговая система:

быть “нейтральной” с точки зрения единства общих принципов ее функционирования;

оказывать содействие расширению налоговой базы;

быть свободной от любых необоснованных льгот;

оказывать содействие инвестициям, экономическому развитию, повышению конкурентоспособности и занятости населения.

Реформирование налоговой системы нельзя отождествлять с перманентной корректировкой порядка уплаты отдельных налогов, предоставлением или ликвидацией некоторых налоговых льгот, введением или усилением определенных штрафных санкций, созданием или пересмотром особых режимов налогообложения для отдельных субъектов, объектов или территорий и т.п.

Реформирование отличается:

во-первых, постановкой концептуально и практически “весомых” целей, достижение которых можно контролировать по конкретным качественным и количественным параметрам;

во-вторых, всеохватывающими, системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики;

в-третьих, относительной определенностью и контролированностью сроков, на протяжении которых будут достигнутые конкретные результаты, отвечающие целям и концепции реформирования.

Процесс реформирования налоговой системы ни в коем случае нельзя растягивать во времени, поскольку между принятием новых налоговых законов и получением конкретных результатов от их внедрения существует достаточно значительный лаг времени, на протяжении которого экономическая ситуация быстро меняется и новое законодательство становится “морально устаревшим”, не отвечающим новым условиям.

Переход к рыночной экономике в Украине обусловил изменение многих экономических институтов и основ хозяйствования. Не обошел этот процесс и налоговую систему. Ее реформирование являются важным шагом, ведь налоги – один из главных регуляторов рыночного хозяйствования. Налоги являются эффективным методом аккумуляции бюджетных ресурсов. Но государство должно принимать участие в финансировании лишь тех мероприятий, которые не по силам осуществить ли организовать частному сектору.

Реформирование налоговой системы является необходимым условием экономического роста и средством достижения определенной социальной “гармонии”.

Доходная часть Государственного бюджета Украины и местных бюджетов формируется за счет налогов и неналоговых поступлений, которые на сегодня являются основными видами государственных доходов.

Создание налоговой системы, адекватной потребностям социально ориентированной экономики, должно предусматривать: во-первых, комплексность, во-вторых, целенаправленное “портфельное” формирование системы налогов, в-третьих, научное определение налогового потенциала, в-четвертых, формирование адекватной правовой основы.

Реформирование налоговой системы в Украине должно базироваться на так называемой портфельной теории, которая широко применяется в современной инвестиционной деятельности. Принимая во внимание основные положения этой теории, можно отметить, что налоговая система должна включать достаточно широкий круг налогов разной направленности. Это необходимо, во-первых, потому, что на протяжении года может иметь место невыполнение плана поступлений доходов в бюджет. Во-вторых, в разных регионах существуют разные экономические условия, которые сказываются на объемах поступлений. Наилучшими для решения этой задачи являются косвенные налоги (специфические и универсальные акцизы), а также налоги на имущество, землю, подоходный налог с граждан. Наличие в системе доходов бюджета нескольких налогов с ярко выраженной фискальной направленностью не свидетельствует о недостатках этой системы, а отображает ее функциональное назначение. Без таких налогов она будет недееспособной.

Количество налогов, с помощью которых государство влияет на все аспекты хозяйственной деятельности предприятий, может быть достаточно значительным. Это объясняется тем, что невозможно с помощью одного или нескольких налогов повлиять на все стороны хозяйственной деятельности предприятий. Система источников доходов бюджета должна быть достаточно разветвленной.

В процессе анализа налогов необходимо рассматривать налоги на статическую и динамическую составляющую деятельности предприятий и налогов на результаты деятельности.

Основное влияние налога на имущество, платы за землю, рентных платежей и прочих платежей, связанных с возможностью предприятия получать прибыль этих налогов на экономику предприятия состоит в стимулировании ликвидации производственных фондов, не приносящих прибыли.

Если ставки налогов на статическую составляющую чрезмерно низки, то они не стимулируют ликвидацию неэффективных производственных фондов (в особенности на государственных предприятиях). Слишком высокие ставки налогов на статику приводят к тому, что предприятию становится невыгодно иметь не только бездействующие, но и эффективно работающие

Налогами на добавленную стоимость, акцизный сбор, начислениями на заработную плату и другими облагаются денежные потоки, которые получаются и выплачиваются предприятием. Влияние любого из этих налогов на экономику предприятия связано с тем денежным потоком, который облагается налогами.

Налог на добавленную стоимость влияет на рост цен. Если ставка этого налога небольшая, то он ориентирует предпринимателей увеличивать прибыль не столько за счет роста цен, сколько за счет повышения эффективности производства и увеличения оборота. Если ставка налога на добавленную стоимость высокая, то он тормозит динамику производства, его эффективность падает, а это может привести к общеэкономическому кризису.

Акцизным сбором облагаются, как правило, товары, которые не принадлежат к предметам первой необходимости и уровень рентабельности которых довольно высокий.

Начисления на заработную плату не только ограничивают возрастание фонда потребления, но и экономически влияют на предприятия путем дополнительного изъятия финансовых средств. Однако, если значительная часть населения нетрудоспособна и не имеет сбережений, то обойтись без этих начислений тяжело.

Существенным элементом системы налогообложение является величина налогового потенциала, которая может использоваться для обоснования расчетов прогнозируемых объемов налоговых поступлений в бюджет. Проблема налогового потенциала является предметом внимания известных украинских ученых и практиков и ее решение будет содействовать внедрению конкретной методики прогнозирования бюджетов всех уровней.

Важным принципом, который необходимо учитывать при построении и усовершенствовании налогового механизма, является принцип стимулирования предпринимательской деятельности и инвестиций в экономику.

Основными принципами реформирования налоговой политики в нынешних условиях должны быть:

1. Налоговое стимулирование и активная государственная финансовая поддержка развития предпринимательства, а также содействие накоплению сбережений населением и их трансформации в инвестиции инновационной направленности.

2. Налоговое содействие прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики с учетом евроинтеграционных процессов.

3. Обеспечение достаточных поступлений в бюджет для финансирования приоритетных государственных социальных программ.

4. Стимулирование укрепления позиций отечественного бизнеса в конкурентной борьбе за счет уменьшения доли налогового компонента в затратах, привлечения иностранного капитала, развития интеграционных процессов на межгосударственном уровне.

5. Существенное снижение уровня налоговой нагрузки с учетом предельных ставок налогов.

6. Пересмотр соотношения действующих налоговых регуляторов. Упорядочение налоговых льгот. Введение понятия “бюджетные затраты” с целью отслеживания последствий любых налоговых стимулов, построения оценки эффективности налоговых преференций. Усовершенствование системы упрощенного налогообложения в направлении применения упрощенного режима лишь для физических лиц, избежание отмывания “грязных” денег, проведение мониторинга налогоплательщиков с целью содействия переходу к общепринятой системе налогообложения согласно установленным параметрам.

7. Обеспечение социальной стабильности в обществе, приоритетная поддержка института семьи как социальной и экономической основы общества.

8. Усовершенствование системы администрирования налогов, перенесение акцентов на добросовестную оплату налогов плательщиками и одновременно применение более жестких методов принудительного взыскания их с должников, организация и осуществление налогового контроля за соблюдением налогового законодательства, повышение ответственности за неуплату долгов учредителями и участниками предприятий коллективной формы собственности. Уместно повысить нижнюю границу уставного капитала и минимальное количество участников акционерного общества для того, чтобы сделать невозможным ситуацию, когда собственники на самом деле не берут участия в управлении и функционировании общества. Актуальным является создание системы эффективного налогового учета. Необходимо введение единого социального налога.

9. Предотвращение злоупотреблений вследствие использования разночтений гражданского, налогового, валютного, таможенного, внешнеэкономического законодательства.

10. Контроль над трансфертным ценообразованием, над афилированными лицами, создание международной информационной системы налоговых служб с определением афилированности сторон, входящими или исходящими ценами на товары, изготовленными в связанных торговыми отношениями странах.

11. Установление оптимального соотношения между местными и общегосударственными налогами, введение налогов на имущество и коммунальных налогов [7. ].

 



2020-02-04 227 Обсуждений (0)
Проблемы теории и практики реформирования налоговой системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы теории и практики реформирования налоговой системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)