Общественные отношения
Социум, как особая часть мира Общество
Подсистемы общества: Экономическая, социальная, политическая, духовная Черты общества, как системы: целостность, наличие и взаимосвязь элементов, отличие данной от других, наличие коммуникаций Признаки общества, как динамичной системы: самодостаточность, способность к самопроизводству, саморазвитию. Общество и природа. Общество и культура. Биологическое существо ← Человек → Социальное существо
Этапы взаимодействия человека и природы: · «Присваивающая» экономика · «Производящая» экономика · «Промышленная революция» · «Научно-техническая революция» (НТР) Культура – совокупность норм ценностей, традиций, выработанных человеком в результате своей деятельности Социальный институт – совокупность норм определенного круга общественных отношений, например, институт брака, дружбы и т.д. Социальное изменение – переход социальных объектов из 1 состояния в другое Формы социальных изменений: эволюция, модернизация, реформа, революция Этапы становления общества: 1. Праобщина – образование людей перед образованием общества. Нет законов, цель: выжить 2. Переход от присваивающего хозяйства к производящему 3. Оседлый образ жизни 4. Зарождение государственности – увеличение населения, захват территории 5. Создание ценностей – язык, мораль, искусство Подходы к развитию общества
Науки, изучающие общество · История · Философия · Политология · Правоведение · Политическая экономика · Социология · Лингвистика · Социальная философия – наука о глобальных проблемах, стоящих перед миром · Этнография · Археология · Технология Развитие взглядов на общество: Космогония – представление о происхождении неба, космоса Теогония – представление о происхождении бога Антропогония – представления о происхождении человека Взаимосвязь общества и природы
Ч – человек, П – природа Традиционное общество Черты востока: · Неразделенность собственности и административной власти · Подчинение общества государству · Отсутствие гарантии частной собственности и прав граждан · Полное поглощение личности коллективом · Деспотичное государство Модели для северного востока: Японская (Южная Корея, Тайвань, Гонконг) · Западно-капиталистический путь · Присутствует свободный конкурентный рынок · Государство регулирует хозяйство · Синтез традиций и инноваций Индийская (Таиланд, Турция, Пакистан) · Западноевропейская экономика сочетается с глубоко неперестроенной традиционной культурой · Многопартийность · Европейский тип судостроительства Африканская (Все африканские страны) · Скудность природных ресурсов, ограниченность в добывании (нет возможности) · Низкий уровень жизни · Не могут самообеспечиваться Индустриальное общество
Общественные отношения Человек – высшая ступень развития организмов на земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания Личность – субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире, как субъект исторического процесса Социальная деятельность – взаимодействие социально значимых действий, реализуемых в субъектах в разных сферах жизни. Результат деятельности людей, развитие всего общества в целом. В итоге этой деятельности происходит формирование и самореализация личности Человек способен преобразовать природную и социальную среду обитания Выход за рамки опыта, целеполагание, целесообразность Структура человеческой деятельности Цель → Средства достижения цели → Действие → Результат Виды потребностей: · Биологические (самосохранение, дыхание) · Социальные (общение, признание) · Идеальные (знание, искусство) Виды деятельности · Практическая (материально-производственная среда · Духовная (познавательный процесс, ценностные ориентиры) Социальные нормы: Традиции | Обычаи | Моральные | Религиозные | Политические | Правовые Общество ↔ Социальные группы Виды социальных групп: · Семья, друзья · Рабочие, интеллигенция · Городские, сельские жители · Дети, молодежь, ветеран Все эти социальные группы объединяют социальные интересы:
Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами Социальные качества личности Психологические | Социальные | Деловые Социальные институты Типы: · Промышленный · Профессиональный · Политический · Обрядовый · Церковный · Домашний Основные потребности: · Воспроизведение рода · Безопасность социального порядка · Добывание средств существования · Передача знаний · Решение духовных проблем Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, предопределяющие жизненность любого общества в целом Этапы институтоализации: · Возникновение общественно значимой потребности · Стихийно складываются социальные нормы и правила · Практическое приближение, утверждение данных норм и правил · Установление санкций для поддержания норм
Основные комплексы социальных институтов
Источники изменения социальных институтов: · Экологические (внутренние) – происходит из-за кризисных явлений внутри института, отчего социальный институт не удовлетворяет потребности · Экзотические (внешние) Функции социальных институтов: · Явные – опознавание и управление · Латентные (серьезные) – неосознанные и неуравновешенные Принцип деперсонализации – социальный институт должен обладать иммунитетом от капризов и интересов индивида Институты представляют свой социальный образец, созданный для использования ресурсов общества в формах интеграции ради удовлетворения той или иной социальной потребности
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |